Календарно-тематический план по литературе 8 класс 2017

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

Курского муниципального района Ставропольского края



Утверждено

Протокол заседания педагогического

совета №1 от 30.08.2016г.

Председатель педсовета____________ / Батталова Л.Л./






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по курсу: Литература. 8 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с положениями

Федерального государственного общеобразовательного стандарта

основного общего образования второго поколения на основе примерной

Программы основного общего образования по литературе

и Программы по литературе к учебнику для 8 класса

общеобразовательной школы авторов В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева,

В.И.Коровина, Н.В.Беляева. Москва. Просвещение. 2013г.










8 класс


Базовый уровень



Составитель:
учитель русского языка и литературы

Омарова У.М.

Вторая категория









2016 – 2017 учебный год

п. Мирный

Рабочая программа для 8 класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (2010г.)

  • примерной программы по литературе, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта;

  • авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под реакцией В.Я.Коровиной (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.П.Полухина, В.И.Коровин, И.С.Збарский), рекомендованной Министерством образования и науки РФ

  • базисного учебного плана общеобразовательного учреждения;

  • федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015-2016 учебный год.


Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной.-М.: Просвещение, 2014.


Согласно учебному плану МОУ СОШ № 13 всего на изучение учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования в объеме: 8 класс – 102 часа (3 часа в неделю)


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Роди­ну, прошлое и настоящее многонациональ­ного народа России; осознание своей этни­ческой принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности об­учающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и по­знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочте­ний, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы­ковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопони­мания;

  • освоение социальных норм, правил пове­дения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школь­ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видах деятельности;

  • формирование экологической культуры на ос­нове признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответствен­ного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели сво­его обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируе­мыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требова­ний, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооцен­ки, принятия решений и осуществления осо­знанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обоб­щения. устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин­дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразо­вывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; ра­ботать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на ос­нове согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и по­требностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-­коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольк­лора других народов, древнерусской литера­туры, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное про­изведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нрав­ственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять ге­роев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сю­жета, композиции, изобразительно-вырази­тельных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содер­жания произведения (элементы филологиче­ского анализа); владение элементарной лите­ратуроведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным цен­ностям русской литературы и культуры, со­поставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретации (в отдельных слу­чаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отно­шение к ней;

  • восприятие на слух литературных произве­дений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произве­дения или их отрывки с использованием об­разных средств русского языка и цитат из тек­ста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домаш­ние творческие работы; рефераты на литера­турные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; фор­мирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетиче­ской функции, роли изобразительно-вы­разительных языковых средств в создании художественных образов литературных про­изведений.



Содержание учебного курса литературы 8 класс


Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истин-ного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о классицизме. Основные правивила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка

дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антиг рой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл чело-веческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их проти-вопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писате-лю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на со-временные писателю порядки. Ирония писателя - гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор)

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушки-на, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прош-лом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.) Сатира и юмор в рассказах.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологи-ческое содержание.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведе-ниях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения роди-не. Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция по- эмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отчественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровен-ных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Герой-повествователь (развитие представлений).


Русские поэты о родине, родной природе (обзор)

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Те о р и я л и т е р а т у р ы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневе-ковая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Исторический роман (развитие представлений).

















Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе

105 часа (3 часа в неделю)

Кол-во

часов

Подготовка к ГИА

Дата проведения


Введение

1



1

Литература и история. Интерес писателей к прошлому своего народа

1

Знакомство с демоверсиями по литературе ОГЭ и ЕГЭ



Устное народное творчество

5



2

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирическая песня как жанр народной поэзии. Р/к Лирические песни Ставрополья

1

Эвристическая беседа. Составление плана. Анализ языковых средств


3

Исторические песни

1

Тренировочные задания в форме ГИА;



4

Частушки как малый песенный жанр

1

Урок внеклассного чтения.


5

Предания как исторический жанр русской народной прозы

1

Тесты


6

Урок-обобщение по разделу «Устное народное творчество»

1

Эвристическая беседа.



Из древнерусской литературы

3



7

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы

1

Эвристическая беседа.


8

«Житие Александра Невского» (фрагменты)

1

Тренировочные задания в форме ГИА;



9

ВН. ЧТ. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века

1

Конкурс



Из литературы XVIII века

6



10

Д.И. Фонвизин, биография. Понятие о классицизме. «Недоросль»

1



11

Действие первое. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического

1

Эвристическая беседа Работа над выразительным чтением..


12

Действие второе. Р/Р Анализ эпизода комедии

1

Тренировочные задания в форме ГИА;




13

Действие третье. Уроки Стародума

1

Составление плана рассказа. Обучение устному рассказу.


14

Действие четвертое и пятое.

1



15

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1




Из литературы 19 века

49



16

И. А. Крылов. Слово о баснописце

1



17

Басня «Обоз». Р/Р Обучение выразительному чтению

1

Практикум анализа стихотворения.


18

Викторина по басням Крылова (на основе изученных в 5-8 классе) Р/к Басни писателей Ставрополья

1

Обучение устному рассказу и выразительному чтению.


19

К.Ф. Рылеев, слово о поэте. Дума «Смерть Ермака»

1

Эвристическая беседа. Работа над выразительным чтением.


20

А.С. Пушкин. Р/к Кавказ в жизни поэта. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября»

1

Анализ изобразительных средств.


21

22

«История Пугачева» (отрывки)

2

Отработка практических навыков учащихся по подготовке к экзамену (в новой форме) в 9 классе по литературе.




23

«Капитанская дочка». История создания. Жанр произведения

1

Тесты


24

Анализ эпиграфа. Гринев и Савельич

1

Эвристическая беседа.


25

Антитеза в романе Пушкина. Р/Р Анализ глав III-V

1

Беседа по иллюстрациям.


26

Сон Гринева. Р/Р Анализ VII главы

1

Эвристическая беседа.

Разбор одного варианта заданий


27

Пугачев в романе «Капитанская дочка»

1

Эвристическая беседа.


28

Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

1

Эвристическая беседа. Беседа по иллюстрациям.


29

«Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина

1

Тренировочные задания в форме ГИА;



30

Р/Р Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Развернутый ответ на проблемный вопрос



31

Р/Р Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1



32

ВН. ЧТ. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы

1



33

Система образов и персонажей в повести «Пиковая дама»

1



34

М.Ю. Лермонтов, слово о поэте (обобщение изученного в 5-7 классе)

1

Отработка практических навыков учащихся по подготовке к экзамену (в новой форме) в 9 классе по литературе.


35

Р/к Кавказ в творчестве Лермонтова

1

Развернутый ответ на

проблемный вопрос



36

Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри»

1

Практикум.


37

Мцыри – романтический герой

1

Тесты


38

Контрольная работа по поэме Лермонтова «Мцыри»

1

Тренировочные задания в форме ГИА;



39

Н.В. Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания

1



40

I и II действия

1



41

III действие. Семейство городничего

1



42

IV действие. Разоблачение пороков чиновничества

1

Отработка практических навыков учащихся по подготовке к экзамену (в новой форме) в 9 классе по литературе.


43

V действие . Хлестаковщина как общественное явление

1

Тесты


44

Р/Р Подготовка к сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

1

Эвристическая беседа. Составление плана характеристики


45

Р/Р Классное сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

1

Эвристическая беседа.


46

Н.В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека»

1

Разбор одного варианта заданий



47

Мечта и реальность в повести «Шинель»

1

Развернутый ответ на проблемный вопрос



48

И.С.Тургенев. « Певцы»

1

Тренировочные задания в форме ГИА;


49

М.Е. Салтыков-Щедрин, слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного горда» (отрывок)


1

Тренировочные задания в форме ГИА;



50

Р/Р Обучение анализу эпизода из романа «История одного города»

1

Практикум анализа эпизода.


51

Р/Р Анализ отрывка «О корени происхождения глуповцев»

1

Тесты


52

Н.С. Лесков, слово о писателе, «Старый гений»

1

Развернутый ответ на проблемный вопрос



53

Л.Н. Толстой: страницы биографии. Заочная экскурсия в имение графа Толстого. Р/К Толстой на Кавказе.

1

Практикум анализа эпизода


54

Художественные особенности рассказа «После бала»

1

Эвристическая беседа. Составление плана.


55

Образы повествователей. Проблематика рассказа

1

Развернутый ответ на проблемный вопрос



56

Тестирование по рассказу «После бала»

1

Разбор одного варианта заданий



57-58

Поэзия родной природы в русской литературе

19 века ( обзор)

Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Майков

2

Тренировочные задания в форме ГИА;



59

Р/Р Подготовка к сочинению на тему: «Поэты 19 века о природе и Родине»

1

Отработка практических навыков учащихся по подготовке к экзамену (в новой форме) в 9 классе по литературе.


60

А.П. Чехов, рассказ о писателе. Трилогия


Эвристическая беседа; пересказ эпизодов


61

Рассказ Чехова «О любви»

1

Тесты


62

ВН. ЧТ. «Человек в футляре» (рассказ из трилогии)

1

Эвристическая беседа.


63

ВН. ЧТ. «Человек в футляре» (рассказ из трилогии)

1

Развернутый ответ на проблемный вопрос



64

Викторина по произведениям А.П. Чехова (на основе изученного в 5-8 классе)

1




Из русской литературы XX века

28



65

И.А. Бунин «Кавказ»

1

Отработка практических навыков учащихся по подготовке к экзамену (в новой форме) в 9 классе по литературе


66

ВН.ЧТ. рассказ «Муза» (из цикла «Темные аллеи)

1

Развернутый ответ на проблемный вопрос



67

А.И. Куприн, биография. Рассказ «Куст сирени»

1

Развернутый ответ на проблемный вопрос


68

А.А. Блок. Слово о поэте. Р/Р Обучение выразительному чтению стихотворения «Россия»

1

Практикум анализа стихотворения.


69

ВН. ЧТ. Стихотворный цикл «На поле Куликовом»

1

Практикум анализ стихотворения.


70

С.А. Есенин, слово о поэте, поэма «Пугачев»

1

Практикум анализа стихотворения.


71

Образ Пугачева в поэме. Понятие о драматической поэме. Р/к Ставроп.писатели о прошлом своего края.

1

Практикум анализ стихотворения.


72

И.С. Шмелев «Как я стал писателем»

1



73

Писатели улыбаются

Теффи, О.Дымов, А.Аверченко « Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»


1



74

Тэффи «Жизнь и воротник»

1

Развернутый ответ на проблемный вопрос


75

М.М. Зощенко «История болезни»

1



76

М.А. Осоргин, рассказ «Пенсне»

1



77

А.Т. Твардовский, поэма «Василий Теркин»

1

Практикум анализ стихотворения


78-79

Главы «Переправа», «О награде», «Два солдата»

Р/Р Обучение выразительному чтению

2

Практикум анализ стихотворения


80

А.П. Платонов «Возвращение»

1



81

Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в произведении

1



82

Стихи и песни о ВОВ 1941-1945гг.

Р/к Песни ставропольских поэтов.

1

Практикум анализа стихотворения.


83

Стихи и песни о ВОВ 1941-1945гг.

История создания одной песни

1

Практикум анализ стихотворения.


84

В.П. Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет»

1

Отработка практических навыков учащихся по подготовке к экзамену (в новой форме) в 9 классе по литературе.


85

Особенности сюжета рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1

Художественный пересказ эпизодов.


86

ВН. ЧТ. Рассказы из книги В.П. Астафьева «Последний поклон»

1

Составление плана характеристики


87

Тестирование по произведениям В.П. Астафьева

1



88

Р/Р Подготовка к сочинению на тему: «Великая Отечественная война в литературе 20 века»

1

Тренировочные задания в форме ГИА;



89

Р/Р Классное сочинение на тему: «Великая отечественная война в литературе 20 века»

1

Тесты


90-91

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе

И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов, Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон_Аминадо, И.Бунин

2

Анализ художественной формы стихотворения.


92

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине

1

Эвристическая беседа.



Из зарубежной литературы

8

Тесты


93

У. Шекспир, слово о писателе. «Ромео и Джульетта»

1

Эвристическая беседа. Ответы на проблемные вопросы.


94

Конфликт как основа сюжета драматического произведения. «Вечные» проблемы в трагедии Шекспира.

1

Развернутый ответ на проблемный вопрос



95

Сонеты У. Шекспира как форма лирической поэзии

1

Тесты


96

Ж-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

1

Развернутый ответ на проблемный вопрос


97

Черты классицизма в комедии Мольера

1

Тренировочные задания в форме ГИА;


98

ВН. ЧТ. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» (обзор)

1

Тренировочные задания в форме ГИА;



99-100

В. Скотт «Айвенго» (главы из романа)

2

Тренировочные задания в форме ГИА;



101

Итоги года. Викторина по произведениям, изученным в 8 классе

1

Тренировочные задания в форме ГИА;



102

Р/к Литература родного края.

1

Тренировочные задания в форме ГИА;



103

Р/к Литература родного края

1

Тренировочные задания в форме ГИА;



104

Р/к Литература родного края

1

Тренировочные задания в форме ГИА;



105

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Задание на лето.

1






Всего 105


контрольные сочинения: 5

классные сочинения: 4

домашнее сочинение: 1

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Учебно-методический комплект

  • Коровина В.Я. Литература. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014.

  • Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе. 8 класс/в.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв. – М.: Просвещение, 2011.

  • Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (Электронный ресурс)/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014

  • Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11- классы (базовый уровень). / под ред. В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2011.

  • Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / В.Я.Коровина (и др.); под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.


Для учителя:

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009

  2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 7класс. - М.: ВАКО, 2002.

  3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.

  4. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

  5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М.: ВАКО, 2005.

  6. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008

  7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа /электронный документ/Режим доступа: http:/mon.gov.ru/dok/akt/6591

  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10)


Для учащихся:

1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2016.

3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 8 класс. - М.: Просвещение, 2006.

4. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

5. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Про­свещение, 2004.

6. Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

7. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

8. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы: - М.: Просвещение, 2006.




РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ

  1. http:// [link] Министерство образования и науки РФ

Техническое оборудование

  • Компьютер

  • Интерактивная доска

  • Мультимедийный проектор


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР

объединения учителей гуманитарного цикла /______________/ Абдулкадырова С.Х.

1от 29.08.2016

Руководитель МО ОУ от 30.08.2016г.

_______________ ______________


















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ


(список произведений составлен на основе программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной)


Сложность работы по заучиванию наизусть в 7-ом классе объясняется тем, что учащемуся предстоит запоминать не только тексты с привычно рифмующимися строками, но и работать с прозаическими отрывками.


  • Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отры­вок по выбору учащихся).

  • Пословицы и поговорки (на выбор).

  • М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всерос­сийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

  • С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

  • М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильеви­ча, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтею­щая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

  • Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

  • И. С. Тургенев. Русский язык.

  • Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

  • А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

  • В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

  • По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотво­рения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты по­мнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Виноку­ров. Москвичи).

  • А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).

  • А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…».


Оценка ставится за выразительное чтение, что предполагает

  • полное понимание текста читаемого наизусть произведения

  • правильный выбор интонации, расстановку логических ударений

  • безупречную орфоэпию ( = соблюдение правил литературного произношения)

Учитель определяет, выставлять ли оценку за каждое прочитанное наизусть стихотворение или общую оценку за несколько стихотворений, принадлежащих одному автору или объединённых общей темой. Учитель имеет право задавать вопросы на понимание прочитанного наизусть текста, проверять умения и навыки анализа лирического произведения.