Урок Свободолюбивая лирика Пушкина

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Подготовила Рудыч Валентина Ивановна, учитель

русского языка и литературы МБОУ Биокомбинатовской СОШ п.Биокомбината

Щёлковского муниципального района МО

9 кл . Литература. Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Цель:

* проанализировать стихотворения «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Узник» (1822), «Птичка» (1823), «Арион» (1827), «Анчар» (1828);

* развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;

* воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, сборники стихов, запись стихотворения «Анчар», игра-беседа, класс произвольно разделён на 3 группы.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством известного русского поэта. Исходя из того, что вы изучили биографию и новые сведения творчества Пушкина, предлагаю вам игру-беседу.

Задание: надо подтвердить или опровергнуть предлагаемую информацию.

1.А.С.Пушкин родился В Петербурге. (Нет, В Москве.)

2.В семье Пушкиных было двое детей. (Нет. 3)
3. Няня научила Пушкина читать. (Нет, крепостной слуга, Никита Тимофеевич Козлов.) 
4. Лучшим другом и воспитателем Пушкина в детские годы была его няня Арина Родионовна. (Да, правильно.) 
5. В 15 лет он поступил в Царскосельский лицей. (Нет, в 12 лет.)

6.В лицее Пушкин проучился 4 года (Нет. 6 лет)

7.В это село Пушкин приехал впервые после окончания Лицея. (Михайловское).

8.Черты быта и нрава этого села Пушкин перенес на страницы повести "Дубровский"( Петровское).

9.Как звали слугу Пушкина? (Никита)

10.В день какого праздника родился Пушкин? (Вознесение).

11.На какой улице родился Пушкин?( Немецкая).

12.В каком селе состоялась встреча с А.П.Керн? (Тригорское).

13.На берегу какой реки расположено село Михайловское? (Сороть).

14.У стен какого монастыря похоронен Пушкин?( Святогорский)

15.Фамилия прадеда Пушкина? (Ганнибал).



11. Определение темы урока.

Прошу обратить ваше внимание на эпиграф нашего урока:

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Подумайте, какой смысл вкладывает Пушкин в данное выражение? К каким действиям призывает? Какая тема просматривается?

Если затрудняетесь с ответом, я помогу вам ещё словами поэта:

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Какую «звезду пленительного счастья» имел в виду автор? В каком обществе человек может постичь радость жизни и счастье? – только в свободном!

Теперь вспомним основные темы поэзии Пушкина. (патриотическая, вольнолюбивая, интимная, тема о поэте и поэзии).

Итак, пришло время определить тему сегодняшнего урока.

Запись в тетрадях: тема урока. ознакомление с целями урока, объяснение свободолюбивой темы в лирике Пушкина.

Слова – свобода, вольность, воля, вольный – ключевые слова в творчестве поэта. Тема свободы - одна из важнейших тем лирики Пушкина, важнейшая жизненная ценность. Свобода – основа его творчества, основа дружбы. Данная тема раскрывается Пушкиным в следующих стихотворениях: ода «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Узник» (1822), «Птичка» (1823), «Арион» (1827), «Анчар» (1828).

1I1. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание вы выполняли по теме «Дружба в лирике Пушкина», и пришло время послушать чтение наизусть стихотворения «Пущину», посвящённое лицейскому товарищу (по одному обуч-ся от группы). Ребята самостоятельно оценивают ответ.

Вспомните, каких лицейских друзей Пушкина мы называли на предыдущем уроке? (Дельвиг, Чаадаев, Кюхельбекер, Матюшкин, Данзас).

На предыдущем уроке в группах выполнили творческую работу – написали мини-сочинение на тему «Настоящий друг», предлагаю послушать эти работы сейчас и оценить.

От каждой группы выступает 1 обуч-ся, зачитывает свой вариант сочинения. Ребята хорошо справились с заданием, получили отметку «5».

IV. Изучение нового материала.

На уроке мы с вами познакомимся с отдельными стихотворениями на свободолюбивую тему. Ребята по группам провели небольшую исследовательскую работу и подготовили анализ данных произведений.

Слушали сообщения:

1. ода «Вольность» (1817)

В этой оде Пушкин смотрит на мир как пристрастный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает «неправедная власть». Весь мир, а не только Россия, лишён свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Стихотворение, конечно, отражает не только личный взгляд Пушкина – это взгляд просвещённых дворян, думавших о будущем России. Но ода «Вольность», как и другие «вольные» стихи, не сухой социальный манифест, пропагандирующий идею конституционной монархии. Идеал общественной свободы стал высокой поэтической истиной, открывшейся самому поэту. В «Вольности» к миру обращается поэт – глашатай вечных истин, «друг человечества».

Что является основой свободы по Пушкину? (Пушкин страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону, который принят им самим, - по закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, «ужас мира» и «стыд природы», нарушение божественной гармонии.)

- Каково настроение, чувство лирического героя? (Поэт – противник насилия. Свобода, с его точки зрения, не может быть достигнута в результате революции и заговора. Великую французскую революцию он называет «славной бедой» (казнённый Людовик – «мученик ошибок славных»), подчеркнув её разрушительный характер и одновременно указав на то, что революция – акт возмездия тиранам. Мрачная «диалектика» насилия над тиранами передана в словах об убийстве Павла I:

Падут бесславные удары…

Погиб увенчанный злодей.)

- Какую роль играют в «Вольности» два исторических микросюжета: казнь Людовика XVI и убийство Павла I?

- Чем заканчивается ода? (Тираноборческий пафос сливается в «Вольности» с апелляцией к разуму монархов, к чувству самосохранения. Пушкин завершает оду «поучением» - призывом, обращённым к царям:

Склонитесь первые главой

Под сень надёжную Закона,

И станет вечной стражей трона

Народов вольность и покой.)


2. «К Чаадаеву» (1818)

«К Чаадаеву» - в отличие от абстрактного изложения политических учений («Вольность»), здесь речь идёт о каких-то ожиданиях в пределах русской действительности, и хотя нельзя переоценивать революционность этого послания, нельзя не видеть в нём призыва к действию.

Послание «К Чаадаеву» - яркий лирический символ веры молодых друзей вольности. Стихотворение носит личный, даже интимный характер. Это связано с тем, что меняется адресат пушкинских слов о свободе. Если в «Вольности» и «Деревне» он взывает к необозримому миру, поражённому тиранией, и к России, к монарху, то теперь у его порыва к свободе «частный» адрес: Чаадаев, друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан и узами дружбы, и общей целью.

- Как понимается свобода в этом стихотворении? (Свобода и здесь предстаёт как цель высоких стремлений поэта и его друзей, как ответ на «Отчизны…призыванье». Но на первый план выходит внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной. Свобода – это «желанье», страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью. Ожидание свободы – такое же «томленье упованья», каким охвачен «любовник молодой», ждущий «минуты верного свиданья». Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге, с «прекрасными порывами» нетерпеливой души.)

- Что возникает в финале стихотворения? (Образ будущего. В котором небо подаст весть об обновлении России, о наступающей поре свободы («звезда пленительного счастья»), Россия, словно богатырь, «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья». Пушкин не имеет в виду падение монархии, «самовластье» - это тирания, деспотизм).

-3. «Деревня» (1819)

«Деревня» - пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью совершать реформы.

В этом стихотворении представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идёт уже не о тирании во всемирном масштабе, как в оде «Вольность», а о русском крепостном праве, не о свободе как абстрактной идее всеобщего блага, а о свободе русского крестьянства. Пушкинская деревня – это не какой-то исключительный «пустынный уголок» России, где

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный

Позор.

«Барство дикое» и «Рабство тощее», увиденное в деревне, - явления, типичные для России. Во второй части поэт расширяет «географические» границы своих размышлений. Если сначала речь идёт о конкретной деревне, где поэт обрёл «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», то во второй части создаётся обширный образ русской деревни. Взором истины он видит всю Россию – страну деревень. Аллегорические образы «Барства дикого» и «Рабства тощего» подчёркивают, что речь идёт не о «плохом» барине и его крепостных, а о любом деревенском тиране и любом русском крестьянине-рабе. Поэт мечтает увидеть «народ неугнетённый», а торжество «Свободы просвещённой» связывает с волей царя.

- В чём отличие «Деревни» от «Вольности» в понимании свободы? (В «Деревне» заметны новые оттенки свободы. Это связано с усилением авторского «присутствия». В «Вольности» к миру обращается поэт – глашатай вечных истин, «друг человечества». В «Деревне» образ автора-поэта конкретнее: он подчёркивает, что приезд в деревню – акт его воли).

- Почему автор предпочитает деревню городу? (Он предпочёл спокойную деревенскую жизнь с её «мирным шумом дубрав» и «тишиной полей» суетной городской жизни с порочным двором Цирцей, «роскошными пирами», забавами и заблуждениями. Город – это «суетные оковы», мешающие постигать блаженство истины, слушать голос просвещённой мудрости «оракулов веков». Именно в деревне, где суету сменяет «праздность вольная, подруга размышленья», поэт учится «свободною душой Закон боготворить»).

- На какие три части делится стихотворение?

- Как в первой части – идиллического изображения природы – проявляется традиция сентиментальной литературы?

- Идиллия «Деревни» оказывается лишь иллюзией свободной и счастливой жизни, она отменяется второй часть стихотворения. Проанализируйте пейзаж в «Деревне». Докажите, что он увиден глазами человека со «свободной душой».

- Почему вторая часть, о «барстве диком», имеет выраженное публицистическое звучание?

- Можно ли считать революционным вопрос – призыв, заключённый в последней части?

- Как в стихотворении «работает» приём контраста?


Одноклассники оценили выполненную работу отличными отметками..


5.Коллективная работа с текстом стихотворения «Анчар» (1828).

1)В записи Владимир Яхонтов читает Пушкина.

2)Анализ стихотворения.

В этом стихотворении Пушкин поднимается до широкого обобщения и исследования источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.

Стихотворение может быть прочитано и как философская притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке, и как политическая аллегория (сам Пушкин протестовал против аллегорического истолкования стихотворения). В контексте современных экологических проблем символика «Анчара» приобретает новый смысл: вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной силы «смертной смолы» ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели человечества.

- Рабство как противопоставление свободе личности. Как это стихотворение углубляет размышления поэта о свободе?

- Каково отношение автора к героям стихотворения? Чем оно определяется?

- Какое звучание придаёт стихотворению обращение к легенде и легендарному образу дерева?

V. Подведение итогов урока.

1.Что нового узнали на уроке?

2.Какое стихотворение понравилось больше и почему?

3.Какой вид работы хотелось бы повторить?

V1. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть одно стихотворение по выбору.

2.Искать информацию по теме: «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина».





6