Разработка урока по русскому языку на тему Односоставные предложения и по литературе Баллады В.Жуковского

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ТЕМА:

Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

ЦЕЛЬ:

закрепить полученные знания,

отработка навыков грамотного письма,

отработка навыков анализа литературного текста.

ХОД УРОКА:


I. Начало урока.

Задание:

- Из известных вам афоризмов назвать только те, что представляют собой односоставные пред­ложения.


Учащиеся называют много таких предложений, мы же записываем:


С русским языком можно творить чудеса. (К. П а у с т о в с к и й).


Учитель объясняет, что на этом уроке, как и на всех уроках русского языка вообще, мы постараемся увидеть, почувствовать, как удается «творить чуде­са» великим писателям.

Сегодня мы посмот­рим, как и зачем использует односоставные предложения М. Ю. Лермонтов и те, кто пишет о нем.


Записываем тему урока.


Продолжите и запишите стихотворение М. Ю. Лермонтова:


И снится ей все... (что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.)


Один из учеников проводит анализ текста, задавая вопросы классу:

- В чем смысл этих строк?

- Сколько простых предложений вхо­дит в этот текст?

- Какие орфограммы есть здесь? Сгруппируйте их

(непроизносимые согласные и отсутствие их:

солнца, грустна, прекрасная;

чередование гласных в корне: растет;

проверяемые гласные и согласные,

падежные окончания существительных и прилагательных и т. д.).


Такая группировка нужна, предлагаю учащимся назвать строч­ки

М. Ю. Лермонтова, в словах которых встречались бы перечисленные орфограммы

(«И скучно, и грустно...»;

«Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали»;

«Отво­рите мне темницу» и т. д.).

Нужно вос­пользоваться всеми стихотворениями Лер­монтова, которые учили наши ученики.


Проводим анализ слова горючий.

Говорим об омонимах:

  1. Способный гореть. Горючий материал.

  2. Горючие слезы (разг.) — горькие сле­зы.


  • Почему же утес, большой, крепкий, назван горючим?


В другом известном вам стихотворении поэт называет утес велика­ном.


  • Подберите и запишите синонимы к слову горевать.

(Скорбеть, сокрушаться, крушиться (разг.),

тужить (разг.),

уби­ваться (разг.),

кручиниться.)


  • А к слову грустный?

(Печальный, унылый, невеселый, скучный.)

  • Почему же Лермонтов берет слово горючий?

Что вы знаете о происхождении слова утес ?


Утес (по Л. Успенскому) — от тесать «сгла­живать, срубая»;

скала, плоско утесанная при­родой, образующая гладкую стену, обрыв.


Утес (по Н. Шанскому) — собств. русское. Образовано безаффиксным способом от утесать «стесать». Буквально «гладкая (обтесанная) скала».


II. Переходом к односоставным предло­жениям станет синтаксический разбор пер­вого лермонтовского предложения:


И снится ей все...


Повторяем все теоретические све­дения о безличном предложении, приводим примеры безличных предложений из поэзии М. Ю. Лермонтова:


1) В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?


2) Вот смерклось. И т. д.


Стилистическую роль безличных пред­ложений показываем, читая домашнюю работу — миниатюру о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Сосна».


Следующий этап урока посвящен повто­рению определенно-личных предложений.

Но о том, что сейчас пойдет речь об опре­деленно-личных предложениях, учащиеся не знают, им это предстоит определить.

Пере­ход будет такой:


Я прочитаю вам слова М. В. Ломо­носова об одном из типов односоставных предложений.


- О каком? «Умолчание» место­имений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит».


- Какие предложения называются опреде­ленно-личными?

- Чем выражено сказуемое в этих предложениях?


Приведите примеры из стихотворений Лермонтова:


1) Люблю дымок спаленной жнивы...


Для чего они служат? Какова их роль?


Начинаем с вопроса:

- «Как ученый-лин­гвист А. М. Пешковский писал о неопре­деленно-личных предложениях?» — и повто­ряем этот тип односоставных предложений.

Слова А. М. Пешковского были записаны на уроке, когда изучались неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения:

действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».


Записываем, комментируем и разбираем предложения:


Схоронили его за Москвой-рекой...

И бугор земли сырой тут насыпали,

И кленовый крест тут поставили.


Сфера употребления неопределенно-лич­ных предложений широка, мы показываем их использование в отрывке из литературно-критической статьи из «Энциклопедиче­ского словаря юного филолога».


Чтобы ощутить своеобразие лермонтовского языка, начнем с одного очень характерного для поэта слова-символа и подумаем, что значит слово буря в памятном всем с детства «Парусе» (1832).

Очень часто говорят, что в этом стихот­ворении выражен призыв к буре. И в самом де­ле:

«А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой».

Но, с другой стороны, буря в своем прямом значении ведь только что описана («Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит»).

И лирическим откликом на нее было вовсе не выражение радости, а грустное, скеп­тическое «увы!».

Значит, буря здесь — это прежде всего борьба, неприятие того, что есть, в том числе и реально происходящей бури.


Назывные предложения повторяем по та­кому же плану, что ранее:

теория,

примеры,

стилистические особенности употребления.


С помощью назывных предложений уча­щиеся должны создать сценарий любого эпизода любого произведения М. Ю. Лер­монтова

(«Песня про купца Калашнико­ва...»,

«Мцыри»,

«Бородино» и т. д.


Напри­мер:

«Кремль. Старинные царские палаты. Причудливая роспись на стенах. Узкие не­большие оконца. Длинные столы, уставлен­ные яствами. Опричники вокруг царя». И т. д.).


Использование односоставных предложе­ний в собственных письменных работах — заключительный этап урока.


На доске на­писаны задания для разных групп уча­щихся:


I группа

создает эссе

(слово тол­куется как «очерк», «статья», «попытка» (на этом мы делаем акцент!), «свободная трактовка какого-нибудь вопроса»), нача­лом которого могут быть слова:

1. Этой жизни суждено было проблеснуть бле­стящим метеором, оставив после себя длинную струю света... (В. Г. Белинский).


2. Прочла и тут же запомнила стихи...
(О. Берггольц).


II группа учащихся

списывает тексты с листочков, находит односоставные предло­жения, графически их обозначает.


Тарханы — имение Арсеньевой. Светелка в барском доме, служащая Арсеньевой и малой комнатой, и комнатой для дневного отдыха.


1) Никита, вели возок готовить. В Петербург еду. Ступай! (Читает!) «Милая бабушка, не уби­вайтесь слишком по мне... С меня хватит тупой жестокости одних, рабьего смирения других.

...Ни в чем, ни в чем себя не упрекайте. Вы сделали для моего счастья больше, чем это в силах смертного человека. Простите меня, милая, род­ная моя, любимая, последняя мысль будет...» (го­лос Арсеньевой пресекается).

Как же вышло, что никто за Мишу не заступил­ся? Ведь это же не дуэль, а убийство... Раз нет мужчины, чтобы отомстить, я сама негодяя вызову.

(По Ю. Нагибину).


2) Его тело перевезли поздно вечером. Из­возчики не желали ехать «в такую даль» и «в такую грозу».

По тем же причинам не могли раздобыть ле­каря, чтобы оказать помощь тому, кто лежал на траве под Машуком.

Потом положили на диван. Позже перенесли на стол. Рана была смертельной. Хорошо целил Мартынов! «Милая бабушка, будьте здоровы и уверены, что бог Вас вознаградит за все печали». (По Г. Гулиа).



III. Домашнее задание:


1. если учащиеся на уроке не успеют закончить работу, то заканчивают ее дома:

2. если успеют — со­ставляют небольшой текст с использованием односоставных предложений на любую тему.










































































Открытый урок по русскому языку в 8 классе

по теме


«Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»


учитель: Лисовицкая Л.Ю.






























































Открытый урок по литературе

по теме «Баллады».


«Баллада В.А. Жуковского «КУБОК»



учитель: Лисовицкая Л.Ю.
























ЦЕЛЬ УРОКА:


ввести учащихся в мир баллад Жуковского;

познакомить с их жанровы­ми особенностями;

дать понятие о стихотвор­ной строфе;

помочь ребятам осмыслить тра­гизм содержания баллады «Кубок»; продолжить обучение выразительному чте­нию;

развивать ассоциативное мышление учащихся средствами музыки и живописи.


ОБОРУДОВАНИЕ:


На уроке используются репродукция порт­рета Жуковского работы О.Кипренского;

ил­люстративный материал, воспроизводящий эпоху средневековья; иллюстрации к балладе «Кубок» (худ. А.Кошкин и А. Озерская);

магни­тофонная запись «Римский-Корсаков.

Сюита "Шехеразада". Фрагмент "Буря на море"».


ХОД УРОКА:


Во вступительной беседе задаю воп­росы:


- Любите ли вы истории о чудесных событиях?

- О страшной судьбе бесстраш­ных героев?

- О таинственном мире духов и оборотней? Интересны ли вам истории о рыцарях?

Если да, то в таком случае вам навер­няка понравится стихотворение с острым сюжетом о неотвратимой судьбе героя или
случае
, в корне изменившем его жизнь.

Та­кое стихотворение называется балладой.


(Баллада новый для восприятия уча­щихся литературный жанр,

К этому времени ученики знако­мы с такими фольклорными жанрами, как миф, сказка, загадка, пословицы и поговор­ки.

Узнавание же жанровых особенностей баллады происходит в процессе чтения и разбора баллады Жуковского «Кубок».)


Баллада это сюжетное стихотворе­ние, в основе которого лежит необычный случай.


(Такое определение жанра баллады учащи­еся под мою диктовку записывают в свои тет­ради. Оно дано в кратком литературоведчес­ком словаре, с которым мы работаем на уроке.)

Существующие определения данного жанра имеют общую основу, но в них есть свои нюансы.


Примеры:


1. Баллада это стихотворное лиро-эпическое произведение с ярко выражен­ным сюжетом исторического или бытового характера.


  1. Это лиро-эпическое сюжетное произ­ведение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом,бытовом материале с таинственным колори­том мрачным или героическим.


  1. Это стихотворение особой формы ,преимущественно на историческую, обычно легендарную форму (словарь под ред.
    С.И.Ожегова).


  1. Небольшое стихотворное произведе­ние с легендарным, историческим, сказочным или бытовым содержанием (академический словарь)

5. Лирическое стихотворное повествование , основан на предании

( словарь В.И.Даля)


Как стихотворное произведение, баллада написана строфами.


СТРОФА – группа стихотворных строк, объединённых содержанием и связанных между собой определённой рифмой ( записывается в тетрадь).


Добавим:

чаще всего встречается строфа из 4 строк (четверостишие).

Но бывают строфы, имеющие 5,6,7 и более строк. Строфы отделяются друг от друга интервалами.


( Кратко раскрываю исторический период, на фоне которого и развёрнутся главные события, описанные в балладе.

Попутно уточняем значения некоторых слов, которые встречаются в тексте произведения.)


В русскую поэзию балладу ввёл В.А.Жуковский. Он написал 39 баллад, которые пользовались огромной популярностью и прославили поэта.


Один из современников поэта художник Орест Кипренский создал в 1816 году портрет, на котором изобразил Жуковского. Обращаю внимание на фон портрета: башни замка, ненастное облачное небо, сумрак.


- Случайно ли это? Когда строили замки? ( в средние века)


Часть своих баллад Жуковский посвятил средневековым сюжетам. Средние века – века рыцарства с вечными раздорами, войнами и замкнутой жизнью, которая протекала однообразно и скучно за зубчатыми стенами замков.


Нередко к замкам подступали враги.

Для защиты от них владельцы замков держали воинов: латников, рыцарей.


  • Кто такой латник? (Простой воин в ла­тах — доспехах, прикрывавших грудь и спину.)


  • Кто такой рыцарь?


Рыцарь — профессиональный воин.

Но не просто воин, воин — всадник в шлеме, панцире со щитом, мечом и копьем. То есть это тяжеловооруженный воин. Все его сна­ряжение было дорогим, следовательно, он должен быть богатым человеком знатного происхождения.


К рыцарскому званию готовили с детст­ва.

Мальчик из знатной семьи становился пажом и обучался послушанию и хорошим манерам.

Пажи носили епанчу — длинный широкий плащ.

Пажами служили мальчики 7—14 лет, то есть ваши сверстники. Такой мальчик-паж и является героем баллады Жу­ковского «Кубок».


Что такое кубок?

(Старинный сосуд для вина в виде большого бокала, иногда с
крышкой.)


После чтения баллады спрашиваю:


Понравилась ли вам баллада?

Какие слова остались непонятными?


Затем веду беседу по содержанию бал­лады:


Какой случай описан в балладе? В чем его необычность?

  • Зачем царь бросил кубок в море?
    (Бессердечный и жестокий, он требует от своих подданных бессмысленной жертвы под видом верности долгу и преданности ца­рю. Он толкает их на верную смерть.)


  • В балладе очень важным является по­ведение героев в необычной ситуации. Как отнеслись приближенные царя к его призыву
    «сыскать» кубок?
    («...рыцарь и латник недви­жно стоят...», «все безответны».)


Почему паж вышел «смиренно и дерз­ко вперед»? (В нем сочетаются воспитанная покорность и природная смелость.)


После ответов на вопросы предлагаю музыкальный фрагмент.

И продолжаем бе­седу:


  • Найдите строфу, которая ассоцииру­ется у вас с этой музыкой.

Прочитайте.

- Почему вы так решили?

- Что помогла почувствовать музыка?

(Лучше представить картину бушующего мо­ря, понять грозную стихию, с которой борол­ся паж.)


  • А заметили ли вы, что в самом тексте
    звучит музыка моря?


  • Какими языковыми средствами поэт добивается этого? (Повторением шипящих и
    свистящих звуков.)


Прочитайте строфу, интонируя.


Далее провожу конкурс на лучшего чтеца строфы о море (3 человека).


Представьте, что чувствовал мальчик,
оказавшись в пучине моря? (Не скрывает, что страх.)


Что было причиной страха?


Включаемся в конкурс на самого внима­тельного читателя:


Назвать морских чудищ, увиденных
юношей.

(«Млат водяной» — рыба молот,
«уродливый скат», «однозуб», «мокой нена­сытный» — вид морских акул, «стоногое».)


Следует конкурс «подпиши иллюстра­цию».


  • Обратите внимание на иллюстрации к
    балладе «Кубок». Сравните их.


  • Найдите в рассказе пажа строчки, ко­торые можно подписать под каждой иллюст­рацией.


  • Каким вам показался рассказ пажа, вернувшегося из глубины моря? (Страш­ным.)


  • А каким рассказ показался царю? (Чу­десным.)


  • Почему? (Он был черствым, душевно холодным. Был глух к душевным пережива­ниям пажа, бессердечен. Он не мог испытать
    того страха, который пережил юноша, не проявил сочувствия. Потому посылает его в море еще раз — практически на верную
    смерть. И даже просьба дочери не изменила решения царя. Таково упоение властью.)


  • Какое чувство двигало царем? (Само­дурство.)


Вновь определяем «внимательного чи­тателя».


  • Сколько и какие награды пообещал царь, призывая на новый подвиг?


  • Какая из наград была дороже всего юноше?


  • Почему второй прыжок юноши в море кажется нам более величественным? (При первом прыжке он не знал страха. Теперь
    знает: для него это дело чести.)


  • Что нам дает право назвать поступок юноши подвигом? (Самоотверженность; бескорыстие во имя жизни, любви; бес­
    страшие.)


  • Чем герой близок автору? Прочитайте последнюю строфу баллады. Какое чувство владеет автором? (Он бунтует против не­
    справедливости и гибели отважного юноши или смирился с ней?)


В чем смысл баллады?


Переходим к обобщению изученного:


  • Какие требования будете к себе предъявлять, если возьметесь сочинять соб­ственную балладу?


  • Всегда ли в балладе трагический финал?



В поисках ответа на этот вопрос реко­мендую дома прочитать другие баллады Жу­ковского