Содержание программы Введение (1 час)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы (2 часа)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы ХVIII века (10 часов)
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов ( 2 часа)
Жизнь и творчество.(Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин (2 часа)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев (2 часа)
Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин (3 часа)
Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 часа)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский (2 часа)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов (8 часов)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин (14 часов)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов (12 часов)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь (7 часов)
Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский (2 часа)
Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский (3 часа)
Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой (1 час)
Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)
Антон Павлович Чехов (3 часа)
Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века (1 час)
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (25 часов)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы ХХ века (1 час)
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин (2 часа)
Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков (2 часа)
Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов (2 часа)
Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын (3 часа)
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века (1 час)
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок (1 час)
Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин (2 часа)
Слово о поэте.
«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский (2 часа)
Слово о поэте
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева (2 часа)
Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий (1 час)
Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова (2 часа)
Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI », «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак (1 час)
Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский (2 часа)
Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков (3 часа)
А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7 часов)
Античная лирика
Гай Валерий Катулл (1 час)
Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций (1 час)
Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери (1 час)
Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страдания к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятия красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир (2 часа)
Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на века» (А.Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете (2 часа)
Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Разделы программы Количество часов
Темы
Количество часов
ВВЕДЕНИЕ
1
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
1
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Слово о полку Игореве» (2ч.)
2
Cамобытный характер древнерусской литературы; «Слово о полку Игореве».
1
Художественные особенности произведения; значение «Слова…» для литературы.
1
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА
10
Характеристика русской литературы XVIII века; гражданский пафос русского классицизма.
1
Михаил Васильевич Ломоносов (2 ч.)
М.В.Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
1
«Ода на день восшествия …Императрицы Елисаветы Петровны 1747года»- прославление Родины, мира, науки
1
Гавриил Романович Державин.(2ч.)
Г.Р.Державин. «Властителям и судиям»- тема несправедливости сильных мира сего.
1
«Памятник». Традиции Горация; мысль о бессмертии поэта.
1
Александр Николаевич Радищев.(2ч.)
А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»- изображение российской действительности.
1
Критика крепостничества; автор и путешественник.
1
Николай Михайлович Карамзин (3ч.)
Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Сентиментализм.
1
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза»; стихотворение «Осень».
1
Развитие речи. Подготовка и написание контрольного сочинения «Литература XVIII века в восприятии современного читателя».
1
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА
54
Из литературы 19 века (1 ч.)
Авторы и произведения литературы XIX века.
1
Василий Андреевич Жуковский.(2ч.)
В.А.Жуковский. «Море»- романтический образ моря; «Невыразимое»- границы выразимого
1
«Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады.
1
Александр Сергеевич Грибоедов.(8 ч.)
А.С.Грибоедов. «Горе от ума».
1
Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.
1
Общечеловеческое звучание образов персонажей.
1
Меткий афористический язык
1
Особенности композиции комедии.
1
Критика о комедии.
1
Преодоление канонов классицизма в комедии.
Развитие речи. Подготовка к сочинению
1
Развитие речи. Контрольное сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
1
Александр Сергеевич Пушкин.(14 ч.)
А.С.Пушкин. Дружба и друзья в лирике Пушкина
1
Стихотворения «Анчар», «Пророк» - тема свободы и власти в лирике.
1
Одухотворённость, чистота, чувство любви.
1
Раздумья о смысле жизни, о поэзии…
1
Поэма «Цыганы». Герои поэмы; романтический колорит поэмы.
1
Контрольная работа по лирике А.С.Пушкина
1
«Евгений Онегин» - роман в стихах
1
Образы главных героев; основная сюжетная линия и лирические отступления.
1
Онегинская строфа; структура текста; Россия в романе.
1
Герои романа;Татьяна – нравственный идеал Пушкина.
1
Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина; образ автора
1
Пушкинский роман в зеркале критики
Развитие речи. Подготовка к сочинению.
1
Развитие речи. Контрольное сочинение по роману «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.
1
«Моцарт и Сальери»- проблема «гения и злодейства».
1
Михаил Юрьевич Лермонтов. (12ч.)
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман.
1
Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений».
1
Печорин и Максим Максимыч; Печорин и доктор Вернер; Печорин и Грушницкий.
1
Печорин и Вера; Печорин и Мери; Печорин и «ундина».
1
Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение.
1
Споры о романтизме и реализме романа.
1
«Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского. Развитие речи. Подготовка к сочинению.
1
Развитие речи. Контрольное сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
1
Основные мотивы лирики; пафос вольности и чувство одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
1
Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова
1
Тема любви в лирике
1
Поэзия М.Ю.Лермонтова в критике В.Г.Белинского.
1
Николай Васильевич Гоголь.(7 ч.)
Н.В.Гоголь. «Мёртвые души» - история создания и смысл названия поэмы.
1
Система образов. Мертвые и живые души.
1
Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи. Чичиков как антигерой.
1
Поэма о величии России; соотношение с «Божественной комедией» Данте
1
Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы; эволюция образа автора – от сатирика к пророку.
1
Поэма в оценках Белинского; ответ Гоголя на критику Белинского. Развитие речи. Подготовка к сочинению.
1
Развитие речи. Контрольное сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
1
Александр Николаевич Островский.(2ч.)
А.Н.Островский «Бедность не порок»- патриархальный мир и угроза его распада.
1
Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои пьесы; победа любви.
1
Федор Михайлович Достоевский.
(3 ч.)
Ф.М.Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни, склонного к фантазиям.
1
Роль истории Настеньки в романе
1
Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского
1
Лев Николаевич Толстой(1 ч.)
Л.Н.Толстой. «Юность»- формирование личности героя и его духовный конфликт с окружающей средой.
1
Антон Павлович Чехов(3 ч.)
А.П.Чехов. «Тоска»; истинные и ложные ценности героев, тема одиночества в многолюдном мире.
1
«Смерть чиновника»; эволюция образа маленького человека.
1
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению-ответу «В чём особенности внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»
1
Из поэзии XIX века.(1 ч.)
Эмоциональное богатство русской поэзииXIXвека.
1
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА
25
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.(1 ч.)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века
1
Из русской прозы ХХ века
(1 ч.)
Разнообразие видов и жанров прозаических произведений XX века.
1
Иван Алексеевич Бунин (2ч.)
И.А.Бунин. «Тёмные аллеи»- печальная история любви людей из разных социальных слоёв.
1
«Поэзия» и «проза» русской усадьбы; лиризм повествования.
1
Михаил Афанасьевич Булгаков.(2ч.)
М.А.Булгаков «Собачье сердце».
1
Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины».
1
Михаил Александрович Шолохов(2ч.)
М.А.Шолохов. «Судьба человека»- судьба Родины и судьба человека.
1
Образ Андрея Соколова- воина и труженика; роль природы.
1
Александр Исаевич Солженицын
(3ч.)
А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»; образ праведницы.
1
Трагизм судьбы героини; жизненная основа притчи.
1
Контрольная работа по произведениям второй половины XIX иXX века.
1
Из русской поэзии XX века (1 ч.)
Поэзия Серебряного века..
1
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. (1 ч.)
А.А.Блок. Трагедия поэта в «страшном мире»; глубокое чувство Родины
1
Сергей Александрович Есенин. (2ч.)
С.А.Есенин. Народно-песенная основа произведений поэта; тема любви в лирике
1
Сквозные образы в лирике Есенина; тема России.
1
Владимир Владимирович Маяковский.
(2ч.)
В.В.Маяковский. «Послушайте!», «А вы могли бы?»; новаторство Маяковского.
1
Своеобразие стиха, ритма; Маяковский о труде поэта.
1
Марина Ивановна Цветаева(2ч.)
М.И.Цветаева. Стихотворения о поэзии, о любви; особенности поэтики Цветаевой.
1
Традиции и новаторство в творчестве М.Цветаевой.
1
Николай Алексеевич Заболоцкий.
(1 ч.)
Н.А.Заболоцкий. Стихотворения о человеке и природе, их философская глубина.
1
Анна Андреевна Ахматова. (2ч.)
А.А.Ахматова. Книги «Чётки», «Белая стая», трагические интонации в любовной лирике Ахматовой
1
Стихотворения о любви, поэте и поэзии; особенности поэтики
1
Борис Леонидович Пастернак (1 ч.)
Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики
1
Александр Трифонович Твардовский.
(2ч.)
А.Т.Твардовский. Стихотворения о Родине, о природе.
1
Интонация и стиль стихотворения «Я убит подо Ржевом».
1
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
(3ч.)
Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков
1
Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания человека.
1
Развитие речи. Контрольное сочинение «Русская лирика XX века»
1
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
7
.
Гай Валерий Катулл (1 ч.)
Любовь как выражение глубокого чувства в поэзии Гайя Валерия Катулла.
1
Гораций. (1 ч.)
Гораций. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
1
Данте Алигьери (1 ч.)
Данте Алигьери. «Божественная комедия»- универсально-философский характер поэмы.
1
Уильям Шекспир. (2ч.)
Шекспир. «Гамлет» - «пьеса на все века».
1
Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения, трагизм любви Гамлета и Офелии.
1
Иоганн Вольфганг Гете(2ч.)
И.В.Гете. «Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения.
1
Борьба добра и зла; смысл противопоставления Фауста и Вагнера.
1