Родине поклонитесь Жизнь и творчество И.С. Тургенева

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок 1

Тема урока: «Гений меры» - жизненный и творческий путь И.С.Тургенева

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – встреча с применением компьютерной

презентации

Цели урока.

Образовательная: Раскрыть художественное своеобразие таланта писателя,

Тургенев как "гений меры": взвешенность общественно –

политических взглядов, глубокое духовное начало в

творчестве писателя: вера, любовь к Родине и

самоотверженного служе­ние ей, боль за судьбу народа и

вера в его великое будущее

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,

умения мыслить исторически и системно, умения видеть

художественные явления в их развитии, формирование

поэтического чутья, культуры чтения.

Воспитательная: воспитание любви к творчеству великого писателя,

интереса к его жизнелюбию, духовному началу его

творчества: вере, любви к Родине, самоотверженному

служе­нию долгу; воспитание бережного отношения к

русскому литературному наследию, богатству языка

Оборудование урока: выставка книг, портреты писателя, альбом

«И.С.Тургенев. Выставка в школе», компьютерная

презентация «…Родине поклонитесь…»

Опережающие задания: «…Поклонитесь от меня до­му, саду, моему

молодому дубу, родине поклонитесь…» - заочная

экскурсия по Спасскому – Лутовинову».

(Готовит и проводит учащийся)

Сообщение учащегося: «На краю чужого гнезда» -

встреча с Полиной Виардо»

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

Люблю ли я свою родину? Что же другое можно любить

на земле? Что одно неизменно, что выше всех сомнений,

чему нельзя не верить..?

И.С.Тургенев. «Накануне»

План урока.

1.Вступительное слово учителя: «Он быстро угадывал новые

потребности…»

2. И.С.Тургенев в живописи.

3. «…Поклонитесь от меня до­му, саду, моему молодому дубу, родине

поклонитесь…» - заочная экскурсия по Спасскому – Лутовинову»

(Готовит и проводит учащийся)

4. Детство и годы учебы писателя

5. Сообщение учащегося: «На краю чужого гнезда» - встреча с Полиной

Виардо»

6. Начало литературной деятельности

7. Романы Тургенева и образ тургеневской девушки

8. Общественные взгляды И.С.Тургенева

9. Цикл «Стихотворения в прозе» (1877—1882)

10. Последние годы жизни Тургенева

11. Заключение: «Наше время требует уловить современность в её

преходящих образах; слишком опаздывать нельзя». (И.С.Тургенев)

Проблемные вопросы:

  • Что значит по И.С.Тургеневу быть писателем?

  • В чём проявилась самобытность И.С.Тургенева как

писателя?

1. Вступительное слово учителя: «Он быстро угадывает новые

потребности…» («Родине поклонитесь» - компьютерная презентация по творчеству И.С.Тургенева)

Есть такое понятие – классика, - это то, что живет и сегодня, независимо от времени создания, потому что прославляет вечные, общечеловеческие

ценности: добро и зло, жизнь и смерть, честь и бесчестье, любовь и

ненависть. Именно к классике мы относим творчество Ивана Сергеевича Тургенева.

В 1859 году Тургенев написал статью под характерным названием «Гамлет и Дон Кихот», - где заметил, что «…все люди принадлежат более или менее к одному из этих двух типов… почти каждый из нас сбивается либо на Дон Кихота, либо на Гамлета».

Гамлеты, по мнению писателя, эгоисты и скептики, они вечно носятся с самими собой и не находят в мире ничего, к чему могли бы «прилепиться душою». Враждуя с ложью, Гамлеты становятся поборниками истины, в которую они, тем не менее, не могут поверить. Склон­ность к анализу заставляет их все подвергать сомнению и не да­ет веры в добро. Поэтому Гамлеты нерешительны, в них нет ак­тивного, действенного, волевого начала.

Дон Кихот, в отличие от Гамлета, совершенно лишен эгоизма, сосредоточенности на себе, на своих мыслях и чувствах. Цель и смысл существования он видит не в себе самом, а в истине, на­ходящейся «вне отдельного человека». И Дон Кихот готов по­жертвовать собой ради ее торжества. Своим энтузиазмом, лишенным всякого сомнения, он увлекает человеческие сердца. Но постоянная сосредоточенность на одной идее, «постоянное стремление к одной и той же цели» придают некоторое однообразие его мыслям и односторонность его уму. Как исторический деятель, Дон Кихот неизбежно оказывается в драматической ситуации: исторические последствия его деятельности всегда расходятся с идеалом, которому он служит, и с целью, которую он преследует в борьбе. Достоинство и величие Дон Кихота «в искрен­ности и силе самого убежденья... а результат — в руке судеб».

Тургенев видел сильные и слабые стороны и в Гамлетах, и в Дон Кихотах,

это и дало право Д.С.Мережковскому, русскому писателю и критику, охарактеризовать Тургенева «как гения меры и, следовательно, гения

культуры, …нашего единственного охранителя»: «В России, в стране всяческого, революционного и религиозного, максимализма, стране самосожжений, стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва ли не единственный, после А.С.Пушкина, гений меры и, следовательно, гений культуры».

«Он быстро угадывал новые потребно­сти, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих про­изведениях обыкновенно обращал... внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество», — пи­сал о Тургеневе Добролюбов.

Творчество Тургенева - художественная летопись, запечатлев­шая духовную жизнь русского общества 40—80-х годов XIX века.

  • Каким он был? Кого любил и кого ненавидел?

  • Как писатель отразил время, и какой отпечаток оно

наложило на его творчество?

На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить на этом уроке

2. И.С.Тургенев в живописи.

Известный собиратель картин П.М. Третьяков заказал портрет

И.С.Тургенева сразу нескольким художникам: К.Е. Маковскому,

А.А.Харламову, И.П. Крамскому, В.П. Перову. Одним из самых удачных,

каноническим считается портрет В.П.Перова, который раскрывает

подлинный гуманизм, благородство, обаяние писателя.

  • Как выглядел Тургенев?

У Тургенева была яркая благородная внешность, Двухметровый великан с

серебряными нитями седины, необычайно остроумный, обаятельный

рассказчик, где бы он не появлялся, он становился центром внимания.

3. «…Поклонитесь от меня до­му, саду, моему молодому дубу, родине

поклонитесь…» - заочная экскурсия по Спасскому – Лутовинову»

1818 г - 28 октября (9 ноября) родился Иван Сергеевич Тургенев в Орле, а детские годы он провел в богатой мате­ринской усадьбе Спасское- Лутовино

Отец - Сергей Николаевич принадлежал к славному в российских

летописях роду Тургеневых, имевшему татар­ские корни, участвовал в Боро­динском сражении, где был ранен и за храбрость награж­ден Георгиевским крестом, отец, рассказывал о событиях 1812 г, знал о восстании декабристов, испытывал ненависть к крепостничеству. К моменту женитьбы род его был обедневшим и пришлось ему жениться по расчету, за что в последствии в домашних делах участия не принимал, любил охоту, развлечения, к жене относился холодно. В автобиографической повести «Первая любовь» (1860)

И. С. Тургенев напи­шет: „Мой отец, человек еще молодой и очень красивый, женился на ней по рас­чету..."

Мать – Варвара Петровна происходила из рода Лутовиновых. Мать её вторично вышла замуж, и Варвара Петровна оказалась в роли нелюбимой падчерицы, к тому же была некрасива, лицо попорчено оспой, но в 16 лет сбежала к дяде, после смерти которого стала хозяйкой богатого имения. В январе 1816 года Варвара Петровна обвенчалась со своим соседом по имению Сергеем Николаевичем Тургене­вым, красивым боевым офицером из обедневшего рода. Была отменной хозяйкой, организовала богатейшие оранжереи, развивала ремесла, стала одной из самых богатых помещиц Орлов­ской губернии, однако была своенравна, до жестокости, её образ И.С.Тургенев запечатлел в повести «Муму». «Я родился и вырос в

атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, поще­чины и пр. ... - вспоминал писатель. - Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне».

Сначала Тургеневы жили в Орле, а спу­стя три года после рождения сына Ивана се­мья Тургеневых вернулась в Спасское.

Заочная экскурсия по имению Спасское – Лутовиново:

  • Имение находится на древней русской земле близ города Мценска, который явля­ется ровесником Москвы.

«Далеко видно кругом. Вон за рощей де­ревня; вон подальше другая с белой церко­вью; вон березовый лесок на горе; за ним болота... <...> Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водяни­сто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над боло­том...»

«Лес и степь».

«Кто мне растолкует то отрадное чувст­во, которое всякий раз овладевает мною, когда я с высоты Висельной горы открываю Мценск? В этом зрелище нет ничего осо­бенно пленительного — а мне весело. Это и есть чувство родины»

И.С.Тургенев - И.П.Борисову. Париж, 1882.

  • Огромный двух­этажный дом был построен в виде подковы и имел два флигеля. За домом располагались многочисленные службы. Все это делали сотни крепостных рук, они же заложили и парк на сорока гектарах, соорудили краси­вые пруды.

«Вам хотелось бы представить вид мое­го жилища?.. Это деревянный дом, очень старый, обшитый тесом, выкрашенный кле­евой краской в светло-лиловый цвет; спере­ди к дому пристроена веранда, увитая плю­щом; обе крыши железные и выкрашены в зеленый цвет...»

И.С.Тургенев — Гюставу Флоберу, 1876.

  • Сразу за воротами парка вы видите бо­гадельню, построенную Тургеневым для престарелых дворовых слуг. На месте сто­рожки у церкви много лет назад была школа, которую писатель открыл для детей кресть­ян в 1863 году. Иван Сергеевич постоянно заботился и о богадельне, и о школе. Но вскоре после его смерти школу сломали, а богадельню снесли фашистские оккупанты. Она восстановлена в 1955 году. В каменной церкви Спаса Преображения вен­чались отец и мать Тургенева.

  • Углубимся в парк. Здесь очень любил бродить маленький Тургенев. Его манили запутанные извилистые тропинки, поляны, заросшие лютиками, незабудками и земля­никой, тенистые липовые аллеи и укромные потаенные уголки.

  • Тургенев любил сидеть на скамейке возле посаженного им самим молодого ду­ба. Дуб этот был дорог Ивану Сергеевичу, как бывают дороги близкие, любимые лю­ди. Когда весной 1882 года, находясь во Франции, писатель почувствовал, что тя­жело заболел и не сможет вернуться в Спасское, он пишет поэту Якову Полонско­му, одному из своих друзей:

«Когда вы бу­дете в Спасском, поклонитесь от меня до­му, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, ни­когда уже не увижу».

И.С.Тургенев

«Сад мой сейчас великолепен; зелень ослепительно ярка, — такая молодость, та­кая свежесть, такая мощь, что трудно себе представить. Перед моими окнами тянется аллея больших берез. Листья слегка еще свернуты, они еще хранят форму своих фут­ляров, тех почек, в которых они были заклю­чены несколько дней тому назад; это им придает праздничный вид совершенно но­вых платьев, на которых заметны еще все складки материи. Весь мой сад наполнен соловьями, иволгами, дроздами — прямо благодать!»

И.С.Тургенев — Полине Виардо,1853.

«...Люблю я эти аллеи, люблю се­ро-зеленый нежный цвет и тонкий запах воздуха под их сводами; люблю пестрею­щую сетку светлых кружков по темной зем­ле... Мой любимый дубок стал уже моло­дым дубом. Вчера, среди дня, я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было. Кругом трава так весело цве­ла; на всем лежал золотой свет, сильный и мягкий; даже в тень проникал он... («Фауст»).

  • В комнатах дома чувство духовности, красоты прошлого еще

более усиливается: всюду теплые блики красного дерева и

карельской бере­зы; мягкие удобные кресла, овальные сто­лы,

просторные диваны, массивные книж­ные шкафы, столовая, гостиная, «казино», библиотека, «комната Савиной», «комната Полонских».

  • Кабинет является как бы центром, который объединяет весь дом. Здесь проходила творческая работа Тургенева, чем и притягивало его Спасское. У писателя было профессиональное уважение к своему тру­ду: он любил хорошую бумагу, хорошее пе­ро, поддерживал образцовый порядок на своем письменном столе.

«Аккуратность Тургенева не уступала его чистоплотности... Раз он ночью вспом­нил, что, ложась спать, позабыл положить на место свои ножницы: тотчас же зажег свечу, встал и тогда только вернулся в свою по­стель, когда все уже на письменном столе его лежало как следует. Иначе он и писать не мог»

Я.П. Полонский

«Ко­гда я подъезжаю к Спасскому, меня в каж­дый приезд охватывает страшное волне­ние, да и не мудрено: я провел здесь лучшие годы своей жизни!»

И.С.Тургенев

4. Детство и годы учебы писателя

Тургенев получил блестящее домашнее образование: он знал 3

европейских языка, в Спасском была великолепная библиотека, оркестр,

театральные постановки. Не было в доме только поэзии семейных чувств.

1832 - 1837 – год провел в Московском университете, затем перевелся на

филологическое отделение философского факультета Петербургского

университета (трагические события: смерть отца, гибель Пушкина, смерть брата Сергея).

1838-1841окончив университет, Тургенев, продолжает образо­вание за границей: в Берлинском университете. Немецкая философия помогала увидеть в истории скрытый смысл, движение от отсутствия свободы к торжеству правды и гармонии, в 1841 году Тургенев вернулся на родину, Хотел занять кафедру в Петербургском университете, но затем поступил на службу в Министерство внутренних дел

1843 – переломный год в жизни писателя - встреча с Белинским: «вообще Русь он понимает. В его суждениях виден характер и действительность». Белинский – идейный вдохновитель будущих «Записок охотника».

5. Сообщение учащегося: «На краю чужого гнезда» - встреча

с Полиной Виардо»

1 ноября 1843 года, утром, в доме на Невском, против Александрийского театра, свершилось со­бытие, которое Тургенев называл «священным днем» сво­ей жизни. Вспоминая потом о первом знакомстве с Тургеневым, Полина Виардо говорила: «Мне его представи­ли со словами: «Это — молодой русский помещик, слав­ный охотник и плохой поэт».

Полина Виардо приехала в Россию в составе Итальянской оперы,

родом – испанка, дочь и ученица знаменитого на всю Европу тенора Гарсиа,

выходца из цыганского квартала Севильи. Имя своё получила по крестной

матери – княжне Прасковье Андреевне Голицыной.

Муж Полины – Луи Виардо был старше Галины на 20 лет, охотник, литератор. Полина Виардо имела дружбу с Ж. Санд, Альфред де Мюссе делал ей предложение. В обществе её называли «уродливой красавицей» - небольшого роста, крупные черты лица, большие глубокие, горячие глаза. Обладала мягким, красивым, глубоким голосом, даже мать Тургенева Варвара Петровна не могла не признать: «Хорошо проклятая цыганка поёт».

Восторг, возбужденный певицей в слушателях России, вскоре поутих. Но «в душу Тургенева этот восторг вошел до самой сокровенной ее глубины и остался там навсег­да, повлияв на всю личную жизнь этого «однолюба» и, может быть, в некоторых отношениях исказив то, чем эта жизнь могла бы быть», — писал друг Тургенева А. Ф. Кони.

«Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виар­до, была необычной и странной. Что-то от средневеково­го рыцарства со священным культом «прекрасной дамы» проскальзывало в ней. В глазах Тургенева певица возно­силась на высокий пьедестал, была недосягаема в своей божественной красоте и могуществе; хотелось пасть ниц к её ногам, целовать край её платья, ступни ног её и следы, которые она оставляет на земле. Малейший знак внимания с её стороны доставлял ему какое-то сладостное и мучительное наслаждение». (Ю. Лебедев. Тургенев. ЖЗЛ)

Много счастья принесла писателю Виардо, но счастье и горе, радость и отчаяние шли ря­дом. Нельзя без волнения чи­тать эти строки из письма

Тур­генева к Виардо:

«В будущий вторник исполнится семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И вот мы оста­лись друзьями, и, мне кажет­ся, хорошими друзьями. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величай­шим счастьем моей жизни, что моя преданность, и бла­годарность Вам не имеет гра­ниц и умрет только вместе со мною».

«Как хороши, как свежи были розы...»

Замечатель­но, что более чем через тридцать пять лет после первых встреч с Виардо, в сентябре 1879 года, Тургенев начал одно из своих чудных «Стихотворений в прозе» словами:

«Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел од­но стихотворение. Оно скоро позабылось мною, но пер­вый стих остался у меня в памяти: «Как хороши, как свежи были розы...» Теперь зима; мороз запушил стекла окоп; в темной комнате горит одна свеча; я сижу, забив­шись в угол; а в голове все звенит да звенит:

«Как хоро­ши, как свежи были розы...»

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и присталь­но смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно - вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно - невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею - но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Как хороши, как свежи были розы...

А и комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, белые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною - и чудится скучный, старческий шепот...

Как хороши, как свежи были розы...

Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум

семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислоняясь к друг

дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые

щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку

звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной

комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара..,

Как хороши, как снежи были розы…

Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там хрипло и глухо? свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…

Как хороши, как снежи были розы…

Сентябрь, 1879

Оказывается, что забытое Тургеневым и слышанное им где-то и когда-то стихотво­рение принадлежало Мятлеву, оно было напечатано в 1843 году под названием «Розы». Вот начальная строфа этого произведения, звучащая через три с половиной де­сятилетия своим первым стихом в памяти незабвенного художника, вместе с Мятлевым восхищавшегося Виардо:

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Но трогать их холодною рукой!

Вывод: Может быть, именно встреча с Полиной Виардо позволила Тургеневу в таких произ­ведениях, как «Дворянское гнездо», «Накануне», «Лея», «Первая любовь», «Вешние воды», так поэтически описать чувство любви, приносящее человеку и радость и горе, но всегда делающее его лучше, чище, возвышеннее. Так писать о любви мог только тот, кто сам пережил это чувство во всей его красоте и силе. Способность человека глубоко любить Тургенев считал мери­лом его ценности и многих своих героев подвергал испытанию лю­бовью. Чаще всего в произведениях Тургенева любовь носит траги­ческий характер. Быть может, в этом сказалась личная драма са­мого писателя.

«На краю чужого гнезда». Он живет за границей, живет интересами, радостями и горе­стями семьи Виардо. Но это, по его выражению, жизнь «на краю чужого гнезда». Долгие годы Тургенев проводит вдали от родины. «Что ни говори, на чужбине точно вывихнутый... — жалуется он в письмах. - Осужден я на цыганскую жизнь, и не свить мне, видно, гнезда нигде и никогда!» Однако связи с родиной писатель никогда не терял.

6. Начало литературной деятельности: «Записки охотника» (1847)

Путь в литературу для Тургенева был достаточно сложным: в Германии Тургенев изучал философию и всерьез задумывался о научной карьере. Определяющим в жизни писателя стал 1843 год: вышло в печати его первое произведение поэма «Параша» и состоялась встреча с В. Г. Белинским, «вождем и учителем».

Однако настоящая известность пришла к Тургеневу в 1847г., когда в

журнале «Современник», у истоков которого он стоял, был опубликован

рассказ «Хорь и Калиныч», первый из будущего сборника «Записки

охотника».

«Записки охотника» впервые были напечатаны в журнале «Современник» в течении 1847-1851 годов, а в 1852 году они вышли отдельной книгой.

Белинский горячо приветствовал первый рассказ из цикла «Записок

охотника» - «Хорь и Калиныч» (1847). «Найти свою дорогу, узнать свое

место - в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой,

- говорит Белинский начинающему авто­ру. - ...«Хорь» обещает в Вас

замечательного писателя в будущем». Тургенев внимательно прислушивался

к советам Белинского, кото­рого в шутку называл «отцом и командиром». «Записки охотника» были созданы не без влияния ве­ликого критика

Вывод: «Записки охотника» включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Это отдельные самостоятельные художественные произведения, но вместе они составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью. «Записки охотника» открываются очерком «Хорь и Калиныч» о двух замечательных типах русского крестьянства и заканчиваются очерком «Лес и степь» - настоящим гимном русской природе.

7. Романы Тургенева и образ тургеневской девушки

Жизнь Тургенева периода 50 – х годов вряд ли можно назвать спокойной: ему пришлось пережить арест и ссылку, разрыв с журналом «Современник», обвинение в плагиате и третейский суд, оправдавший его, сложные перипетии личной жизни.

Современники называли Тургенева «барометром эпохи»: его романы «Рудин» (1856), «Накануне» (1860), «Дворянское гнездо» (1858), «Отцы и дети» (1862), «Новь» (1877) затрагивали актуальнейшие вопросы российской жизни и вызывали бурную полемику. В них затрагиваются важнейшие и для нашего времени проблемы духовного начала жизни, свойственного русскому человеку: веры, самоотверженного служе­ния долгу, любви к Родине,

Вывод: Тема дворянства для автора «Записок охотника» не менее важна тема, чем тема крестьянства. Тур­генев изображает русское дворянство по-пушкински объективно, Это дворянство столичное, чинов­ное и поместное.

Герои романов стремятся к нравственному идеалу, в них автор вкладывает собствен­ные представления о русском человеке. Тургенева всегда волновала судьба русского дворянства, неразрывно связанная с судьбой России.

О судьбе России в своих романах Тургенев размышляет как истинный патриот.

«Тургеневские девушки». Именно в романах и повестях Тургенева, возникает образ русской девушки, который получил на­звание «тургеневской девушки» и приобрел нарицательное значение.

Вывод: «Тургеневскими девушками» называют Наталью Ласунскую («Рудин») и Асю («Ася»), Елену Стахову («Накануне») и Лизу Калитину («Дворянское гнездо»), других героинь в произведени­ях писателя. Всех их характеризует неза­урядность, сила характера, нравственная чистота, но при этом и страстность, уме­ние глубоко и самоотверженно любить, красота и поэтичность, постоянство, сила духа, малая зависимость от той ограниченной и по преимуществу пошлой среды, из которой они вышли, способность совершить выбор героя и жизненного пути в соответствии с собст­венными нравственными принципами и убеждениями.

8. Общественные взгляды Тургенева

В 60 - 70-х годах, когда разгорелась острая борьба между либералами и разночинцами – демократами Тургенев призывал к терпимости, в его стрем­лении «снять» противоречия и крайности непримиримых обще­ственных течений 60—70-х годов проявилась обоснованная тре­вога за судьбы грядущей русской демократии и отечественной культуры. Тургенев не уставал убеждать ревнителей российско­го радикализма, что новый водворяющийся порядок должен быть не только силой отрицающей, но и силой охранительной, что, нанося удар старому миру, он должен спасти в нем все, до­стойное спасения. Тургенева тревожила беспочвенность, пугала безоглядность некоторых прогрессивных слоев русской интелли­генции, готовых рабски следовать за каждой новомодной мыслью, легкомысленно отворачиваясь от нажитого историче­ского опыта, от вековых традиций. «И отрицаем-то мы не так, как свободный человек, разящий шпагой,— писал он в романе «Дым»,— а как лакей, лупящий кулаком, да еще, пожалуй, и лу­пит-то он по господскому приказу». Эту холопскую готовность русской общественности не уважать своих традиций, легко отка­зываться от предмета вчерашнего поклонения Тургенев заклей­мил меткой фразой: «Новый барин народился, старого долой!.. В ухо Якова, в ноги Сидору».

9. Цикл «Стихотворения в прозе» (1877—1882)

На склоне лет, находясь вдалеке от России, Тургенев создает цикл «Стихотворений в прозе» (1877—1882), который вобрал в себя основные темы и мотивы творчества и одновременно явился своеобразным прощанием с жизнью, с родиной, с искусством. Книга открыва­лась стихотворением «Деревня», завершал цикл «Pyсский язык» - лирический гимн языку, народу, Родине:

« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, что­бы такой язык не был дан великому народу!»

10. Последние годы жизни Тургенева

Последние годы жизни Тургенева были озарены радост­ным сознанием того, что Россия высоко ценит его литера­турные заслуги. Приезды писателя на родину в 1879 и 1880 годах превратились в шумные чествования его талан­та. После русских оваций летом 1879 года Тургенев полу­чил известие о новом успехе: в Англии Оксфордский университет за содействие «Записками охотника» освобож­дению крестьян присвоил ему степень доктора права.

Но с января 1882 года начались испытания. Мучитель­ная болезнь приковала Тургенева к постели. Мечта о поездке в Россию казалась «каким-то приятным сном». За несколько дней до рокового исхода он завещал похо­ронить себя на Волковом кладбище в Петербурге, подле своего друга Белинского. В бреду, прощаясь с семейством Виардо, он забывал, что перед ним французы, и говорил с ними на русском языке. Последние слова переносили Тур­генева на просторы родных орловских лесов и полей — к тем людям, которые жили в России и помнили о нем: «Прощайте, мои милые, мои белесоватые...» Картины рус­ской жизни витали в его угасающем сознании, пока 22 ав­густа (3 сентября) 1883 года в два часа дня он не отошел и мир иной. Россия похоронила его согласно завещанию и со всеми почестями, достойными его таланта.

Вопросы для закрепления:

1. В чем тайна поэтического мироощущения Тургенева?

2. Какие события детских и юношеских лет повлияли на формирование

мировоззрения Тургенева?

3. Что значила для Тургенева встреча с Полиной Виардо?

4. В чем особенность общественных взглядов Тургенева, какой

поучительный смысл они имеют для нашего времени?

5. Какое влияние имели «Записки охотника» на дальнейшее творчество

Тургенева?

6. Что означает понятие «тургеневские девушки»?

6. Что значит по Тургеневу быть писателем?

7. В чем самобытность его творчества?

11. Заключение. «Наше время требует уловить современность в её

преходящих образах; слишком опаздывать нельзя». (И.С.Тургенев)»

В чем же феномен Тургенева? Почему мы вновь и вновь обращаемся к его творчеству? Удивительна острота художественного зрения Тургенева.

Кажется, что ему удаётся запечатлеть прекрасное мгновенье: и радужные

капли воды, медленно падающие с морды коровы, и неяркую красоту

лесного подстепья. «Наше время, - говорит он, - требует уловить

современность в её преходящих образах; слишком опаздывать нельзя». И он

не опаздывает. Все шесть его романов не только попадают в настоящий

момент, но по-своему, его опережают.

Вывод: Тургенев чувствует время, «ропот колёс», он не идёт по пятам

истории событий, а все время забегает вперед, по неясным, смутным

штрихам воссоздает полную, конкретную картину.

Быть писателем по Тургеневу – это любить Родину, воспевать её

красоту, верить в народ и великое будущее России, воспевать вечные

ценности жизни: любовь, семью, доброту, искусство,

Итоги урока.

Домашнее задание: Читать «Записки охотника», составить план к одному из рассказов по следующей форме:

1). Название рассказа;

2). Имена и фамилии действующих лиц;

3). Место и время действия рассказа;

4). Главная мысль рассказа