Рабочая программа по литературе 9 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края



«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель МО учителей гуманитарного цикла

________________ Квак М.А.

Протокол № ___1__ от

«__22__» августа 2016 г

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

______________ Шевченко З.В.

Приказ № _43 от

«__29__»_августа_2016 г.

Рабочая программа

основного общего образования

по литературе

9 класс





Составитель

Воздвиженка 2016

Степанова Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы , первая категория.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427и от 10 ноября 2011 г. N 2643.

В соответствии с :

- примерными программами по отдельным учебным предметам общего образования;

- федеральным перечнем учебников на 2014 – 2015 г., утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;

- основной образовательной программой среднего общего образования, утверждённой приказом директора школы от 02.04.2015 г. № 21 ;

- годовым календарным графиком МБОУ Воздвиженская СОШ на 2015-2016 учебный год,

- учебным планом МБОУ Воздвиженская СОШ на 2015-2016 учебный год, утверждённого приказом директора школы от 29.08.2016 г. № 42__ ;

- положением о рабочей программе, утверждённым приказом директора школы от 27.05.15 г. № 25;

-Программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2010 ) .


Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся, содержание учебного курса; Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Общая характеристика учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечест­венной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; фор­мирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи уча­щихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса отводится 102 часа из расчёта 3 часа в неделю , авторская программа рассчитана на 102 ч. в год.

Учебный календарный график рассчитан на 34 учебных недели, что позволит выполнить программу полностью.

Уроков развития речи- 8, контрольных работ-2.

Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с методическими рекомендациями автора Программы курса литературы в 9 классе Коровиной В. Я.

Изменений нет. Работаю согласно программе.

Срок реализации - 1год


2.Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.



Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.




Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • модульное обучение;

  • здоровьесберегающие технологии;

коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

В планировании учебного материала используются следующие типы уроков:

  • урок изучения и первичного закрепления знаний ;

  • урок закрепления новых знаний и выработки умений;

  • урок обобщения и систематизации знаний;

  • урок проверки, оценки и контроля знаний;

  • урок коррекции знаний;

  • комбинированный урок;

  • урок применения знаний;

  • урок развития речи.

Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:

  • традиционное обучение;

  • активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);

  • интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах);

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).



Формы контроля достижений учащихся:

  1. - пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),

  1. - выразительное чтение, в том числе и наизусть,

  1. - развернутый ответ на вопрос,

  2. - выполнение заданий в тестовой форме,

  3. - викторина,

  4. - анализ эпизода,

  5. - анализ стихотворения,

  6. - комментирование художественного текста,

  7. - характеристика литературного героя,

  8. - конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника),

  9. - сочинение на литературную тему,

  10. - сообщение на литературную и историко-литературную темы,

* - презентации проектов. тестовые задания;

* -работа с раздаточным материалом; зачёты, контрольные работы, тестирование;

ВИД КОНТРОЛЯ: текущий, промежуточный, итоговый. самоконтроль; взаимоконтроль; контроль учителя.

Система оценивания конечных результатов обучения: рейтинговая система оценки знаний (балловая).



Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Оценка устных ответов




При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:


1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.

4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.


При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
 
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
 
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
 
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
 
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
 
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.




 Оценка сочинений
 
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:  
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
 
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
 
 
Отметка “5” ставится за сочинение:  
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
 
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
 
 
Отметка “4” ставится за сочинение:  
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
 
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
 
 
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:  
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
 
 
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:  
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
 
 
Отметка “1” ставится за сочинение:  
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
 
Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.
 
 
Оценка тестовых работ
 При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» — 90 – 100 %;
«4» — 78 – 89 %;
«3» — 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
 
Оценка творческих работ
 
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.  
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:  
— соответствие работы ученика теме и основной мысли;  
— полнота раскрытия тема;  
— правильность фактического материала;  
— последовательность изложения.  
При оценке речевого оформления учитываются:  
— разнообразие словарного и грамматического строя речи;  
— стилевое единство и выразительность речи;  
— число языковых ошибок и стилистических недочетов.  
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается  
правильное оформление сносок;  
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;  
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;  
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;  
целесообразность использования тех или иных источников.  
 
 
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.  
 
 
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.  
 
 
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.  
 
 
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.  
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.  
  
 
Оценка дополнительных заданий 
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:  
— “5” – если все задания выполнены;  
— “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;  
— “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;  
— “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.
 
 
Критерии оценивания презентаций  

Оценка
 

  Дизайн презентации
 

  — общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;
 

  
 

  — диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
 

  
 

  — текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
 

  
 

  — списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
 

  
 

  — ссылки – все ссылки работают
 

  
 

  
 

  Средняя оценка по дизайну
 

  
 

  Содержание
 

  — раскрыты все аспекты темы;
 

  
 

  
 

  — материал изложен в доступной форме;
 

  
 

  
 

  — систематизированный набор оригинальных рисунков;
 

  
 

  
 

  — слайды расположены в логической последовательности;
 

  
 

  
 

  — заключительный слайд с выводами;
 

  
 

  
 

  — библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
 

  
 

  
 

  Средняя оценка по содержанию
 

  
 

  Защита проекта
 

  — речь учащегося чёткая и логичная;
 

  
 

  
 

  — ученик владеет материалом своей темы;
 

  
 

  
 

  Средняя оценка по защите проекта
 

  
 

  
 

  Итоговая оценка
 

  
 
 

 
 
 
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
 
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
 
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
 
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.


Выведение итоговых оценок.

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень читательской грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того, чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок следует учитывать результаты их текущей успеваемости.

при выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения умениями и навыками по литературе.









3.Содержание учебного курса


Введение. (1 ч)

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представления).


Из древнерусской литературы (2 ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер литературы. Богатство и разнообразие жанров. "

Слово о полку Игореве"- История открытия памятника, проблема авторства.

Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVlll века.(10 ч)

Характеристика русской литературы XVlll века. Гражданский пафос русского классицизма.(1 ч)

Михаил Васильевич Ломоносов (2 ч). Жизнь и творчество. (Обзор). Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин (2 ч ) Жизнь и творчество. (Обзор) «Властителям и судьям», Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские декламационные интонации. «Памятник» . Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта.



«Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. (2 ч) Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор). Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин (2 ч) Слово о писателе. Повесть "Бедная Лиза", стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (1 ч)


Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из русской литературы XIX (54 ч)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19 века. Поэзия, проза, драматургия 19 века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.(1 ч)


Василий Андреевич Жуковский.(2 ч) Жизнь и творчество (обзор) .«Море». Романтический образ моря «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта.


«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского :сюжетность, фантастика, фольклорное начало, Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений)

Александр Сергеевич Грибоедов.(8 ч) Жизнь и творчество. (Обзор) "Горе от ума" Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии Критика о комедии (И. А. Гончаров "Мильон терзаний "). Преодоление канонов классицизма в комедии Особенности композиции комедии .







Александр Сергеевич Пушкин. (14 ч) Жизнь и творчество. (Обор)


Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар» », «На холмах Грузии лежит ночная мгла..», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный»-противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» -роман в стихах. Творческая история .Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна –нравственный идеал Пушкина.

Типическое и индивидуальное в судьбах Онегина и Ленского. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика- В.Г. Белинский, Писарев; органическая критика- А.А. Григорьев, писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).


Михаил Юрьевич Лермонтов.( 12 ч) Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…» «Есть речи-значенье..», «Предсказание». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь.(7 ч) Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. (2 ч) Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. (3 ч) Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой.(1 ч) Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов.» (2ч) Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.(1 ч)

Из поэзии XIX века(1 ч)

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (27 ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.(1 ч)

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин.(2 ч) Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.(2 ч) Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.( 2 ч) Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. (2 ч) Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века. (1 ч)

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.(1 ч)

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю…», «Как тяжело ходить среди людей...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.(2 ч)

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине.»,»Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.(1 ч)

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.(2 ч)

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку»,, «Откуда такая нежность?..» «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.(1 ч)

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.(2 ч)

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник»,, «Трост­ник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.(1 ч)

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.(2 ч)

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом» Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков (2 ч)

А.С. Пушкин «Певец»; М.Ю. Лермонтов «Отчего»; В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); Е.А. Баратынский «Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас-и все былое…» Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.(1 ч)

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

.

Данте Алигьери. Слово о поэте.(1 ч)

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира.(2 ч)

Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.








4.Тематический план учебного курса

















5.Календарно-тематическое планирование




урока



Тема урока

раздел

Количество часов

Элементы содержания урока

Контрольно-оценочная деятельность на уроке (виды и формы)

Информационные ресурсы/оборудование

Сроки


Введение.

1





1\1

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы.

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представления).



Текущий контроль

беседа




Из древнерусской литературы.

2





2\1

Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- история открытия памятника, проблема авторства.

1

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер литературы. Богатство и разнообразие жанров. "

Слово о полку Игореве"- История открытия памятника, проблема авторства.



Текущий контроль

Сообщения учащихся,

Выразительное чтение


Презентация


3\2

Р/р Художественные особенности «Слова…». Значение «Слова…» для русской литературы.

Подготовка к домашнему сочинению.

1

Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Подготовка к домашнему сочинению

Текущий контроль

Аналитическое чтение




Из литературы XVIII века.

9+1





4\1

Характеристика русской литературы XVlll века. Гражданский пафос русского классицизма.

1

Характеристика русской литературы XVlll века. Гражданский пафос русского классицизма.

Текущий контроль

беседа



5\2

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество .«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

1

Жизнь и творчество. (Обзор). Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»,

Текущий контроль

Сообщения учащихся

беседа

презентация


6\3

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

1

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.


Текущий контроль

Аналитическое чтение оды




7\4




Г. Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судьям». Тема несправедливости сильных мира сего.

.

1

Жизнь и творчество. (Обзор) «Властителям и судьям», Тема несправедливости сильных мира сего.




Текущий контроль

Сообщения учащихся,

Аналитическое чтение


презентация


8\5

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. «Памятник»

1

«Высокий» слог и ораторские декламационные интонации. «Памятник» . Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта.

«Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.


Текущий контроль

Анализ стихотворения




9\6






А. Н.Радищев. Слово о писателе. "Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор)

1

Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор). Широкое изображение российской действительности.

Текущий контроль

Сообщения учащихся

презентация


10\7

Критика крепостничества. Автор и путешественник..

Жанр путешествия

1

Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.


Текущий контроль

беседа



11\8

Н. М. Карамзин. Слово о писателе. Повесть "Бедная Лиза", стихотворение «Осень». Сентиментализм.

1

Слово о писателе. Повесть "Бедная Лиза", стихотворение «Осень». Сентиментализм.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).



Текущий контроль

Аналитическое чтение

презентация


12\9

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести.

1

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Текущий контроль

Проблемные вопросы



13\10

Р.Р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя».

1

Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя».


Итоговый контроль

Работа над сочинением




Из русской литературы XIX века.

49+5





14\1

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.

1

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19 века. Поэзия, проза, драматургия 19 века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.


Текущий контроль

беседа



15\2

В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое».

1

Жизнь и творчество (обзор).«Море». Романтический образ моря «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта.



Текущий контроль

Аналитическое чтение стихотворения

презентация


16\3

В.А.Жуковский «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского.

1

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского:сюжетность, фантастика, фольклорное начало, Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений)


Текущий контроль

Аналитическое чтение баллады



17\4

А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество.

1

Жизнь и творчество. (Обзор) "Горе от ума". Общечеловеческое звучание образов персонажей. комедии .

Текущий контроль

Сообщенияучащихся

презентация


18\5

А.С.Грибоедов "Горе от ума" Обзор содержания..

1

Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира

Текущий контроль

Аналитическое чтение



19-20\

6-7

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

2

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

Текущий контроль

Сравнительная характеристика героев



21-22\

8-9

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

2

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

Текущий контроль

Сравнительная характеристика героев,

Заполнение таблицы



23\10

Меткий афористический язык. Обучение анализу эпизода.

1

Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии

Текущий контроль

Заполнение

таблицы



24\11

Р/р И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

1

Критика о комедии (И. А. Гончаров "Мильон терзаний "). Преодоление канонов классицизма в комедии Особенности композиции. Подготовка к домашнему сочинению.

Текущий контроль

Беседа по статье



25\12

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина.

1

Жизнь и творчество. Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина. .


Текущий контроль

Сообщения учащихся

презентация


26\13

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву» Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина Стихотворения «К морю», «Анчар».

1

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина Стихотворения «К морю», «Анчар

Текущий контроль

Анализ стихотворений



\\27 \14  

Любовная лирика Пушкина. Стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла..», «Я вас любил: любовь еще, быть может…»

1

Любовная лирика Пушкина. Стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла..», «Я вас любил: любовь еще, быть может…»

Текущий контроль

Анализ стихотворений

презентация


28  \15  

Тема поэта и поэзии. Стихотворения «Пророк», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

1

Тема поэта и поэзии. Стихотворения «Пророк», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Текущий контроль

Анализ стихотворений



29\16

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума «, лирике А.С.Пушкина.

1

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума «, лирике А.С.Пушкина.

Итоговый контроль

Контрольная работа



30   \17  

А.С.Пушкин. Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Романтический колорит поэмы.

1

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный»-противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

Текущий контроль

Проблемные вопросы



31\18

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» -роман в стихах. Творческая история Образы главных героев. Онегинская строфа

1

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» -роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа


Текущий контроль беседа

презентация


32\19

Герои романа. Типическое и индивидуальное в судьбах Онегина и Ленского.

1

Герои романа. Типическое и индивидуальное в судьбах Онегина и Ленского.

Текущий контроль

Сравнительная характеристика



33\20

Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Текущий контроль

Сравнительная характеристика



34\21

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

Текущий контроль

Анализ двух писем



35\22

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.


Текущий контроль

Заполнение таблицы



36\23

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

1

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

Текущий контроль

Беседа по вопросам



37\24

Р/р Пушкинский роман в зеркале критики В.Г. Белинский, А.А. Григорьев. Подготовка к сочинению по романуА.С.Пушкина «Евгегий Онегин».

1

Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика- В.Г. Белинский, Писарев; органическая критика- А.А. Григорьев, писательские оценки).

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Подготовка к сочинению по романуА.С.Пушкина «Евгегий Онегин».

Текущий контроль

Работа с критической статьей



38\25

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.


Текущий контроль

Сравнительная характеристика



39\26

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Пафос вольности, чувство одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон ,я другой..», «Молитва». «Парус», «И скучно и грустно».

1

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Основные мотивы лирики. «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Родина», «Про­рок», -значенье..», «Предсказание». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.


Текущий контроль

Сообщения учащихся

презентация


40\27

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова

1

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова. «СмертьПоэта»,«Поэт»,«Нет, я не Байрон, я другой…»,

Текущий контроль

Анализ стихотворения



41\28

Тема любви. Адресаты любовной лирики Лермонтова.

1

Тема любви. Адресаты любовной лирики Лермонтова.«Расстались мы, но твой портрет…»«Нет, не тебя так пылко я люблю...»,

Текущий контроль

Анализ стихотворения

презентация


42\29

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума» «Предскаание».

1

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума» «Предскаание».

Текущий контроль

Анализ стихотворения



43/30   

«Герой нашего времени». - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Особенности композиции.

1

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.


Текущий контроль

Беседа по вопросам



44\31

Печорин-«самый любопытный предмет своих наблюдений» Представитель «портрета поколения».

1

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).


Текущий контроль

Характеристика героя



45-46

32-33

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

2

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера

Текущий контроль

Беседа по вопросам



47\34

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.

1

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и

Текущий контроль

Сравнительная характеристика героев



48\35

Любовь в жизни Печорина. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».

1

Любовь в жизни Печорина. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».

Текущий контроль

Сравнительная характеристика героев



49\36

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени в критике В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению

1

Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.


Текущий контроль

Работа с критической статьей



50\37

Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова и роману «Герой нашего времени».

1

Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова и роману «Герой нашего времени».

Итоговвый контроль

Контрольная работа



51\38

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души» - история создания. Система образов. Обзор содержания.

1

Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи. Система образов. Обзор содержания

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы..

. Понятие о литературном типе.


Текущий контроль

Сообщения учащихся

презентация


52-53

39-40

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

2

Система образов. Мертвые и живые души. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Текущий контроль

Анализ эпизода



54\41

Образ города в поэме «Мёртвые души»

1

Образ города в поэме «Мёртвые души»

Текущий контроль

Словесное рисование



55\42

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

1

Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое

Текущий контроль

Сравнительная характеристика



56\43

«Мёртвые души»- поэма о величии России. Мёртвые и живые души.

1

«Мёртвые души»- поэма о величии России. Мёртвые и живые души.

Текущий контроль

Сравнительная характеристика



57\44

Р/р Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.

1

Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Подготовка к сочинению

Текущий контроль

Работа над критической статьей



58\45

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

1

Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Текущий контроль

Аналитическое чтение пьесы

презентация


59\46

Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя. Комедия как жанр драматургии.

1

Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).


Текущий контроль

Проблемные вопросы



60-61

47-48

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. »Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя»

2

Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям.

Текущий контроль

Сообщения учащихся,

Характеристика героя

презентация


62\49

Роль истории Настеньки в романе «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

1

Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).


Текущий контроль

Характеристика героини



63\50

Л.Н.Толстой Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии (По повести Л.Н.Толстого «Юность»)

1

Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.


Текущий контроль

Сообщения учащихся,

Беседа по вопросам


презентация


64\51

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века

1

Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку


Текущий контроль

Аналитическое чтение рассказа


презентация


65\52

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

1

Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Текущий контроль

Анализ рассказа



66\53

Р/р Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»

1

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»

Итоговый контроль

сочинение



67\54

Беседы о Н.А.Некрасове, Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете Их стихотворения разных жанров.

1

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений





Из русской литературы XXвека.

27





68\1

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

1

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.


Текущий контроль

Беседа по вопросам



69\2

И. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев.

1

Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев.


Текущий контроль


Презентация


70\3

Лиризм повествования. Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи».

1

«Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Текущий контроль




71\4

М.Булгаков. Слово о писателе. Повесть.«Собачье сердце». История создания и судьба повести

1

Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства»

Текущий контроль

Сообщения учащихся


Презентация


72\5

Повесть «Собачье сердце». Прием гротеска в повести.


1

Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).


Текущий контроль

Ответы на

проблемные вопросы




73\6

М.А.Шолохов .Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа..

1

Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.

Текущий контроль


Презентация


74\7

Композиция рассказа., автор и рассказчик, сказовая манера повествования.

1

Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).


Текущий контроль

Характеристика героя,

беседа по вопросам




75\8

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор».

1

Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор».

Текущий контроль

Сообщения учащихся

Беседа по вопросам


Презентация


76\9

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы.

1

Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).


Текущий контроль

Характеристика героини




77\10

Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX веков.

1

Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX веков.

Итоговый контроль

Контрольная работа



78\11

Поэзия Серебряного века Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии ХХ века

1

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.





79\12

А.А.Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен Своеобразие лирических интонаций Блока..

1

Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю…», «Как тяжело ходить среди людей...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.


Текущий контроль

Анализ стихотворений, выразительное чтение

Презентация


80\13

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема России-главная в есенинской поэзии. «Вот уж вечер..», «Разбуди меня завтра рано…» и др.

1

Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Письмо к женщине.» ,»Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.



Текущий контроль

Анализ стихотворений, выразительное чтение

Презентация


81\14

Тема любви в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…»..

1

Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта

Текущий контроль

Анализ стихотворений, выразительное чтение



82-83

15-16

В.В. Маяковский. Слово о писателе. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского- поэта.

2

Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.


Текущий контроль

Анализ стихотворений, выразительное чтение

Презентация


84\17

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви.. Особенности поэтики Цветаевой.

1

Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку»,, «Откуда такая нежность?..» «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой.


Текущий контроль

Анализ стихотворений, выразительное чтение

Презентация


85\18

Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве

1

Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве

Текущий контроль

Анализ стихотворений, выразительное чтение



86\19

Н.А.Заболоцкий. Слово о писателе Стихотворения о человеке и природе. «Я не ищу гармонии в природе, «Где-то в поле возле Магадана..» и др

1

Слово о поэте.(1 ч)

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.


Текущий контроль

Анализ стихотворений, выразительное чтение



87\20

А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник»

1

Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник»,, «Трост­ник», «Ветер войны».


Текущий контроль

Анализ стихотворений, выразительное чтение

Презентация


88\21

Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

1

Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Текущий контроль

Анализ стихотворений, выразительное чтение



89 \22 

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу» и др Философская глубина лирики Пастернака

1

Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.


Текущий контроль

Анализ стихотворений, выразительное чтение

Презентация


90\23

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. . Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

1

Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом.» Интонация и стиль стихотворений.

Текущий контроль

Анализ стихотворений, выразительное чтение

Презентация


91\24

А.Т.Твардовский. Стихотворения о Родине, о природе «Я убит подо Ржевом».

1

Стихотворения о Родине, о природе.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).


Текущий контроль

Анализ стихотворений, выразительное чтение



92-93

25-26

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX вв.

2

А.С. Пушкин «Певец»; М.Ю. Лермонтов «Отчего»; В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); Е.А. Баратынский «Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас-и все былое…» Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.


Текущий контроль

Анализ стихотворений, выразительное чтение



94\27

Зачетное занятие по русской лирике XX века.

1

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века

Итоговый контроль

зачет




Из зарубежной литературы.

6





95\1

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. любовь как выражение глубокого чувства в лирике поэта

1

Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).


Текущий контроль

Анализ стихотворений, выразительное чтение



96\2

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы.

1

Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы

Текущий контроль

Беседа по вопросам



97\3

У. Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.«Гамлет». Общечеловеческое значение героев Шекспира.

1

Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

Текущий контроль




98\4

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).


Текущий контроль




99\5

И.-В. Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете.. «Фауст».- философская трагедия эпохи Просвещения

1

Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии.



Текущий контроль




100\6

Смысл противостояния Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии.

1

Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.


Текущий контроль




101-102\

1-2

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето.

2

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и




 


 6.Учебно-методическое обеспечение

1. «Программы общеобразовательных учреждений. по литературе 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2010) .

2 Литература. 9 класс :учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. \В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский под редакцией В.Я Коровиной./ 17-е изд.-М.: Просвещение 2010 г

3. Н.В.Беляева, О.А.Ерёмина Уроки литературы в 9 классе Поурочные разработки М. «Просвещение»2009

4.В.Я.Коровина, В..П.Журавлёв, В.И.Коровин Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе 9 класс11 издание

М. «Просвещение»2010 (электронный вариант)

5.Н.В.Беляева. Проверочные работы 5-9 классы М. «Просвещение» 2010. (электронный вариант)

23