Конспект урока по теме Он подарил нам себя. Игорь Северянин (11 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10

с углубленным изучением английского языка»

НГО Приморского края.







Конспект урока по теме

«Он подарил нам себя»

Игорь Северянин

11 класс (2 ч.)













Автор: Пушкарь Л.В., учитель

русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №10»

г. Находка





2016 г.

Тема урока: Он подарил нам себя. Игорь Северянин



Цель урока:

  • стимулировать активное чтение и обмен информацией;

  • отрабатывать навыки отбора, систематизации и применения;

  • моделировать решение ситуаций морально-этического характера на примере художественных текстов.

Задачи урока:

  • отрабатывать навыки работы в группах и самостоятельно;

  • овладеть навыками рецензирования, анализа информации, дискуссии;

  • научить выпускников применять навыки пользования ИКТ для решения учебных задач.

Формы работы:

  • лекционная;

  • групповая, индивидуальная;

  • творчески – исследовательская;

  • дискуссионная.

Технологии:

  • технология критического мышления;

  • кейс –технология;

  • веб- квест технология.

Оборудование:

  • Портрет поэта;

  • Презентация, проектор;

  • Кейс –задания;

  • Планшеты с выходом в интернет.



Ход урока:

Я, гений, Игорь Северянин, 
Своей победой упоен: 
Я повсеградно оэкранен, 
Я повсесердно утвержден! 
От Баязета к Порт-Артуру 
Черту упорную провел. 
Я покорил литературу! 
Взорлил. гремящий, на престол!



I.Организационный этап.

II.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя.

Футуризм – это художественное течение в искусстве первых двух десятилетий 20 века. Рождением футуризма принято считать опубликованный в 1909 году в парижском журнале «Фигаро» «Манифест футуристов». Теоретиком и вождем первой группы футуристов был итальянец Ф. Мариенетти. Главным содержанием футуризма было экстремистское революционное свержение старого мира, его эстетики в частности, вплоть до языковых норм. Русский футуризм открывался «Прологом эгофутуризма» И. Северянина и сборником «Пощечина общественному вкусу», в котором принял участие В. Маяковский.

В 1911 году возникла группа эгофутуристов: Северянин, Игнатьев, Олимпов и другие. С конца 1912 года сложилось объединение «Гилея» (кубофутуристы): Маяковский, Бурлюки, Хлебников, Каменский.

III. Работа по теме урока.

Лекция учителя.





Основные признаки футуризма:

бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
— культ техники, индустриальных городов;
— пафос эпатажа.

«Эгофутуризм» (в переводе с латыни «Я – будущее») был другой разновидностью русского футуризма, но кроме созвучия названий имел с ним очень мало общего. История эгофутуризма как организованного направления была слишком коротка (с 1911 до начала 1914 г.).

В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта [link]



Группа «Биографы 2»

Кейс «Изгнание поневоле».

1. Облачившись в «фиолетовый плащ», Северянин возвращается из Москвы в Питер, а потом отбывает за пределы России. Навсегда.

Ему хватает года, чтобы осознать «фарс» осуществившейся «грезы», и в феврале 1919 года он от порфиры отрекается:

Да и страна ль меня избрала 
Великой волею своей 
От Ямбурга и до Урала? 
Нет, только кучка москвичей...



2. Я трагедию жизни претворю в грезофарс...


3.Ты потерял свою Россию.

Противопоставил ли стихию

Добра стихии мрачной зла?

Нет? Так умолкни: увела

 

Тебя судьба не без причины

В края неласковой чужбины.

Что толку охать и тужить –

Россию надо заслужить!



4.О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

 

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

 

О России петь – что тоску забыть,

Что любовь любить, что бессмертным.

 


Задание. Прочитайте кейс. Исследуйте материал по данной теме.

Дополнительный материал:

  1. Олег Кустов. Паладины. Экзистенциальные эссе серебряного века русской поэзии.

  2. Вальмар Адамc. Игорь Северянин в Тарту (Из романа «Эста вступает в жизнь»)

  3. Лазарь Городницкий. Пристать бы мне к родному берегу...

4.М. Надель-Червиньска. «Две России глазами "дачника с 1918 года", Игоря Северянина»





Группа «Современники».

Кейс «Настоящая известность».

1. Вадим Шефнер:

В поэзии он не бунтарь и не пахарь, Скорее – колдун, неожиданный знахарь; Одним он казался почти гениальным, Другим – будуарно-бульварно банальным…

2. ДВУСМЫСЛЕННАЯ СЛАВА

Моя двусмысленная слава

Двусмысленна не потому,

Что я превознесён неправо, -

Не по таланту своему, -


А потому, что явный вызов

Условностям - в моих стихах

И ряд изысканных сюрпризов

В капризничающих словах.


Во мне выискивали пошлость,

Из виду упустив одно:

Ведь кто живописует площадь,

Тот пишет кистью площадной.


Бранили за смешенье стилей,

Хотя в смешенье-то и стиль!

Чем, чем меня не угостили!

Каких мне не дали "pastilles"!


Неразрешимые дилеммы

Я разрешал, презрев молву.

Мои двусмысленные темы -

Двусмысленны по существу.


Пускай критический каноник

Меня не тянет в свой закон, -

Ведь я лирический ироник:

Ирония - вот мой канон.



3. И те, что хулили, и те, что хвалили, 
Давно опочили, и сам он — в могиле,
 
И в ходе времен торопливых и строгих
 
Давно уже выцвели многие строки.

Но все же под пеплом и шлаком былого 
Живет его имя, пульсирует слово, —
 
Сквозь все многослойные напластованья
 
Мерцает бессмертный огонь дарованья.

И ты стремишься ввысь, где солнце — вечно, 
Где неизменен гордый сон снегов, 
Откуда в дол спадают бесконечно 
Ручьи алмазов, струи жемчугов.

Юдоль земная пройдена. Беспечно 
Свершай свой путь меж молний и громов! 
Ездок отважный! Слушай вихрей рев, 
Внимай с улыбкой гневам бури встречной!

Еще грозят зазубрины высот, 
Расщелины, где тучи спят, но вот 
Яснее глубь в уступах синих бора.

Назад не обращай тревожно взора 
И с жадной жаждой новой высоты 
Неутомимо правь конем, — и скоро 
У ног своих весь мир увидишь ты! 
      
1912 г.

5.Когда идет поэтов собиранье, 
Тех, кто забыт и кто полузабыт, 
То забывать нельзя про Северянина  
Про грустного Пьеро на поле битв.



6.Нынче мне очень близок и дорог Игорь Северянин. Сущность этого большого поэта, как всякого большого поэта, - в первооткрывательстве. Он рассказал мне то, что ранее не было известно. Мой путь к нему был труден и тернист, ибо был засорен нашим общим невежеством, и я поминутно спотыкался о ярлыки, которыми поэт был в изобилии увешан. ... К счастью, во мне все-таки нашлись силы, чтобы разобраться во всем этом. И я постепенно стал его приверженцем.

7. Классические розы Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Мятлев. 1843

В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы…
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!



Задание. Прочитайте кейс. Исследуйте материал по данной теме.

Дополнительный материал:

М. Корсунский, Ю. Шумаков. «Венок поэту: Игорь Северянин»



V. Выступление групп. Презентации выступлений.

VI. Дискуссия по теме «Гений Игоря Северянина».

VII. Рефлексия в группах. Рефлексия общая.

VIII. Д/задание: подготовить чтение наизусть стихотворений Игоря Северянина.