Тема урока №2
«В Петербурге, самом отвлечённом и умышленном городе на всём земном шаре»
Цели урока:
1. продолжить знакомство с образом Петербурга в русской литературе;
2. показать особенности Петербурга Ф.М.Достоевского;
3. помочь учащимся увидеть удушающую тесноту человеческого существования в городе на Неве;
4. дать понять, что город не фон, а действующее лицо, влияющее на судьбы героев.
Оформление: 1. плакат с видами Петербурга; 2. Иллюстрации уч-ся к роману.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя.
В романе «Преступление и наказание» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, играющие важную роль в развитии сюжета. Роман идеологический, философский. Первоначально Достоевский предлагал назвать роман «Пьяненькие», и Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел изменился. Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план, но авторское отношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным. Действие романа происходит в 1865г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, как Мармеладов, насчитывалось немало, и гибли в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево- на 30 коп. можно было упиться до положения риз.
Роман «Преступление и наказание»- суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека.
О чём же роман? Чем он отличается от многих романов предшественников и современников Достоевского?
Цель романа не в обрисовке известного или нового типа, как у Тургенева или Щедрина, а в изображении действия, поступка и его последствий в душе человека. В заголовке романа- название события.
Главная мысль романа- «показать, как в душе человека борется жизнь и теория, показать эту схватку и показать, что победа осталась за жизнью» (Н. Страхов).
Отсюда и двоякое определение романа по жанру: Он социально-психологический и бытовой, но и нравственно-философский, идеологический.
Все герои романа- люди идеи. Идея- часть их натуры. Главная коллизия не в сословно-социальном антагонизме героев, а во внутреннем мире героев: Бог и дьявол борются в сердце человеческом.
2. Мини-анкета.
Сколько написано о Петербурге. Нам знаком город Пушкина и Гоголя. Давайте вспомним, каков их Петербург. Укажите автора и название произведения.
По оживлённым берегам громады стройные теснятся дворцов и башен, «В гранит оделася Нева; мосты повисли над водами» (Пушкин «Медный всадник»).
Есть в Петербурге сильный враг всех, получающий 400 рублей в год жалованья. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз «Акакий Акакиевич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо» (Н.В.Гоголь «Шинель»).
«Рано утром пришел в его переднюю и просил доложить его высокоблагородию, что старый солдат просит с ним увидеться. Военный лакей, чистя сапог на колодке, объявил, что барин почивает и что прежде 11 часов не принимает никого. Смотритель ушел и возвратился в назначенное время» (Пушкин «Станционный смотритель»).
«Досадный рассвет неприятным своим тусклым сиянием глядел в его окна. Комната в таком сером, мутном беспорядке» (Н.В. Гоголь «Невский проспект»).
Проверка.
Каков же Петербург Пушкина? (город контрастов, пышность и бедность).
Каков Петербург Гоголя? (город грязно-серых красок, абсурда, фантастики).
Сегодня мы должны увидеть город Достоевского, отметить его особенности, понять, город-фон или действующее лицо?
3. Пейзаж Достоевского.
« На улице жара стояла страшная, к тому же, духота, толкотня, всюду известка, карты, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу».
«Небо было без малейшего облака, а вода почти голубая… духом немым и глухим полна была для него эта картина».
«Я люблю, как поют под шарманку в холодный, тёмный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, тогда у всех прохожих бледно-зелёные и больные лица; или, ещё лучше, когда снег мокрый падает совсем прямо, без ветру, знаете?»
«В этом саду была одна тоненькая, трёхлетняя ёлка и 3 кустика - кроме того выстроен был вокзал,» в сущности распивочная, но там можно было получить и чай.
«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, заражённого городом воздуха…»
Вывод: пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятия. Герой задыхается в этом городе, в этом мире.
4. Каморка и распивочная.
Комната Раскольникова: это была крошечная клетушка, шагов 6 длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стул в углу. «Перед софой стоял маленький столик».
Что напоминает комната? (шкаф, гроб). Именно здесь он вынашивает свою теорию: в каюте, шкафу, гробу.
Комната Мармеладовых стр.136
Комната Сони стр.355
Вывод: изображение интерьера преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного нестройного, безобразного, грязного. Д.С.Лихачёв: «Невозможно не поверить в каждую из квартир Раскольникова; в каждую из этих дворницких с двумя ступенями вниз, в эти 13 ступеней, ведущих к коморке Раскольникова. Произведения Достоевского рассчитаны на это ощущение доподлинности»
5. Описание распивочных стр.125, 168
6. Петербург своим географическим, эксцентрическим положением на границе России располагает к тому, чтобы границы переступить. В метафизике города идея преступления героя сопряжена с лестницами и порогами. Подъёмы и спуски - это не только физические действия, но и взлёты и падения души, это надежды и отчаяния. А пороги нужно переступить. Пороги- то, что разделяет добро и зло, жизнь и смерть, правду и ложь, любовь и ненависть.
Сам Петербург находится «на границе бытия и небытия, реальности и фантасмагории… и он - на пороге» (М. Бахтин)
Город приглашает «переступить черту» Мармеладова, Соню, девочку на бульваре, Катерину Ивановну.
Вывод:
(Петербург не раз становился действующим лицом рус. лит-ры. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике»; в «Евгении Онегине» лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, но он чувствовал, что Петербург не однозначен.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Сказка, холод и гранит…
Белинский в письмах признавался, что Питер ему ненавистен, что там тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь. Свой Петербург и у Достоевского. Он часто менял квартиры на так называемых «серединных улицах». И его герои идут по Садовой, Гороховой, проходят через столярный переулок, состоявший из 16 домов, в которых находилось18 питейных заведений. Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интересы углов – все теснит, давит человека, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.
План «Петербург Достоевского, утверждающий идею Раскольникова о праве сильной личности на преступление».
Область «желтого» Петербурга.
Жизнь петербургской бедноты:
а) распивочные;
б) семейство Мармеладовых;
в) пьяная девочка на бульваре;
г) нищета студента Раскольникова;
д) полунищенское положение матери и сестры Раскольникова.