Материалы, используемые для анализа поэтического текста
План анализа стихотворения
1. Название стихотворения и его автор.
2. Ведущая тема (о чём стихотворение?).
3. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении?).
4. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите.
(Обратите внимание на детали картины, их цветовую гамму.)
5. Настроение, чувства, передаваемые автором.
Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
6. Главные образы стихотворения.
7. Лексические средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись.
8. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза, обращение, вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения, повторы, параллелизм.
9. Собственное отношение к прочитанному.
Какие чувства вызывает стихотворение?
2.Определение настроения стихотворения
(возможные шаблоны для использования при анализе)
торжественное восторженное
поэт с восторгом описывает…
поэт испытывает восторг…
восторженно-радостное
поэт очарован…
поэт восхищается…
радостное
веселое
легкое
светлое
нежное
поэт с нежностью пишет о…
игривое
умиротворенное
теплое
спокойное
приподнятое
грусть
поэт с грустью говорит о…
поэт тоскует по …
печаль
поэт жалеет о …
сожаление о…
поэту жаль …
поэт переживает за …
поэт негодует…
поэт расстроен…
поэту больно от …,
с болью в сердце поэт пишет о…
поэт с волнением говорит о…
поэт испытывает чувство горечи…
3. Словарь терминов
Анафора – повторение начальных слов.
Ты полон весь мечтою необъятной,
Ты полон весь таинственной тоской. (Е. Баратынский)
Антитеза – стилистическая фигура; противопоставление образов, понятий, свойств предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой… (А.С. Пушкин)
Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления.
(«И дольше века длится день» (Б.Л. Пастернак).)
Звукопись – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных (аллитерация) или гласных (ассонанс).
(«Забором крался конокрад, загаром крылся виноград»; «Скала и плащ. Скала, и плащ, и шляпа…» (Б.Л. Пастернак).)
Инверсия – стилистическая фигура; нарушение общепринятой грамматической последовательности речи. («И курганов зеленеет убегающая даль» (А.А. Фет).)
Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Лирический герой не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.
Литота – художественный приём, основанный на преуменьшении каких-либо свойств предмета или явления.
(«Только в мире и есть, что тенистый дремлющих кленов шатёр» (А.А. Фет).)
Метафора – перенос значения; перенос признаков одного предмета на другой по принципу сходства. («Пышное золото осеннего леса» (К. Паустовский); «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С.А. Есенин).)
Любую метафору можно развернуть в сравнение, добавив «как», «словно». Это позволяет называть метафору скрытым сравнением.
Мотив – устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.
Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Узник»)
Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками человека или какого-либо другого живого существа. («О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно» (Ф.И. Тютчев).)
Риторический вопрос (обращение, восклицание) – синтаксический прием; вопрос (обращение, восклицание), не требующий ответа. («Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить?» (М. Светлов).)
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Сравнение состоит из 2 частей, которые чаще всего соединяются с помощью союзов или союзных слов «как», «как будто», «подобно», «словно». («Смех звенит, как сережки» (С. Есенин).)
Сравнение может быть выражено формой Т.п. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н.А. Заболоцкий)
Тропы (от греч. - поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.
Эпитет – выразительное художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой-либо из его существенных признаков.
(«Под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят». (А.А. Фет))
Постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «живая вода» и др.
Эпифора – повторение заключительных слов.
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А.А. Блок)
Примерный анализ поэтического текста
Земное сердце стынет вновь,
Но стужу я встречаю грудью.
Храню я к людям на безлюдьи
Неразделённую любовь.
Но за любовью - зреет гнев,
Растет презренье и желанье
Читать в глазах мужей и дев
Печать забвенья иль избранья.
Пускай зовут: Забудь поэт!
Вернись в красивые уюты
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта - нет! Покоя – нет!
(А.Блок.1911- февраль 1914г.)
По замыслу автора, стихотворение «Земное сердце стынет вновь…» должно было стать заключением 3й главы поэмы «Возмездие». Поэма была задумана в 1910 году и в общих чертах «набросана» (А.Блок) в 1911 году.
«Тема заключается в том, - писал А.Блок, - что род, испытавший на себе возмездие истории, среды, эпохи, начинает в лице последнего первенца в свою очередь творит возмездие…» Но поэма не была закончена, и данное стихотворение (как и другие «наброски») вошло в цикл «Ямбы».
Стихотворение состоит из трех четверостиший. В первой строфе даётся «пейзаж души» лирического героя: сердце поэта «стынет», потому что его любовь к людям «неразделенная». Находясь среди людей он живет на «безлюдьи». Но герой мужественен: тяготы жизни («стужу»), одиночество он встречает «грудью». Во второй строфе раскрывается его отношение к людям: с одной стороны, « любовь», с другой – «призренье». На вопрос, почему в душе лирического героя «зреет гнев», дается ответ в третьей строфе: людям нужен покой, они и поэта зовут в «красивые уюты»; но для лирического героя их «нет», ему « лучше сгинуть в стуже лютой», чем пребывать в сером мещанстве.
Авторская позиция заявлена очень чётко: человек должен активно
вмешиваться в жизнь.
В системе образов ясно противостоят друг другу лирический герой и окружающие его люди, иначе говоря, поэт и толпа.
Основной художественный прием, используемый автором для раскрытия идеи, - антитеза: в стихотворении несколько рядов антонимов ( к людям – безлюдье; любовь – гнев, презренье; покой, уют, - стужа).
Блок усиливает общую картину использованием в стихотворении эмоционально окрашенных эпитетов (любовь – не разделенная, стужа – лютая), метафоры (сердце – земное, т.е. жаждущее любви, общение), олицетворения (гнев – зреет, презрение – растет, сердце стынет). В тексте много слов, имеющих переносное значение (уюты – спокойная жизнь, безлюдье – отсутствие общения, храню – испытываю). Эмоциональность возрастает в последней строфе, где автор использует только восклицательные односоставные предложения , что позволяет не только более точно передать накал эмоций поэта, но яркими красками интонационно обрисовать отношение к роли поэта и поэзии в мире и своему предназначению.
Стихотворение, как и вся поэзия Блока, носит символистский характер.
4