МБОУ «Осиновская гимназия им. С.К.Гиматдинова Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по литературе.
Занятие №2
Тема: Критерии оценивания заданий с развернутым ответом. Знакомство с демоверсией.
Цели: Познакомить с критериями оценивания заданий по литературе.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом. Часть 1. Базовый уровень
1.1.1.; 1.1.2.;
Развернутые рассуждения о тематике и проблематике фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического произведения), его принадлежности к конкретной части (главе); о видах и функциях авторских изобразительно- выразительных средств, элементов художественной формы и др.
1.Содержание
2. Речевое оформление ответа
2
1
Часть 1.
Базовый уровень
1.2.1.;.
1.2.2.
Развернутое рассуждение о тематике, проблематике, лирическом герое, об образах стихотворения (или басни); о видах и функциях изобразительно- выразительных средств, об элементах художественной формы; об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста. Развернутое сопоставление анализируемого произведения (лирического стихотворения или басни) с художественным текстом, приведенным для сопоставления (нахождение важнейших оснований для сравнения художественных произведений по указанному в задании направлению анализа, построение сравнительной характеристики литературных явлений, построение аргументированного суждения с приведением убедительных доказательств и формулированием обоснованных выводов
1.Содержание
2.Речевое оформление ответа
2
1
Повышенный уровень 1.1.3 или 1.2.3
Развернутое сопоставление анализируемого произведения с художественным текстом, приведенным для сопоставления (нахождение важнейших оснований для сравнения художественных произведений по указанному в задании направлению анализа, построение сравнительной характеристики литературных явлений, построение аргументированного суждения с приведением убедительных доказательств и формулированием обоснованных выводов.
1.Умение сопоставлять художественные произведения
2.Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
3.Следование нормам речи
Если экзаменуемый получает 0 баллов за 1 критерий, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается
2
2
1
Часть 2. Высокий уровень
2.1- 2.4
Осмысление проблематики и своеобразия художественной формы изученного литературного произведения (произведений), особенностей лирики конкретного поэта в соответствии с указанным в задании направлением анализа.
При оценке сочинения учитывается также его объем. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
1.Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений
2.Уровень владения теоретико-литературными понятиями
3.Обоснованность привлечения текста произведения
4.Композиционность и логичность изложения
5. Следование нормам речи
Итого за сочинение
Если экзаменуемый получает 0 баллов за 1 критерий, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается
3
2
2
2
3
12
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0 – 6
7 – 13
14 – 18
19 – 23
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.2;
1.2.1 и 1.2.2, требующих написания связного ответа объёмом
3–5 предложений
Критерии Баллы
1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),
при необходимости формулирует свою точку зрения,
аргументирует свои тезисы,
подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;
фактические ошибки и неточности отсутствуют
2
б) экзаменуемый понимает суть вопроса,
но
не даёт на него прямого ответа;
и (или) искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел);
и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;
и (или) не все тезисы аргументирует;
и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;
и (или) допускает 1–2 фактические ошибки
1
в) экзаменуемый не справляется с заданием:
не даёт ответа на вопрос;
и (или) подменяет анализ пересказом текста;
и (или) допускает более 2-х фактических ошибок
0
2. Следование нормам речи
а) допущено не более 2-х речевых ошибок;
1
б) допущено более 2-х речевых ошибок
0
Максимальный балл
3
При анализе работы выпускника по указанным двум критериям эксперт должен ответить на ключевые вопросы.
1.Даёт ли экзаменуемый прямой связный ответ на вопрос?
2.Учтена ли в ответе авторская позиция (при анализе стихотворений - авторский замысел)?
3.Формулирует ли экзаменуемый собственную обоснованную позицию (если этого требует специфика конкретного задания)?
4.Знает ли содержание и проблематику произведения
в целом (или особенности творчества поэта)?
5.Приводит ли убедительные аргументы?
6.Не подменяет ли рассуждения пересказом текста?
7.Допускает ли экзаменуемый фактические ошибки, в том числе, ошибки в использовании теоретико-литературных понятий?
8.Допускает ли речевые ошибки?
Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих написания связного ответа объемом
5–8 предложений
Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).
Критерии Баллы
1. Умение сопоставлять художественные произведения
а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику
2
б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики
1
в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании направлению анализа;
и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику
0
2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),
при необходимости формулирует свою точку зрения,
аргументирует свои тезисы,
подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;
фактические ошибки и неточности отсутствуют
2
б) экзаменуемый понимает суть вопроса,
но
не даёт на него прямого ответа;
и (или) искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел);
и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;
и (или) не все тезисы аргументирует;
и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;
и (или) допускает 1–2 фактические ошибки
1
в) экзаменуемый не справляется с заданием:
не даёт ответа на вопрос;
и (или) подменяет анализ пересказом текста;
и (или) допускает более 2-х фактических ошибок
0
3. Следование нормам речи
а) допущено не более 2-х речевых ошибок;
1
б) допущено более 2-х речевых ошибок
0
Максимальный балл
5
При анализе работы выпускника по указанным трём критериям эксперт должен ответить на ключевые вопросы.
Сравнивает ли выпускник тексты по указанному в задании направлению анализа?
Умеет ли строить сравнительную характеристику?
Знает ли содержание и проблематику произведения
в целом (или особенности творчества поэта)?
Понимает ли проблематику предложенного для сопоставления текста?
Даёт ли выпускник содержательное обоснование для сопоставления?
Приводит ли убедительные аргументы?
Учитывает ли при ответе позицию автора (при анализе стихотворений - авторский замысел)?
Формулирует ли собственную обоснованную позицию (если этого требует специфика конкретного задания)?
Не подменяет ли экзаменуемый рассуждения пересказом текста?
Допускает ли фактические ошибки, в том числе, ошибки в использовании теоретико-литературных понятий?
Допускает ли речевые ошибки?
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий 2.1–2.4, требующих написания сочинения (в объёме не менее 200 слов)
Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).
При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Критерии Баллы
1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений
а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения;
убедительно обосновывает свои тезисы;
фактические ошибки и неточности отсутствуют
3
б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения,
но
не все тезисы убедительно обосновывает;
и (или) допускает 1–2 фактические ошибки
2
в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию (анализируя стихотворения без учета авторского замысла);
и (или) не обосновывает свои тезисы;
и (или) допускает 3–4 фактические ошибки.
1
г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения;
и (или) допускает более 4-х фактических ошибок
0
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями
а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют
2
б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия,
но
не использует их для анализа произведения,
и / или допускает не более 2-х ошибок в их употреблении
1
в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия;
или допускает более 2-х ошибок в их употреблении.
0
3. Обоснованность привлечения текста произведения
а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения)
2
б) текст привлекается,
но
не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом)
1
в) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются
0
4. Композиционная цельность и логичность изложения
а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности
2
б) в сочинении есть нарушения композиционной цельности: части высказывания логически связаны между собой,
но
мысль повторяется;
и (или) есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания);
и (или) есть отступления от темы сочинения
1
в) в сочинении не прослеживается композиционного замысла;
и (или) допущены грубые нарушения в последовательности изложения;
и (или) нет связи между частями и внутри частей
0
5. Следование нормам речи
а) допущено не более 2-х речевых ошибок
3
б) допущены 3 речевые ошибки
2
в) допущены 4 речевые ошибки
1
г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок).
0
Максимальный балл
12
Первый критерий (содержательный аспект) является главным. Основная задача выпускника – убедительно, аргументировано раскрыть тему сочинения с учетом авторской позиции и собственного видения проблемы (установка на отражение собственного видения проблемы носит рекомендательный характер).
Второй критерий позволяет выявить уровень владения учащимся теоретико-литературными понятиями, сформированность умения анализировать художественное произведение с опорой на понятия, связанные с его родовой и жанровой спецификой. Для получения максимального балла по этому критерию выпускник должен не просто уместно упоминать в сочинении литературоведческие термины, но и правильно квалифицировать (называть) важнейшие литературные категории и виды изобразительно-выразительных средств при рассмотрении художественного своеобразия конкретного произведения. При оценке работы по второму критерию необходимо обращать внимание на все слова, являющиеся теоретико-литературными понятиями, например, «роман», «автор-повествователь», «реализм», «второстепенные персонажи» и т. п.
Третий критерий. Следует подчеркнуть, что при выполнении задания части 2 экзаменуемый должен продемонстрировать умение строить развёрнутое высказывание на литературную тему с использованием цитирования и элементов пересказа художественного произведения. Наиболее типичными ошибками экзаменуемых при создании развёрнутого ответа являются:
– замена анализа проблемы пересказом текста художественного произведения или критической статьи;
– отсутствие цитатного материала или недостаточность его привлечения (т. е. недостаточность доказательной аргументации при наличии собственных суждений);
– неуместное цитирование или пересказ содержания, не связанные
с проблемой, предложенной в вопросе.
Четвёртый критерий состоит в том, что нужно одновременно оценить замысел, смысловую цельность и композиционную стройность высказывания, логику, связность изложения. Лучшие работы экзаменуемых отличает чёткость суждений, непротиворечивость, последовательность изложения мыслей и обоснованность тезисов и выводов.
Сочинение должно быть доказательным. Таким образом, в сочинении все мысли должны быть внутренне связаны друг с другом и обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами.
Пятый критерий позволяет проверить, насколько хорошо экзаменуемый овладел умением строить не только логически связное, но и стилистически грамотное, нормативное речевое высказывание, навык которого формируется в процессе изучения литературы. Грамотность и нормативность речи оценивается по количеству речевых ошибок и речевых недочётов, допущенных учащимися в тексте экзаменационной работы. На оценку сочинения по пятому критерию распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Поэтому при подсчёте ошибок не учитываются описки, однотипные и повторяющиеся ошибки, два речевых недочёта могут приравниваться к одной речевой ошибке.
2. Д/З. Инструктаж. Составьте краткую таблицу оценивания заданий с развернутым ответом.