«Человек в огне гражданской войны»
Конспект урока по рассказу А.Н.Толстого «Гадюка»
Цели урока:
- продолжение осмысления трагической темы «Изображение революции и гражданской войны в литературе 20-х годов», изучение которой проходило в ходе предшествующих уроков, на материале рассказа А.Н.Толстого «Гадюка»;
- обучение старшеклассников самостоятельной работе с текстом, умению отбирать нужный материал в соответствии с заданием, отработка навыков анализа текста;
- развитие умения учащихся вести диалог, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- воспитание самостоятельности мышления, формирование активной гражданской позиции, гуманистического мировоззрения учащихся.
Задачи:
- формировать умение самостоятельно работать с текстом рассказа, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- развивать творческие способности, аналитическое мышление, монологическую речь;
-
Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийный экран, презентация, хрестоматии с текстом произведения.
Предварительное задание:
Прочитать рассказ А.Толстого «Гадюка».
Выписать цитаты, передающие душевное состояние героини в переломные моменты ее жизни: после нападения на дом и родителей, встреча с Емельяновым, арест по доносу Вальки, пытки заключенных, госпиталь после расстрела, боевая жизнь вестовой у Емельянова, первое убийство, смерть Емельянова, Сибирь и Владивосток, конец войны и командировка в Москву, служба в конторе треста, новая любовь, последние часы перед убийством Сонечки и после него. Проследите, как автор раскрывает диалектику души главной героини, как относится к ней, какова авторская позиция.
Индивидуальные задания:
1) Расскажите о роли любви в жизни главной героини. Найдите в тексте цитаты, которыми автор описывает чувства Ольги Вячеславовны. Докажите, что страсть к Емельянову была настоящей любовью, большим и глубоким чувством. Почему эта любовь трагически обречена? Почему Ольга влюбилась в директора махорочного треста? Как она проявляла, выражала свои чувства? Сравните описание чувств Ольги Вячеславовны с отношением к любви других героев: И.Педотти, С.Варенцовой, жильцов квартиры. Сделайте вывод: какие формы приобрело это чувство в эпоху гражданской войны и НЭПа, в чем смысл сопоставления любви Ольги Вячеславовны с другими героями? Почему ее чувства трагичны?
2)Охарактеризуйте, какими вы представляете жильцов коммунальной квартиры. Каковы их интересы, занятия, разговоры, отношение друг к другу? Что разъединяло героиню с жителями коммуналки? Почему они не находили общего языка? Какие художественные детали помогают автору передать враждебность жильцов по отношению к героине?
Охарактеризуйте Сонечку Варенцову. С помощью каких художественных средств автор создает этот образ (портрет, поведение, речь, отношение к людям, прямая характеристика)? О чем говорит ее прозвище Лялечка? Почему, рассказывая о ней, автор употребляет много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (премиленькая, Сонечка, кашка, глазки, носик)? Такая ли «нежная» и «безобиднейшая» Сонечка, как кажется на первый взгляд? В чем суть ее конфликта с Ольгой Вячеславовной? Какие средства борьбы избирают женщины-соперницы? Кто выглядит благороднее в этой схватке? Почему Ольга убивает Сонечку?
Поразмышляйте над смыслом названия произведения, можно ли сказать, что оно метафорично? Какие ассоциативные смысловые пласты связаны со словом гадюка, как этот образ проявляется в фольклоре, мифологии, можно ли проследить связь этих смысловых пластов с текстом?
Гадюка – это одно из прозвищ героини. А какие еще прозвища она получает на протяжении текста, какие характеристики и самохарактеристики встречаются в рассказе? Как этот прием помогает создать живой, многогранный образ, передать авторскую позицию?
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор об одной из самых трагических страниц в истории нашей страны и ее отражении в литературе этого периода.
Двадцатые годы 20 столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы полыхала гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. Существует мнение, что революция – это беспощадная схватка Бога и дьявола за человеческую душу. Она разделила людей на 2 лагеря: красных и белых. И страдания от этого противостояния в большей степени легли на плечи простых людей, зачастую помимо воли втянутых в кровавую бойню Гражданской войны. Не случайно именно события этих лет стали предметом изображения в русской литературе этого периода. Как сказал Гейне, « у настоящего художника трещина мира проходит через его сердце». И наш урок сегодня продолжает цикл уроков, объединенных общей темой – «Человек в огне гражданской войны». (Слайд №1)
Каким мы увидели это время в изображении писателей, ставших свидетелями событий тех лет? Какие проблемы, вопросы ставили в своих произведениях А.Фадеев, М.Шолохов, И.Бабель? О чем заставили вас задуматься их произведения? Как вы понимаете эпиграф к уроку?
Мы не должны забывать страшные цифры войны. (Слайд №2)
Одна из основных проблем, волнующих писателей-современников тех страшных лет, - это проблема интеллигенции и революции.(Слайды №3,№4, №5)
Не менее интересной и важной для советской литературы 20-х годов являлась тема возвращения к мирной жизни бывших участников гражданской войны. Именно эту тему раскрывает в своем рассказе «Гадюка» Алексей Николаевич Толстой. Но вначале - несколько слов о писателе. (Слайды №6-10)
Какие предположения вызвало название рассказа до его чтения? Почему рассказ так называется? Название рассказа метафорично, и в конце урока мы послушаем рассказ об исследовательской работе по теме «Поэтика заглавия рассказа».
Какая тема является ведущей в этом произведении? (Тема любви)
Как организовано пространство и время в рассказе? ( В произведении отражена эпоха революции и Гражданской войны, НЭПа, показаны судьбы людей, попавших в вихрь революции и войн).
Чем интересна повесть с точки зрения композиции? ( А.Н.Толстой использует обратную композицию)
Какую цель в данном случае ставит перед собой автор? (Более объективно, точно раскрыть характер главной героини)
Какие части можно выделить в композиции рассказа? (1-я часть – знакомство с жильцами квартиры и их отношением к Ольге; 2-я часть – довоенная жизнь Ольги Вячеславовны, 3-я часть – боевая жизнь вестового Зотовой; 4-я часть – жизнь после гибели Емельянова, после войны; 5-я часть – жизнь в Москве).
Как, по-вашему, относится к героине автор? (С уважением, сочувствием)
Есть ли в рассказе прямые авторские оценки героини? (нет)
А что помогает автору объективно и разносторонне раскрыть образ Ольги Вячеславовны, какие приемы использует автор? ( Толстой использует все средства для создания характера и выражения своей позиции: портрет, изображение поведения и поступков, «диалектики души» героини, несобственно прямую речь, поэтику названия, сопоставление с другими персонажами, самохарактеристики и оценочные прозвища и эпитеты, данные другими героями)
Давайте попробуем проследить, как через единство формы и содержания автор помогает читателю осознать глубину трагедии главной героини и понять его позицию.
Слайды 11-12
Итак, давайте обратимся к вашему домашнему заданию.Что мы узнаем о жизни главной героини, какие этапы вы выделили в ее судьбе как ключевые и как автор прослеживает «диалектику души» героини?
( - Нападение на дом купца Зотова: «Доктор, какие звери!». Первое столкновение с жестокостью и болью. «Оборвалась ее беспечальная, буздумная молодость. Душа покрылась рубцами, как заживленная рана».
- встреча с Емельяновым: «И мучила девичья гордость…» «На коней, гуляй, душа». Пробуждение новых чувств и мыслей.
- Арест по доносу Вальки: «В исступлении она еще верила в справедливость…»
- пытки заключенных: «После черных дней…она нашла спасение: ненависть, мщение».
- Расстрел и госпиталь: «Прошлая жизнь осталась на дальнем берегу…» «Бешеная борьба, ненависть во всю волю души, корка хлеба на сегодня и дикая тревога еще не изведанной любви – это жизнь…»
- Любовь к Емельянову: «Казалось: рассеки свистящий клинок ее сердце – закричала бы от радости: так она любила этого человека…» Эмоциональный подъем. Осознание себя.
- Вестовой у Емельянова: «так началась ее боевая жизнь…» «Теперь не попробуешь рвать рубашку, грозить пятифунтовой гирей…» Обретение нового смысла в жизни, идеалов, уверенности в себе.
- Первое убийство: «…сжала пальцами горло…слезы брызнули, и. плача, она вся затряслась на седле».
- ожидание любви: «Жила как пьяная от счастья».
- Смерть Емельянова: «вся жизнь Ольги Вячеславовны, страстная, невинная любовь оборвалась, разбилась, и потянулись ей не нужные, тяжелые и смутные дни».
- Сибирь, Владивосток: «За женщину ее мало кто признавал» Утрата своего «я», героиня привыкает быть частью массы, отряда.(Слайд13)
- Конец войны: «Военная жестокость понемногу сходила с нее, - Ольга Вячеславовна снова становилась женщиной».
- Командировка в Москву: «не могла мириться с тишиной. Семечками. Банными вениками и пустотой захолустья», «приехала…полная решимости и самоотвержения». Желание дела, стремление быть полезной, найти себя в новой жизни.
- Служба в отделе контроля треста: «Не могла определить степень пользы, которую приносила, переписывая бумажки» «Здесь ни к чему были ее ловкость, ее безрассудная смелость, ее гадючья злость… То ли было на войне: ясно, отчетливо, под пение пуль – всегда к видимой цели…»
- Превращение из «товарища Зотовой» в женщину: «Она почувствовала на себе эту новую кожу легко и свободно…» «…опускала ресницы, словно прикрывала душу».
- Конфликты с соседями по квартире, случай с Педотти: «Я же не такая…» «Слишком больно обожглась, страшно бросаться в огонь еще раз». Желание жить полноценной жизнью, любить, найти свое место среди людей – и неумение это сделать. Неумение быть просто женщиной.
- Любовь к директору Махорочного треста: «Ожидать случая, счастья, действовать по мелочам – было не по ней. Решила: прямо пойти и все сказать ему…»
- Неудачная попытка признания: «одна, одна в дикой, враждебной жизни, одинока, как в минуту смерти, не нужна никому…» (слайд 14)
- Убийство Сонечки: «Я сейчас должна умереть…»
Слайд 15
Почему именно тему любви выводит А.Н.Толстой на первый план? (Только любовь способна придать человеку сил, вернуть к жизни, помочь вновь обрести смысл и цель в жизни в самые тяжелые минуты. Поэтому любовь, с точки зрения автора, - это главная ценность и цель в жизни любой женщины)
Послушаем индивидуальное задание: «Любовь в жизни героев рассказа» (автор показывает, что любовь между командиром Емельяновым и вестовой Зотовой была глубокая и сильная, это было настоящее чувство, но любовь была платонической: время было боевое, не до романтики. Война не дала Ольге стать счастливой, ее любимый погиб, но Ольга остается женщиной, «в 22 года надо было начинать новую жизнь», ей хочется любить и быть любимой. Но, к сожалению, автор показывает, что в мещенско-обывательской среде НЭПа люди, многие из которых пережили войну и ее ужасы, утратили способность любить: одни низводят это чувство до уровня физиологической потребности (Педотти), для других это возможность «сделать карьеру», хорошо устроиться в жизни (Сонечка Варенцова), почти никто не верит, что в военное время было возможно чистое чувство, непорочность ( соседи по квартире не верят, что Ольга «девица»).
Как повлияло фронтовое прошлое Ольги на ее умение адаптироваться в мирной жизни?
(Ольга умела воевать и ненавидеть, а вокруг совсем другая, враждебная жизнь. Послушаем индивидуальное задание « Ольга и жители коммунальной квартиры» (Ольга вызывает ненависть и страх соседей. Она не похожа на них, поэтому они презирают и боятся ее одновременно. Через образы соседей Ольги по коммунальной квартире автор показывает расцвет мещанства во времена НЭПа. Эти люди – типичные обыватели с узким кругозором и приземленными интересами, их жизнь состоит из бытовых хлопот, сплетен, разговоры пошлы и бессодержательны, в отношениях друг к другу нет открытости, радушия. Но в отношении к Ольге враждебность и ненависть к героине объединяют их всех, и в мирное время соседи ведут по отношению к девушке настоящие военные действия, выживая ее с территории квартиры.)
Антиподом главной героини в рассказе становится Сонечка Варенцова. Послушаем индивидуальное задание «Образ Сонечки Варенцовой» ( Сонечка олицетворяет для Зотовой все худшее, темное и враждебное, с чем невозможно примириться: хитрая, изворотливая, расчетливая и трусливая, но одновременно вызывающая чисто женскую зависть героини - ведь Сонечке легко удается то, к чему героиня приходит с трудом: быть просто женщиной. Ольга стреляет в Варенцову, потому что так она поступала на фронте, убивая врагов. Если в этой жизни торжествуют такие, как Сонечка, тогда для чего были жертвы революции и гражданской войны, ради чего погиб Емельянов? Зотова мстит за погубленную жизнь, за поруганные идеалы.)
Почему этот мир не для таких, как Зотова? ( Ольга слишком наивна и прямолинейна, бескомпромиссна и жестока. Для нее не существует оттенков и полутонов, только черное и белое)
Отражает ли на ваш взгляд название рассказа внутреннюю сущность, характер главной героини? Послушаем индивидуальное задание « Поэтика названия рассказа «Гадюка»
Мы уже говорили, что автор использует различные средства создания образа. Одним из интересных приемов является прием характеристики героини другими персонажами и самохарактеристики. Послушаем индивидуальное задание.
(Характеристики, которые дают Ольге жильцы коммунальной квартиры, негативны: «стерва со взведенным курком», «клейменная», «демобилизованный солдат», «безусловный люис», «баронесса Ротшильд», «гадина ползучая», «маркитантка» - они отражают замкнутость героини, неприхотливость в быту и жизни и одновременно высокомерность, гордость, ее военное прошлое. Эти характеристики косвенно определяют и тех, кто награждает героиню ими: жильцы боятся Ольгу и презирают ее, потому что она не похожа на них, они ощущают такое же презрение с ее стороны и не могут его простить. Характеристики автора, те, что дает Ольге Емельянов, наоборот, отмечают лучшее в ее характере: «цыганочка» (непокорность, гордость, любовь к воле, независимость), «горячая лошадка» ( страстность, горячее сердце, неукротимость), «гадюка» (живучесть, выносливость),»чертенок» (ловкость, удачливость, настойчивость); характеристики окружающих иллюстрируют отношение людей к Ольге, передают то, что большинство видело в ней лишь внешнюю оболочку, не видя внутреннего мира: «гадючка» - за злость, взрывной характер, излишнюю резкость, «ударная девочка» - за красоту, недоступность. Сама же героиня в своих самохарактеристиках предстает как человек, который очень самокритичен, в глубине души раним и неуверен в себе: «вот сволочь», «огородное чучело»)
Таким образом, мы видим, что автор стремится объективно и всесторонне, в единстве формы и содержания раскрыть нам трагедию главной героини, передать объективное представление о событиях, происходивших в России в 20-х годах, с особой силой дать почувствовать драматизм эпохи, свидетелем которой он был.
Слайд 16
Какие же уроки мы можем вынести из всех изученных нами произведений о революции и гражданской войне? (Слайды 17, 18)
Домашнее задание (слайд 19).