Сценарий литературной гостиной, посвященной дню рождения В.С.Высоцкого

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Владимиру Семеновичу посвящается….

Я, конечно, вернусь –
Весь в друзьях и в мечтах, –
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою, – не пройдёт и полгода


  1. Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать-

В Россию можно только верить.


  1. Именно этими словами мы хотим начать разговор о человеке, поэте, певце, композиторе, артисте, который в не самые лучшие годы для России не оставил, не покинул, не уехал из страны , и поэтому так рано «сгорел» - о Владимире Семеновиче Высоцком.

  2. Говорят, что у каждого времени – каждые 15 – 20 лет – есть певец, который поёт арию большинства.

  3. Высоцкий был таким певцом. В его творчестве каждый узнавал себя. Он был душой своего времени, его надеждой. С ним вместе ушла целая эпоха.



  1. Мы еще не знали его в лицо по фотографиям – их в печати было так мало – но всюду слышали голос Владимира Высоцкого. И имя его, переходя из уст в уста с быстротою телеграфа, становилось легендою. Его хрипловатый от перенапряжения голоса песни на магнитофоне, брал, как говорят, за живое. ОН еще при жизни стал одним из самых популярных певцов, народным любимцем.


  1. Каждый открывал по – своему знакомого и незнакомого Высоцкого. Для одних он был певцом подворотен «блатного» мира, своим рубахой – парнем, другие считали его профессионалов. Что же, когда спорят о крупном, из ряда вон выходящем, крайности неизбежны.


  1. Почитатели таланта Высоцкого с радостью и благодарностью узнали о присуждении ему в 1987 году Государственной премии СССР (о чем он никогда не узнает). В эти дни в печати появилось немало высказываний о Высоцком. Вот что сказал известный писатель Георгий Марков: «…Неоднократно в нашем искусстве рассматривалось творчество В. Высоцкого. Человек уникального дарования он получил народное признание раньше официального. Думается, что присуждение Госпремии СССР посмертно за активную работу над ролью Жеглова в к/ф «Место встречи изменить нельзя» и за авторское исполнение песен и баллад – это в какой-то степени восстановление справедливости к талантливому певцу, поэту, артисту. И неслучайно сегодня его лучшие песни в нашем художественном арсенале».



  1. Тогда газета «Известия» писала :

«Он себя ощущал работником. И он работал- сочинял, пел, играл, чтобы нам стало немного лучше, чтобы устроился, образовался, наконец, порядок, достойный людей. И мы видим: то, что он сработал, нужно нам каждый день. Его песни- стихи одаряют бесстрашием, укоряют, казнят за усталость, апатию, компромиссы. А когда опускаются руки, он кричит нам : «Еще не вечер, еще не вечер. Мы радуемся за него и за себя. «От жизни никогда не устаю»

(Кладут цветы к гитаре)

9.Он много успел сказать, спеть о себе, о своем творчестве, и слова его теперь обретают как

как бы второе рождение..

  1. Пластинка. Диск №4

(вступление и

песня «Песня о друге»

1. Как-то Высоцкому было предложено ответить на несколько вопросов самодельной анкеты:

Песня Б. Окуджавы «О Высоцком я песню придумать решил».

2. 1980 год для нашей страны очень важный, год летней Олимпиады. Тысячи гостей, туристов, спортсменов. Москва сияет плакатами, кругом слышится разноязычная речь…-словом – праздник.

  1. 25 июня 1980 года – разгар Московской олимпиады…Вечерний выпуск газеты «Вечерняя Москва» и лишь 4 строчки о том, что умер В. Высоцкий. А дальше – огромный дневник олимпиады. Ведь главное - это спортивный праздник.

Фон «Аве, Мария».

  1. Не уходи, не покидай мой город

Он без тебя тобой не будет полон,

Без струн твоей гитары и без песен

Он будет не уютен, будет тесен.

И страшно в театр войти

На полутемной сцене

Мне больше не найти тебя и твоей тени,

Не слышать голос твой, надорванный страданьем,

По той , что рядом нет , и долог путь к свиданью.

Ума не приложу, как свыкнуться с той мыслью:

Незаменимых нет – твердят друзья неистово.

Незаменимых нет – подлейшая из фраз,

Кто дорог, тот не заменим для нас.


  1. Метеорит, упавший в самом центре Сибири до боли символизирует на могиле жизнь В. Высоцкого. К несчастью, так не случилось, но я узнала, что в 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марсом и Юпитером ВЛАДВЫСОЦКИЙ. Она значится под номером 2374 в Международном каталоге планет. Часто я смотрю на звезды и улыбаюсь от мысли, что среди этого множества планет в огромной галактике блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечное живое небесное тело связано с именем моего мужа ( Марина Влади)


  1. Творчество В. Высоцкого многогранно: певец, поэт, композитор, артист. Как могло вместиться все это и многое другое в одной душе? Как все это получалось? Все начиналось с детства…

  2. Имя моему ребенку еще задолго до его рождения обсуждалось и выбиралось моими подругами, товарищами мужа – Семена Владимировича, соседями. Девочку мне хотелось назвать Алисой, и никаких возражений я не принимала, а мальчика… Называли имена по алфавиту: Александр, Андрей, Алексей, Борис, Василий, Владимир…

Однажды, уезжая в командировку, Семен Владимирович попросил меня : « Назови сына Владимиром, в честь моего отца и твоего брата – моего друга». А когда родился мальчик 25 января, отмечались ленинские дни и прибавился еще один повод назвать ребенка Владимиром. Сразу же мне передали поздравительную открытку, в ней 12- летний мальчик – сосед Миша Яковлев писал : «Мы соседи, поздравляем вас с рождением нового гражданина СССР и всем миром решили назвать Вашего сына Олегом, Олег – предводитель Киевского государства!» Когда я пришла с ребенком домой, соседские дети радовались и с любопытством рассматривали своего «Алика», а когда узнали, что мальчика назвали Владимиром, обиделись… Соседские ребятишки долго никак не называли маленького мальчика, но потом все смирились и привыкли к имени Вова, Вовочка, Володя, Владимир – «владыка мира».

  1. Мирную жизнь нарушило сообщение о начале войны. Мы не сразу осознали сообщение по радио. Это прозвучало как-то непонятно. Война… Понемногу мозг стал осознавать действительность. Война, война с Германией. В Москве начались воздушные тревоги, чаще они объявлялись ночью. Я поднимала с постели сонного ребенка и подл тревожный вой сирены бежала в убежище- в дом на противоположной стороне улицы. Там, внизу, в подвале, мы чувствовали, как вздрагивали над нами огромные здания. Когда объявляли отбой, мы будили детей, а Вовочка спросонья говорил: «Отбой, пошли домой…»

  2. В 1947 году Володя вместе с отцом, кадровым военным, жил в Германии, в Москву вернулся в 1949. Сначала жили в одной комнате , потом прибавилась вторая в этой же коммунальной квартире. Жили в Большом Каретном переулке, теперь эта улица Ермоловой, в районе Самотеки или Самотечной площади.

  3. -Где твои 17 лет ?

– На Большом Каретном.

- А где твои 17 бед ?

–На Большом Каретном.

-А где твой черный пистолет ?

–На Большом Каретном

-А где тебя сегодня нет?

-На Большом Каретном.

Фрагмент песни «Где мои 17 лет?»




1.Дебют в кино состоялся в 1959 году в к/ф «Сверстницы». Затем его артистические работы в кино: «Хозяин тайги», «Четвертый», «Плохой хороший человек» (по рассказам Чехова), «Маленькие трагедии» (по произведениям Пушкина.) и его роль Дон Гуана, «Место встречи изменить нельзя», «Вертикаль», «Опасные гастроли», «Служили два товарища» и многое другое.

  1. Не суждено было узнать В. Высоцкому, что за исполнение главной роли в фильме «Плохой хороший человек» ему был присужден приз Международного кинофестиваля в Италии и специальный приз 9 Всесоюзного кинофестиваля в Ереване за создание образа Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя».

  2. Но судьба двух любимых работ сложилась драматично. Фильм «Короткие встречи» вышел на широкий экран в1978 году, спустя 20 лет после его создания, «Интервенция» появилась после смерти актера, пролежав на полке 19 лет.

  3. Высоцкий не только снимается в фильмах, но и пишет песни к своей работе. Их он исполняет сам, аккомпанируя себе на гитаре. Его песни – баллады очень разнообразны по тематике – лирические, политические, есть среди этих песен и шуточные. Их у него более шестисот. Высоцкий записал пять сорокопяток в СССР и две большие пластинки в Германии.

Звучит песня В . Высоцкого

5. Темы баллад разнообразны. Война, спорт, сказки… Здесь есть и песни протеста, но сам автор говорит, что он пытается писать об общечеловеческих проблемах. В своих стихах он размышляет о жизни и смерти, о судьбе, о ненависти, о любви, о справедливости, о героизме… Баллады Высоцкого -это монологи разных людей. Он всегда поёт от первого лица и становится таким образом, участником того, о чём поёт. Он старается влезть в шкуру своих героев, жить и умирать вместе с ними.

Звучит песня В . Высоцкого

6. Думаю, можно сказать, что творчество Владимира Высоцкого – биография целого народа. Конечно, биография –это нечто связанное, последовательное , а он в своих темах и сюжетах как будто разбросан, он в огромном числе песен, пропетых в разные времена. Он рассказывал нам обо всем , что было вокруг нас, чем жил наш народ при нём и до него. Пел о войне, о трудном послевоенном времени, когда он был почти мальчиком, но , как потом оказалось, всё хорошо ухватил, почувствовал, понял. Пел о больших делах, стройках, о тяжелых временах 37, о космосе и космонавтах, спортсменах, альпинистах, моряках, солдатах, поэтах, шофёрах- о ком угодно, обо всём.

7. Песня – шутка, антиалкогольная, вроде пародии на некоторые упражнения утренней гимнастики.

Звучит песня «Утренняя гимнастика»

8. Мало кто знает, что первая роль Высоцкого в театре – роль Порфирия Петровича Свидригайлова из романа Достоевского «Преступление и наказание», сыгранная в 1959 году на сцене московского Дома учителя. Юрий Карякин – литературовед, философ, автор книг о Достоевском писал о роли Свидригайлова в исполнении Высоцкого: “Когда он выходил на сцену, все менялось, вся структура спектакля – все начинало вращаться вокруг него”.

9. В театре играл много, разнопланово. Благодаря таланту Высоцкий на сцене ожили герои Лермонтова «Герой нашего времени», Джона Рида «10дней, которые потрясли мир», Чехова «Вишневый сад» (Лопахин) Е. Есенин – Пугачев.

10.Но самая яркая работа на Таганке, - это роль Гамлета в одноименном шекспировском произведении. Из интервью с Владимиром Высоцким: "Гамлет - любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываюсь каждый раз на пределе. Иногда, кажется, нет, это в последний раз, больше не выдержу... Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать совершенного человека. Да, может быть, себя. Но какой же это был трудный путь к себе!"
1. Мой Гамлет
Я прозревал, глупея с каждым днем,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век, и люди в нем
Не нравились. И я зарылся в книги.

Мой мозг, до знаний жадный, как паук,
Все постигал: недвижность и движенье, -
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду - им опроверженье.

С друзьями детства перетерлась нить.
Нить Ариадны оказалась схемой.
Я бился над словами - "быть, не быть",
Как над неразрешимою дилеммой.

Но вечно, вечно плещет море бед.
В него мы стрелы мечем - в сито просо,
Отсеивая призрачный ответ
От вычурного этого вопроса.

2. На репетициях Высоцкий всегда был примером сосредоточенности. Но работа над Гамлетом требовала еще и смирения, а смирить этого человека было невозможно. Он слышал из зала реплики: - Это вам не эстрада, это Шекспир! Тут вам кинозвездная походку не пройдет! – и тогда каменело лицо.


3. В 217 раз играем «Гамлета». Очень душно. И мы уходим на излете сил – конец сезона. Недавно прошли напряженные гастроли в Польше. Там тоже играли «Гамлета». Володя плохо себя чувствует , выбегая со сцены, глотает лекарство… За кулисами дежурит бригада «Скорой помощи». Во время спектакля Володя забывает слова. В нашей сцене после реплики «Вам надо исповедаться» - тихо меня спрашивает: «Как дальше, забыл». Я подсказала, он продолжил. Играл хорошо. В этой же сцене тяжелый занавес неожиданно зацепился за гроб, на котором я сижу, гроб сдвинулся, и я очутилась лицом к лицу с призраком отца Гамлета, которого по сценарию не должна видеть. Мы с Володей удачно обыграли эту «накладку». В антракте говорили, что «накладку» хорошо бы закрепить, поговорили о плохом самочувствии и о том, что , Слава Богу, скоро можно отдохнуть. Володя был в мягком, добром расположении, редком в последнее время.


4. Опять «Гамлет». Володя внешне спокоен, не так возбужден. Сосредоточен. Текст не забывает. Хотя в сцене «мышеловки» опять убежал за кулисы – снова плохо с сердцем. Выбежал на сцену очень бледный, но точно к своей реплике. Нашу сцену сыграли ровно. Опять очень жарко. Духота. Бедная публика. Мы то время от времени выбегаем на воздух в театральный двор, а они сидят тихо, напряженно. Впрочем, они в легких летних одеждах, а на нас – чистая шерсть ручной работы, очень толстые свитера и платья. Все давно мокрое. На поклон почти выползаем от усталости. Я пошутила «А слабо, ребятки, сыграть еще раз». Никто даже не улыбнулся, и только Володя вдруг остро посмотрел на меня: «Слабо, говоришь» «А ну как не слабо». Понимал, что все лишь слова, слова… но, зная Володин характер, Я на всякий случай, отмежевался. «Нет уж, Володечка, успеем сыграть в следующий раз -27- го» /18 июля 1980г./


5. 25 -27 июля 1980года.

«Приезжаю в театр к 10 часам утра на репетицию. Бегу, как всегда, опаздываю. У дверей со слезами на глазах Алеша Порай-Кошиц «Не спеши.»

- Почему?

- Володя умер.

- Какой Володя?

- Высоцкий. В 4 часа утра.

Репетицию отменили. Сидим на ящиках за кулисами. Остроты утраты не чувствуется. Отупение. Рядом стрекочет швейная машинка, шьют черные тряпки, чтобы занавесить зеркала в фойе… 26 тоже не смогли репетировать. 27 собрали всех, чтобы обсудить техническую сторону похорон. Обсудили, но расходиться не можем- нельзя было вдруг встать и уйти. «Мы сегодня должны были играть «Гамлета»… начала я и пять минут молчала/, не могла справиться с собой. Потом сбивчиво говорила о том, что закончился для нашего театра определенный период в истории и что он так трагически совпал со смертью Володи.


6.25 июля 1980 года.

«Годовщина смерти Высоцкого. Днем едем всем театром на кладбище, где и как год назад, несметная толпа и цветы, цветы… А вечером на сцене я опять в костюме Гертруды… Мы чтим память Володи и играем представление, в которое вошли и сцены из «Гамлета». Но сегодня шекспировский текст звучит по-другому, он абсолютно созвучен с жизнью Володи. Я смотрю на опустевшее место у задней стены, где прежде сидел Гамлет и обращался в сторону зала, откуда только что доносился из динамика записанный голос Володи, обращаясь в пустоту:

Ах, Гамлет

Сердце рвется пополам!

Ты повернул глаза зрачками в душу,

А там по всюду пятна черноты, И их нечем не смыть…


7. Когда я отпою и отыграю,

Чем кончу я ,на чем – не угадать.

Но лишь одно я знаю-

Мне будет не хотеться умирать.

Посажен на литую цепь почета,

И звенья славы мне не по зубам…

Эй, кто стучит в дубовые ворота

Костяшками по кованым скобам?

Ответа нет. Но там стоят, я знаю,

Кому не так страшны цепные псы,-

И вот над изгородью замечаю

Знакомый серп отточенной косы.


Я перетру серебряный ошейник

И золотую цепь перегрызу,

Перемахну через забор, ворвусь в репейник,

Порву бока – и выбегу в грозу!







8. «Мой черный человек»

Мой черный человек в костюме сером,

Он был министром, домоуправом, офицером.

Как злобный клоун, не менял личины

И бил под дых, внезапно, без причины.

И, улыбаясь, мне ломали крылья,

Мой хрип порой похожий был на вой.


И я немел от боли и бессилья

И лишь шептал: «Спасибо, что живой.»

Я суеверен был, искал приметы,

Что, мол, пройдет, терпи, все ерунда…

Я даже прорывался в кабинеты

И зарекался – больше никогда.

Вокруг меня кликуши голосили:

-В Париж мотает, словно мы в Тюмень!

Пора такого выгнать из России!

Давно пора, видать начальству лень.

Судачили про дачу, про зарплату:

Мол, денег много, по ночам кую.

Я всё отдам – берите без доплаты

Трехкомнатную камеру мою.

И мне давали добрые советы,

Чуть свысока, похлопав по плечу,

Мои друзья - известные поэты:

Не стоит рифмовать «кричу- торчу».

И лопнула во мне терпенья жила,

И я со смертью перешёл на «ты».

Она давно возле меня кружила,

Побаивалась только хрипоты.

10. Единственный портрет, который стоит у тебя на столе – это портрет Пушкина. Единственные книги, которые хранишь и время от времени перечитываешь – это книги Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть – это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь, - это музей Пушкина. Единственный памятник , к которому ты приносишь цветы, - это памятник Пушкину.

Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, -это маска Пушкина.

Твоя последняя роль - Дон Гуан в «Каменном госте». Ты говоришь, что Пушкин вмещает в себя всё русское Возрождение. Он – мученик, как и ты, тебе известна каждая подробность его жизни, ты любишь людей, которые его любили, ты ненавидишь тех, кто делал ему зло, ты оплакиваешь его смерть, как будто он погиб совсем недавно. Если пользоваться словами Булгакова, ты носишь его в себе. Он – твой кумир, в нем соединились все духовные качества, которыми ты хотел бы обладать.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля –

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег.


Песня «Здесь лапы у елей дрожат на весу».

на фоне песни (звучит индийский рассказ из книги М. Влади.):

  1. В нашей переписке мы использовали подпись «Ты», она появилась после того ,как мы услышали однажды красивую индийскую притчу. В день свадьбы невеста заперлась по обычаю в новом доме. Спустилась ночь, жених стучит в дверь, она спрашивает : «Кто там?» Он отвечает: «Это я». Она не открывает. И так проходит много дней, она не хочет открыть. Наконец он снова приходит однажды вечером. Она спрашивает: «Кто там?» Он отвечает: «Это ты». А открывает ему дверь и своё сердце.


2.Известная французская актриса М. Влади, которая 12 лет была не только супругой , но и подругой, соратницей вспоминает: « Я покидаю Москву, прожив здесь около года. Мне пора уезжать, работа закончена. В аэропорт мы приезжаем в полном отчаянии. Мы оба просто убиты. У тебя нет никакой надежды приехать ко мне.
      ...Как только я возвращаюсь к себе в Мэзон-Лаффит, звонит телефон. Это ты. Ты провел эти несколько часов на почте и, ожидая, пока тебя соединят с Парижем, написал стихотворение и читаешь его мне...


3. Мне каждый вечер зажигают свечи,

И образ твой окуривает дым,-

И не хочу я знать, что время лечит,

Что все проходит вместе с ним.


Я больше не избавлюсь от покоя:

Ведь все, что было на душе на год вперед,

Не ведая, она взяла с собою -

Сначала в порт, а после - в самолет.


Мне каждый вечер зажигают свечи,

И образ твой окуривает дым,-

И не хочу я знать, что время лечит,

Что все проходит вместе с ним.


В душе моей - пустынная пустыня,-

Так что ж стоите над пустой моей душой!

Обрывки песен там и паутина,-

А остальное все она взяла с собой.


Теперь мне вечер зажигает свечи,

И образ твой окуривает дым,-

И не хочу я знать, что время лечит,

Что все проходит вместе с ним.


В душе моей - все цели без дороги,-

Поройтесь в ней - и вы найдете лишь

Две полуфразы, полудиалоги,-

А остальное - Франция, Париж...


И пусть мне вечер зажигает свечи,

И образ твой окуривает дым,-

Но не хочу я знать, что время лечит,

Что все проходит вместе с ним.


4.Когда Марина была в Париже, а Высоцкий в Москве их связной была телефонистка.

Мы не видели ее, она была нашей доброй знакомой. Она связывала нас и в радости и в горе, до самого последнего разговора. Благодаря ей, мы могли разговаривать каждый день и сколько угодно. Ее опухшее лицо я увидела лишь тогда, когда ее участие не могло ничем помочь. Песня «07» - песня о Люсе.

Звучит песня «07».

  1. Стихотворение. «Я все вопросы освежу сполна».

Я все вопросы освещу сполна -

Дам любопытству удовлетворенье!

Да, у меня француженка жена -

Но русского она происхожденья.


Нет, у меня сейчас любовниц нет.

А будут ли? Пока что не намерен.

Не пью примерно около двух лет.

Запью ли вновь? Не знаю, не уверен.


Да нет, живу не возле "Сокола"...

В Париж пока что не проник.

Да что вы все вокруг да около -

Да спрашивайте напрямик!


Я все вопросы освещу сполна -

Как на духу попу в исповедальне!

В блокноты ваши капает слюна -

Вопросы будут, видимо, о спальне...


Да, так и есть! Вот густо покраснел

Интервьюер: "Вы изменяли женам?" -

Как будто за портьеру подсмотрел

Иль под кровать залег с магнитофоном.


Да нет, живу не возле "Сокола"...

В Париж пока что не проник.

Да что вы все вокруг да около -

Да спрашивайте напрямик!


Теперь я к основному перейду.

Один, стоявший скромно в уголочке,

Спросил: "А что имели вы в виду

В такой-то песне и в такой-то строчке?"


Ответ: во мне Эзоп не воскресал,

В кармане фиги нет - не суетитесь, -

А что имел в виду - то написал, -

Вот - вывернул карманы - убедитесь!


6. Стихотворение. «Я несла свою беду…»

Я несла свою Беду

по весеннему по льду, -

Обломился лед - душа оборвалася -

Камнем под воду пошла, -

а Беда - хоть тяжела,

А за острые края задержалася.


И Беда с того вот дня

ищет по свету меня, -

Слухи ходят - вместе с ней - с Кривотолками.

А что я не умерла -

знала голая ветла

И еще - перепела с перепелками.


Кто ж из них сказал ему,

господину моему, -

Только - выдали меня, проболталися, -

И, от страсти сам не свой,

он отправился за мной,

Ну а с ним - Беда с Молвой увязалися.


Он настиг меня, догнал -

обнял, на руки поднял, -

Рядом с ним в седле Беда ухмылялася.

Но остаться он не мог -

был всего один денек, -

А Беда - на вечный срок задержалася...


7.Как бы ни было Высоцкому плохо, никогда мысль о выезде из страны не закрадывалась ему в душу. (М. Влади. «Владимир , или прерванный полёт» стр.147)

«-Уехать из России? Зачем? Я не диссидент, я – артист. Ты говоришь это в Нью-Йорке во время знаменитой передачи Си-би-эс «Шестьдесят минут» У тебя покраснело лицо и побелели глаза- видно как ты раздражен.

«Я работаю со словом, мне необходимы мои корни, я- поэт. Без России я – ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без их любви я задыхаюсь. Но без свободы я умираю».

  1. Стих. «Нет меня, я покинул Рассею».

Нет меня - я покинул Рассею, -

Мои девочки ходят в соплях!

Я теперь свои семечки сею

На чужих Елисейских полях.

Кто- то вякнул в трамвае на Пресне:

"Нет его - умотал наконец!

Вот и пусть свои чуждые песни

Пишет там про Версальский дворец".

Слышу сзади - обмен новостями:

«Да не тот! Тот уехал - спроси!…»

«Ах не тот?!» - и толкают локтями,

И сидят на коленях в такси.

Тот, с которым сидел в Магадане,

Мой дружок по гражданской войне -

Говорит, что пишу я ему: "Ваня!

Скучно, Ваня, - давай, брат, ко мне!"

Я уже попросился обратно -

Унижался, юлил, умолял…

Ерунда! Не вернусь, вероятно, -

Потому что я не уезжал!

Кто поверил - тому по подарку, -

Чтоб хороший конец, как в кино:

Забирай Триумфальную арку,

Налетай на заводы Рено!

Я смеюсь, умираю от смеха:

Как поверили этому бреду?!

Не волнуйтесь - я не уехал,

И не надейтесь - я не уеду!


  1. Отсутствие залов для концертов, отсутствие ролей в театре, запрет на стихи, запрет на выступления и многие годы борьбы за право писать, сочинять, играть, петь не то, что велят, а то, что желает душа и сердце.

  2. Стихотворение. «И снизу ну и сверху…»

И снизу лед и сверху – маюсь между.

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежду,

А там – за дело, в ожиданьи виз.


Лед надо мною- надломись и тресни!

Я весь в поту как пахарь от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Всё помня, даже старые стихи.


Мне меньше полувека- сорок с лишним.

Я жив, 12 лет тобой храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть, чем оправдаться перед Ним.


Звучит песня «Я не люблю».


1.Все выдержал Высоцкий, и не потому, что сильный, выносливый, каменный, но и потому, что рядом были все время верные и надежные друзья.


Звучит « Песня о друге»

2.Его часто называли ребенком стихий. Было за что. Он постоянно был увлечен, а увлекался он сильно и надолго. Ему неважно увлечение было опасным или не опасным, интересным или не интересным. Хотя не было ничего такого не интересного, что могло бы увлечь Высоцкого – «дитя стихий». О его выносливости слагали легенды, что подтверждает его обычный день.

3.Мало кто смог бы вынести одни сутки в таком бешеном ритме, а он мог. За это его любили безмерно, но с каждым разом требовали все больше и больше. Он никому не отказывал. Он неутомим как горная река, как сибирская вьюга, и это не метафора. Он же беспощаден к себе в работе, как и упомянутые явления природы. Только ему это дороже стоит - жизни и здоровья», - так говорили о своем кумире современники. А Высоцкий был кумиром, который был открыт для людей и с радостью готов был прийти и туда, где его ждут. Единственное, что могло бы стать препятствием для нового знакомства – это серость.

4.Владимир не любил заурядных людей, об этом он даже написал в своей анкете, заполненной в 1970 году. Одно из его страстных увлечений – альпинизм принесло немало бессонных ночей жене Марине. Наверное, поэтому его стихи о дружбе и мужестве, о горах и войне принесут успех фильму «Служили два товарища», в котором Высоцкий сыграл офицера. Он наотрез отказался от дублера – «сам скакал, сам седлал, сам падал с коня. Дитя стихий».

Звучит музыка «Аве, Мария!»

5.Не уходи, не покидай мой город

Он без тебя тобой не будет полон,

Без струн твоей гитары и без песен

Он будет не уютен, будет тесен.

И страшно в театр войти

На полутемной сцене

Мне больше не найти тебя и твоей тени,

Не слышать голос твой, надорванный страданьем,

По той , что рядом нет , и долог путь к свиданью.

Ума не приложу, как свыкнуться с той мыслью:

Незаменимых нет – твердят друзья неистово.

Незаменимых нет – подлейшая из фраз,

Кто дорог, тот не заменим для нас.


Звучит песня «Кони привередливые» (очень тихо)

На фоне песни читают стихи:

5. Не поминайте ни добром, ни лихом,
Зажгите молча тонкую свечу.
И пусть в округе будет очень тихо,
А вдалеке лишь музыки чуть-чуть.
Не надо слов ни хоровых, ни сольных,
Пусть время плещет сквозь его причал:
Такие люди тишины достойны.
За нас за всех он криком откричал.


Песня «Кони привередливые». (зажигаются свечи, песня звучит полностью)



12