Рабочая программа по литературе 7 класс 70 ч

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литература» (далее литература) составлена в соответствии с рабочей программой (5-11) Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леонова, Е.Н. Колокольцева, О.Б. Марьиной из сборника «Программно-методические материалы», составитель Т.А. Колганова, - М.: Дрофа, 2011.

Рабочая программа ориентирована на учебник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (Т.Ф.Курдюмова и др.). – М.: Дрофа., 2014 года (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Редактор: Зотова Т. Ю.Издательство: Дрофа, 2014 г., 3-е издание, стереотипное).



Цели обучения

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Планируемые результаты освоения учебного курса

В результате изучения литературы ученик 7 класса должен

знать:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, роды литературы и жанры; литературный герой (развитие представлений), понятие о теме и идее произведения, герой-повествователь, портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; баллада, стихотворения в прозе; лирический герой, поэма, трехсложные размеры стиха, гипербола, гротеск, сатира и юмор как формы комического, публицистика, мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.

уметь:

  • Видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;

  • Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • Объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • Видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

  • Аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • Выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • Сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • Оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • Сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;

  • Стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • Написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.



Содержание учебного предмета

Введение. Роды и жанры художественной литературы (1 ч)

Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся разновидность художественных произведений. Судьба эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Богатство и разнообразие жанров всех трёх родов литературы. Постоянное обновление жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы. Теория: Роды и жанры литературы.

Фольклор (2 ч)

Жанры фольклора. Художественные особенности сатирической драмы «Барин». Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры, именуемые «фофанцы». Ученики в роли «фофанцев». Знакомство с жанрами народной драматургии и их особенностями.

Теория. Жанры народного театра. Детский фольклор.

Античная литература (2 ч)

История античной литературы. Поэмы «Илиада» и «Одиссея». Тайна, связанная с именем Гомера. Отголоски античной литературы в более поздней.

Литература эпохи Возрождения (3 ч)

Мир и человек в эпоху Возрождения. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюблённых в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе.

Теория. Трагедия.

Мир и человек в эпоху Возрождения. Сонеты Шекспира.

Теория. Сонет.

Литература ХIХ века (35 ч)

Классическая литература XIX века и её жанры. Самые популярные жанры. Золотой век русской поэзии. Лирика и поэмы. Классические жанры русской прозы: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров. Теория: Жанры эпоса, лирики, драмы.

Из истории басни. Теория: Басня и притча

В.А. Жуковский. Баллада «Перчатка». Из истории баллады. Теория: Романтическая баллада.

А.С. Пушкин. «Элегия». «К портрету Жуковского». «Друзьям». «Моя эпитафия». «Туча». «19 октября». «Барышня-крестьянка». «Дубровский». Теория: Жанры лирики поэта. Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман.

М.Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта». «Элегия». «Стансы». «Песня». «Романс». «Эпиграммы и мадригалы». «Эпитафия». «Мцыри». Теория: Романтический герой. Рифма.

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Теория: Афиша комедии. Ремарки. Образ героя драматического произведения. «Шинель».

И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Собака», «Дурак». «Щи» и др.). Теория: Стихотворение в прозе.

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Теория: Стиль.

Н.С. Лесков. «Левша». Теория: Сказ как жанр эпоса.

М.Е. Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Дикий помещик». Теория: Гротеск.

А.П. Чехов. «Хирургия». «Жалобная книга». «Смерть чиновника». Теория: Юмореска.

Литература ХХ века (27 ч)

Жанры эпоса, лирики и драмы в литературе XX века. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Эпические и лирические произведения. Драматургия. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Традиционные жанры и поиски новых жанров. Связь различных искусств и их влияние на обогащение видов и жанров произведений искусства слова. Теория: Новые жанры в искусстве.

Лирика начала века. В. Я. Брюсов. «Гимн человеку», «Труд»; И.А. Бунин. «Изгнание», «У птицы есть гнездо…»; К.Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего…»; И. Северянин. «Не завидуй другу…».

И.А. Бунин. «Лапти».

М. Горький. «Песня о Соколе». «Легенда о Данко», «Старый Год». Теория: Место эпических жанров в творчестве писателей XX века.

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Гимн обеду», «Хорошее отношение к лошадям». Теория: Тонический стих.

А.П. Платонов. «Юшка».

М.А. Шолохов. «Они сражались за Родину». Теория: Описание событий войны по их живым следам.

А.Н. Толстой «Русский характер».

А.Т. Твардовский. «Как после мартовских метелей…», «Июль – макушка лета…». Теория: Тематика лирики.

В.Г. Распутин. «Уроки французского». Теория: Война на страницах послевоенной прозы.

Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Теория: Сюжет и аллегорические герои.

Драма XX века. М.А. Булгаков «Ревизор с вышибанием». А.В. Вампилов «Несравненный Наконечников» . Теория: Драматическая сценка. Водевиль.

Жанры зарубежной литературы Жанры фантастики. Роберт Шекли. «Запах мысли»

Жанры рассказа в научно-фантастической литературе. Рассказ «Запах мысли». Герой – Лерой Кливи и обитатели планеты З-М-22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении.

Теория. Жанры научной фантастики.

Из истории пародии.

Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия разных эпох и её роль в истории литературы. Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.

Теория. Пародия. Фельетон. Шарж.

Артур Конан Дойл о Шерлоке Холмсе. «Пляшущие человечки» Биография писателя и его творчество. Детективный рассказ как жанр. Его специфика. Сюжет и герои.

Итоги чтения за год и анализ составляющих его жанров. Итоги чтения за год и анализ составляющих его жанров. Жанры, которые используются в деловой речи учащихся. Рекомендации по самостоятельному чтению во время каникул. Литературная игра.





Тематическое планирование

ВВЕДЕНИЕ (1 Ч)

1

1

Введение. Роды и жанры художественной литературы

Роды художественной литературы. Богатство и разнообразие их жанров. Судьба эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Постоянное обновление жанров. Новое содержание и старые формы.

Теория. Роды и жанры литературы

1




ФОЛЬКЛОР (2 Ч)

2

1

Художественные особенности сатирической драмы «Барин»

Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры, именуемые «фофанцы». Ученики в роли «фофанцев». Знакомство с жанрами народной драматургии и их особенностями.

Теория. Жанры народного театра.

1




3

2

Жанры фольклора. Детский фольклор

Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора.

1




АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 Ч)

4,5

1,2

Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея»

История античной литературы. Поэмы «Илиада» и «Одиссея». Тайна, связанная с именем Гомера. Отголоски античной литературы в более поздней

Теория. Античная литература, поэма

2




ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (3 Ч)

6,7

1,2

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта»

Трагедия как жанр драматического произведения . Отражение в трагедии «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюблённых в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе.

Теория. Трагедия.

2




8

3

Сонеты Шекспира

Мир и человек в эпоху Возрождения. Сонеты Шекспира. Из истории сонета.

Теория. Сонет.

1




ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (35 Ч)

9,10

1,2

Обзор жанров классической литературы XIX века. История басни

Самые популярные жанры литературы ХIХ века. Золотой век русской поэзии. Лирика и поэмы. Классические жанры русской прозы: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров. Расцвет жанра басни в начале века.

Теория. Жанры эпоса. Жанры лирики. Жанры драмы.

Басня в античной литературе. Басни Эзопа, Ж.. де Лафонтена. Русская басня ХVIII века. А.П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале ХIХ века. Великий баснописец – И.А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.

Теория. Басня и притча.

2




11

3

Из истории баллады. В.А. Жуковский. Баллады «Светлана» и «Перчатка»

Сюжеты и герои баллад. Цензурные преграды при их публикации. Авторы, «подсказавшие» Жуковскому сюжеты баллад (Гёте, Шиллер и др.). Баллада «Рыбак» - перевод одноимённой баллады Гёте. Сюжет баллады и фольклор. Образ русалки в знакомых ученикам произведениях и его воплощение в прозе и в балладе.

Смелость рыцаря и чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова.

Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Место баллад Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей ХIХ и ХХ веков. Баллада в устном народном творчестве.

Теория. Романтическая баллада.

1




12

4

Сопоставление переводов баллады Ф. Шиллера «Перчатка»

1




13

5

Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С. Пушкина. Лирика

А.С. Пушкин. Лирика:

«Элегия», «К портрету Жуковского», «Певец», «Эпиграмма», «Стансы», «Друзьям», «Моя эпитафия».

Теория. Жанры лирики поэта

1




14

6

Особенности жанра и композиции повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Богатство тематики и разнообразие лирических и эпических жанров в творчестве А.С.Пушкина. «Повести Белкина»: общая характеристика, герои повестей. Автор и его решение вопросов композиции повести.

Теория. Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман.

1




15

7

История создания романа А.С. Пушкина «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа

История романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе. Особенности сюжета. Слияние признаков любовного и социального романов. Герои романа и их судьбы.

Теория. Роман.

1




16

8

Главный герой романа А.С. Пушкина «Дубровский»

1




17

9

Дубровский и Маша Троекурова. Судьба героев романа

1




18

10

Обобщающий урок по роману «Дубровский»

1




19

11

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть Поэта» и его история. Жанры лирики

Биография М.Ю.Лермонтова

Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.

1




20

12

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». История создания

Романтический сюжет и романтический герой. Особенности романтического пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирике и поэме.

Теория. Романтический герой. Рифма. «Словарь рифм» Лермонтова.

1




21

13

Сюжет, композиция, герои поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Романтический сюжет и романтический герой. Особенности романтического пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирике и поэме.

Теория. Романтический герой. Рифма. «Словарь рифм» Лермонтова.

1




22

14

Итоговый урок по творчеству М.Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов «Нет, я не Байрон, я другой…», «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Эпиграммы и мадригалы», «Эпитафия». Различные жанры в творчестве поэта.

1




23

15

 Н.В. Гоголь «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией

История создания комедий. Россия ХIХ века в сюжете и героях комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Сценическая история комедии (театр, кино)

Теория. Афиша комедии. Ремарки.

1




24-26

16-18

 Характеристика героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

3




27,28

19, 20

Уроки развития речи. Сценическая история «Ревизора». Инсценирование эпизодов комедии

2




29, 30

21, 22

 И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе

Стихотворения в прозе «Русский язык», «Собака», «Дурак», «Щи». Творческая лаборатория писателя и история создания «стихотворений в прозе».Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений. «Русский язык» - выражение преданной и безграничной любви к Родине. Соотнесение личной судьбы с судьбой страны.

Теория. Стихотворения в прозе.

2




31,32

23, 24

Н.А. Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в его лирических и лироэпических произведениях, «Размышления у парадного подъезда» как отклик на самые острые вопросы современности. Сюжет произведений и его герои. Автор в лирике поэта. Стиль, отвечающий теме.

Теория. Стиль

2




33

25

 Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша»: определение жанра

Жанр – сказ. Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова, «тонко знающего русский язык и влюблённого в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герой сказа: Левша, Платов, Цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история постановок сказа.

Теория. Сказ как жанр эпоса.

1




34

26

Характеристика героев сказа Н.С. Лескова «Левша»

1




35

27

«Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба Левши

1




36

28

Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша»

1




37

29

Сатира

Сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Жанровое определение произведения и его условности. Сюжет сказки. Герои – два генерала и их кормилец – мужик. Особенности сатирического образа. «Дикий помещик». Обличение социальных пороков. Сатира и гротеск. Из истории жанра сатиры. Сатира – одна из форм комического. Сатира «Как гром негодования, гроза духа» (В.Г. Белинский). Сатира в произведениях классиков: Пушкина, Лермонтова, Щедрина.

Теория. Гротеск, сатира

1




38, 39

30, 31

 М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

2




40

32

М. Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»

Рассказ «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» как памфлет. Особенности сатиры Твена. Сюжет, герои и приёмы изображения. Гротеск как приём.

Теория. Памфлет

1




41, 42

33, 34

 А.П. Чехов. Юморески

«Хирургия». Стремительность развития сюжета. Необычность оформления юморески «Жалобная книга». Выразительность юмористических характеристик героев. Забавный набор реплик. Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Инсценировки рассказов Чехова по выбору. Конкурс инсценировок.

Теория. Юмореска

2




43

35

Из истории пародии

Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия разных эпох и её роль в истории литературы. Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.

Теория. Пародия. Фельетон. Шарж.

1




ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (27 Ч)

44

1

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях ХХ века. Творчество В.Я. Брюсова

Серебряный век. Творчество Брюсова. Отражение духовных поисков человека ХХ века в лирике. В.Я. Брюсов «Гимн человеку», «Труд». Теория. Новые жанры в искусстве.

1




45

2

Жанры лирики К.Д. Бальмонта. Активность поисков новых жанров в лирике И. Северянина

И.А. Бунин «Изгнание», «У птицы есть гнездо…». К.Бальмонт «Бог создал мир из ничего…». И.Северянин «Не завидуй другу…». Р.Киплинг. «Если…», «Заповедь». Нравственная проблематика в лирике ХХ века. Богатство и разнообразие жанров и формы стиха.

Теория. Сонет

1




46

3

Два перевода стихотворения Р. Киплинга «Если…»

1




47, 48

4, 5

Из истории сонета

2




49

6

М. Горький «Старуха Изергиль». Сюжет и герой легенды о Данко

Сочетание в рассказе реалистического повествования и легенд о Данко и Ларе. «Легенда о Данко» как утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтический сюжет и романтический образ Данко.

1




50

7

М. Горький «Старый Год»

Основная идея произведения. Порядок появления героев. Определение жанра произведения

Теория. Место эпических жанров в творчестве писателей ХХ века.

1




51

8

Слово о В.В. Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского – мир гипербол. «Необычное приключение…» как гимн творчеству. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.

Теория. Тонический стих Маяковского.

1




52

9

В.В. Маяковский «Гимн обеду»

1




53

10

М.А. Булгаков «Ревизор с вышибанием»

«Ревизор с вышибанием» - сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники крохотной юмористической сценки. Необычная связь эпиграфа с текстом.

Теория. Драматическая сценка.

1




54

11

К.Г. Паустовский «Рождение рассказа»

Поэтическая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества («Золотая роза»).

«Рождение рассказа». Герои рассказа и его мучительные поиски творческого подъёма, вдохновения. Природа и окружающие люди как причины возникновения творческого импульса.

Теория. Замысел и его реализация в произведении искусства.

1




55

12

М.А. Шолохов «Они сражались за Родину»

Битва за Родину в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боёв в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений.

Теория. Описание событий войны по их живым следам.

1




56

13

Жанры лирики А.Т. Твардовского

Стихотворения «Как после мартовских метелей…», «Июль – макушка лета…» Богатство тематики Твардовского. Тема ВОВ и мирных трудовых будней. Лирические раздумья поэта. Картины родной природы. Природа и человек.

Теория. Тематика лирики.

1




57

14

В.Г. Распутин «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники

Трудные годы в жизни страны на страницах рассказа. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, её умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

Теория. Война на страницах послевоенной прозы.

1




58

15

 Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

1




59

16

Смысл названия рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

1




60

17

 Из истории эссе. К.Г. Паустовский «Радость творчества»

Особенности жанра. Популярность в литературе.

Теория. Эссе

1




61

18

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади»

Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и её диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека.

Теория. Сюжет и аллегорические герои.

1




62

19

А.В. Вампилов «Несравненный Наконечников»

Водевильное решение проблемы выбора призвания. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьёзные проблемы весёлого жанра. Замысел незавершённого водевиля.

Теория. Водевиль.

1




63, 64

20, 21

Р. Шекли «Запах мысли»

Жанры рассказа в научно-фантастической литературе. Рассказ «Запах мысли». Герой – Лерой Кливи и обитатели планеты З-М-22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении.

Теория. Жанры научной фантастики.

2




65, 66

22, 23

А. Конан Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмсе. «Пляшущие человечки»

Биография писателя и его творчество. Детективный рассказ как жанр. Его специфика. Сюжет и герои.

2




67

24

Портрет героя в художественных произведениях разных жанров

Искусство портрета в творчестве писателей ХIХ века. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в поэме. Портрет в лирическом произведении. Портрет в искусстве слова и других видах искусства.

Теория. Портрет.

1




68

25

Итоговый урок

Итоги чтения за год и анализ составляющих его жанров. Жанры, которые используются в деловой речи учащихся. Рекомендации по самостоятельному чтению во время каникул. Литературная игра.

1




69, 70

26, 27

Повторение


2