Рабочая программа по Литературе 6 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»

ул. Школьная, д. 20, с. Новоатьялово, Ялуторовский район, Тюменская область, 627050

тел./факс 8 (34535) 34-1-60, e-mail: [link] от 28 августа 2015 г. От 31 августа 2015 г Исхакова Ф.Ф



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 6 класса

(основного общего образования)





Составитель: Тузбакова Рушания Равильевна

учитель русского языка и литературы



Год разработки: 2015





Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы В.Я. Коровиной, «Литература»5-9 кл , М. Просвещение 2007г. Рабочая программа рассчитана на использование учебника: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература 6 класс» М.:Просвещение, 2010. А так же:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего (полного) образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004  №1089, с изм.  от 31.01.2012).

  2. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию …/Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253

  3. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004  №1312  (ред. От 03.06.2011) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  4. Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»

  5. Учебный план МАОУ «НовоатьяловскаяСОШ»на 2015-2016 учебный год, приказ №56-ОД директора МАОУ «Новоатьяловская СОШ» Исхаковой Ф, Ф, от 20.05.2015 г.

  6. Положение по разработке рабочих программ по учебным предметам.


Цели и задачи:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Формирование опыта применения полученных знаний, приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведения.

Овладение умениями познавательной, коммуникативной, расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю. В год 68 часов. Практических работ – 4, контрольных работ 5, ИКТ- 4

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

 Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Василий Макарович Шукшин.  Слово о писателе. Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А..Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).







Учебно-тематический план.



Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.



В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;



Календарно-тематический план

02.09


08.09

словесные, наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний

Устный опрос


2

Устное народное творчество

1

Обрядовый фольклор. Весенние песни. Летние песни. Осенние песни.

Интервью.

Работа с учебником


3


1

Пословицы и поговорки

09.09


15.09




репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний

Беседа по вопросам учебника


4


1

Загадки

Взаимные вопросы и задания групп.

Работа с учебником


5

Древнерусская литература


1

«Повесть временных лет»

16.09






22.09

индуктивные и дедуктивные-обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Составление конспекта


6


1

«Сказание о белгородском киселе». Героический эпос народов России «Джангар»

практические- проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний

Пересказ


7

Произведения русских писателей 18 века.

1

Басня как эпический жанр литературы. И.И.Дмитриев «Муха»

23.09

29.09

30.09

наглядные- наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса

Выразительное чтение


8


1

И.А.Крылов «Осел и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик»

словесные, наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний

Выразительное чтение


9

Произведения русских писателей 19 века.

1

А.С.Пушкин. Страницы жизни. Стихотворение И.И.Пущину

06.10


07.10

 репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний

Сообщение учащихся


10


1

Стихотворение А.С. Пушкина «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения

 Взаимообъяснение.Беседа

Выучить наизусть


11


1

А.С.Пушкин-певец русской природы. «Зимнее утро»

13.10



14.10

индуктивные и дедуктивные-обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления

Выразительное чтение


12


1

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский»

репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний

пересказ


13


1

Усвоение произведения «Дубровский» (тест)

20.10

21.10

Взаимные вопросы и задания групп.

тест


14


1

М.Ю.Лермонтов. «Парус». Жажда борьбы и свободы – основной мотив стихотворения

наглядные- наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса

Анализ стихотворения


15


1

М.Ю.Лермонтов «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе

10.11

11.11

словесные, наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний

Наизусть


16


1

Развитие речи. Сочинение на тему: «Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях М.Ю.Лермонтова»

 репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний

сочинение


17


1

И.С.Тургенева. «Бежин луг»

17.11

18.11

индуктивные и дедуктивные-обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления

Пересказ


18


1

Работа по картине В.Лебедева «Бежин луг»

наглядные- наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса

Работа с учебником


19

20


2

Родная природа в стихотворениях 19 века. В поэтическом мире Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

24.11

25.11

 практические- проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний

Анализ текста


21


1

Н.А.Некрасов. Поэт и гражданин. «Железная дорога»

01.12

02.12

словесные, наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний

Выразительное чтение


22


1

«Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа. (тест)

Интервью.

тест


23


1

Н.А.Некрасов. Стихотворения «Дедушка», «Школьник»

08.12

09.12

репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний

Выразительное чтение


24


1

Н.С.Лесков- выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Сказ «Левша»

Взаимные вопросы и задания групп.

Работа с учебником


25


1

Анализ «Сказа…»

15.12

16.12

индуктивные и дедуктивные-обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Пересказ


26


1

«Портрет» левши. Продолжение работы над «Сказом…»

практические- проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний

Анализ произведения


27


1

Развитие речи. Изложение на тему: «Левша в гостях у англичан»

22.12

23.12


Изложение


28


1

Завершение работы над «Сказом …» Н.С.Лесков «Человек на часах» (внеклассное чтение)

словесные, наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний

Пересказ


29


1

А.П.Чехов. Встреча с писателем и человеком. Рассказ «Лошадиная фамилия»

29.12

30.12

 репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний

Пересказ


30


1

Продолжение знакомства с А.П.Чеховым. Рассказы «Пересолил», «Толстый и тонкий». (тест)

 Взаимообъяснение.Беседа

Устный опрос


31

32


2

Родная природа в стихотворениях русских поэтов(Баратынский, Никитин, Тютчев, Полонский, Мережковский, Майков)

12.01

13.01

индуктивные и дедуктивные-обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления

Выразительное чтение


33

Произведения русских писателей ХХ века

1

А.С.Грин. Слово о сказочнике. «Алые паруса»

19.01

20.01

репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний

Пересказ


34


1

А.П.Платонов. Страницы жизни и творчества. «Корова»

Взаимные вопросы и задания групп.

Работа с учебником


35


1

А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире»

26.01

27.01

наглядные- наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса

Анализ произведения


36


1

М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

словесные, наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний

Работа с учебником


37


1

Усвоение содержания сказки «Кладовая солнца»

02.02

03.02

 репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний

пересказ


38


1

«Что есть правда, какая она, где живет и как её найти?» (урок размышление о трудном пути человека к правде)

индуктивные и дедуктивные-обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления

анализ


39


1

Развитие речи. Сочинение по сказке-были на тему: «Быть счастливым – делать добро»

09.02

10.02

16.02


сочинение


40

41


2

«Берегите природу» (внеклассное чтение по произведениям К.Паустовского и М.Пришвина)

 практические- проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний

Беседа по вопросам учебника



словесные, наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний

Работа с учебником

42

43


2

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов

Интервью.

Пересказ


17.02

23.02

репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний

Анализ произведения

44


1

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

Взаимные вопросы и задания групп.

Работа с учебником


45


1

«Весело и интересно проведенный день» (нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой»)

24.02

01.03

индуктивные и дедуктивные-обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Устный опрос


46


1

Завершение работы над рассказом «Конь с розовой гривой» (Почему бабушка купила «пряник конем»)

практические- проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний

Работа с учебником


47


1

В.Г.Распутин . «Уроки французского»

02.03

08.03

наглядные- наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса

тест


48


1

Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства (по рассказу В.Распутина «Уроки французского»)

словесные, наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний

Пересказ


49


1

Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. (тест)

09.03


15.03

 репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний

пересказ


50


1

Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

 Взаимообъяснение.Беседа

Наизусть


51


1

В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал»

16.03

22.03

индуктивные и дедуктивные-обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления

наизусть


52


1

Родная природа в стихотворении поэтов 20 века. А.Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном »

репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний

Наизусть


53


1

С.Есенин. В гостях у поэта

05.04

06.04

Взаимные вопросы и задания групп.

Анализ произведения


54


1

А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие..», Постижение красоты

наглядные- наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса

Работа с учебником


55


1

Н.М.Рубцов. «Звезда полей»

12.04

13.04

словесные, наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний

Пересказ


56

Мифы народов мира

1

Мифы древней Греции. Подвиги Геракла

 репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний

Беседа по вопросам учебника


57


1

Подвиги Геракла

19.04

20.04

индуктивные и дедуктивные-обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления

Анализ



58


1

«Легенда об Арионе». Геродот

наглядные- наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса

Пересказ



59


1

Из древнего эпоса. Гомер «Одиссей у Циклопов» (отрывок из поэмы «Одиссея»). Отражение в поэме быта, нравов и верований древних греков

26.04

27.04

словесные, наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний

Индивидуальная работа


60


1

Отвага и сметливость хитроумного Одиссея. Особенности изображения событий и героев.


словесные, наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний

Пересказ


61


1

Особенности изображения в отрывке из поэмы событий и героев (гиперболизация, повторы, постоянные эпитеты)

03.05

04.05

Интервью.

Работа с учебником


62

Зарубежная литература

1

И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка»

репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний

Выразительное чтение


63

64


2

Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»

10.05

11.05

Взаимные вопросы и задания групп.

Беседа по вопросам


65


1

Новелла Проспер Мериме «Матео Фальконе»

17.05

18.05

индуктивные и дедуктивные-обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Анализ текста


66


1

Антуан де СентЭкзупери. «Маленький принц». Смысл и художественное своеобразие романтической повести-сказки

практические- проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний

Работа с учебником


67


1

Развитие речи. Сочинение по повести – сказке «Маленький принц»

24.05

25.05


Сочинение


68


1

«По страницам учебника» (игра-путешествие). Итоги года.

словесные, наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний

Игра-путешествие




Примечание: Практические работы выделены курсивом, ИКТ уроки выделены жирным шрифтом.















Учебно-тематическое обеспечение

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

  3. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.





Материально-технические и информационно-технические обеспечения

Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.



























Тестпопроизведению «Дубровский»А.С.Пушкина

1 вариант



1.По жанру это…

а)роман;

б)повесть;

в)рассказ;

2. События происходили…

а)в Москве;

б)в Петербурге;

в) в губернии;

3) Кого из героев нет в произведении?

а)Саша;

б)Степан;

в)Иван

4.Кому принадлежала Кистеневка?

а)А.Г.Дубровскому;

б)К.П.Троекурову;

в)А.П.Спицыну

5.Кто это?

«…принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями»

а)А.Г.Дубровский;

б)К.П.Троекуров;

в)А.П.Спицын


6. Причиной ссоры А.Г.Дубровского и К.П.Троекурова стала

а)обида;

б) Дубровский захватил имение Троекурова;

в) отказ Дубровского от участия в охоте

7. Кто, живя в Петербурге «позволял себе роскошные прихоти»?

а)А.Г.Дубровский;

б)В.А.Дубровский;

в)К.П.Троекуров

8.Кто произносит эти слова?

«Три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем бог тебя свел»

а)Троекуров;

б)Глобова;

в)Спицын

9.С какой целью Дубровский стал Дефоржем?

а)Чтобы быть ближе к Марье Кириловне.

б)Чтобы проникнуть в стан врага.

в)Вынашивает план мести.

10. Почему Дубровский покинул своих крестьян?

а) они ему надоели;

б)нужно было спасаться самому;

в)жизнь без Маши потеряла смысл




2вариант

1.По жанру это…

а)роман;

б)повесть;

в)рассказ;

2. События происходили…

а)в Москве;

б)в Петербурге;

в) в губернии;

3) Кого из героев нет в произведении?

а)Митя;

б)Семен;

в)Степан;

4.Кому принадлежало Покровское?

а)А.Г.Дубровскому;

б)К.П.Троекурову;

в)А.П.Спицыну

5.Кто это?

«…принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне»

а)А.Г.Дубровский;

б)кК.П.Троекуров;

в)А.П.Спицын


6. Причиной ссоры А.Г.Дубровского и К.П.Троекурова стала

а)обида;

б) Дубровский захватил имение Троекурова;

в) отказ Дубровского от участия в охоте

7. Кто, живя в Петербурге «позволял себе роскошные прихоти»?

а)А.Г.Дубровский;

б)В.А.Дубровский;

в)К.П.Троекуров

8.Кто произносит эти слова?

«Разбои Дубровского – благодать для исправников :разъезды, следствия, подводы, а деньга в карман»

а)Троекуров;

б)Глобова;

в)Спицын

9.С какой целью Дубровский стал Дефоржем?

а)Чтобы быть ближе к Марье Кириловне.

б)Чтобы проникнуть в стан врага.

в)Вынашивает план мести.

10. Что происходит с Дубровским в итоге?

а) остается предводителем разбойников;

б)исчезает вместе со своим отрядом;

в)скрылся за границу



Тест по стихотворению «Железная дорога»Н.А. Некрасова

  1. Тема стихотворения

А) любовь к Родине; б) быт и нравы крестьян при крепостном праве;

В) тяжелый труд крестьян.

  1. Изображение осени в начале стихотворения представляет собой

А) повествование; б) рассуждение; в) описание

  1. Пейзаж увиден глазами:

А) Вани; б) генерала; в) пассажира (автора)

  1. Стихотворение посвящается детям, потому что:

А) они не были свидетелями описанных событий и должны знать правду;

Б) они должны знать, как жили простые люди;

В) в стихотворении упоминается мальчик Ваня

  1. Описывая картины природы, автор использует:

А) сравнение б) противопоставление (антитеза)

  1. В строках: Водит он армии; в море судами

Правит, в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей,-

Речь идет о:

А) царе б) нужде в) голоде

  1. Значение, которое приобретают слова «к жизни воззвав эти дебри бесплодные», следующее:

А) строители железной дороги принесли цивилизацию в глухие леса;

Б) строители напрасно трудились в непроходимых лесах и болотах;

В) на бесплодной земле ничего нельзя сделать.

  1. Укор, с которым обращаются к мальчику во сне строители дороги:

А) «Нам не ездить по этой дороге!» б) «Вы наши плоды пожинаете!»

В) «Мы не знали счастья!»

  1. Автор предлагает Ване:

А) перенять благородную привычку к труду;

Б) подвергнуть сомнению высказывания генерала;

В) изучать историю Родины.

  1. Генерал считает русских крестьян:

А) лентяями; б) варварами; в) глупцами.

  1. Качество русского народа, которым восхищается автор:

А) терпение б) выносливость в) немногословность

  1. В словах генерала: «Ваш славянин, англосакс и германец не создавать – разрушать мастера» употреблены:

А) антонимы б) синонимы в) омонимы

  1. Дорога в стихотворении является символом:

А) прошлого б) настоящего в) будущего

  1. Размер, которым написано стихотворение:

А) дактиль б) амфибрахий в) анапест.


Тестпо произведению « Уроки французского»В.Г. Распутина


1. Определите жанр произведения

а) быль б) рассказ в) роман г) повесть

2. Название произведения говорит о том, что перед нами

а) рассказ юного героя о любимых уроках французского

б) рассказ об уроках нравственности и доброты

в) история дополнительных занятий по французскому языку

г) рассказ о необходимости изучения иностранных языков

3. Рассказчик играл в «чику», чтобы

а) завоевать авторитет у ребят

б) накопить деньги и отправить их в деревню

в) каждый день покупать молоко

г) платить за дополнительные занятия

4. В предложении « И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка» выделенные слова являются..

а) сравнениями б) эпитетами в) гиперболами г)олицетворениями

5.Истинный смысл игры в «замеряшки»

а) стремление заинтересовать ученика изучением французского языка

б) помощь учительницы способному, но голодному ученику

в) желание учительницы вспомнить детство

г) стремление ученика развлечься

6. В каком году герой рассказа пошёл в 5 класс

а) в 1949 году б) в 1948 году в) в 1958 году г) в 1955 году

7.На берегу какой реки жил герой рассказа

а) Волга б) Днепр в) Ангара г) Енисей

8.По какому предмету у героя была тройка

а) по алгебре б) по физике в) по русскому языку г) по французскому языку

9. В каком классе учился Вадик главный в игре на деньги

а) в пятом б) в седьмом в) в десятом г) в девятом

10. Сколько стоила баночка молока

а) один рубль б) два рубля в) 50 копеек г) 80 копеек

11. Почему героя жестоко избили

а) он обманывал в игре б) он украл деньги в) он не хотел больше играть

г) он стал играть лучше всех и выигрывал

12. Герой дал обещание не играть на деньги

а) он его не давал б) он не сдержал обещание в) он сдержал обещание

13. Сколько лет было Лидии Михайловне

а) 35 б) 40 в) 24 г) 30

14. Какой продукт был в посылке

а) конфеты б) хлеб в) картошка г) макароны

15.Где раньше жила учительница?

а) в Сибири б) на крайнем Севере в) на Кубани г) на Ставрополье

16.Кто вошёл в комнату, когда герой с учительницей играл на деньги

а) директор б) завуч в) соседка г) мама героя

17. Сколько лет в школе работал директор

а) 10 лет б) 20 лет в) 30 лет г) 15 лет

18. Чем закончилось произведение

а) учительница уехала б) учительница осталась в) учительница перешла в другую школу






Итоговая контрольная работа по русской литературе.


I вариант

1. Стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину» это:

1) Дума, 2) Послание, 3) Элегия

2. Название произведения «Кладовая солнца» означает, что речь в нем идет о:

1) Богатых залежах торфа на болотах

2) Душевном богатстве людей

3) Богатом животном и растительном мире лесов

3. Повествование в «Кладовой солнца» ведется от лица:

1) Митраши и Насти

2) Геологов

3) Жителей деревни

4. Что наиболее интересует Л.Н. Толстого в показе поведения героя из повести «Отрочество»?

1) Поступки героя

2) Последствия его поступков

3) Нравственный смысл поступков

5. Кого из героев можно назвать главным в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»?

1) Очумелова, 2) Хрюкина, 3) Щенка, 4) Генерала

6. Каково авторское отношение к героям рассказа «Хамелеон»?

1) Сочувствие, 2) Негодование

3) Высмеивание, 4) Безразличие

7. С чего начинается рассказ «Бежин луг»?

1) с описания июльского дня

2) с рассказа охотника о мальчиках

3) с рассказа Ильюши о домовом

4) с описания портрета Феди

8. Кто рассказывает страшную историю про Тришку в рассказе Тургенева «Бежин луг»?

1) Павлуша, 2) Ильюша, 3) Костя, 4) Ваня

9. Кто такой Крылов?

1) баснописец, 2) писатель, 3) поэт

10. Из какой басни Крылова мораль:

«Нередко у людей то ж самое бывает,

Коль мелкий плут большому подражает:

Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют»?

1) «Вороненок»

2) «Два мальчика»

3) «Свинья под дубом»

11. Метафора – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;

2) художественное определение;

3) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

4) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы.

12. Кто из персонажей не является героем сказки Островского «Снегурочка»?

1) Мизгирь, 2) Ланселот, 3) Лель, 4) Берендей

13. Кто из героев прочитанных произведений пытался убежать в Америку?

1) Том Сойер и Гек Финн («Приключение Тома Сойера» М. Твена)

2) Сеня и Федя из Басни И. Крылова «Два мальчика»

3) Королев и Чечевицын (Чехов «Мальчики»)

14. Какое из прочитанных произведений можно отнести к жанру «робинзонада»?

1) «Таинственный остров» Ж. Верн

2) «Детство Темы» Н.Г. Гарин-Михайловский

3) Л.Н. Толстой «Отрочество»

4) «Буран» С.Т. Аксаков

II вариант

1. Укажите жанр произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»:

1) Повесть, 2) Сказка, 3) Сказка-быль

2. Слепая елань (топкое место в болоте) в произведении «Кладовая солнца» называлась так, потому что:

1) Люди, попав в нее, теряли зрение

2) Здесь росли цветы, которые народ зовет «куриная слепота»

3) Внешне она никак не отличалась от остального болота

3. О ком сказал А.С. Пушкин: «Его стихов пленительная сладость/Пройдет веков завистливую даль…»?

1) о Н.В. Гоголе, 2)о В.А. Жуковском, 3) о Л.Н. Толстом

4. Почему повесть Л.Н. Толстого «Отрочество» названа автобиографической?

1) Автор пишет о своих близких

2) В повести изображена родовая усадьба Толстых

3) Автор описывает свое детство

5. Кого в рассказе Чехова можно назвать хамелеоном?

1) Очумелова, 2) Елдырина, 3) Хрюкина, 4) Толпу зевак

6. В чем смысл заглавия рассказа «Хамелеон»?

1) Очумелов то снимает, то одевает пальто

2) Надзиратель меняет свои убеждения, как хамелеон меняет свою окраску

3) Автор хотел рассмешить читателей нелепым названием

7. Определите героя по его описанию.

«Волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее.»

1) Костя, 2) Ильюша, 3) Павлуша, 4) Федя

8. Кем любовался охотник-рассказчик?

«Я невольно полюбовался …. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, нимало не колеблясь, поскакал один на волка… «Что за славный мальчик!» - думал я, глядя на него»

1) Ильюшей, 2) Павлушей, 3) Костей, 4) Федей

9. Эпитет – это …

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;

2) художественное определение;

3) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

4) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

10. Из какой басни Крылова мораль:

«Видал Федюш на свете я,

Которым их друзья

Вскарабкаться наверх усердно помогали,

А после уж от - них скорлупки не видали»?

1) «Вороненок», 2) «Два мальчика», 3) «Свинья под дубом»

11. Какой из перечисленных жанров не является лирическим?

1) Баллада, 2) Гимн, 3) Повесть, 4) Эпиграмма

12. В рассказе Чехова «Мальчики» повторяются такие фразы:

«Володя приехал! - крикнул кто-то на дворе», «Володечка приехали! – завопила Наталья, вбегая в столовую». Что подсказывают такие повторы читателю:

1) Все повторяется

2) Теперь все будет в порядке

3) Приезд единственного сына – радость в доме

4) Жизнь семьи течет по привычному руслу, её ничто не изменит

13. Почему мальчики из рассказа Чехова хотели сбежать в Америку?

1) С ними плохо обращались дома

2) Не хотели сдавать экзамены

3) Хотели попасть в мир, о котором прочитали в книгах

14. На чем путешествовали герои произведения Ж. Верна «Таинственный остров»?

1) На плоту, 2) На воздушном шаре, 3) На лошадях, 4) На поезде



Произведения для самостоятельного чтения.



Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».