Урок литературы в 11 классе. А.Блок. Поэма Двенадцать. Анализ произведения в единстве содержания и формы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа № 1»





Уроки анализа поэтического произведения

в единстве содержания и формы

Литература

11 класс

(2 урока)



Художник и революция. Александр Блок.

Поэма «Двенадцать»



Учитель:

Крючкова Н.С.

МБОУ «Дрезненская СОШ № 1»





















2016

ЭСКИЗЫ К УРОКУ . БЛОК

Тема урока:

Художник и революция. Поэма А. Блока «Двенадцать«

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы и технологические приёмы, используемые на уроке:

-объяснительно-иллюстративные: изучающее чтение и комментирование художественных, публицистических и литературоведческих текстов;

- репродуктивные : применение на практике навыков анализа стихотворного произведения по плану; владение терминологической лексикой для доказательства своей точки зрения;

- проблемно-поисковые: эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, перенос общих признаков известного на новое («художественные особенности поэмы «Двенадцать»)

-элементы технологии РКМЧП:

- медленное чтение с остановками;

-метод графической систематизации материала (кластер, таблицы);

Создание условий для работы в группах

- Цели урока:

-Открытие глубины содержания и поэтического своеобразия подходов А. Блока к изображению революции 1917 г

Задачи урока:

обучающая - развитие стратегий смыслового чтения и навыков работы с информацией

развивающаяформирование умений вести учебный диалог, сравнивать, сопоставлять полученные данные, характеризовать героев через их речь, портрет;

воспитывающаяформировать уважительное отношение к авторской системе ценностей

Предметный результат: раскрытие глубины и своеобразия изучаемого произведения; навыки работы с художественным текстом с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей, навыки анализа эпизода.

УУД:

-коммуникативные:

- формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретение опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

-познавательные:

-структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

- работать с метафорами, эпитетами и словами – символами, понимать переносный смысл выражений, употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие. Группы сформированы (6 человек в группе) Учитель сообщает тему занятия, ученики делают запись в тетрадях Ассистенты раскладывают Материалы к уроку (количество комплектов равно количеству обучающихся). Текст поэмы у каждого ученика. Один из ребят готовит к прослушиванию запись поэмы в исполнении С. Юрского (паузы – «остановки» продуманы учителем)

II. Мотивация к деятельности.

Учитель: 28 января 1918 года поэма «Двенадцать» была закончена. В своём дневнике Блок записал: «Сегодня я – гений». Такой самохарактеристики никогда не было во всей творческой судьбе поэта.

- Дома вы самостоятельно познакомились с этим творением Блока. Поделитесь своими впечатлениями, выразив их в одном-двух предложениях или в форме вопроса.. (Ответы читают все участники)

Учитель: комментирует высказанные мнения, объединяя их в тематические группы. Обычно в оценках ребят звучат такие определения, как «удивительная», «гениальная, но не совсем понятная поэма»; «Блок знакомый и незнакомый»; «Непонятно, на чьей стороне автор»; «Христос в финале с кровавым флагом – зачем?»; «Читать было трудно – очень много персонажей, и каждый со своим «голосом», как в пьесе»…

Учитель:

-согласна с вами, что «читать трудно…» Известно, что сам Блок никогда не читал эту поэму перед аудиторией, признаваясь, что не знает, »как её читать». Предлагаю послушать «Двенадцать» в исполнении С. Юрского. В процессе СЛУШАНИЯ и обсуждения в группах попробуем обсудить и другие вопросы, предложенные вами.

III.. Постижение художественных особенностей и «смыслов» в деятельности учителя и учащихся.

Слушание. 1 глава.1 «остановка»

Учитель:

1 группа.

-Прочитайте » Документ1» из материалов к уроку (А.Толстой. «Хождение по мукам». Отрывок из второй книги «Восемнадцатый год»).

-Охарактеризуйте хронотоп поэмы Блока по её началу, сравнив с хронотопом начала второй книги А. Толстого. Что общего? В чём различие? Выпишите слова и выражения, которые помогли вам ответить на вопросы.

2 группа. -Прочитайте » Документ1» из материалов к уроку (А.Толстой. «Хождение по мукам». Отрывок из второй книги «Восемнадцатый год»). Одинакова ли поэтическая сущность слова «ветер» и других слов, называющих явления природы, в поэме Блока и романе А. Толстого? Своё мнение обоснуйте. Есть ли ещё подобные слова в 1 главе поэмы?

3 группа. Составьте кластер действующих лиц, обозначенных автором в 1 главе поэмы. Как их можно сгруппировать?

4 группа. На основе языкового материала 1 главы охарактеризуйте синтаксические конструкции, используемые Блоком. Сделайте вывод о значении их в поэме .

(на выполнение заданий -5-6 минут. Выступают участники из всех групп. Учитель комментирует и углубляет ответы учащихся, предоставляет возможность графического структурирования информации: доска школьная, доска интерактивная в режиме «рисование».)

Учитель: - Интересно ли вам слушать поэму в исполнении Сергея Юрского?

-Продолжайте следить за репликами персонажей, добавляйте в кластер имена новых героев.

1группа. Предварительное задание . Если бы вам пришлось участвовать в создании музыкального спектакля по поэме А.Блока «Двенадцать», то сколько музыкальных тем вы включили бы в спектакль? Какие это темы? Укажите номера главок, соответствующих каждой теме. Возможно, автор зашифровал их в тексте. (Отслеживать до окончания слушания всего произведения!)

Слушание. 2-3 главы. 2 «остановка»

Учитель: -Итак, двенадцать красногвардейцев показаны и крупным планом, и в деталях:

В зубах цыгарка, примят картуз,\ На спину б надо бубновый туз! («Бубновым тузом» называли четырёхугольный лоскут, - особая метка для осуждённых на каторгу).

-Как вы думаете, кто произносит эти слова? (выслушать мнение ребят, поделиться своим, озвучить точку зрения исследователей- задача учителя)

- 1 группа заметила ли вкрапление в текст музыкальных тем? (гл.2- частушечные ритмы переплетены с революционным маршем; 3 гл. – народная солдатская песня).

-Петроградский красногвардейский патруль действительно состоял из 12 человек. Не вызывает ли у вас это число какие-либо иные ассоциации? Не может ли это слово нести символическое значение?

- Выделите цитаты, показывающие неокрепшее мировоззрение «апостолов нового мира»…

- Однако, некая деталь во второй главе как бы окольцовывает основную часть, показывая, что при всём интересе к истории с Катькой, Ванькой и Петрухой красногвардейцы отчётливо осознают себя «державными» людьми … Какая? (повтор двустишия ).

Слушание. 4-6 главы. 3 «остановка».

Учитель:

-Как вы думаете, ребята, с каким музыкальным ритмом соотносятся все реплики в этих главах?

-Можно ли допустить, что среди голосов есть и голос автора?

Учитель: Поэт, конечно, присутствует везде и во всём, во всех многообразных и варьирующихся ритмах поэмы. Это он перевоплощается в рассказчика, свидетеля, летописца и участника событий. Голос улиц отразился сначала в душе поэта, затем – в поэме, «как в раковине отражаются шумы океанов».

Слушание. 7-11 главы. 4 «остановка»

Учитель:

Кульминация драмы- в 7 главе. В черновиках Блока сохранились строки: »Мировой пожар в крови/ Из-за Катькиной любви.» -

-Случайно ли Блок показал революцию через историю любви Петрухи к изменившей и, по мнению его товарищей, наказанной за это Катьке? Выскажите своё мнение.

(Обычно этот вопрос не вызывает особых трудностей, ученики помнят, что всё творчество –«путь поэта» -это вереница женских лиц: Прекрасная дама –Незнакомка- Снежная Маска – Кармен- Русь-жена-революционная Россия-Катька)

Семь глав из двенадцати посвящает поэт истории своей героини, и этот факт свидетельствует о его внимании к индивидуальным людским судьбам, о мудром соединении общего и частного, о тревоге за всех случайно «унесённых ветром» революции.

Революция увидена через женский образ: убили случайно, перешагнули через мёртвое тело и пошли дальше – «державным шагом». «Бедного убийцу» успокоили, муки его совести заглушили чувством сознания общественного долга: лес рубят- щепки летят…

-Андрей Белый вскоре после смерти Блока писал: «И вот при таком реализме поэт как бы говорит: - И в тебе, Катька, сидит Прекрасная Дама… И если Катька не спасётся – никакой «Прекрасной Дамы» нет и не должно быть». Как вы думаете, ребята, в этих словах только грубоватый гротеск пересмешника или мысль о глубине сострадательного чувства, которым был наделён автор?

Слушание. 12 глава. 5 «остановка».

Учитель:

- Вы заметили, с какой интонацией С.Юрский произносит последние строки поэмы? Охарактеризуйте эту интонацию. А как бы вы прочитали эти же строки со сцены? – представьте чтение от своей группы.

-Сравните два высказывания. О чём они свидетельствуют?

1. 1918г.«Мережковские не подают руки», - писал Блок.

2. 1918 г. А.В.Луначарский, нарком просвещения новой власти, на встрече в Смольном сказал: «Позвольте пожать вашу руку, товарищ Блок»

-Да, ребята, и появление самой поэмы, и её финал вызвали бурную и неоднозначную реакцию читателей и слушателей. Многие бывшие друзья отвернулись от поэта, кто-то подверг резкой критике, например, Бунин и Гумилёв.

-Прочитайте внимательно отрывок из статьи А.Блока «Интеллигенция и революция» (1918г.).(Приложение2)

Подумайте над тем, какие из тезисов статьи, написанной Блоком-публицистом, так или иначе соотносятся с текстом поэмы » Двенадцать», созданной Блоком-поэтом. При чтении используйте приёмы критического чтения, оставвляя на полях текста необходимые пометы. Выпишите ключевые слова статьи. Соотнесите их с текстом поэмы. Ответьте на вопрос: «Какие художественные особенности поэмы «Двенадцать» помогают услышать «музыку революции» ?

IV.Домашнее задание.

Познакомьтесь с трактовками образа Христа в работах следующих авторов:

М. Волошин, К. Чуковский,С.Булгаков, Ю.Никольский,

Е Иванова.«Загадочный финал «Двенадцати»

Сформулируйте идею поэмы, связанную с загадкой появления образа Христа в финале произведения. Аргументируйте свой ответ текстом поэмы, а при желании – и текстами предшествующих произведений поэта.



V.Настольные книги учителя

1.В.Г.Маранцман. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., «Просвещение»,1977.

2.И.А.Фогельсон. Советская литература учит. Горький, 1989.

3.Книга для уччителя и ученика. Составитель- Е.А.Дьякова А.Блок., Москва, АСТ-ОЛИМП, 1997.

4.Работа с поэтическими текстами. Автор-составитель Е.В. Коркина, Москва, НС ЭНАС, 2003г.

Приложения к уроку.

Приложение 1

А.Толстой. Хождение по мукам.


Книга 2. Восемнадцатый год.

В трёх водах топлено, в трёх кровях купано, в трёх щёлоках варено. Чище мы чистого.

       *
      .
      1
      Все было кончено. По опустевшим улицам притихшего Петербурга морозный ветер гнал бумажный мусор - обрывки военных приказов, театральных афиш, воззваний к "совести и патриотизму" русского народа. Пестрые лоскуты бумаги, с присохшим на них клейстером, зловеще шурша, ползли вместе со снежными змеями поземки.
      Это было все, что осталось от еще недавно шумной и пьяной сутолоки столицы. Ушли праздные толпы с площадей и улиц. Опустел Зимний дворец, пробитый сквозь крышу снарядом с "Авроры". Бежали в неизвестность члены Временного правительства, влиятельные банкиры. знаменитые генералы... Исчезли с ободранных и грязных улиц блестящие экипажи, нарядные женщины, офицеры, чиновники, общественные деятели со взбудораженными мыслями. Все чаще по ночам стучал молоток, заколачивая досками двери магазинов. Кое-где на витринах еще виднелись: там - кусочек сыру, там - засохший пирожок. Но это лишь увеличивало тоску по исчезнувшей жизни. Испуганный прохожий жался к стене, косясь на патрули - на кучи решительных людей, идущих с красной звездой на шапке и с винтовкой, дулом вниз, через плечо.
      Северный ветер дышал стужей в темные окна домов, залетал в опустевшие подъезды, выдувая призраки минувшей роскоши. Страшен был Петербург в конце семнадцатого года.
      Страшно, непонятно, непостигаемо. Все кончилось. Все было отменено. Улицу, выметенную поземкой, перебегал человек в изодранной шляпе, с ведерком и кистью. Он лепил новые и новые листочки декретов, и они ложились белыми заплатками на вековые цоколи домов. Чины, отличия, пенсии, офицерские погоны, буква ять, бог, собственность и само право жить как хочется - отменялось. Отменено! Из-под шляпы свирепо поглядывал наклейщик афиш туда, где за зеркальными окнами еще бродили по холодным покоям обитатели в валенках, в шубах, - заламывая пальцы, повторяли:
      - Что же это? Что будет? Гибель России, конец всему... Смерть!..

Приложение 2  Александр Блок. Интеллигенция и Революция

"Россия гибнет", "России больше нет", "вечная память России", слышу я вокруг себя. Но передо мной - Россия: та, которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели; тот Петербург, который видел Достоевский; та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой.Россия - буря.. России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой.

 Не дело художника - смотреть за тем, как исполняется задуманное, печься о том, исполнится оно или нет. У художника - все бытовое, житейское, быстро сменяющееся - найдет свое выражение потом, когда перегорит в жизни. Те из нас, кто уцелеет, кого не "изомнет с налету вихорь шумный", окажутся властителями неисчислимых духовных сокровищ. Овладеть ими, вероятно, сможет только новый гений, пушкинский Арион; он, "выброшенный волною на берег", будет петь "прежние гимны" и "ризу влажную свою" сушить "на солнце, под скалою".

Дело художника, обязанность художника - видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит "разорванный ветром воздух".

Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью.

Когда такие замыслы, искони таящиеся в человеческой душе, в душе народной, разрывают сковывавшие их путы и бросаются бурным потоком, доламывая плотины, обсыпая лишние куски берегов, это называется революцией. Она сродни природе. Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но - это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот, все равно, всегда - о великом.

"Мир и братство народов" - вот знак, под которым проходит русская революция.   Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать. Что же вы думали? Что революция - идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своем пути? Что народ - паинька? Что сотни обыкновенных жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так "бескровно" и так "безболезненно" и разрешится вековая распря между "черной" и "белой" костью, между "образованными" и "необразованными", между интеллигенцией и народом? Русской интеллигенции - точно медведь на ухо наступил: мелкие страхи, мелкие словечки. Не стыдно ли издеваться над безграмотностью каких-нибудь объявлений или писем, которые писаны доброй, но неуклюжей рукой? Не стыдно ли гордо отмалчиваться на "дурацкие" вопросы? Не стыдно ли прекрасное слово "товарищ" произносить в кавычках?

Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию.  9 января 1918


















































































Александр Блок
«Друзьям»


                    
Молчите, проклятые струны!
                                 (А. Майков)



Друг другу мы тайно враждебны,
Завистливы, глухи, чужды,
А как бы и жить и работать,
Не зная извечной вражды!

Что делать! Ведь каждый старался
Свой собственный дом отравить,
Все стены пропитаны ядом,
И негде главы приклонить!

Что делать! Изверившись в счастье,
От смеху мы сходим с ума
И, пьяные, с улицы смотрим,
Как рушатся наши дома!

Предатели в жизни и дружбе,
Пустых расточители слов,
Что делать! Мы путь расчищаем
Для наших далеких сынов!

Когда под забором в крапиве
Несчастные кости сгниют,
Какой-нибудь поздний историк
Напишет внушительный труд...

Вот только замучит, проклятый,
Ни в чем не повинных ребят
Годами рожденья и смерти
И ворохом скверных цитат...

Печальная доля - так сложно,
Так трудно и празднично жить,
И стать достояньем доцента,
И критиков новых плодить...

Зарыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!
Молчите, проклятые книги!
Я вас не писал никогда!

1908