Разработка урока по литературе на тему:
«В творческой мастерской поэта Ады Томаевой. Пути анализа стихотворения»(11 класс).
Цели: проверить умения учащихся анализировать стихотворения (делать традиционный анализ);
познакомить их с ассоциативным и звуковым анализом стихотворения;
развивать творческие способности учащихся, воспитывать в них чувство прекрасного, чувство гордости за приобщение к поэзии родного края.
Методы и приёмы: слово учителя, выразительное чтение стихотворений, ролевая игра, практикум по написанию стихотворений (работа в парах).
Тип урока: мастерская учителя.
На доске 2 эпиграфа:
«Поэзия – та же добыча радия…»
(В. Маяковский)
« Подумаешь, стихи! Я тоже так могу: раз – и готово!»
(Мнение обывателя)
Ход урока.
Слово учителя:
-Бывает так: какая-то истома,
В ушах не умолкает бой часов,
Вдали раскат стихающего грома,
Неузнанных и пленных голосов.
Мне чудятся и жалобы, и стоны,
Сужается какой-то тайны круг,
Но в этой бездне шёпотов и звонов
Встаёт один, всё победивший звук.
Так вкруг его неповторимо тихо,
Что слышно, как в лесу растёт трава,
Как по земле идёт с котомкой тихо…
Но вот уже послышались слова
И лёгких рифм сигнальные звоночки.
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
Я прочитала замечательное стихотворение А. Ахматовой «Творчество». Так, по её мнению, рождаются стихи. Легко? Просто? И вообще: легко ли писать стихи? Ведь мнения о процессе рождения стихов очень часто разнятся, есть и сродни тому, что записано в одном из эпиграфов: «Раз - и готово!». Помните, с какой лёгкостью создает свой «перл» Незнайка?
Я поэт. Зовусь Незнайка!
От меня вам балалайка!
Или:
Я поэт. Зовусь я Цветик.
От меня вам всем приветик!
Как нам научиться постигать суть стихотворения? Умеем ли мы отличать высокохудожественное от бездарного ширпотреба? - вот тот круг вопросов, на которые нам предстоит ответить в конце урока. Сегодня мы поговорим об основных путях анализа лирического стихотворения. Пусть каждый выберет свой. Важен итог – научиться понимать стихи.
Стихи приходят к их творцу сами, по зову сердца. Их нельзя делать, конструировать по формуле. Обязана трудиться душа, и, конечно, Божий дар осеняет талантливую натуру…Имя Ады Томаевой вам известно. Талантливый журналист, она вошла в литературу как поэт-публицист, призывающий чтить память наших предков-алан, быть достойными их, объединяться в стремлении укрепления мира и дружбы.
(звучит стихотворение А. Томаевой »Ты чья, Осетия…» в исполнении учащегося)
Но вот выходит новая книга Томаевой «Ночной клавесин», и мы открываем для себя тонкого лирика.
2.Повторение:
-Вспомните, что характерно для лирики как рода литературы? (лирика-род литературы, объектом изображения которого становится сам создатель произведения со своим внутренним миром, чувствами, восприятием мира).
3.Работа по теме урока.
1. Слово учителя:
-Для анализа я предлагаю одно из стихотворений А. Томаевой - «Над зимнею весной – капели перезвон…». Дома вам было предложено сделать его традиционный анализ. Но прежде давайте прочитаем это стихотворение (стихотворение звучит в исполнении заранее подготовленного учащегося):
Над зимнею весной – капели перезвон,
Осели и расплакались сугробы.
Дыхание весны со всех сторон,
А неба синь
Совсем не зимней пробы.
Календарём играя невпопад,
Январь с усмешкой марта выступает.
А зимней стужи свадебный наряд
На гребнях крыш
Неудержимо тает.
2.Проверка домашнего задания (2 ученика анализируют стихотворение, остальные добавляют, исправляют и т. д.).
Примерный (традиционный) анализ стихотворения.
Содержание.
1.Стихотворение написано в январе 1999 года. Это экспромт,эмоциональная реакция поэта на то, что происходит с природой.
3. Это пейзажная зарисовка. Стихотворение состоит из 2-х пятистиший, законченных по смыслу и интонационно.
4.Ведущая тема – проявление признаков ранней весны и реакция на них лирического героя.
5.Основная мысль – во всём чувствуется приход весны, который даёт человеку радость и хорошее настроение.
6 Эмоциональная окраска чувств – радость, связанная с приходом ранней, некалендарной весны.
Форма.
1. Основные образы: зима (январь) и весна (март).
2.Тропы:
а) эпитеты: «зимняя весна»(и оксюморон), «зимняя проба», «зимняя стужа», «свадебный наряд»(стужи);
б )метафоры:» капели перезвон», «дыхание весны», «проба»(зимы), «усмешка января», «наряд стужи», «гребни крыш»;
в) олицетворения: «осели и расплакались сугробы», «январь играет».
3.Поэтический синтаксис:
а )инверсия: капели перезвон», неба синь, календарём играла, с усмешкой выступает;
б)антитеза:
январь: март:
зимний капели перезвон
сугробы дыхание весны
стужа синь неба
4. Размер: шестистопный ямб.
5.Звукопись: аллитерация: [л],[ н];
ассонанс: [и],[е]
6. Строфика: 2 пятистишия.
Общий вывод: все приёмы «работают» на раскрытие темы и идеи произведения, на создание его художественных образов. В этом проявилось мастерство поэта А. Томаевой.
Учитель:
-Итак, на основании анализа стихотворения мы можем говорить о мастерстве поэта, поскольку небольшое по объёму стихотворение написано образным, выразительным языком, позволившим создать картину (образ) прихода ранней весны и показать реакцию на это зимы. Не правда ли, знакомая тема в русской поэзии? Чьи традиции продолжает А. Томаева? Влияние какого русского поэта ощутимо? (Ф. И. Тютчева: «Зима недаром злится…»).
3.Ролевая игра.
Учитель:
-Слово предоставляется критикам.
1 критик (сравнивает стихотворение Томаевой со стихотворением Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…», делает вывод о преемственности в её творчестве традициям русской классической поэзии).
2 критик («независимый эксперт»):
-Слово «проба» звучит непоэтично, оно вне стилистики стихотворения (здесь возможна дискуссия учащихся, работа со словарём с целью определения основных значений этого слова).
4.Работа по овладению другими видами анализа стихотворения.
А)Ассоцитивный анализ стихотворения.
Учитель:
-Итак, мы проанализировали стихотворение. Попытались определить основные образы. Специфика художественной литературы и состоит в создании в нашем воображении художественного образа. Мы читаем, и в нашем воображении возникает картина, которую мы бы смогли нарисовать. Стихотворение А. Томаевой - пейзажная зарисовка. К. Коровин пишет: «Пейзаж не имеет цели, если он только красив, в нём должна быть история души, он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словами, это похоже на музыку». Перед вами пейзажи русских художников Саврасова, Поленова. В чём отличие литературного пейзажа от пейзажа художественного? (пейзаж художников кисти статичен, а литературный пейзаж создаёт образ через ассоциативные связи). Следующий вид анализа – ассоциативный.
-Попробуем в каждой строчке произведения выбрать одно слово, которое, на ваш взгляд, самое весомое, с ним ассоциируется создаваемый в вашем воображении образ. Мотивируйте свой выбор.
(Примерные ассоциативные слова:
1 капель
2.расплакались
3.весна
4.синь
5.усмешка
6.свадебный наряд
7.тает)
-У каждого возник свой образ зимней весны. Какой? Какие краски весны в нём доминируют? (голубой, синий, белый…)
Наши художники, которые заранее получили задание представить на полотне своё видение стихотворения, готовы продемонстрировать работы и прокомментировать их (выступают художники).
-Чей рисунок, по-вашему, ближе по замыслу, стилистике стихотворения? Почему? (звучат ответы учащихся).
А теперь на основе ассоциативных связей вы можете сами попробовать написать стихи. Итак, основная ассоциативная цепь понятий, связанных с образом зимней весны, следующая:
капель - апрель
усмешка-потешка
наряд – обряд
(возможны и другие ассоциативные цепочки).
5.Практикум: работа в парах (проба пера) и прослушивание стихотворений 4-5 учащихся(Привожу одно из написанных ребятами стихотворений):
С крыш домов слышен звон капели,
Светло на душе от приближения апреля!
А, может, это всего лишь злая усмешка
Январского месяца, всего лишь потешка?
Да, рано пока что менять свой наряд:
Зима с усмешкой совершает свой обряд.)
Учитель:
- Слово критикам (критики оценивают стихотворения)
Вывод: далеко не лёгкое дело – слагать стихи!
Б)Звуковой анализ.
Учитель:
-Каждое стихотворение – это тайна, зашифрованная загадка. У М. Ю. Лермонтова есть замечательное стихотворение «Звуки» (читает стихотворение).
Давайте и мы поговорим о тайнах звука.
(Выступление учащегося с сообщением, сопровождаемым презентацией
на тему «Звуки имеют лицо»).
Примерное содержание:
Издавна поэты и учёные пытались уловить связь между звучанием слова и его смыслом.
М. В. Ломоносов в «Риторике» пишет: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмена. «А» способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение письмен Е, И, Ъ, Ю – к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей; через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль, печаль.»
Н. М. Карамзин. «Письма русского путешественника: «Да, будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса».
В. Г. Белинский (о языке А. С. Пушкина): «…все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нём в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».
Е. Замятин: «Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама вызывает в человеке известные представления, создаёт звукообразы. Я далёк от того, чтобы приписать каждому звуку строго определённые смысловые или цветовые значения. Но Р ясно говорит мне о чём-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чём-то бледном, голубом, холодном, плавном, лёгком. Звук «н» - о чём-то нежном, о снеге, небе, ночи.
Звуки «д» и «т» - о чём-то душистом, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.
Звук «м» – о милом, мягком, о матери, о море. С «А» связывается широта, даль, океан, марево, размах. С «О» - высокое глубокое, море, лоно. С «И» - близкое, низкое, стискивающее»).
Учитель:
-Обратимся к стихотворению А. Томаевой. Какие звуки преобладают? Что они обозначают? (согласные (н), (л), (м) обозначают нежно-голубой цвет; гласные (е), (и) - синий.
-Совпали ли краски отдельных звуков с общей цветовой гаммой стихотворения? (да).
Вывод: в этом и проявилось мастерство поэта.
6.Подведение итогов урока.
Учитель:
- Какой вид анализа стихотворения вам показался интересным? Почему?
В течение урока мы, анализируя стихотворение А. Томаевой, пытались постичь смысл настоящей поэзии. Когда же стихотворение можно назвать настоящей поэзией? (ясна основная мысль, используются богатые изобразительные средства, звукопись соответствует настрою, тональности произведения, при его чтении возникают различные ассоциативные связи, создаётся художественный образ).
_-Легко ли писать стихи? (учитель обращается к эпиграфу урока - к словам В. Маяковского: «Поэзия – та же добыча радия… «
Далее звучит стихотворение А. Ахматовой «Про стихи».
7.Домашнее задание: сделать анализ одного из стихотворений А. Ахматовой (любым из видов анализа).
-