«Повесть временных лет» — выдающийся памятник древнерусской литературы
Урок внеклассного чтения
Урок внеклассного чтения учитель строит в зависимости от подготовки учащихся и наличия иллюстративного материала. Важно подчеркнуть, что речь идет о событиях более чем тысячелетней давности. Сказания носят легендарный характер, то есть элементы исторической основы сплавлены в них с вымыслом. При разговоре об этом будем опираться на знания, полученные при изучении «Легенды об Арионе», записанной Геродотом. Читая легендарные сказания, например «Месть Ольги», не будем воспринимать их буквально.
Чтобы пробудить интерес детей и вызвать у них реакцию узнавания, прочитаем им отрывок из «Повести временных лет», описывающий самые крупные реки Древней Руси и путь «из варяг в греки», найдем эти реки на географической карте и проследим легендарный путь. Если вы живете на Днепре, Двине, Волге или на Валдайской возвышенности рядом с «Оковским лесом», ваши ученики почувствуют радость от того, что об их родном месте тоже сказано в самой древней русской летописи, и живее ощутят свою причастность к истории родного народа.
«Днепръ бо потече из Оковьскаго леса, и потечеть на полъдне, а Двина ис того же леса потечет, аидеть на полунощье и внидеть в море Варяжьское. Ис того же леса потече Волга на въсток, и вътечеть семьюдесять жерелъ в море Хвалисьское» (Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г. — СПб.: Наука, 1999. — С. 9).
Оковский лес находился на водоразделе Днепра и Волги, в районе Валдайской возвышенности. О названии этого леса напоминает село Оковцы близ Осташкова.
Изобретение славянской грамоты
У истоков письменности всего славянского мира стоят два брата — Константин (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885). Родились они в греческом городе Солуни. Константин получил образование при дворе византийского императора Михаила III и стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию. Мефодий был управителем одной из славянских стран. Ему предлагали принять сан архиепископа, но он отказался от него и стал игуменом монастыря Полихрон на берегу Мраморного моря.
В 863 году византийский император отправляет братьев в Моравию проповедовать христианство. В те времена Моравское княжество становится самым крупным славянским государством. Задолго до отъезда Константин создает глаголицу — первую славянскую азбуку и с помощью Мефодия переводит с греческого на славянский несколько богослужебных книг.
В Моравии братья проповедуют христианство на родном для населения языке, и это вызывает протест немецкого духовенства. Его представители утверждают, что общение верующего с Богом должно обязательно осуществляться на одном из трех «священных» языков — еврейском, греческом или латинском.
В 865 году Константин принимает монашество и новое имя — Кирилл. Еще через год братья были обвинены в ереси и вызваны в Рим, где Кирилл через три года умер. Мефодий все же вернулся в Моравию, уже в сане архиепископа, и вновь подвергся гонениям за распространение славянской грамоты. В 882 году он вернулся в Византию.
В Болгарии и Хорватии глаголица распространилась очень широко. Возникли монастыри, в которых продолжали переводиться и переписывались богослужебные книги. В Болгарии в эпоху царя Симеона (X век) ученики Кирилла и Мефодия на основе греческого литературного устава создали кириллицу. Глаголица была создана на основе греческой литературной скорописи. Четкие буквы кириллицы выглядят более торжественно и строго.
О жизни и деятельности великих солунских братьев можно прочитать в житиях Кирилла и Мефодия.
Взятие Олегом Царьграда
Южным соседом восточных славян была Византийская империя — главный торговый партнер Руси. Постоянные торговые связи не исключали, однако, военных столкновений. Несметные богатства империи издавна влекли жаждавших добычи славянских и варяжских князей.
В 907 году поход на Царьград предпринял Олег. Летопись утверждает, что его войско включало варягов и воинов всех восточнославянских племен. Среди них упоминаются уличи и тиверцы, с которыми Олег воевал, и даже вятичи, которые тогда еще не подчинялись власти киевских князей. Число боевых кораблей у Олега летописец определяет в две тысячи. Очевидно, сведения о размахе похода преувеличены. И все же это был не обычный грабительский набег, а крупный поход, объединивший значительные силы Киевской Руси.
Момент, выбранный Олегом, был благоприятен для нападения, так как византийских войск в Константинополе почти не было: они защищали восточные окраины империи от очередного арабского нашествия. При подходе флотилии Олега греки замкнули гавань цепью и преградили русским ладьям доступ к городу. Тогда русские высадились на берег и разграбили пригороды Константинополя, а затем князь велел поставить ладьи на колеса и, подняв паруса, двинуться к стенам Царьграда. Греки предложили Олегу откуп. В ходе переговоров Олег получил дань и добился значительных льгот для приезжающих русских купцов и послов, которых теперь в течение всего их пребывания в Византии должна была содержать императорская казна. Византийцы также обязались снабжать их всем необходимым на обратную дорогу. Самым главным было то, что русские купцы освобождались от уплаты налогов Византии: «И да творят куплю, якоже им надобе, не платяче мыта ни в чем» (мыт— пошлина).
Уходя из Византии, Олег, согласно легенде, повесил на вратах Константинополя свой щит: это был распространенный знак примирения.
Четыре года спустя, в 911 году, в Константинополь прибыло новое посольство, отправленное Олегом. Был подписан новый договор, значительно расширивший взаимные обязательства. Союз с Византией способствовал процветанию Руси.
Смерть Игоря и месть Ольги древлянам
Установив власть над большинством славянских земель, князь Олег обложил эти земли данью. Взималась дань двумя способами: либо данники сами привозили ее в Киев, либо князь с дружиной собирали ее, объезжая окрестные земли. После смерти Олега от уплаты дани отказались древляне. Преемнику Олега — Игорю — пришлось вновь воевать с ними: «Иде Игорь на древляны и победи их и возложи на них дань болше Олговой».
В 945 году Игорь в очередной раз отправился на полюдье в землю древлян, рассчитывая получить большую, чем обычно, дань. К этому его побуждали дружинники, с завистью говорившие: «Отроки Свенелда изоделися оружием и одеждой, а мы наги... Поидем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь, и мы».
Дружина воеводы Свенелда обогатилась, по-видимому, во время тяжелой войны с уличами, которую вел Свенелд, завершая дело, начатое Олегом. Дань с покоренных уличей Игорь отдал воеводе. Всего за год до описываемых событий князь вернулся из похода на Византию, получив большую добычу, а дружинники его жалуются на наготу. Игоревой дружине все казалось мало.
Придя в древлянскую столицу Искоростень, Игорь собрал дани больше прежней, причем не обошлось без насилия. На обратном пути Игорь отпустил дружину домой, а сам с немногими дружинниками еще раз вернулся к древлянам, чтобы вновь собрать дань и разделить ее в узком кругу. За такое корыстолюбие Игорь был жестоко наказан. Потерявшие терпение древляне решили убить князя. Немногочисленная дружина не смогла защитить его.
После гибели Игоря Мал посватался к его вдове Ольге. Если бы сватовство увенчалось успехом, он распространил бы свою власть над полянами, а древляне стали бы господствующим среди славян племенем. Но этим планам не суждено было сбыться. Летопись описывает впечатляющую картину мести Ольги за смерть мужа.
Рассказ об Ольгиной мести — легенда. Едва ли он отражает действительные события, хотя осада Искоростеня, несомненно, реальна. Автор сказания сочувствует проявленным Ольгой жестокости и коварству, даже восхищается ею. Возможно, он хотел подчеркнуть могущество Киева, устрашить всех, кто дерзнет выступить против его господства. Но воспевание беспощадной расправы объясняется не только этим. Летописный рассказ позволяет понять, каковы были присущие славянам того времени представления о справедливости. Обычай рассматривал месть за убитого родича как священную обязанность, как подвиг. Кровная месть еще заменяла собой правосудие. Чем более жестокой была эта месть, тем больше чести доставляла она мстителю. Так могли думать и в XII веке, когда создавалась летопись.
Завершив отмщение, Ольга приступила к устроению Русской земли. Четко зафиксированных норм при сборе полюдья не существовало, размеры его закреплял лишь обычай, что и позволяло князю увеличивать поборы до тех пор, пока данники не возмутились. Сохранять такое положение было опасно. Ольга установила определенные размеры дани — «уроки» и проставила по всей Русской земле становища и погосты. Эти меры служили укреплению княжеской власти на Руси.
Вопросы
предлагаются разного уровня сложности. Учитель выберет подходящие в соответствии с уровнем класса.
1. Почему летописную повесть считают величайшим памятником литературы?
2. Какие задачи ставит перед собой летописец, собирая сведения о русской истории?
3. Произведения каких жанров включает в себя «Повесть временных лет»?
4. Что такое погодные записи? О каких событиях рассказывает в них летописец?
5. Какое значение имело изобретение славянской грамоты?
6. Назовите причины столь жестокой мести Ольги за смерть мужа.
7. В рассказе о мести Ольги найдите пословицу. Каков ее смысл?
8. Какой из рассказов «Повести...» отражает верования древних славян, связанные с землей — матерью и кормилицей?
9. Сравните летописные рассказы о княгине Ольге с историческими фактами. Насколько историческая реальность совпадает с повествованием летописи?