Человек-легенда
Интервью с капитаном «Арабеллы» Романом Евгеньевичем Лизалиным (статья напечатана в чистопольской газете «Без проблем» в июле 2010г.)
С Романом Евгеньевичем Лизалиным познакомилась на второй день после той страшной трагедии. По телефону брала у него интервью, оно вышло первым в СМИ. Уже позднее познакомилась с ним лично, дважды приглашала его к своим ученикам: в свой класс, 5А (сейчас они уже учатся в 8 классе) и в кадетский, 11Б. Встречи эти надолго запомнились и мне, и ученикам, и коллегам-педагогам.
К Роману испытываю огромное уважение. Он очень скромный и порядочный человек. ПРАВИЛЬНЫЙ. Вы в этом можете убедиться, прочитав это интервью.
-Роман Евгеньевич, мечта стать речником была у Вас с детства или свой выбор Вы сделали после окончания средней школы? Кто больше всего оказал влияние на ваш профессиональный выбор?
- Я с детства грезил плавать, «спал и видел» когда-нибудь надеть капитанскую фуражку Мои родители, напротив, это¬го не очень хотели, потому что не понаслышке знали, что это очень тяжёлая и ответственная работа, но особо не настаивали, говорили: «Решал» тебе». Особо на мой выбор никто не повлиял. Сколько себя помню, всегда хо¬тел плавать, наверное, и родился одновременно с этой мечтой. Я поставил перед собой цель и долго и упорно шёл к ней, много учился. И вот, наконец, это «когда-нибудь» настало, и моя детская мечта стала реальностью.
-Роман Евгеньевич, кто Ваши родители? От кого они узнали о крушении «Булгарии» и о том, что тем капитаном, который первым пришёл на помощь и о котором сейчас в республике, стране знают все, оказался их сын7
Моя мама Денисова Ирина Борисовна живёт в Мамадыше, она восемь лет работала на грузовом теплоходе «Пожва» под началом капитана Павла Плакатнова, сейчас не работает, ухаживает за больной мамой-инвалидом; моей бабушкой. Отец, Лизалин Евгений Владимирович, живёт в Чистополе, он принадлежит к особой категории людей, к плавсоставу, в данный момент, как и все речники, находится в навигации. О том, что случилось с «Булгарией», как и все, мама узнала из СМИ, потом она дозвонилась до меня по телефону и узнала подробности.
- Роман Евгеньевич, из СМИ, Интернета мы знаем, что Вы родились в Чистополе, учились в мамадышской школе, затем - в Чистопольском речном училище, получили два высших образования. Хотелось бы поподробнее узнать, кто и в какой промежуток времени оказал на Вас большое влияние: родители, учителя в школе, училище, капитаны-наставники, может быть, просто обычные люди?
Да, после школы я поступил в речное училище в Чистополе, жил у бабушки, потом окончил Казанский речной техникум. На этом не успокоился и поступил в Волжскую государственную академию водного транспорта в Нижнем Новгороде, а в июне месяце получил диплом Московской государственной академии водного транспорта. Во время учёбы плавал на разных судах, за это время рядом со мной находилось много замечательных людей, которыми я восхищался, старался им подражать, брал с них пример, набирался профессионального и жизненного опыта. За многое я благодарен капитану т/х «Фёдор Гладков» Александру Сергеевичу Гусеву (3 года плавал матросом на т/х «Павел Миронов»); Скворцову Александру Юрьевичу, капитану т/х «Леонид Красин»; Глухову Юрию Константиновичу; Афанасьеву Николаю Константиновичу, преподавателю Московской академии. Они все вместе и каждый в отдельности очень многое сделали для того, чтобы я стал тем, кем сейчас являюсь. Со многими из них я общаюсь, всегда вспоминаю их добрым словом.
- Роман Евгеньевич, 12 июля 2001г. произошел пожар на судне «Константин Циолковский», тогда Вам было 20 лет, и Вы были мотористом. Вы получили ожоги 36% поверхности тела, долгое время находился в больнице. Из своих источников узнали, что на лечение в Санкт- Петербурге требовались немалые деньги, и помогла Вам в этом совсем не знакомая женщина. Правда ли это, и можно об этом подробнее.
Да, действительно, было такое. После пожара я долго лежал в Санкт Петербурге. Признаюсь, что чувствовал себя неважно. Когда потихоньку уже пошёл на поправку, врачи рассказали мне, что своим выздоровлением я обязан незнакомой женщине, которая пришла в больницу и передала врачам лично для меня конверт с приличной суммой денег. Она не назвала ни своего имени, ни фамилии, пожелала остаться неизвестной. Я не знаю, кто она, но до сих пор я и моя мама вспоминаем о ней с благодарностью. Может быть, случится такое, и я узнаю имя этой незнакомки, чтобы сказать ей запоздалое спасибо.
- Роман Евгеньевич, смотрели малаховскую передачу «Пусть говорят» с Вашим участием. Первое, что испытали, шок от услышанного и увиденного, а после Вашего выступления - безмерную гордость за то, что Вы наш земляк, за то, что вели себя на передаче скромно и достойно, что смогли не растеряться в этой ситуации, организовав команду на оперативную помощь потерпевшим. Хотелось бы узнать, как Андрей Малахов Вас встретил, было ли с ним общение до или после эфира?
До эфира « Пусть говорят» общения с Андреем Малаховым не получилось, времени было в обрез, мы только успели переброситься несколькими фразами, мне озвучили вопросы, которые зададут. А после передачи Андрей фотографировался с нами, разговаривал без всякой звёздности, просто, у меня было такое ощущение, что мы с ним давно знакомы. С ним приятно и легко общаться. Он произвёл на меня впечатление очень яркого, порядочного и умного человека.
- Роман Евгеньевич, прочли о Вашем награждении Медалями МЧС России «За содружество во имя спасения», кроме Вас наградили ещё старшего помощника капитана и рулевого. Назовите его.
Кроме меня был награждён Фадеев Роман Геннадьевич, с которым я сидел за одной партой вначале в чистопольском речном училище, затем - в казанском речном техникуме. С ним мы давние друзья. Он тоже чистополец, живёт в посёлке Водников.
- Роман Евгеньевич, расскажите в двух словах о своей команде.
Я очень горд, мне очень приятно, что у меня такая команда. Они почти все чисгопольцы. Я един без команды - ничто, а вместе мы - профессиональный коллектив, переходя на речную терминологию, как один слаженный механизм, который работает чётко, без сбоя. 10 июля мой коллектив доказал это не на словах, а на деле. Я думаю, уверен, что если бы на месте «Арабеллы» в тот день оказалось другое судно, то другой капитан и другая команда поступили бы также как мы. Мы делали то, что нам подсказывало сердце..
- Мы не будем сегодня касаться вплотную аварии на «Булгарии» и о слаженных действиях Вашей команды по спасению терпящих крушение. В одном из номеров мы продублировали Ваше интервью «Вечерней Казани», где Вы подробно рассказали об этом. Нашим читателям хочется побольше узнать о Вас, как о человеке. Какую музыку Вы любите, какие книги читаете, чем любите заниматься в свободное время?
Особых музыкальных пристрастий у меня нет: я люблю слушать разную музыку, по настроению, люблю и классическую, и энергичную музыку. Книги я читаю, в основном, технические, очень люблю научную литературу, отдаю предпочтение технической, связанной с автомобилями. Таких книг у меня много. Свободного времени, к сожалению, очень мало. Но если выдаётся свободная минутка, с удовольствием занимаюсь спортом. Очень люблю ходить в кинотеатры, мне нравятся фильмы фантастические, с красивыми яркими спецэффектами.
- Роман Евгеньевич, посмотрела в Интернете список Ваших друзей. За последнюю неделю этот список значительно пополнился, но всё это виртуальные друзья. А есть ли у Вас настоящие друзья? Кто они?
В социальных сетях у меня есть свои странички, вы правильно заметили, что после 10 июля контактных друзей стало больше. Но настоящих друзей у меня немного. Как у любого человека, существует узкий круг людей, к которым я могу без стука прийти в любое время дня и ночи и в любом настроении, - там меня всегда поймут, поддержат, если будет такая необходимость, ведь настоящим другом, по-моему, является такой человек, с которым я могу быть искренним, в его присутствии я могу думать вслух. Кто-то из мудрых сказал: «Не тот дорог, с кем хорошо, а тот, без кого плохо. Друг - это тот, кто может тебе сказать то, о чём другие молчат». К счастью, у меня есть настоящие друзья. Мне и в этом повезло.
- Роман Евгеньевич, после 10 июля Вы стали героем: земляки из Чистополя, Мамадыша, Ваши учителя, наставники, однокашники, татарстанцы, жители России шлют Вам слова поздравления и восхищения. Всем невозможно ответить. Сегодня у Вас есть уникальная возможность со страниц нашей газеты ответить всем фазу.
Да, я знаю, что ваша газета пользуется популярностью и её читает большое количество людей, поэтому от чистого сердца хочу поблагодарить всех тех, кто в течение этих 2-х недель присылал мне и моей команде телеграммы, сообщения, благодарил за помощь терпящим бедствие. Спасибо им спасибо В заключении хочу сказать: я не был на войне - родился значительно позже, но то, что испытал я сам и моя команда 10 июля - это шок... условия, максимально приближенные к военным действиям... Еще раз всем людям - слова благодарности и признательности. Я рад, что живу в России, что у нас очень много хороших людей, которые, когда приходит беда, не остаются равнодушными к чужому горю.
- Благодарю за интервью. От всех всех чистопольцев желаю Вам и Вашей команде счастливого плавания и традиционных «семь футов под килем», счастливых встреч на берегу.