Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 484
имени дважды Героя Советского Союза В.И. Попкова»
Рассмотрено на заседании МО
филологического цикла
Протокол № 1 от 29.08.2016г
Руководитель МО
____________Куличёва Г.В.
Согласовано
Зам.директора по УВР
___________Архипова Ж.И.
________________ 2016г
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ № 484
___________Радецкая С.В.
_______________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 9 класса
на 2016-2017 учебный год
Москва
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), базисного учебного плана для образовательных учреждений города Москвы, примерной программы основного общего образования по литературе и программы «Литература, 5-11 классы. (Базовый уровень.)» под редакцией В.Я.Коровиной, 18-е издание, М., «Просвещение»,2011.
Учебник: Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И., «Литература, 9 класс», учебник-хрестоматия в 2-х частях, М., «Просвещение», 2011
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс
Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:
- Литература как искусство слова.
- Слово как жанр древнерусской литературы.
- Ода как жанр лирической поэзии.
- Романтизм. Сентиментализм.
- Баллада, роман в стихах.
- Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
- Трагедия, комедия как жанр драматургии.
- Реализм в художественной литературе.
- Философско-драматическая поэма.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Поскольку 9 класс подводит своеобразный итог формированию из ученика читателя, с целью закрепления в сознании ребят представления о лучших произведениях родной литературы программа содержит наряду с традиционными типами уроков уроки-практикумы, семинары, уроки-размышления, творческие мастерские, литературно-музыкальные композиции, проекты, способствующие развитию творческой активности учеников. В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников в программе предлагаются проверочные работы разного уровня и назначения. Программа содержит задания, которые требуют обращения девятиклассников к дополнительной литературе: подготовить сообщение о писателе, поэте, дать определение литературоведческого термина, составить словарную статью, составить словарик диалектизмов, устаревшей лексики, незнакомых еще слов (использование разнообразных словарей). Эта работа дает возможность школьникам постепенно накапливать серьезный опыт работы с книгой, свободно использовать справочный материал, работать с учебной литературой. В программе учтены возможности слабых учащихся, нуждающихся в постоянном контроле. Многие задания для самостоятельной работы и домашние задания предусматривают выбор варианта. Для достижения более высокого уровня обученности даются разнообразные задания творческого и проблемного характера. Домашнее задание также строится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьников.
Наряду с традиционными уроками в программе предусмотрены уроки- практикумы, размышления. Часть уроков включает в себя не только индивидуальные формы работы, но и коллективные способы обучения: работа в парах, группах переменного состава позволяет проявить себя учащимся, испытывающим затруднения в восприятии новых знаний.
Программный материал включает элементы следующих технологий:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
При разработке программы предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования.
Содержание тем учебного курса:
Введение:
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы:
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы ХVIII века:
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов:
Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин:
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев:
Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин:
Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из русской литературы XIX века:
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский:
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов:
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин:
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов:
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь:
Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский:
Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский:
Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой:
Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов:
Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века:
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Из русской литературы XX века:
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин:
Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков:
Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов:
Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын:
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века:
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам:
Александр Александрович Блок:
Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин:
Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский:
Слово о поэте
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева:
Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий:
Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова:
Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак:
Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский:
Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков:
А.С.Пушкин «Певец»; М.Ю.Лермонтов «Отчего»; Ф.Соллогуб «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А.Баратынский «Разуверение»; Ф.Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы:
Античная лирика:
Гай Валерий Катулл:
Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций:
Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери:
Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир:
Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт).
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете:
Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Учебно-тематический план.
Количество часов:
Всего – 102, в неделю -3 часа.
Тестирование - 8
Уроков развития речи – 12
Уроков внеклассного чтения - 9
Требования к уровню подготовки девятиклассников:
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Информационно-методическое обеспечение:
1. Учебники Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И. «Литература, 9 класс: учебник-хрестоматия в 2-х частях», М, «Просвещение», 2011.
2. Учебные пособия: Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С. «Читаем, думаем, спорим… 9 класс», М. «Просвещение», 2011.
3. Н.В.Беляева, О.Е.Еремина. «Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя», М, «Просвещение», 2016.
4. Тематическое планирование программного материала по литературе в 5-9 классах под редакцией В.Я.Коровиной. М, «Просвещение», 2016
5. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. Москва, «Просвещение», 1990.
6. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2015.
7. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2014.
8. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 2010.
9. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 2010.
10. CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008
11. «Первое сентября» http://festival.1 september.ru.
Календарно - тематическое планирование:
Кол-во часов
Контроль
знаний
Дата
проведения
1
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.
1
2
Древнерусская литература. Богатство жанров литературы Древней Руси.
1
3
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
1
4
Художественные особенности "Слова о полку Игореве"
1
5
Композиция "Слова о полку Игореве". Сюжет. Герои. Тест
1
Т
6
Р/Р: подготовка к домашнему сочинению по поэме «Слово о полку Игореве».
1
Р/Р
7
Литературы 18 века. Русская литература XVIII века как литература эпохи классицизма.
1
8
М.В. Ломоносов. Слово о поэте. Прославление Родины, науки и просвещения в "Оде на день восшествия..."
1
9
Г.Р. Державин. Слово о поэте. Стихотворения "Властителям и судиям", "Памятник".
1
10
А.Н.Радищев. Подвиг писателя.
1
11
Размышления автора о несправедливости в повести «Путешествие из Петербурга в Москву»
1
12
Н.М.Карамзин. Писатель и история.
1
13
«Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма.
1
14
Русская литература 19 века
"Золотой век" русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму.
1
15
В.А. Жуковский. Слово о поэте. Баллада "Светлана".
1
16
Р/Р: обучение анализу лирического стихотворения.
Баратынский"Водопад","Муза".
К. Батюшков "Тень друга".
Н. Языков "Родина"
1
Р/Р
17
В/Ч: Ф.Абрамов «Пелагея»
1
В/Ч
18
А.С.Грибоедов. Личность и судьба. Комедия «Горе от ума».
1
19
Комментированное чтение действия 1
1
20
Комментированное чтение действия 2
1
21
Комментированное чтение действия 3
1
22
Комментированное чтение действия 4
1
23
Р/Р: работа над статьёй Гончарова «Мильон терзаний».
1
Р/Р
24
Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал писателя. Тестирование.
1
Т
25
Р/Р: подготовка к домашнему сочинению по комедии Грибоедова «Горе от ума»
1
Р/Р
26
В/Ч: В.Титов «Всем смертям назло»
1
В/Ч
27
А.С.Пушкин. Жизнь и судьба. Основные мотивы творчества.
1
28
Дружба и друзья в лирике
А. С. Пушкина. «19 октября»
1
29
Свободолюбивая лирика
А. С. Пушкина. «К Чаадаеву»
1
30
Любовная лирика Пушкина и её адресаты. «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «На холмах Грузии».
1
31
Тема поэта и поэзии в лирике
Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг».
1
32
Философская лирика. Образы природы в лирике Пушкина. «К морю» Тестирование
1
Т
33
Р/Р: обучение анализу лирического стихотворения.
Р/Р
34
В/Ч: Поэты 20 века о Пушкине.
1
В/Ч
35
«Евгений Онегин». Творческая история романа. Чтение и комментирование главы 1
1
36
Чтение и комментирование главы 2
1
37
Обзор 3-5 глав.
1
38
Чтение и комментирование главы 6
1
39
Чтение и комментирование главы 7 и «Путешествия Онегина»
1
40
Чтение и комментирование главы 8
1
41
Р/Р: Духовные искания Онегина. Онегин и Ленский.
1
Р\Р
42
Татьяна-любимая героиня Пушкина. Тестирование
1
Т
43
Р/Р: подготовка к домашнему сочинению по роману
Пушкина «Евгений Онегин»
1
Р/Р
44
М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Темы лирики Лермонтова.
1
45
Тема поэта и поэзии. «Смерть поэта», «Поэт».
1
46
Россия, человек и природа в лирике Лермонтова.
1
47
Интимная лирика Лермонтова.
1
48
Философские мотивы в лирике Лермонтова. «И скучно, и грустно», «Дума», «Молитва». Тестирование
1
Т
49
Роман «Герой нашего времени». История создания. «Бэла»
1
50
«Максим Максимыч»
1
51
«Тамань»
1
52
«Княжна Мэри»
1
53
«Фаталист». Тестирование
1
Т
54
Р/Р: Образ Печорина. Белинский о романе.
1
Р/Р
55
Р/Р: подготовка к домашнему сочинению по творчеству Лермонтова
1
Р/Р
56
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Роман «Мёртвые души», история создания, особенности сюжета, система образов.
1
57
Губернское общество в поэме
1
58
Типы помещиков в поэме: Манилов. Коробочка.
1
59
Типы помещиков в поэме: Ноздрёв. Собакевич.
1
60
Типы помещиков в поэме: Плюшкин
1
61
Образ Чичикова в поэме.
1
62
Образ автора в поэме. Лирические отступления. Русь на страницах поэмы.
1
63
Поэма в оценке Белинского. Тестирование.
1
Т
64
Р/Р: подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мёртвые души»
1
Р/Р
65
А. А. Фет. Лирика любви, природы. «Чудная картина», «Я пришёл к тебе с приветом».
1
66
Ф. И. Тютчев. Философские миниатюры Тютчева.
1
67
P/Р: Обучение сопоставительному анализу лирического произведения.
1
Р/Р
68
Ф. М. Достоевский. Судьбы несчастных в повести «Бедные люди».
1
69
А.Н.Островский. Пьеса «Бедность не порок»
1
70
Л.Толстой. Повесть «Юность», её психологизм, приёмы самоанализа героя
1
71
А.П. Чехов. Рассказ «Тоска»
1
72
В\Ч: Чингиз Айтматов «Белый пароход»
1
В/Ч
73
Русская литература 20 века. Штрихи к портретам писателей.
1
74
В/Ч: М. Горький. Рассказ «Макар Чудра».
1
В/Ч
75
И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи».
1
76
А.А. Блок. Слово о поэте. Стихотворение «Ветер принёс издалёка»
1
77
Трагедия лирического героя в стихах Блока о «страшном мире»
1
78
С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике поэта.
1
79
Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике Есенина.
1
80
В.В. Маяковский: страницы жизни. «Громада-любовь» и «громада-ненависть» в лирике поэта.
1
81
М.А.Булгаков. Слово о писателе. История создания и судьба повести «Собачье сердце».
1
82
Проблемы и художественные особенности повести «Собачье сердце».
1
83
В/Ч: В.Астафьев «Людочка»
1
В/Ч
84
М. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти.
1
85
Образ родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве».
1
86
А.А Ахматова: страницы жизни. Стихи о поэте и поэзии.
1
87
Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.
1
88
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Философичность лирики поэта.
1
89
М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека» Образ главного героя. Война и дети в рассказе.
1
90
Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.
1
91
А.Т. Твардовский: страницы жизни. Тема Родины и природы в лирике поэта.
1
92
Проблематика и поэтика стихотворения Твардовского «Я убит подо Ржевом…».
1
93
В/Ч: В. Курочкин «На войне как на войне»
1
В/Ч
94
А.С.Солженицын. Слово о писателе. Тема трагической судьбы человека в рассказе «Матрёнин двор». Тест
1
Т
95
Р/Р: подготовка к домашнему сочинению по произведениям литературы 20 века
1
Р/Р
96
Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 и 20 веков.
1
97
В/Ч: В.Распутин «Живи и помни»
1
В/Ч
98
Из зарубежной литературы. Гай Катулл. Квинт Гораций Фланк «К Мельпомене»
1
99
Данте Алигьери «Божественная комедия»
1
100
Уильям Шекспир
1
101
Иоганн Вольфганг Гёте
1
102
В/Ч: Урок-рекомендация: «Что читать летом»
1
В/Ч
Итого
102
Р/Р – 12
В/Ч – 9
Т - 8