Е
Художественные особенности «Слова о полку Игореве»
Замечательный памятник древнерусской литературы, который В.Г.Белинский назвал «жемчужиной славянской поэзии», продолжает очаровывать и привлекать внимание литературных критиков по сей день. Высокие художественные достоинства этого произведения отмечали академик Д.С.Лихачев, увидевший в «Слове…» необычайную стройность и логичность композиции, В.П.Андрианова-Перетц, исследовавшая связь «Слова…» с устным народным творчеством, А.С.Орлов, И.П.Еремин, В.Ф.Ржига, Б.П.Рыбаков и другие исследователи. И хотя нам неизвестно имя автора «Слова о полку Игореве», мы уверены, что это талантливый поэт, в совершенстве владевший литературным языком, свободно ориентировавшийся в образной системе и художественных приемах лучших образцов древнерусской литературы и одновременно знакомый с образной системой и традициями устного эпоса. Он мог быть и дружинником, и боярином, но литературное творчество было его постоянным занятием и, наверное, не первое и единственное его произведение. Так что это поэма - неоспоримое свидетельство высокого уровня культуры и литературного мастерства Киевской Руси. Во-первых, обращает на себя внимание символическая образность в «Слове…», что отражает богатство поэтического и философского мышления и восприятия окружающего мира. Многие символические обозначения связаны с явлениями природы. Солнце как символ широко бытовал в древнерусской литературе. Автор называет князей Игоря и Всеволода солнцами. В самом начале похода солнечная символика необходима автору, чтобы охладить Игоря таинственным предупреждением – солнечным затмением. Гроза своим стоном, птицы, звери, мифический Див и другие зловещие силы предвещают недоброе. Перед изображением сражения автор пишет: «Чръные тучи съ моря идутъ хотятъ прикрыти 4 солнца, а в инхъ трепещуть синии млънии». В третий день после поражения «два солнца померкоста, оба багряная погаста съ нима молодая месяца». Смысл символический надо понимать так: старшие князья Игорь и Всеволод и молодые князья Владимир и Святослав перестали излучать солнечное благо, в этом символе обозначены скорбь и осуждение. После освобождения из плена солнечная символика становится жизнеутверждающей и оптимистичной: «Солнце светится на небесе, Игорь князь в Русской земле». В произведении символическая образность представлена и во сне Святослава, и в плаче Ярославны, она пронизывает всё «Слово о полку Игореве».
Самая поэтическая часть «Слова…» - плач Ярославны, о котором А.С.Пушкин сказал, что все поэты ХVIII века «не имеют вместе столько поэзии, сколько находится оной в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства Игоря». Плач Ярославны действительно отличается высокой художественностью. Не все литературоведы четко определили жанр «Слова…» и причитания Ярославны. Академик С.Б.Веселовский считал «Слово…» не как народно-эпическую поэму, а как «превосходный лирический плач о судьбах православной Руси. Но в в плаче нет безысходного горя, свойственного фольклорным причитаниям по умершему. Одиночество и скорбь молодой жены князя усиливается от сравнения её с чайкой (не кукушкой). Мысленно она хочет пролететь от Путивля до Днепра и Дуная, чтобы найти в «поле безводном», посреди поля половецкого , своего «ладу», «омочить шелковый рукав в Каяле-реке и обтереть князю кровавые его раны». Но чувствуя свою беспомощность, она обращается к самым могущественным силам природы: ветру, воде (Днепру) и солнцу, которым преклонялись все славяне во всех песнях за то, что они обеспечивали людям урожай, изобилие, жизнь. Эти природные стихии всегда обожествлялись в дохристианский период, поэтому и использует автор изобразительные средства жанров обрядовой поэзии, в частности, причитаний, заговоров. Своей хвалой природным силам Ярославна пытается расположить их себе. В плаче мы видим языческие воззрения и фольклорные традиции. Обращаясь к Ветру Ветрилу и Днепру Словутичу, Солнцу, Ярославна как бы обращается к Стрибогу и Дадьжбогу. Это и плач, и заклинание, и молитва. Д. С.Лихачев назвал «Слово…» - ораторским произведением, которое исполнялось под гусли речитативом. На плач Ярославны откликаются девицы, которые «поют на Дунае, вьются их голоса через море до Киева». Так как «Слово…» - плач о гибели полка, то в иных эпизодах есть и хвала, слава мужеству воинов, то она «со слезами смешана». . Ярославна, оплакивая мужа, не забывает его воинов, причитает по ним, обращаясь к самому могущественному заступнику – «трёхсветлому Солнцу»: «Зачем, Владыко, простерло горячие лучи свои на воинов моего лады: в поле безводном жаждою им луки скрутило, горем им колчаны заткнуло». Одушевление природы – это тоже часто используемый приём в фольклоре. Магическим в плаче является и число «три». Троекратное обращение позволяло лучше запомнить, так как, видимо, произведение предназначалось для устного распространения. В плаче своеобразно используется приём былинной ретардации. Для усиления эмоционального воздействия, нарушая фольклорную традицию, Ярославна четырежды обращается с риторическими вопросами к ветру, в котором звучат и упреки, и хвала ему, и просьба не метать стрелы на воинов её мужа. Мольба Ярославны усиливается анафорой (единоначалием) фраз:
Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мечешь хиновские стрелочки?
Зачем, господин, моё веселие по ковылю развеял?
Никто из князей не внял предупреждению Высших Сил, потому что «страстно воспылал ум княжеский, жажда вкусить Дону великого пересилила общее знамение, а князь Игорь в самонадеянной гордыне бросил вызов Небу: «Я готов голову свою сложить или шлемом из Дона воды испити». Понимая символический смысл предупреждения , князь в решающий момент лишил себя их помощи. Поэма насыщена олицетворениями: «Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле преклонилось». Донец обращается к Игорю: «О князь Игорь! Немало тебе величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земле веселия». Дань устному народному творчеству - отрицательные сравнения: «То не сороки застрекотали – по следу Игоря едут Гзак с Кончаком». Чтобы показать успех первого сражения князя Игоря, широко используется гипербола: " покрывалами, и плащами, и кожухами стали мостить по болотам и по топким местам, и всякими драгоценностями половецкими». В «Слове…» многовековой опыт культуры отечественного языка, доведенного в ХII веке до поразительной художественной высоты. Сколько в «Слове …» емких фразеологических оборотов! «Черная земля под копытами костьми была посеяна и кровью полита». Даже нейтральные слова (притяжательные местоимения) в контексте приобретают емкий художественный смысл. О княжеских распрях, которые принесли много бед Русской Земле, так говорится: «Рекоста бо брат брату: «Се моё, а то моё же». И начаша князи про малое «Се великое» млъвите, а сами на себя крамолу ковати». В некоторых метафорах видны реалии дружинно-княжеского быта: «Хочцу бо, рече, копие приломить конецъ поле Половецкого». Здесь передано своеобразное обрядовое заклинание: сломленное над головой князя копье символизировало победу. В произведении много типично книжных оборотов: «Изостри сердцем мужество своим», «Говор галич убуди», «Земля тут нет , реки мутно текутъ, пороси поля прикрывают, стязи глаголют» и другие. От устной народной поэзии идут постоянные эпитеты («серым волком по земли», «шизым орлом под облакы», «черный ворон, борзые кони»). Такой приём, как параллелизм, тоже заимствован из устной народной поэзии: «Тут кровавого вина не доста, тут пир докончиша храбрии русичи, свати напоиша, а сами полегоша за Землю Русскую!».В «Слове…» мы видим исключительное богатство различного рода цветового и красочного изображения исторических лиц, явлений природы и вещей. Черный цвет и в «Слове…» и в древнерусском искусстве связан со зловещими силами, злобой и печалью. Половцы – это и черные тучи, и черные вороны. Синий цвет близок к черному: синее море, синий Дон, синее вино, синяя мгла, синие молнии. С одной стороны, передается этим словом синева вечерних сумерек, а с другой стороны, эпитетом «синий» обозначаются зловещие признаки. Белый цвет, золотой и серебряный несут добро и радость: «бела хоругвь», «серебряная седина». «золотое слово», «чървленые щиты». В «Слове…» есть обилие лексических средств, обозначающих звуковые впечатления: Русская земля стонет, скрипят телеги, волки воют, лисицы лают, орлы клекочут, плачет Ярославна, звенит слава на Русской земле. Язык произведения очень музыкален, но сих пор ещё ученые не пришли к выводу, прозой или стихами написано «Слово…». Для ритмической прозы характерны риторические вопросы, восклицания, обращения. Многие стихи звучат напевно, ритмично (слова Всеволода о его курянаях). Многообразная рифмовка, аллитерация, ассонанс , повторы – всё это свидельствует о ритмической организации речи. В «Слове…» сливается ораторское красноречие, плач, лирическое повествование, поэтому нередко это произведение называют поэмой. Всё это богатство художественно-изобразительных средств дает основание считать, что в Древней Руси была высокая духовная культура. Образы этого произведения вдохновляли художников, композиторов позднейших столетий. По словам академика А.С.Орлова, «Слово…» не затерялось на границе «дикого поля»; оно обошло весь горизонт русской территории , не раз пересекло его окружность».