Моё восприятие плача Ярославны
Многие писатели XVIII века не имели вместе столько поэзии, сколько находится оной в плаче Ярославны, в описании битв и бегства.
А. С. Пушкин
План
I Удивительный женский образ в «Слове…».
- образы сильных мужчин в нем прописаны очень ярко и рельефно
- но русская женщина, не обладающая физической силой и властью, не теряется на их фоне
II Плач – особое состояние души Ярославны.
Жанр плача в древнерусской литературе.
- плач — один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти
- плач получил широкое распространение в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии
- плач Ярославн - , удивительное по красоте
и выразительности
символическое олицетворение плача
всей земли Русской о погибших
и плененных своих защитниках
2. Социальный статус главной героини.
- жена князя Игоря, молодая, хрупкая
и нежная женщина
- она не бесправная рабыня, а верная
и сильная подруга, охраняющая
своего мужчину и домашний очаг, хранительница
3. Чувства, переполнявшие Ярославну в момент плача:
а) горечь потери;
- она узнала о гибели войска, пленении мужа
и скорбит в одиночестве
- скорбит не только об Игоре, но и о всех
павших русских воинах.
- ее образ воплощает лучшие черты
древнерусских женщин,
- юная жена князя является
прообразом всех российских женщин –
мудрых, горячо любящих
и преданных
- плач овеян нежностью
и состраданием
- всенародное горе символически обобщает
плач Ярославны — юной жены Игоря,
которая представляет собой
образ идеальной русской женщины
б) чувство сопричастности с делом мужа;
- в Древней Руси хранительница очага, мудрая
и сильная женщина, обладала особым
даром чувствовать природу, исцелять
- люди в то время были очень близки
с землей и умели слышать, видеть
и понимать окружающий мир
- образ Ярославны можно
с полной уверенностью назвать
собирательным портретом всех русских женщин
- они красивы, нежны, но обладают
невероятной внутренней силой, способной
управлять мощными стихиями
- секрет этой силы заключается в великой любви
и мудрости
- мужчины воюют, убивая друг друга, а
женщины дарят жизнь, берегут семейный очаг
и исцеляют силой своей любви их раны
- они не рабыни, известный всем “Домострой”
появится намного позже
- во времена Древней Руси женщины
были равноправными партнерами мужчин
и пользовались уважением
в) беспокойство за мужа и его воинов;
- она готова полететь кукушкою по Дунаю,
омочить шелковый рукав в Каяле
и обтереть князю кровавые раны на могучем
его теле
- она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания.
Полечу,— говорит кукушкою по Дунаю,
Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.
- необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа — воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела
Светлое и трижды светлое солнце!
Всем ты тепло и прекрасно:
Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи
на воинов моего лады?
В поле безводном жаждою луки скрутило,
горем им колчаны заткнуло?
г) упрёк в беспомощности;
- князья не подмога
- Ярославна вместо молитвы обращается к природным силам — Ветру, Днепру, Солнцу, разговаривая с ними как с живыми существами, принимающими активное участие в судьбе ее мужа
- Ярославна не поплакать вышла на валу, она помогает своему мужу вернуться домой, используя настоящую, древнюю магию.
д) вера в возвращение мужа.
- верная и преданная подруга мужа, силой своей любви помогающая ему вернуться из плена
- его бегство как бы освящено космическими, природными силами, которые призваны плачем Ярославны («ветер, ветрило», «Днепр Словутич», «светлое и трисветлое солнце»)
- она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру — Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов.
О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мчишь хиновские стрелочки
на своих легких крыльицах
на воинов моего милого?..
О Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы
сквозь землю Половецкую...
Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
Чтобы не слала я к нему слез
- природа откликается на ее зов:
Разбушевалось море в полночь,
идут смерчи, как тучи.
Бог Игорю-князю путь указывает
из земли половецкой в землю Русскую,
к отчему золотому престолу.
Погасли вечером зори.
Игорь спит; Игорь бодрствует;
Игорь мысленно степи мерит
от великого Дона да малого Донца.
- в минуту испытания она обратилась с просьбой о помощи к стихиям
И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному —
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.
- русские женщины во все времена
считались хранительницами очага
4. Плач Ярославны – символ оправдания поступка Игоря.
- плач призван оправдать бегство Игоря из плена,что считалось поступком, наносящим урон чести князя
- именно ее горе и горе всей Русской земли помогли совершению переворота в душе князя Игоря
- в финале он осознает гибельность своих прежних устремлений и сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев
- эгоистические устремления Игоря
оказываются побеждены сознанием
важности единения всех князей для
спасения земли Русской
III Ярославны – одна из героинь в плеяде женских образов.