Методическая разработка. Н.В.Гоголь. Шинель.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Методическая разработка. Уроки по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

 

Урок №1
Тема:

«Маленький человек» хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может»

(Повесть Н.В. Гоголя «Шинель».)



Цели и задачи: познакомить учащихся с историей создания повести; закреплять умение проводить аналогии, сопоставляя произведения разных писателей, умение составлять сравнительную характеристику персонажей; развивать навык самостоятельной творческой работы с текстом; воспитывать внимание и интерес к чтению.

ХОД УРОКА

I. Организация учебного процесса.

II. Объявление темы, целей и задач урока.

III. Вступительное слово учителя.

Однажды при Н.В. Гоголе рассказан был канцелярский анекдот (под словом «анекдот» тогда понимали истинное, любопытное происшествие) о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей. Необычайной экономией и усиленными трудами в часы, свободные от службы, скопил он немалую по тем временам сумму – 200рублей. Именно столько стоило в то
  [link]  после внезапного счастья ограбление? На каких деталях заостряет внимание читателя Гоголь?
- Выберите из текста образные средства, создающие тревожную атмосферу накануне ограбления. («Пустынные улицы», «еще глуше и уединеннее», «печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки», «улица глядела страшною пустынею, будка, которая стояла, казалось, на краю света», обыкновенная площадь -«страшная пустыня»).
- Представьте, что вы снимаете фильм по этому эпизоду. Попробуем представить, каким планом целесообразнее изобразить площадь, через которую идет Башмачкин навстречу своему концу, что вы изобразите крупным планом, а что – общим, каким будет цветовое решение вашего «фильма».
 
- С. Эйзенштейн этот эпизод проигрывал на своем занятии со студентами по созданию киносценария к «Шинели» как исчезновение человека, поглощенного стихией: человек – маленькая точка на фоне пустыни – площади, крупным планом – кулак грабителя, заслоняющий героя. Как вы думаете, каков был замысел режиссера, какой мысли Гоголя он придавал особое значение? (Акакия Акакиевича некому защитить и от людей, и от вселенских стихий. Он наедине с миром. Самое страшное – отсутствие божьего участия. Замысел Гоголя – за художественным образом изобразить Человека с живой душой, «не окликнутого Богом».)

V. Обобщение.

- Итак, счастливо осуществившаяся мечта рассеялась как дым. Обожаемая шинель исчезла словно по мановению руки злого волшебника. «Маленького человека» обидели, и уже в который раз. Как хочется верить в то, что справедливость восторжествует. Случится ли это, мы увидим, дочитав повесть до конца.

V. Подведение итогов, выставление оценок.

VII. Домашнее задание. (По группам).


Урок №3

Урок – поиск

Тема: «Я – брат твой…» (Идея милосердия на страницах повести Н.В. Гоголя «Шинель»).

Цели и задачи: 1) Завершить работу над образом А.А. Башмачкина. 2) Ответить на вопрос об авторской идее на страницах повести. 3) Развивать навык самостоятельной работы учащихся с текстом произведения. 4) Обучать вдумчивому, осмысленному прочтению произведения. 5) Совершенствовать навыки выразительного чтения. 6) Воспитывать чуткость к литературному языку, учить использовать выразительные средства языка. 7) Учить анализировать, выделять главное, проводить аналогии, ставить и разрешать проблемы. 8) Воспитывать сострадание и милосердие, рассматривая произведение с точки зрения законов нравственности, совести.
 

Место урока в системе уроков по теме: Проблемно-поисковый урок, заключительный урок по произведению.


ХОД УРОКА

I. Организация учебного процесса


II. Объявление темы, целей и задач урока.


III. Обсуждение первой части вопросов домашнего задания, корректировка умений и навыков для творческого решения целей и задач урока. Вопросы к первой группе учащихся.

- Дома вы работали по группам, определяя основное содержание повести: тему произведения, авторское отношение к главному герою, современному автору мироустройству. Давайте обсудим эти вопросы и придем к единому мнению.
• Есть ли в этой повести «живые души»? Как известно, давая имя человеку при рождении, родители определяют его дальнейшую судьбу. Имя – знак уникальности, неповторимости живого человека, его душа. Есть ли Имена в повести в этом смысле? (Нет. Есть вещи, чины.)
• Вспомните, что изображено на табакерке Петровича, портного, сшившего Башмачкину шинель. (Какой-то генерал с заклеенным бумажкой лицом.)
• О чем буквально «кричит» эта деталь? (Мундир заменил личность, чин затмил Человека. Бумажка – символ бюрократического порядка.)

IV. Постановка проблемного вопроса по содержанию повести и анализ эпизодов произведения, иллюстрирующих ответы учащихся.
- Как вы думаете, чем можно помочь человеку в этом мире? Какие варианты жизненного пути намечает автор?
1. Вопреки всему стать другим, остаться Человеком (!), сохраняя лицо.
 
- Прочитайте отрывок о молодом человеке, сослуживце Башмачкина, который в его восклицании: «Оставьте меня. Зачем вы меня обижаете!», ясно услышал: «Я брат твой!», и испытал самое настоящее потрясение.
2. Повторить путь главного героя и стать… никем, легко заменимым колесиком огромного бюрократического механизма.
- Найдите в тексте эпизод, повествующий о том, как после похорон Акакия Акакиевича на его месте в департаменте появился другой чиновник. (Приметы его столь же безлики, как и портрет Башмачкина, - он только «выше ростом… и буквы выставляет гораздо наклоннее и косее»).
3. Стать «значительным лицом», но этот путь самый опасный, поскольку «стать значительным» – это болезнь.
- Подумайте, кого из героев повести поразила эта болезнь. Найдите подтверждения вашим словам в тексте.
 
а.) «Да три полсотни с лишком надо будет приложить», - сказал Петрович и сжал при этом значительно губы. Он очень любил сильные эффекты, любил вдруг как-нибудь озадачить совершенно и потом поглядеть искоса, какую озадаченный сделает рожу после таких слов…Акакий Акакиевич после таких слов вышел совершенно уничтоженный. А Петрович…долго еще стоял, значительно сжавши губы. Петрович явился с шинелью…В лице его показалось выражение такое значительное, какого Акакий Акакиевич никогда еще не видал…»
б.) Значительное лицо «в душе был добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку».
- Подвержен ли этой болезни главный герой? (И он не исключение).
- Прочитайте строчки, подчеркивающие изменение в Башмачкине, приобретшем новую шинель. («Пообедал он весело и после обеда уже ничего не писал, никаких бумаг, а так… немножко посибаритствовал на постеле».)
- Как изменилось отношение окружающих к нему? (Он признан чиновниками как равный среди равных, приглашен в «лучшую часть города»).
 
- Подумайте, было ли стремление к значительности для нашего героя естественным? (Нет. На вечеринке ему не уютно, дорогой домой он чувствует себя не лучшим образом, в разговоре со «значительным лицом» вовсе потерян.)

V. Обсуждение второй части вопросов домашнего задания. Вопросы ко второй группе учащихся.

- Вторая группа работала над выявлением авторской позиции в произведении.
• Какие черты в облике главного героя подчеркивает Гоголь?
• Расскажите об отношении Башмачкина к своим должностным обязанностям. Что доставляло особое удовольствие, а что повергло героя в уныние?
 
• Докажите, что Гоголь не идеализирует своего героя. (Башмачкин нищ духом, мелок, ибо интересы его ограничиваются бездумным переписыванием бумаг, да мечтой о новой «подруге жизни». Гоголь не приукрашивает своего героя, чтобы возвысить его до себя, но и не возвышается над ним.)
• Докажите словами текста, что главное чувство, которое вызывает у писателя герой – сострадание. («Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное…» - а значит, нуждающееся в защите. Мир не протягивает ему руку. Он совершенно одинок.)

VI. Обсуждение третьей части вопросов домашнего задания. Вопросы к третьей группе учащихся.

• Проанализируйте сцену разговора Башмачкина со «значительным лицом».
 
(Чтение эпизода по ролям.)
• Читая, подумайте, мог ли этот разговор сложиться иначе. При каком условии? (Да. Если бы в приемной не было третьего лица – свидетеля, зрителя, перед которым нужно было сыграть роль всемогущего начальника. «Значительное лицо» одержим страхом «уронить себя»).
• Сопоставьте этих двух героев. Какие сходства вы заметили? (У «значительного лица» нет имени, он не лишен совести и до получения чина человечен и добродушен).
• Сравните описание ситуаций, в которые попадают герои.С какой целью Гоголь уподобляет ситуации с грабежом шинели у обоих персонажей? (Та же вечеринка, те же два бокала шампанского, расположение духа, тот же порывистый ветер и снег, мешающий приятным мыслям и тот же ужас, при появлении грабителя: «бедное значительное лицо чуть не умер».)

VII. Постановка проблемного вопроса.

- Зачем Гоголю нужны эти сближения? (Чтобы подчеркнуть братство, нарушенное социальным неравенством.)

VIII. Обобщение.

- Так что же повлекло гибель главного героя? Горячка? «Распеканье» «значительным лицом»? Потеря мечты, смысла жизни?
- Кто же истинный виновник смерти Акакия Акакиевича?
 
- Сделайте вывод относительно авторской позиции в повести, используя записи на доске. Напишите по одному предложению, на ваш взгляд, отражающему точку зрения автора повести.
- Главный вопрос «Шинели» - вопрос человеческого страдания, предопределенного социальным. Всеобщая обезличенность чином для Гоголя – некий глобальный социальный закон, губительный для всех людей, независимо от того, на какой ступени социальной лестницы они стоят. Об этом автор хочет предупредить не только своих современников, но и нас с вами.

IX. Подведение итогов, выставление оценок.

X. Домашнее задание. (Сочинение – миниатюра на тему: «Большая трагедия «маленького человека»). Инструктаж по его выполнению.