Проект «Литературно-музыкальная композиция
“ВЕСЕЛОЕ ЛУКАВСТВО УМА”. жизнь и деятельность
И. А. КРЫЛОВА
Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о таком виде проекта как литературно-музыкальная композиция, развитию интереса к творчеству И. А. Крылова; создать условия для организации самостоятельной работы со справочной литературой, ресурсами Интернета – над презентацией, викториной, макетом пригласительного, макетом афиши, составлением концертной программы вечера.
Тип урока: рефлексия.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
ценностно-ориентационная сфера: приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: владеть навыками создания презентаций, макетов афиши, пригласительного билета, викторины, написания концертной программы;
эстетическая сфера: проявлять эстетический вкус.
Личностные: осознавать личностный смысл учения, владеть навыками сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в учебном материале; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в различных источниках, включая интернет-ресурсы;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками.
Методы и формы обучения: групповая (выполнение творческой проектной работы).
Сценарий уроков
Действующие лица
Две пары ведущих (два мальчика и две девочки).
Дедушка Крылов и его внучка.
Ответственный за музыкальное оформление и показ презентации.
Ведущий 1. Предлагаем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию «Веселое лукавство ума», посвященную жизни и творчеству Ивана Андреевича Крылова.
Звучит музыка П. Чайковского «Сентиментальный вальс» в исполнении Г. Кауфман.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский
Ведущая 1. «Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений читателей. «Книгой мудрости самого народа» назвал Н. В. Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.
Крылов не только создатель чудесных басен, которые знает и стар и млад. Его яркий талант сказался в самых разнообразных жанрах литературы. Смелый сатирик в своих прозаических произведениях, тонкий лирический поэт, остроумный автор веселых и злых комедий – таков Крылов – писатель конца XVIII века.
Ведущий 2. Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля (нового стиля) 1769 года в семье скромного армейского офицера. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, в течение долгих лет служил рядовым солдатом, затем ротным писарем, каптенармусом, сержантом. Не имея ни состояния, ни покровителей, он с трудом достиг капитанского чина. В 1751 году А. П. Крылов был зачислен рядовым в драгунский полк, стоявший тогда в Оренбургской губернии. Во время восстания Пугачева отец будущего баснописца уже в капитанском чине принимал участие в военных действиях, а маленький сын его находился с матерью в осажденном Оренбурге.
Ведущая 2. В 1774 году А. П. Крылов вышел в отставку и получил назначение на должность председателя Тверского губернского магистрата. В Твери маленький Крылов воспитывался под надзором матери, по словам самого баснописца, простой женщины, «без всякого образования, но умной от природы». Когда ему исполнилось десять лет, отец умер, и семья осталась без всяких средств. Напрасно вдова Андрея Прохоровича хлопотала о пенсии, обращалась с прошениями на «высочайшее имя», умоляя учесть «беспорочную» службу мужа. Она вынуждена была добывать хлеб насущный услугами в богатых домах, чтением псалтыря. Десятилетнего подростка определили «подканцеляристом» в тот же губернский магистрат, где служил его отец. Крылову пришлось с юных лет познакомиться с нравами провинциальных канцелярий, с казнокрадством и вопиющими злоупотреблениями приказных, столь ненавидимых народом. Мальчику запрещали даже чтение книг, которые он очень любил.
Ведущий 1. Понятно поэтому, что он воспользовался первой же возможностью оставить Тверской магистрат и перебраться на службу в столицу, куда семья Крыловых переехала зимой 1782 года. В сентябре следующего года Крылов поступает канцеляристом в Петербургскую казенную палату. Однако не служебная карьера привлекла молодого Крылова в столицу. В нем рано проявилось литературное призвание, горячий интерес к литературе и театру.
Ведущая 1. В Петербурге Крылов увлекается театром. Ведь в 1782 году на русской сцене поставлен был «Недоросль» Фонвизина, шли комедии Княжнина, Сумарокова, Аблесимова и других русских авторов. Крылов становится постоянным посетителем театра и сам пробует свои силы в драматургии.
В год переезда в Петербург им написана начатая еще в Твери комическая опера в стихах «Кофейница», в которой при всей ее незрелости сказались жизненная наблюдательность автора, его несомненная литературная одаренность.
Вслед за «Кофейницей» Крылов написал две трагедии из древнегреческой жизни («Филомела» и не дошедшая до нас «Клеопатра»), которые, однако, не попали на сцену. Видимо, их вольнолюбивый характер испугали царскую цензуру.
Ведущий 2. Разочаровавшись в возможности увидеть свои пьесы на сцене, Крылов порывает с театральными кругами и обращается к журнальной деятельности. С 1788 года начинается его сотрудничество в журнале И. Г. Рахманинова «Утренние часы». Журнальная и литературная деятельность Крылова в эти годы необычайно разнообразна. Он выступает и как лирический поэт, и как сатирик, и как журналист.
В журнале «Утренние часы» Крылов анонимно опубликовал и первые басни: «Стыдливый игрок», «Павлин и Соловей» и др. Издатель и редактор журнала «Утренние часы» Рахманинов был близок к радикально настроенной тогдашней интеллигенции, которая группировалась вокруг Радищева. В дальнейшем Рахманинов помог Крылову (в 1789 году) в издании журнала «Почта духов». Журнал осуществлял широкую программу сатирического обличения дворянско-крепостнического общества.
Деспотизм и произвол царской власти, взяточничество и недобросовестность чиновников, дворянская спесь и мотовство, невежество и лицемерие аристократических верхов, бесправие и тяжелая жизнь бедняков – все это находило отображение на страницах журнала.
Ведущая 2. Политическая обстановка тех лет становилась все более напряженной. Помимо внутренних причин, сказались и события Французской революции, отзвуки которых доносились и до невских берегов. Новиков томился в Шлиссельбургской крепости, Радищев был сослан в далекую Сибирь. Репрессии коснулись Крылова и его друзей. Правительство настороженно следило за печатью.
Смерть Екатерины II (в 1796 году) не изменила реакционного курса правительства. Павел I еще более усилил политический гнет. Он не только продолжил гонения на всякое проявление свободной мысли, но издал даже указ об изгнании из русского языка таких слов, как «гражданин», «отечество» и т. п., закрыл частные типографии и усилил цензуру над печатью.
С осени 1797 года Крылов поселился в селе Казацком (Киевской губернии) – имении князя С. Ф. Голицына, впавшего в немилость у Павла I. Об оппозиционных настроениях Крылова лучше всего свидетельствует его «шуто-трагедия» «Подщипа» («Трумф»), написанная им в Казацком. Она там же была поставлена в любительском спектакле, в котором сам писатель играл роль Трумфа.
Пребывание Крылова в Казацком закончилось со смертью Павла I. Осенью 1801 года С. Ф. Голицын был назначен генерал-губернатором в Ригу. Вместе с Голицыным поехал и Крылов в качестве его секретаря. В 1802 году в Петербурге вышло второе издание «Почты духов», а также была поставлена комедия «Пирог». Вскоре Крылов вышел в отставку и уехал в Москву. В январском номере журнала «Московский зритель» за 1806 год были напечатаны первые басни Крылова, определившие его дальнейший творческий путь. К началу 1806 года Крылов вернулся в Петербург, в котором и прожил все последующие годы.
Ведущий 1. После наполненной беспокойными событиями молодости жизнь Крылова с возвращением в Петербург входит в однообразное и мирное русло. Крылов принимает активное участие в литературной жизни. Он являлся членом литературных и научных обществ, был близко знаком с виднейшими писателями того времени. Особо следует отметить близость Крылова с Н. И. Гнедичем. Крылов жил по соседству с Гнедичем в здании Публичной библиотеки, где они оба служили.
Крылов сближается с кружком знатока и любителя искусств, впоследствии президента Академии художеств А. Н. Оленина. В доме Олениных собирались известные писатели, художники, ученые. Здесь, помимо Крылова, бывали Шаховской, Озеров, Батюшков, Гнедич, позже – Пушкин и многие другие литераторы того времени.
В 1808 году Крылов принимает деятельное участие в театральном журнале «Драматический вестник».
Во время начала царствования Александра I появилась возможность Крылову вновь вернуться к литературной деятельности. Наряду с баснями он в 1806–1807 годах пишет две комедии: «Модная лавка» и «Урок дочкам». Эти драматические произведения проникнуты были горячим патриотическим чувством, стремились возбудить в русском обществе любовь и уважение к своей национальной культуре.
Ведущая 1. «Модная лавка» и «Урок дочкам» пользовались большим успехом у современников и не сходили со сцены до сороковых годов XIX века, да и после этого неоднократно ставились в театре. Однако подлинную всенародную славу принесли Крылову не комедии, а басни.
В начале 1809 года вышла первая книга басен Крылова. С тех пор Крылов в течение четверти века всю свою энергию отдает писанию басен.
В 1811 году Крылов избирается членом «Беседы любителей русского слова», объединявшей писателей старшего поколения. Это не помешало ему иронически относиться к высокопоставленным участникам «Беседы», в большинстве своем бездарным поэтам, сторонникам отживших литературных традиций, которых он высмеял в басне «Демьянова уха». Крылов никогда не замыкался в каком-либо одном, узколитературном кружке.
В 1812 году Крылов поступил на службу в только что основанную Публичную библиотеку, директором которой был назначен А. Н. Оленин. За время своей длительной службы в Публичной библиотеке Крылов проявил себя как деятельный организатор русского отдела библиотеки.
Ведущий 2. Теперь уже Крылов не дерзкий бунтарь, задевавший стрелами сатиры саму императрицу. Он как бы замыкается в непроницаемую броню, прослыв среди окружающих чудаком и ленивцем. Он мог по целым дням сидеть у окна своей комнаты с излюбленной им трубкой или сигарой или лежать на диване, подолгу раздумывая о течении жизни. О его рассеянности и лени передавались многочисленные слухи и рассказы.
Такая слава ленивца и чудака помогала Крылову укрыться и от назойливого любопытства друзей, и от подозрительности правительства, предоставляя ему свободу для осуществления его творческих замыслов.
Таков был Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец, в молодые годы смелый и непокорный бунтарь, а в зрелом возрасте вынужден был притаиться, спрятать свои подлинные мысли и чувства под покровом чудака и ленивца, «вполоткрыта» говоря горькую правду об окружающем в своих баснях.
Ведущая 2. В 1838 году состоялось торжественное чествование Крылова в ознаменование 50-летия его литературной деятельности. В своей речи В. Жуковский, приветствуя баснописца, сказал: «Наш праздник, на который собрались здесь немногие, есть праздник национальный; когда бы можно было пригласить на него всю Россию, она приняла бы в нем участие с тем самым чувством, которое всех нас в эту минуту оживляет...» Василий Андреевич Жуковский охарактеризовал басни Крылова как «поэтические уроки мудрости», «которые дойдут до потомства и никогда не потеряют в нем своей силы и свежести: ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народами и их переживают».
Ведущий 1. Прослужив в Публичной библиотеке около тридцати лет, Крылов вышел в отставку в марте 1841 года, на 72-м году жизни. Он поселился в тихой квартире на Васильевском острове.
Личность Ивана Андреевича Крылова была настолько яркой, неординарной, загадочной, что о нем сочиняли анекдоты, рассказывали легенды. Многие истории дошли до нас, потому что многократно повторялись и были широко известны в литературных кругах.
Вот некоторые из них.
Ведущая 1. Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам, одним словом, мешал слушать).
– Безобразие! – сказал довольно громко Крылов.
– Это относится ко мне? – оживился сосед.
– Ну как вы могли такое подумать! – ответил ему Крылов. – Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.
Ведущий 2. Один раз на прогулке Иван Андреевич встретил молодежь, и один из этой компании решил подшутить над телосложением писателя (он его, скорее всего, не знал) и сказал: «Смотрите, какая туча идет!», а Крылов посмотрел на небо и добавил саркастично: «Да, и вправду, дождик собирается. То-то лягушки расквакались».
Ведущая 2. Однажды на обеде у царицы Крылов сел за стол и, не здороваясь, начал есть. Жуковский удивленно закричал:
– Прекрати, пусть царица тебя хотя бы попотчует!
– А вдруг не попотчует? – испугался Крылов.
Ведущий 1. О рассеянности Крылова ходили легенды. Так, однажды, собираясь на прием к императрице, Иван Андреевич надел новый мундир. Его друг Алексей Николаевич Оленин, придирчиво осмотрев друга, сказал: «Так я и думал! А пуговицы-то!» Оказалось, пуговицы (в те времена продавались завернутыми в кусочки тонкой бумаги) так и были пришиты неразвернутыми, то есть вместе с бумажками.
Ведущая 1. Над диваном в доме Крылова висела «на честном слове» здоровая картина. Друзья просили его вбить еще пару гвоздей, чтобы она не упала и не разбила ему голову. На это он отвечал, что все рассчитал: картина будет падать по касательной и его не заденет.
Ведущий 2. Давая оценку личности Ивана Андреевича Крылова, Константин Батюшков сказал: «Этот человек загадка, и великая». А Александр Сергеевич Пушкин очень тонко заметил в Крылове «веселое лукавство ума». В этом мы уже убедились и еще не раз убедимся.
Звучит музыка Ф. Шопена. «Вальс си минор». Исполнение А. Рубинштейна.
Меняются декорации. Диван, письменный стол с принадлежностями, картина на стене. Окно с занавесками.
В зал входит дедушка Крылов в черном фраке, белой сорочке, на шее – белоснежное кашне, всматривается с прищуром в зал.
Роль И. А. Крылова исполняет ветеран, пожилой мужчина. Рядом с ним внучка. Роль внучки Крылова исполняет девочка или учитель литературы.
Крылов. Здравствуйте, ребята! Как я рад нашей встрече.
Внучка. Дедушка, а ребята неслучайно к тебе в гости пришли. Они влюблены в твое творчество. Знают твои басни. Умело употребляют в своей речи многие выражения, ставшие пословицами. Дедушка, а правда, что у тебя очень много басен?
Крылов. Правда, правда, внученька. Литературоведы пытались намедни их сосчитать. Говорят, что более двухсот насчитали.
Внучка. Дедушка, а ребята твоими баснями, можно сказать, зачитываются. С ранних детских лет им полюбились герои твоих басен. С некоторыми из них ребята будто сдружились и легко их узнают! Не веришь? Доказать это очень просто. Присаживайся поудобнее и послушай наших ведущих.
Крылов. Конечно, с большим удовольствием я выслушаю и ведущих, и всех желающих пообщаться со мной. Давненько я в кругу ребятишек не бывал.
Входят два мальчика, толкают друг друга, спорят.
Мальчик 1. Здравствуйте, Иван Андреевич! Здравствуй, Лена! Мы с Никитой поспорили, что Вам интереснее: концертная программа или викторина?
Крылов. Хороший вопрос. Когда не знаешь ни первого, ни второго, то подавайте оба блюда сразу. А там разберемся!
Внучка. Дедушка, опять ты со своим юмором! Мальчики, вы разве не слышали, что дедушке приятно все, но сначала давайте проведем викторину.
Мальчик 2. Внимание, внимание! Объявляется викторина «Знаешь ли ты басни Ивана Андреевича Крылова?». Кто даст больше всех правильных ответов и наберет больше всех жетонов (показывает жетоны, они у него в руках), тот получит приз из рук великого баснописца.
Проводится викторина.
Выбегают двое ведущих в костюмах Волка и Ягненка.
Волк. Предлагаем вашему вниманию концертную программу «Ведь звери мои за меня говорят...».
Предлагаем вашему вниманию выразительное чтение басни «Слон и Моська», читает (имя, фамилия учащегося).
Чтение басни.
Ягненок. Басню «Кукушка и Петух» читает (имя, фамилия учащегося).
Чтение басни.
Волк. Басню «Лебедь, Щука и Рак» вы услышите в исполнении (имя, фамилия учащегося).
Чтение басни.
Ягненок. Басню «Зеркало и Обезьяна» читает (имя, фамилия учащегося).
Чтение басни.
Волк. Басня «Лисица и виноград» прозвучит в исполнении (имя, фамилия учащегося).
Чтение басни.
Ягненок. Предлагаем инсценирование басни «Стрекоза и Муравей». Роли исполняют: за автора (имя, фамилия учащегося), в роли Стрекозы (имя, фамилия учащегося), в роли Муравья (имя, фамилия учащегося).
Исполнение басни.
Волк. Инсценирование басни «Квартет». Роли исполняют: за автора (имя, фамилия учащегося), в роли Мишки (имя, фамилия учащегося), Осла – (имя, фамилия учащегося), Козла – (имя, фамилия учащегося), Мартышки – (имя, фамилия учащегося).
Исполнение басни.
Ягненок. Инсценирование басни «Ворона и Лисица». Роли исполняют: за автора (имя, фамилия учащегося), в роли Лисицы – (имя, фамилия учащегося), в роли Вороны – (имя, фамилия учащегося).
Исполнение басни.
Крылов. Спасибо, ребята! Молодцы. Я очень доволен вашим выступлением. Не думал я, что у вас такие прекрасные таланты в области декламации, вы можете сравниться с великим Гоголем Николаем Васильевичем, а как интересно, неподражаемо вы сумели изобразить басенных персонажей! Порадовали, уважили старика!..
Внучка. Дедушка, а ребята поскромничали. Они ни одной своей басни не прочитали. А они ведь тоже пишут басни! И неплохо получается. А знаешь, почему ребята взялись писать басни? Во-первых, они хотят подражать тебе как великому баснописцу. А во-вторых, они не могут мириться с такими человеческими недостатками, как лень, зазнайство, жадность, грубость, невежество, ложь... (Обращается к залу.) Ребята, давайте расскажем дедушке наши басни! Пускай он узнает, о каких человеческих недостатках мы не можем молчать! С чем нашим современникам надо решительно бороться и с чем никак нельзя мириться!
Крылов. Прошу юных сочинителей отбросить всякую скромность, застенчивость и прочитать с этой сцены басни собственного сочинения. Премного благодарен буду!
Учащиеся поднимаются на сцену и читают басни собственного сочинения.
Крылов. Хорошие басни получились у вас, ребята. Я хочу вам посоветовать, чтобы вы смелее пробовали свои творческие силы. Не бойтесь писать стихи, поэмы, разные истории, а также сочинять басни и сказки. Писательство – это нелегкое занятие, но весьма интересное.
Ведущая 1. Дорогой дедушка Крылов, на память о нашей встрече мы дарим Вам нашу книгу басен и рисунков «Ведь звери мои за меня говорят...».
Ведущая 2. Спасибо, что Вы нашли время для встречи с нами, посмотрели наш концерт, послушали написанные нами басни.
Крылов. Благодарствую за приятные речи в мой адрес. Благодарю за подарок. Ваша книжица басен займет достойное место в моей домашней библиотеке. Желаю вам, ребята, и в дальнейшем заниматься литературным творчеством, актерским мастерством. Успехов вам в учении!
Внучка. Дедушка, расскажи ребятам что-нибудь о себе и своих друзьях, современниках. Им не терпится услышать твой рассказ.
Крылов. Мне бы хотелось, ребята, рассказать вам о своих современниках. Как вы понимаете это выражение: быть современником И. А. Крылова?
Крылов. Правильно. Современник – это тот, кто живет в одно время с кем-либо. Внученька, я бы рад рассказать ребятам, да мысли мои путаются, говорю медленно... А ты, моя любимица, все обо мне знаешь, все истории наизусть помнишь. Прошу тебя самой ребятам рассказать, а я поправлю, если что не так.
Внучка рассказывает, а ведущие показывают презентацию «Современники И. А. Крылова».
Внучка (о А. С. Пушкине). И. А. Крылов был лично знаком с Пушкиным. Пушкину принадлежат такие слова: «Мы не знаем, что такое Крылов». Он был загадкой даже для современников. Остается во многом Крылов загадкой и для нас. Мы больше знаем Крылова-баснописца, но очень мало знаем его как драматурга, музыканта, живописца. И. А. Крылову принадлежат не только басни, но и пьесы, комедии, драмы, критические статьи.
Крылов очень любил Пушкина. При встрече они очень много говорили о литературе, о жизни. Крылов знал много стихов Пушкина. Он защищал Пушкина, если его ругали. Крылов не раз рассказывал Пушкину о своих детских впечатлениях, связанных с осадой Оренбурга Емельяном Пугачевым.
Внучка (о В. А. Жуковском). Одним из знакомых И. А. Крылова был Василий Андреевич Жуковский. Мы уже знакомы с этим именем. В доме Жуковского Крылов бывал на «литературных субботах». Случалось, что там Иван Андреевич читал свои басни. А читал он так чудесно, так хорошо, что слушатели говорили: «После него и читать-то совестно!» Рассказывают, что в искусстве чтения басен Крылов мог посоревноваться только с Николаем Васильевичем Гоголем, который тоже прекрасно читал басни, изображая их героев.
Внучка (о П. А. Вяземском). Петр Андреевич Вяземский – поэт, литературный критик.
Познакомился с Крыловым в 1816 году на вечере у Александра Тургенева, который давали в честь Карамзина. После чтения стихов Вяземский и увидел Крылова как «благоприветливого слушателя, который просил повторить чтение одного из стихотворений, которое наиболее понравилось ему». В дальнейшем Крылов и Вяземский часто встречались в литературных салонах столицы. Критически относясь к творчеству Крылова, Вяземский признавал значительность Крылова как человека и писателя. Он был одним из организаторов крыловского юбилея 1838 года и автором исполненных на юбилее приветственных стихов.
Внучка(о Н. И. Гнедиче). Другом Крылова был поэт Николай Иванович Гнедич. А друзьями Гнедича были декабристы: Рылеев, Кюхельбекер. Гнедич много лет изучал древнегреческий язык, более 20 лет работал над переводом поэмы Гомера «Илиада». Гнедич и Крылова заразил своим увлечением. Крылову тоже очень хотелось выучиться древнегреческому, чтобы читать басни Эзопа, поэмы Гомера. И друзья поспорили. Гнедич не верил, что в 50 лет можно выучить древнегреческий. Через 2 года после этого спора Крылов без запинки читал и переводил любой текст. Гнедич был поражен, и они проговорили до утра.
Внучка (о А. М. Каратыгиной). Александра Михайловна Каратыгина (отец – Михаил Щетрович Колосов – музыкант в оркестре императорских театров, мать – известная пантомимная танцовщица Евгения Ивановна Колосова) рассказывала:
«Пятнадцати лет я окончила свое воспитание. Матушка моя была в самых дружеских отношениях с семейством санкт-петербургского гражданского губернатора М. М. Бакунина, А. Н. Оленина, впоследствии президента Академии художеств. У них бывали часто домашние спектакли, в которых участвовали, кроме членов их семейств, И. А. Крылов, П. А. Катенин, М. Е. Лобанов и моя мать. Мне остались в памяти два замечательные представления: «Хвастуна», комедии в стихах Княжнина, у Олениных, в которой роли хвастуна и его дяди играли в совершенстве П. А. Катенин и И. А. Крылов, и у Бакуниных – «Модной лавки», комедии И. А. Крылова, в которой роли Сумбурова и его жены играли сам Иван Андреевич и В. И. Бакунина неподражаемо».
Портрет П. А. Катенина. Павел Александрович Катенин (1792–1853) – поэт, драматург, критик, переводчик – постоянно встречался с Крыловым в театральных кругах столицы и в доме А. Н. Оленина в 1810–1820 годах. Об их знакомстве и взаимоотношениях рассказывают П. А. Вяземский, А. М. Каратыгина, В. Ф. Кеневич.
И. А. Крылов был знаком с такими знаменитыми художниками, как Карл Брюллов, Василий Андреевич Тропинин, Павел Андреевич Федотов, Иван Константинович Айвазовский (Гайвазовский).
Портрет П. А. Федотова. Художник П. А. Федотов вспоминал, что в его творческой судьбе большую роль сыграл благожелательный отзыв Крылова о его ранних работах.
Портрет К. И. Брюллова и портрет И. А. Крылова, написанный Брюлловым. В 1841 году К. Брюллов писал портрет Крылова. Об этом сохранились воспоминания ученика Брюллова М. Е. Меликова: «Портреты Жуковского, Крылова, Нестора Васильевича Кукольника, Струговщикова готовились на моих глазах. Особенно памятен мне Крылов, нетерпеливый во время сеансов, с которым Брюллов постоянно разговаривал».
К. Брюллов: «Крылов предсказал, что портрет, который я начал с него, никогда не будет окончен».
Портрет А. О. Смирновой-Россет. Александра Осиповна Смирнова-Россет – близкий друг Жуковского, Пушкина, Гоголя, с 1826 года фрейлина.
«Весьма немногие знают, что Крылов страстно любил музыку, сам играл в квартетах Гайдна, Моцарта, Бетховена, но особенно любил квартеты Боккерини. Он играл на первой скрипке. Тогда давали концерты в Певческой школе».
Звучит музыка Ф. Мендельсона. Приятное воспоминание. Исполнение И. Перельмана, скрипка.
Ведущий 1. Давая оценку творчеству Крылова, Николай Иванович Гнедич сказал: «Перо писателя может быть в руках его более могущественным, более действенным оружием, нежели меч в руках воина».
Ведущая 1. А. С. Пушкин о великом баснописце говорил следующее: «Мы не знаем, что такое Крылов».
Ведущий 2. Н. В. Гоголь утверждал: «Поэт и мудрец слились в нем воедино».
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
П. А. Вяземский
Ведущая 2. Настоящий дар предвидения показал К. Н. Батюшков в своем высказывании об Иване Андреевиче: «Этот человек загадка, и великая... Его басни переживут века».