Творческая письменная работа (эссе),
представляемая на отборочный тур регионального этапа телевизионной гуманитарной олимпиады школьников «Умницы и умники»
в Санкт-Петербурге
Три великих петербуржца
Воденкова Ксения
10 А класс
Школа № 292 Санкт-Петербург
2014 г.
В 19 веке была сформирована «Теория великих людей». Данная теория утверждала, что развитие истории определяется разумом и волей «великих людей» - властителей, полководцев. Сторонникам данной теории был, например, Фридрих Ницше.
Но существовал и иной взгляд на эту проблему. Так в романе «Война и мир», Л.Н. Толстой приводит доказательства того, что процесс социальных изменений происходит не по воле одного человека. Но если согласиться с такой точкой зрения, то какого человека можно назвать великим?
В моем же понимании, великий человек – это человек великий своим внутренним я, своей душой. А поскольку творчество я считаю отражением внутреннего мира человека, я стала рассматривать именно людей искусства.
Теперь, обладая таким определением, я бы хотела рассказать о трех великих петербуржцах.
Петербург – город-вундеркинд, город прекрасный линиями жизней, мыслей, душ. Город, выстоявший в блокаду, выживший в это страшное время.
Одним из великих людей, творивших в это время, был композитор Д.Д. Шостакович. Несомненно, его Седьмая симфония стала символом стойкости блокадного города, живущего и ведущего борьбу молча, сжав зубы. Жизнь Д. Шостаковича была такой же, его произведения выступали против насилия над личностью, они полемизировали с политикой власти. Но композитор обладал принципиальной мягкостью характера, принципиальным терпением. Он верил в бессмертие творчества, и потому выражал свои мысли и чувства в музыке, оставаясь ей верным до конца своих дней. Именно о таких, как Шостакович, древние римляне говорили: «Молчанием кричат!»
Другим примером великого человека я считаю Анну Андреевну Ахматову. Она встретила начало войны в Ленинграде и даже во время эвакуации в Ташкенте оставалась верной Ленинграду, писала для этого города. Особое место в военном творчестве А.А. Ахматовой занимает сострадание к невинным. Большое впечатление на меня произвело её стихотворение «Птицы смерти в зените стоят». Читая его, я слышу вопли «Хлеба!» и вижу смерть, глядящую из окон. Это «скорбный образ родного города, обреченного на неслыханные муки».
Особую роль в борьбе за жизнь блокадного города играли художники.
Иван Яковлевич Билибин, известный своими иллюстрациями и эскизами театральных костюмов до конца своих дней творил в Ленинграде. Он умер от голода в 1942 году. Билибин вместе с другими художниками продолжали творить, помогая городу. Каждое утро на израненных стенах появлялись плакаты, призывавшие к борьбе с врагом. Скульпторы и архитекторы разрабатывали особый способ укрытия памятников. Художники спасали шедевры Эрмитажа и Русского музея, отправляя произведения в эвакуацию.
Из-за нехватки времени драгоценные холсты нередко срезались с подрамников и сворачивались в трубки. Художнику Савинову было поручено демонтировать произведения Рембрандта. Отказавшись от скоростного метода, он несколько дней и ночей, лежа на полу, аккуратно вынимал старинные мелкие гвозди, крепившие холсты к подрамникам, и без единого повреждения упаковал шедевры любимого им великого мастера. Члены союза художников встретили Новый, 1942 год вокруг стола, накрытого белоснежной скатертью, на которой среди конских котлет и сэкономленных кусочков блокадного хлеба стояли тарелки с искусно нарисованными на них яствами - рыбой, колбасой, икрой.
В моем понимании – это одно из проявлений человеческого величия и стойкости.
В заключение, я бы хотела сказать, что кроме известных жителей блокадного города, было еще много неизвестных, но великих душой людей. Людей, выстоявших, отдавших все свои силы городу, людей , победивших смерть.
Использованные материалы:
[link]
Анна Ахматова«Лирика»
Л.Н. Толстой«Война и мир»
http://www.liveinternet.ru/users/bahit/post310347232/
Юрьев А.И., профессор, доктор психологических наук «Формула менталитета петербуржцев»