Интегрированный урок русской и татарской литературы в старших классах (X-XI) на тему:
«Сравнительно-сопоставительный анализ произведений Зульфата Хакима «Легионер» и Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»
Шайдулатова Фансиля Фидаилевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 29» г. Набережные Челны,
аспирант Набережночелнинского государственного педагогического университета.
Аннотация. Урок посвящен сравнительно-сопоставительному анализу произведений татарской и русской литератур, который способствует формированию духовно-нравственных качеств, уважения к людям различных религиозных конфессий и приобщению к общечеловеческим ценностям; воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне, своему народу, родному краю, природе; повышает познавательный интерес к национальным традициям и ценностям других народов.
Ключевые слова: cравнительно-сопоставительный анализ произведений, личность в тоталитарном государстве, экологические проблемы, символы.
The integrated lesson of Russian and Tatar literature in elder classes on the theme:
«Comparative analysis of literary work of Zulfat Hakim’s “Legionary» and Valentin Rasputin’s «Farewell to Matera»
Shaidulatova F.F.
Nabereznnochelninsky Institute of socio-pedagogical technologies and resources,
Naberezhnye Chelny, Russia
Abstract. The lesson is dedicated to work’s comparative analysis of Russian and Tatar literature, that contributes to the formation of spiritually-moral qualities, respect to people of different religious confessions and to introduction to human values; this lesson brings up feeling of patriotism, love to its homeland, nation, native land and nature; increases cognitive interest to nation tradition and values of other people.
Keywords: comparative analysis of literary works, personality in totalitarian state, environmental problems, symbols.
Цель урока: сделать сравнительно-сопоставительный анализ произведений ЗульфатаХакима «Легионер» и Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
– создание ценностных ориентиров и понимание смыла литературного произведения;
– формирование умения вырабатывать собственное мнение на основе осмысления идеи, темы и проблемы произведения;
– развитие умения осмыслить актуальность проблем, поднимающих в произведении, в реальной жизни.
Предметные:
– определение идейно-художественного содержания произведений на основе сравнения;
– повышение исследовательской культуры: формирование умения сравнительно-сопоставительного анализа;
– установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
Метапредметные:
– развитие умения самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– умение анализировать, сравнивать, обобщать;
– умение корректно, уверенно выражать свои мысли.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: сравнение, анализ, синтез.
Оборудование: презентация, памятка для сравнительно-сопоставительного анализа произведений.
Ход урока.
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель приветствует учащихся, готовит их осмысленному анализу произведений. Произведения Зульфата Хакима «Легионер» и Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» учащимся уже знакомы.
– Мы будем сегодня анализировать произведения Зульфата Хакима «Легионер» и Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Сначала вспомним, что мы знаем об этих писателях.
Ответы учеников.
– А сейчас углубим ваши знания и поближе познакомимся с ними.
На экране фотографии писателей и сообщение об их биографии.
Валентин Григорьевич Распутин, русский писатель, [link] СССР. Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия Зульфат Зуфарович Хакимов, псевдоним ЗульфатХаким – писатель-прозаик, драматург, поэт и эстрадный певец, родился 11 августа 1960 года в селе Шингальчи Нижнекамского района Татарской АССР Советского Союза.
Он – автор, произведения которого постоянно пополняют репертуары современных театральных коллективов. В 1992 году на сцене театра им. Г.Камала была поставлена его первая пьеса. С того времени на сцене только лишь этого театра с большим успехом были поставлены такие его произведения, как «Кишер басуы» (инсценировка одноименной повести), «Җүләрләр йорты», «Карак», «Күрәзәче», «Мин төшкүрдем», «Килә ява, килә ява», «Телсез күке», «Бит», «Мылтык». Драма «Телсез күке» заняла первое место в конкурсе «Яңа татар пьесасы» (2004 год). В этом же конкурсе его пьеса «Бит» была отмечена специальным призом. В 2009 году З. Хаким за драму «Телсез күке» был удостоен Государственной премии им. Г. Тукая.
Актуализация.
– Если мы хотим параллельно анализировать два литературных произведения, какой же метод мы будем использовать?
Ожидаемый ответ: сравнение.
– Правильно, мы проведем сравнительно-сопоставительный анализ.
Сравнительно-сопоставительный анализ – это метод, на основе которого лежит операция сравнения. Любое сравнение предполагает выделение общих и отличительных черт, а также поиск причин и смысла данных отличий. Цель сопоставительного анализа — выявление своеобразия художественных текстов, специфики авторского видения, особенностей построения и языка произведений, выявление жанровых признаков. (М.Воюшина. Сопоставительный анализ литературных произведений).
Каждому ученику дается памятка – план сравнительно-сопоставительного анализа произведения.
Памятка
План сравнительно-сопоставительного анализа
1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:
2. Найти различия на тех же уровнях.
3. Объяснить выявленные различия
а) в произведениях одного и того же автора:
разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
различием художественных задач;
противоречиями мировоззрения и мироощущения;
другими причинами;
б) в произведениях разных авторов:
различием художественных миров;
если жили в разное время, — различием исторических условий и особенностей литературного развития;
если принадлежат к разным национальным культурам, — различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.
4. Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведенным сопоставительным анализом.
III. Стадия сравнительно-сопоставительного анализа.
- Произведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» было написано в 1976 году, а произведение Зульфата Хакима «Легионер» позже, в 2004-2009 годах. «Прощание с Матёрой» по жанру – повесть, «Легионер» – роман (театральный роман). Но между этими произведениями прослеживаются общие мотивы. Скажите, какие общие черты можно увидеть в сюжетах?
Ожидаемый ответ. В обоих произведениях изображаются деревни, обреченные на затопление в связи со строительством ГЭС. Действие сюжета в повести «Прощание с Матёрой» происходит в 1960-х годах в деревне Матёра. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены. В романе «Легионер» описывается деревня Кызылъяр, тоже обреченная на затопление из-за строительства Куйбышевской ГЭС.
- Какие отличительные черты есть в сюжетах этих произведений?
Ожидаемый ответ. «Прощание с Матёрой» - повесть, в центре сюжета которой строительство ГЭС и гибель деревни. «Легионер» - роман, центральной темой которого является трагическая судьба Яббара, которого незаслуженно заклеймили именем «врага народа». В романе «Легионер» изображаются довоенное и военное время. Судьба деревни в этом произведении перекликается с судьбой героя.
Ответы появляются в виде таблицы на экране.
- Если есть общее в сюжете, естественно, мы можем увидеть похожих по характеру героев или образов. Какие образы и герои схожи в этих произведениях?
Ожидаемый ответ. Яббар и Дарья, Ансар и Андрей. В обоих произведениях главные герои Дарья Пинигина и Яббар беспокоятся за будущее деревни. Если для таких героев как Ансар и Андрей строительство ГЭС – это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за прошлое, то для Яббара и Дарьи строительство, затопление деревни – это гибель. Гибель не только хозяйства, домов, полей, а исчезновение воспоминаний, памяти предков. Хотя Яббара сначала тоже манит суета грандиозной стройки, в отличие от внука Дарьи Андрея, он осознаёт её печальные результаты для своей «малой родины».
В обоих произведениях основным является образ воды. Вода – как символ времени. Как нет края воды, так и не будет конца существования деревни. Сколько бы не старались разрушить, деревни были и будут жить, так как деревня – символ национального характера.
Выплывающие из-под воды деревья в романе «Легионер» и лиственница в повести «Прощание с Матёрой» - это образы, предвещающие гибель. Корни деревьев символизируют корни народа, корни человечества.
Образ погибающей деревни также выходит на передний план произведений.
– Какие отличия выделяются в образных системах этих произведений?
Ожидаемый ответ. Если в произведении «Прощание с Матёрой» у Дарьи есть соратники (Катерина, Богодул), то в романе «Легионер» Яббар – один в борьбе за спасение деревни. В романе «Легионер» основным конфликтом является вопрос, кто вправду виновен: Яббар, который заботится о судьбе своей деревни – «малой родины», и вместе с тем, обо всей стране; или люди, для которых государственные проблемы выше, чем судьба родины?
Если сопоставить образы этих произведений, то особое место занимает образ Хозяина в повести «Прощание с Матёрой». Хозяин – маленький, чуть больше кошки, ни на кого не похожий зверек. Он – хранитель, душа острова и деревни. Хозяин оберегает остров от любой беды, но спасти Матеру от затопления он не сможет. Он является образом-символом.
Ответы появляются в виде таблицы на экране.
- Какие художественные средства используются в произведениях?
Ожидаемый ответ. В романе «Легионер» используются внутренние монологи Яббара, в повести «Прощание с Матёрой» – монологи Дарьи, Богодула. Напряженные диалоги Яббара и Ансара, Яббара и его брата Саида, Дарьи и её внука Андрея усиливают трагичность произведений.
Также в обоих произведениях используются такие художественные приемы, как лирические и философские отступления авторов.
- Какие отличия можно отметить в использовании художественных приемов?
Ожидаемый ответ. В повести «Прощание с Матёрой» Распутин использует фантастические приемы. Хозяин – какое-то неведомое животное, является фантастическим образом.
Ответы появляются в виде таблицы на экране.
- Какие общие и отличительные моменты вы ещё можете выделить?
Ожидаемый ответ. Сцена разорения кладбища – одна из самых трагических в обоих произведениях. Дарья Пинигина и Яббар, желая сохранить могилы своих предков, хотят перенести эти могилы. Но их просьбы остаются невыполненными. Яббара арестовывают за стычку с Ансаром – главой райкома. А кроме него проблема затопления кладбище никого и не беспокоит. А просьбу Дарьи не успевают выполнить. Выполнение поручений властей важнее, чем душевные страдания героев.
Также надо уделить вниманию на то, что героями повести «Прощание с Матёрой» преимущественно являются старики. К ним противопоставляется беспечная молодежь. А в романе «Легионер» Яббар является представителем молодежи.
Ответы появляются в виде таблицы на экране.
– Эти произведения написаны в разное время, «Прощание с Матёрой» –
1976 году, а «Легионер» – спустя почти тридцати лет. Получается, они различаются историческими условиями. Но проблема, поднимающаяся в обеих произведениях, одинакова. Скажите, какая проблема изображается в этих произведениях?
Ожидаемый ответ. Проблема уничтожения деревень, в связи со строительством ГЭС. Также в основе произведений лежит конфликт между общечеловеческими и общегосударственными ценностями (общество «отвергает» человека).
–Произведения принадлежат к разным национальным культурам, то есть отличаются изображением национальных художественных миров. Как это проявляется?
Ожидаемый ответ. Национальный характер татарского народа проявляется в изображении матери Яббара – Амины. Она является архетипом Матери, стойкой, терпеливой. Национальный характер русского народа проявляется в изображении русского дома, русской женщины, в прощании с родным домом (Дарья убирает и моет дом, как будто готовит человека в последний путь).
Ответы появляются в виде таблицы на экране.
VI. Обобщение знаний, выводы.
– На каких уровнях можно найти общие и отличительные черты в произведениях В.Распутина «Прощание с Матёрой» и З.Хакима «Легионер»?
Ожидаемый ответ. В сюжете, в системе образов, художественных средствах, различием национальной культуры и исторических условий.
– Какова тема и идея этих произведений?
Ожидаемый ответ. Тема повести «Прощание с Матёрой» – судьба деревни. Тема романа «Легионер» – судьба человека, переплетенная с судьбой родной деревни. Тема личности в тоталитарном государстве, где предателем на самом деле оказывается не легионер, а руководители, которых не интересуют проблемы народа. Одной из идей романа «Легионер» и основной идеей «Прощание с Матёрой» является сохранение деревень, источника духовных ценностей, памяти предков.
Ответы появляются в виде таблицы на экране.
V. Рефлексия.
– Актуальны ли проблемы, поднимающиеся в произведениях?
Мнение учеников о произведениях и об уроке.
Оценки за урок.
VI. Домашнее задание.
Написать мини-сочинения на темы (на выбор):
Как бы я поступил, если бы был на месте Яббара?
Чья позиция мне ближе – Дарьи или Андрея?
Каким я вижу современную деревню.\
– До свидания! Спасибо за урок!