Рабочая программа по литературе 10-11 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Амурская школа»

Красногвардейского района

Республики Крым



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

зам. Директора по УВР Директор

МБОУ «Амурская школа» МБОУ «Амурская школа»

___________/Исмаилова М.А./ __________/Величко С.В./

Приказ № _______

от____________2016 г. от ___________2016г.



Рабочая программа

По учебному предмету литература

Для 10-11 классов

Уровень: базовый

На период 2015/2017 год.



Составлено:

Османова К.Н.

учитель русского

языка и литературы

первой категории




Рассмотрено и рекомендовано Согласовано

на заседании школьного методического на заседании

объединения учителей педагогического совета

социально-гуманитарного цикла школы

____________ / Шевриенко А.И./ Протокол №__от__.__.2016г.

Протокол №__от__.__.2016г.








С. Амурское 2016 год

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов предназначена для учащихся МБОУ «Амурская школа» и создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учереждений «Литература» под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева – М. «ТИД «Русское слово- РС»»,2008 г. Основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта МБОУ «Амурская школа».

Объем программы – 204 часа

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения : в 10 классе предполагается обучение в объёме 102 часа всего (3 ч. в неделю), в 11 классе – 102 часа всего ( 3 часа в неделю).

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом усвоения учебного материала обучающимся или в связи с другими объективными причинами.

Требования к уровню подготовленности учащихся:

В результате изучения литературы в 10-11 классе учащиеся должны:

Знать/Понимать:

1. Образную природу словесного искусства;

2. Содержание изученных литературных произведений;

3. Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

4. Историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

5. Основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

6. Основные теоретико-литературные понятия;

Уметь/Применять:


  1. Воспроизводить содержание литературного произведения;

  2. Анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  3. Соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  4. Раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  5. Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  6. Определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

  7. Сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  8. Выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  9. Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  10. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  11. Составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  12. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

Содержание курса литературы для 10 классов (102 часа)

1.Введение (1 час)

«Прекрасное начало» (К истории русской литературы XIX века)

Из литературы 1-ой половины XIX века ( 13 часов)

2.А.С.Пушкин. ( 5 часов)

Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Редеет облаков летучая гряда...», «Свободы сеятель пустынный...», «К морю», «19 октября» 1825 гола, «Пророк», «Стансы», «Во глубине сибирских руд...», «Арион», «Я вас любил...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лег угасшее веселье...»), «Бесы», «Поэту», «Пора, мой друг, пора...», «Когда за городом, задумчив, я брожу...», «Вновь я посетил...», «Была пора: наш праздник молодой..., «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Поэмы «Цыганы». «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник».

Роман в стихах «Евгений Онегин». Драма «Борис Годунов». «Маленькие трагедии», «Пиковая дама».

Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность», стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Деревня».

Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.).

Анализ стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило...», «Вновь я посетил...», «Элегия». «Я думал стихами...» Тема призвания поэта в лирике Пушкина {«Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.).

Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии. Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести».

Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

3. Н.В.Гоголь. (4 часа)

Поэма «Мертвые души», «Петербургские повести», «Невский проспект».

Повесть «Нос».

Художественный мир Н.В. Гоголя.

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя., Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».

Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе, Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.


4. М.Ю.Лермонтов. (3 часа)

Стихотворения «Парус», «Смерть поэта», «Дума», «Казачья колыбельная песня», «И скучно и грустно...», «Когда волнуется желтеющая пива...», «Есть речи значенье...», «Они любили друг друга так долго...», «Тучи». «Молитва» («Я, Матерь Божия...»), «Ангел» («По небу полуночи ангел летел...»), «Выхожу один я на дорогу...». Драма «Маскарад».

Роман «Герой нашего времени».

М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира.

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.

Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованного высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт») Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. «Я не унижусь пред тобою...», «Молитва» и др. Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта.

Из литературы 2-ой половины XIX века

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос». Литература и журналистика 50-80х годов XIX века. Разногласия между либеральным и революционно- демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов

5. М.Е.Салтыков-Щедрин. ( 5 часа)

Роман «Господа Головлёвы» или «История одного города» (по выбору учителя и учащихся).

Сказки «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» и др.

Щедрин От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика. «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.

Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина- сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, оабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина

6. И.А.Гончаров. (6 часов)

Роман «Обломов».

Личность и творчество. Роман «Обломов». Утро Обломова. Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.)

7. И.С .Тургенев. (11 часов)

Сборник рассказов «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору учащихся).

Роман «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо» (по выбору учителя и учащихся).

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла. Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Мир «отцов» в романе.

Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

Базаров и Аркадий.

Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

8. А.Н.Островский. (8 часов)

Драма «Гроза» или «Бесприданница» (по выбору учителя и учащихся).

Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!».

Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

Драма «Гроза». Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза»

Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. Образ Катерины в свете критики.

«Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

9. Н.А.Некрасов. (10 часов)

Стихотворения «Современная ода», «Колыбельная песня» («Подражание Лермонтову»), «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...». «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Основные вехи жизни и творчества.

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Судьбы ппостых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. («В дороге»,«Огородник», «Тройка» и др.). Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо » коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочномифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.

Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, ЕрмилГирин, дед Савелий и др.). Тема женской Корчагиной в поэме.доли и образ Матрены. «Пел он воплощение счастия народного...»: философские итоги некрасовского эпоса. Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

10. Ф.И.Тютчев. (4 часа)

Стихотворения «Молчание!», «Не то, что мните вы, природа...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Как океан объемлет шар земной...», «Не плоть, а дух растлился в наши дни...», «Цицерон», «Последняя любовь», «Я встретил вас - и всё былое.. ». «Всё отнял у меня казнящий Бог...».

Жизнь и поэзия.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике.

(«Не то, что мните вы, природа...», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.). Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природа. Драматизм звучания любовной лирики поэта. («ЗИепИит/», «Певучесть есть в морских волнах...» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева» Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории.

11. А.А.Фет. (4 часа)

Стихотворения «На заре ты ее не буди...», «Непогода-осень - куришь...», «Сияла ночь.Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучительные строки...», «Шёпот, робкое дыханье...», «На стоге сена ночью южной...».

Жизнь и творчество. Эмоциональная глубина и образностилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека.

Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею...», «Этоутро, радость эта. », «Учись у них - у дуба, у березы...» и др.).

Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкальномелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта.

Тема любви в лирике А. А. Фета («Сияла ночь.Луной был полон сад...», «Я пришел к тебе с приветом...» и др.).

12. Н.СЛесков. ( 2 часа)

Повесть «Очарованный странник».

Жизненный и творческий путь.

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».

Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

13. Ф.М.Достоевский. (9 часов )

Роман «Бедные люди» (обзор). Роман «Идиот» (обзор). Роман «Братья Карамазовы» (обзор).

Роман «Преступление и наказание» (подробное изучение).

Жизненный и творческий путь. Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная Сонечка». Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

14. Л.Н.Толстой. (13 часов)

Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (обзор). Повесть «Казаки» (обзор).

Роман «Анна Каренина» (обзор).

Роман - эпопея «Война и мир» (подробное изучение)

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.

История создания и авторский замысел романа- эпопеи «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогероиность, переплетение различных сюжетных линий. Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Художественнофилософское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи- имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

Наташа Ростова и женские образы в романе. Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Уроки Бородина. Анализ сцен сражения. «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Платон Каратаев: русская картина мира. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Философия вещей в романе «Война и мир» Нравственно-философские итоги романа. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы. Подготовка к сочинению.

  1. А.П.Чехов. (10 часов)

Повесть «Степь». Рассказы «Студент», «Анна на шее», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Палата № 6», «Ионыч»

Трилогия о любви «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Пьеса «Вишневый сад».

Жизнь и творчество А.П. Чехова. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе АЛ. Чехова. Р/К Таганрог - родина А.П.Чехова, источник многих тем, сюжетов и образов его произведений. Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник») Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы. Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев - «недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценичесшх персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. Чехов и театр. Защита творческих проектов «Спектакль по Чехову».

Тематическое планирование 10 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Из них

К.и зач. работ

Сочинений

Введение

1

-

-

Из литературы 1-ой половины XIX века

13

1


Из литературы 2-ой половины XIX века

82

9

13

Резервные уроки

6



Итого

102

10

13


Содержание курса литературы 11 класс ( 102 часа)


  1. Введение (1 час)

Введение. Русская литература XX века в контексте мировой культуры. Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей- классиков


  1. Литература первой половины XX века (81 час)

  • Обзор русской литературы первой половины XX века (1 час)

Традиции и новаторство в литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. «Социалистический реализм». Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть».

  • И. А. Бунин. Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель». Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи». (5 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений). Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения).

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки». Исследование национального характера. «Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

  • М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль», пьеса «На дне»( 6 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения). Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа. Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Сочинение по творчеству М. Горького

  • А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет». ( 2 часа)

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения). Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

  • Обзор зарубежной литературы первой половины XX века ( 1 час)

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины XX в. Реализм и модернизм.

  • Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион» ( 1 час)

Жизнь и творчество (обзор).Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения). Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу

  • Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс» ( 1 часа)

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

  • Символизм. Истоки русского символизма ( 1 час)

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок)

  • В. Я. Брюсов. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» ( 1 час)

Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова

  • К. Д. Бальмонт. Стихотворения:«Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглаголъностъ», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» ( 1 час)

Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглаголь-ность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» (возможен выбор трех других стихотворений).Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей

  • А. Белый. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» ( 1 час)

Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

  • А. А. Блок ( 7 час)

Жизнь и творчество.Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений). Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

  • Футуризм ( 1 час)

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).

  • И. Северянин. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава» ( 1 час)

Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северя-нин...»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

  • В. В. Хлебников. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...» ( 1 час)

Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...» (возможен выбор трех других стихотворений).Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

  • Крестьянская поэзия ( 1 час)

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Ялюблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений). Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Кресть- ! янская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

  • Н. С. Гумилев. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» ( 1 час)

Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, 1 фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

  • А. А. Ахматова ( 4 часа)

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить...», «Бывает так: какая-то истома...» (возможен выбор двух других стихотворений). Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

  • М. И. Цветаева ( 4 часа)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Идешь, на меня похожий...», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений). Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

  • М.М.Пришвина ( 1 час)

Повесть. «Жень-шень» (обзор)

  • М.А.Волоштин. (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

  • В.К. Арсеньев. ( 1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

  • А.М.Ремазов. (1 час)

Жизнь и творчество (обзор). «Плачи»

  • В. В. Маяковский ( 4 часа)

Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения,). Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

  • С. А. Есенин ( 7 часов)

Жизнь и творчество.Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шага-нэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная жидкая лунность...» (возможен выбор трех других стихотворений). Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

  • О. Э. Мандельштам (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Тпзйа» (возможен выбор двух других стихотворений).Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

  • Литература 30-х годов. Особенности лирической поэзии. ( 1 час)

  • М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»( 7 часов)

Жизнь и творчество.Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

  • М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» ( 7 часов)

Жизнь и творчество.Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов - по выбору).История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов - по выбору).

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

  • Б. Л. Пастернак ( 3 часа)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво...» (возможен выбор двух других стихотворений).Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте по- ; этического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго» (обзор).История создания и публикации романа. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.

  • А. П. Платонов (2 часа)

Жизнь и творчество. Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения). Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в «Котловане». Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. «Непростые» простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

3.Литература второй половины XX века (17 часов)

  • Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море.( 2 часа)

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.

  • Обзор русской литературы второй половины XX века ( 1 час)

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка 1 острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы)

  • А. Т. Твардовский ( 4 часа)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений). Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

  • Н.М. Рубцов ( 1 час)

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

  • В. Г. Распутин(1 час)

Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести

  • В. Т. Шаламов ( 1 час)

Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов). История создания «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Характер повествования

  • А. И. Солженицын( 2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Один день Ивана Денисовича».Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи

  • В. М. Шукшин ( 1 час)

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений). Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

  • В. В. Быков (1 час)

Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести. Образы Петра, Демчихи и девочкиБаси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа

  • В.П.Астафьев.( 1 час)

Жизнь и творчество (обзор). Натурофилософская проза «Царь-рыба». Повесть «Пастух и пастушка»

  • И. А. Бродский ( 1 час)

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж...», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...») (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенном пространстве»

  • Б. Ш. Окуджава ( 1 час)

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы

  • Обзор литературы последнего десятилетия ( 1 час)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные откпики в печати. Сочинение по русской литературе второй половины XX в.

4.Итоговый урок. ( 1 час)


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Из них

К.и зач. работ

Сочинений

Введение

1

-

-

Из литературы 1-ой половины XX века

81

4

5

Из литературы 2-ой половины XX века

17

1

2

Резервные уроки

3

-

-

Итого

102

5

7


14