ОГЭ по русскому языку. 2017 год. Вариант №2
Начало формы
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1) Левитан увидел прелесть дождей и создал свои знаменитые «дождливые работы»: «После дождя» и «Над вечным покоем».
(2) Картину «После дождя» Левитан написал за четыре часа. (3) Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение. (4) Оно могло исчезнуть каждую минуту. (5) Левитан торопился.
(6) Картины Левитана требуют медленного рассматривания. (7) Они не ошеломляют глаз. (8) Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам; но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков.
(9) В картине «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. (10) Блестят лужи.(11) Облака уходят за Волгу, как низкий дым. (12) Пар из пароходных труб ложится на воду. (13) Баржи у берега почернели от сырости.
(14) В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами, где уже горят лампы и за открытыми окнами шумит от капель и дико пахнет заброшенный сад. (15) Хорошо слушать игру на старом рояле. (16) Его ослабевшие струны звенят, как гитара. (17) Тёмный фикус стоит в кадке рядом с роялем. (18) Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева. (19) Старый кот бродит по комнатам, и ухо у него нервно вздрагивает, - он слушает, не застучат ли в кухне ножи.
(20) С улицы пахнет рогожами. (21) Завтра - ярмарка, и на Соборную площадь съезжаются телеги. (22) Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывавшую полнеба. (23) Гимназистка глядит вслед пароходу, и глаза ее делаются туманными, большими. (24) Пароход идет к низовым городам, где театры, книги, заманчивые встречи.
(25) Вокруг городка день и ночь мокнут растрёпанные ржаные поля.
(26) В картине «Над вечным покоем» поэзия ненастного дня выражена с ещё большей силой. (27) Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.
(28) С косогора, где тёмные берёзы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берёз сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. (29) Тяжёлые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. (30) Косые холстины дождя закрывают просторы.
(31) Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья.(32) Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.
(По К.Г. Паустовскому)
*Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях.
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему картины Левитана требуют медленного рассматривания?»
1) В картинах Левитана много мелких деталей.
2) Картины Левитана огромны по размеру: их не охватишь одним взглядом.
3) Чем дольше вглядываешься в картины Левитана, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков.
4) Чтобы понять картины Левитана, нужно прочесть литературные произведения, по мотивам которых они написаны.
3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метонимия.
1) Облака уходят за Волгу, как низкий дым.
2) Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева.
3) Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение.
4) Картины Левитана требуют медленного рассматривания.
4Из предложений 24-25 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется глухостью последующего согласного звука.
5Из предложений 2-5 выпишите слово, правописание Н (НН) в суффиксе которого является исключением.
6Замените книжное слово «ЗНАМЕНИТЫЕ» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7Замените словосочетание «из пароходных труб» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8Выпишите грамматическую основу предложения 9.
9Среди предложений 20-24 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при сравнительном обороте.
Его ослабевшие струны звенят,(1) как гитара. Тёмный фикус стоит в кадке рядом с роялем. Гимназистка сидит в кресле, (2) поджав ноги, (3) и читает Тургенева.
11Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.
12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Гимназистка глядит вслед пароходу, (1) и глаза её делаются туманными,(2) большими. Пароход идёт к низовым городам, (3) где театры,(4) книги,(5) заманчивые встречи.
13Среди предложений 26-28 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14Среди предложений 18-21 найдите сложное предложение с бессоюзной, союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Конец формы