Бурховецкая Г.В., МОУ «Школа №45 г.Донецка» СИСТЕМА УРОКОВ ПО КУРСУ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВ. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. НИДЕРЛАНДЫ. 2. УРОК ЛЕКЦИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ (1ч.) ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ И ХУДОЖНИКИ НИДЕРЛАНДОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


СИСТЕМА УРОКОВ ПО КУРСУ "ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВ. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. НИДЕРЛАНДЫ".

2. УРОК ЛЕКЦИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ (1ч.)

Тема: ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ И ХУДОЖНИКИ НИДЕРЛАНДОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Цель: познакомить учащихся с картиной мира Нидерландов эпохи Возрождения, мастерами того времени в области музыки и живописи, способствовать дальнейшему развитию интереса к культуре Нидерландов; развивать способность быть зрителем, читателем слушателем, т.е. способность и стремление воспринимать художественную культуру; воспитывать у учащихся любовь к искусству, способность наслаждаться красотой; развивать умение выступать с докладом перед аудиторией и конспектировать лекции.

Тип урока; комбинированный (урок-лекция с элементами беседы).

Наглядность; политическая карта мира (XIV-XVI вв.), слайды, репродукции картин известных художников (Робер Кампен "Рождество Христово", "Мадонна с младенцем у камина"; Ян ван Эйк “Гентский алтарь", "Мадонна канцлера Ролена"; Рогир ван дер Вейден "Страшный суд"(фрагмент алтаря), портрет Франческо д'Эсте; Иероним Босх "Семь смертных грехов", "Воз сена", "Несение креста"), запись трехголосной баллады Гийома Дюфаи "Если бледно мое лицо", мессы Иоханнеса Окегема "Вооруженный человек".

План урока,

I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы, цели, задач урока.

II. Основная часть.

Лекция с элементами беседы и защитой рефератов. Великие композиторы и художники Нидерландов эпохи Возрождения.

1. Музыка.

1.1. Творчество Г.Дюфаи.

1.2. Фантастичность И.Окегема.

1.3. Гуманизм Жоскена Депре.

2. Творчество ярчайших представителей нидерландской школы живописи.

2.1. Робер Кампен.

2.2. Ян ван Эйк (сообщение учащихся).

2.3. Рогир ван дер Вейден (сообщение учащихся).

2.4. Иероним Босх.

III. Заключение.

Подведение итогов урока. Д/з.

ХОД УРОКА

II. Основная часть.

  1. МУЗЫКА.

УЧИТЕЛЬ.

Эпоха XV-XVI вв. не знала публичных светских форм концертной жизни. Для нее были характерны три разновидности форм музицирования, свойственные всей культуре средневековья и соответствовавшие социальным запросам трех слоев общества; светским феодалам, духовенству и третьему сословию (в него входили как крестьяне и ремесленники, так и зажиточные бюргеры средневековых городов). Речь идет о светской профессиональной музыке, культовой музыке и народном творчестве. Народное творчество (фольклор) в ту эпоху было основной демократической формой светского музицирования. Очень важно, что именно Нидерланды славились своей богатейшей народно-песенной культурой. Народ Нидерландов был очень музыкален. Есть даже данные о том, что в XV-XVI вв. музыку в Нидерландах любили больше, чем живопись или скульптуру.

Именно в песенном фольклоре возникла раньше всего яркая, peaлистически светская образность, основным носителем которой была сочная мелодика: на нее и опирались в дальнейшем нидерландские композиторы

Многие из этих песен зазвучали в полифонических мессах нидерландских композиторов: не только в неизменном виде, как цитаты, но и в качестве первоосновы индивидуального мелодического языка.

Расцвет фольклора чрезвычайно важен для понимания происходивших в музыке Нидерландов процессов обновления. Народное творчество Нидерландов било ключом. Оно и явилось плодоносной почвой, на которой расцвели наиболее ценные образцы профессионального музицирования.

К концу первой четверти XV века для Нидерландов становятся характерными три основных жанра - "крупный", "малый" и "промежуточный": месса, песня (шансон) и мотет.

Специфической особенностью музыки того времени являлся сугубо вокальный характер названных жанров. Инструментальная музыка и но тематизму, и по принципам мышления, и по формам, и по образности всецело находилась в зависимости от вокальной.

Светская вокальная полифония была представлена полифонической песней (шансон). Истоками этого жанра были: многоголосные рондели, лэ, виреле, баллады.

К другой группе жанров относятся месса и мотет. Месса - жанр культового музицирования (исполнялась по ходу церковной службы). Мотеты писались как на светские, так и на духовные сюжеты. У нидерландцев мотет становится одним из более развитых в концептуальном отношении жанров,

Немалое развитие на искусство той поры оказала бурно развивавшаяся астрономия. Николай Коперник и Джордано Бруно низвели человеческий субъект и саму планету, на которой он обитает, до места ничтожно малой песчинки перед лицом огромной, бесконечной Вселенной,

Именно отсюда проникли в музыку нидерландских композиторов возвышенные образы космических просторов, в которых растворяется индивидуальное самосознание личности. Требования духовных жанров, исходивших из необходимости верной музыкальной передачи культового текста, обусловили определенные черты преодоления, обуздания индивидуально-личного, растворения его в некоем единодушном для всей общины верующих порыве религиозной восторженности, прославлении Бога.

Одним из представителей "первой нидерландской школы", олицетворяющим начальный этап в развитии музыкальной культуры Нидерландов, бил Гийома Дюфаи. В его творениях, так же как и в картинах ван Эйков, захватывает жизнерадостность тона, активность эмоции, ее человечность.


(СООБЩЕНИЕ учащихся)

Творчество Дюфаи (Дюфэ, около 1400-1474) прочно связано с бургундским городом Камбре, где он родился и затем воспитывался в метризе при кафедральном соборе. В 20-е гг. начинается период странствований Дюфаи: посетил в разное время города Италии, Франции, был певцом папской капеллы в Риме. С 1445 г. и до самой кончины он осел в Камбре, заняв должность руководителя всей музыкальной деятельностью собора в этом городе.

Таким образом, в творчестве Дюфаи явственно заметно развитие реалистических тенденций; имеется ввиду отход от возвышенной беспристрастности католического искусства, стремление воплотить содержание текста, опираясь на конкретные образные представления, используя бытующий музыкальный материал. Однако другая черта нового гуманизма - ренессансный индивидуализм - получает у Дюфаи еще довольно робкое, скованное и неполное выражение.

(ПРОСЛУШАНИЕ ТРЕХГОЛОСНОЙ БАЛЛАДЫ Г.ДЮФАИ)


(СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ)

Эта черта проявилась в творчестве главы так называемой второй нидерландской полифонической школы Иоханнеса Окегема. Родившись около 1425 г. в Дендермонде (Восточная Фландрия), он учился в метризе собора Нотр-Дам в Антверпене, где был певчим в 1443-1444 гг. С 1445 г. до конца жизни (1495) он руководил капеллой французского королевского двора.

Стиль Окегема соткан из противоречий, зерном которых является повышенное напряжение между глубоко укоренившейся средневеково- аскетической психологией и пробудившимся земным чувством.

Причудливая фантастичность Окегема проявляется в бесконечной раскованной игре его насыщенных ликующими арабесками-распевами мелодических линий, в свои кульминационные моменты устремляющихся ввысь. подобно стрельчатым аркам готических соборов. Окегем является одним из замечательных мастеров, воплотивших глубокую сосредоточенность философского размышления, одним из первых он предвосхитил лирико-философские созерцания медленных частей сонатно-симфонических циклов Бетховена.

(ПР0СЛУШИВАНИЕ МЕССЫ И.ОКЕГЕМА)


(СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ)

Тенденции кризиса ренессансного гуманизма в Нидерландах нашли свое отражение в творчестве великого композитора конца XV - начала XVI века, духовного главы третьего поколения нидерландских полифонистов Жоскена Депре, который родился около 1440 г, в местечке Конде (графство Геннегау). Вероятно, был учеником Окегема. С 1474 по 1479 работал в Милане, затем руководил капеллой в соборе в Камбре. С 1500 г. он работал в Париже, затем в Ферраре, Риме. Под конец жизни он вернулся в Конде, где и умер 27 августа 1521 г.

Жоскен является истинным детищем нидерландского гуманизма. Важная сторона в его творчестве представлена идеальными образами возвышенного лиризма, просветленной радости, ликования, восторженной гармонии духа. Для его стиля становится характерной повышенно субъективная окраска, насыщение настроениями возвышенного трагизма и юмора. Жоскену становятся доступны противоположные, крайние полисы человеческих переживаний. Начиная с Жоскена, музыка становится выразительницей аффектов, Творческое наследие Депре знаменует собой величайший перелом в музыкальной культуре европейского Возрождения.

Жоскен Депре поставил в центр художественного мира своих творений человека, и тем противопоставил себя всему искусству средневековья, стремившемуся растворить личность в универсуме, космосе.

ВОПРОС, Какие настроения передает музыка Дюфаи Окегема?

О чем повествует композиторы?

Чем был известен и славен Жоскен Депре?

ОТВЕТЫ даны: по ходу лекции учителем и в сообщениях учащихся.

2. УЧИТЕЛЬ. Перейдем к рассмотрению творчества ярчайших представителей нидерландской школы живописи.

2.1. РОБЕР КАМПЕН (около 1378 - 1444).

УЧИТЕЛЬ. Это имя сравнительно недавно появилось на страницах искусствоведческой литературы. До сих пор оно вызывает много споров. Существует группа близких по стилю произведений, созданных в первые десятилетия XV в., почти не уступающих по своим художественным достоинствам картинам Яна ван Эйка. Несомненно, их создал талантливейший мастер, который работал раньше Эйка и вместе с ним заложил основы нидерландского искусства. Первоначально этот мастер был условно назван Мастером алтаря Мероде, по одному из главных его произведений, находившемуся в частном собрании графов Мероде. Гораздо шире он известен под именем Флемальского мастера, которое возникло из ошибочного предположения, что некоторые его произведения происходят из аббатства Флемаль.

Биография Робера Кампена типична для нидерландского бюргера того времени. Получив в 1410г. права гражданина города Турни на юго-западе Нидерландов., он прожил здесь всю жизнь до самой смерти. У Кампена живописца и владельца процветавшей мастерской, было много учеников.


( ПРОСМОТР РЕПРОДУКЦИИ "Рождество Христово")

К числу ранних произведений Кампена относится "Рождество Христово", созданное около 1425 г. Все персонажи этой картины переданы живо и убедительно, с замечательным совершенством. Мастер приблизился вплотную к решению задачи, неизменно встававшей в ту пору перед живописцами: как "расставить по местам" разнообразные фигуры и предмета, как внести в мир картины порядок?


ВОПРОС. Как решил задачи композиционного построения картины Кампен в отличие от итальянцев? На этот вопрос Кампен нашел удивительно простой ОТВЕТ: он подчинил композицию картины не законам геометрии и оптики (как поступали его современники в Италии), а простой логике домашнего уюта, так хорошо знакомой любому нидерландцу. Кампен строит композиции своих картин с той же привычной легкостью, с какой наводит порядок в доме заботливая и опытная хозяйка.


(ПРОСМОТР РЕПРОДУКЦИИ "Мадонна с младенцем у камина")

Робер Кампен был одним из первых европейских портретистов. С XIVв.. распространился обычай включать в изображения на сюжеты из священной историй коленопреклоненные фигуры заказчиков (так называемых донаторов, или дарителей, поскольку заказы такого рода делались с намерением пожертвовать алтарь или икону какому-нибудь храму). В XV в. зародился бюргерский портрет, и Робер Кампен стоял у истоков нового жанра. Он вывел основные принципы, присущие этому виду портретного искусства: поясное или погрудное изображение модели, ее трехчетвертной поворот, скромный костюм, темный фон. Мастер никогда не приукрашивал внешность портретируемого и наносил на доску мельчайшие подробности его облика - до последней морщинки, до самого неприметного волоска. Но при этом он умел выразить в любом лице - старом или молодом, прекрасном или безобразном - некую внутреннюю значительность. Такие портреты трудно описать словами, потому что художника интересовали не отдельные качества человека, а все его существо. Если итальянские мастера, пользовавшиеся художественным опытом римлян, передавали в портретах лишь характеры людей, то главная тема нидерландского портрета - сама душа человека в ее многогранном единстве.


ВОПРОС. Какое настроение передано в картине? Что символизируют предметы, изображенные на картине?


2.2. ЯН BAH ЭЙК (между 1390 и 1400 - 1441)

(СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ)

Ян ван Эйк - уроженец городка Маасэйк в Северных Нидерландах. Учителем, давшим ему первые урока живописи, был его брат Губерт, вместе с которым Ян работал впоследствии вплоть до его смерти в 1426 г.

В 1425 г. Ян ван Эйк поступил на службу к герцогу Бургундскому – Филиппу III Доброму. Тот высоко ценил талант художника, щедро оплачивал его работы и порой давал ему довольно ответственные поручения: например, в 1427-1428 гг. Ян ван Эйк отправился в составе герцогского посольства в Испанию, а затем в Португалию. В 1427г. Ян ван Эйк посетил Турне, где был с почетом принят местной гильдией живописцев и, вероятно, встречался с Робером Кампеном или видел его картины. Позднее он работал в Лилле и Генте, а в 1431 г. купил дом в Брюгге, где и жил до самой смерти.

Ранние работы Ян ван Эйка не обнаружены до сих пор. Первое из его произведений - Гентский алтарь - создано по заказу гентского горожанина Йодока Вейдта, человека богатого и влиятельного, для его семейной капеллы Святого Иоанна Богослова в гентской церкви Святого Иоанна Крестителя. Работа над алтарем была начата, видимо, около 1422 г., а закончена в 1432.


(ПРОСМОТР РЕПРОДУКЦИИ ГЕНТСКОГО АЛТАРЯ)

Алтарь представляет собой грандиозный многоярусный полиптих, со­стоящий из двадцати шести картин, на которых изображены двести пятьдесят восемь человеческих фигур, Высота алтаря в центральной его части достигает трех с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) - пяти метров.

Картины, составляющие алтарь, объединены в два изобразительных цикла: повседневный (живопись с внешней стороны алтарных створок, доступная зрителю, когда алтарь закрыт) и праздничный (центральная часть алтаря и внутренние стороны его боковых створок).

Множество смысловых и композиционных связей соотносит эти два цикла алтаря друг с другом. Благовещение, происходящее в скромном интерьере дома Вейдта, воспринимается как начало того преображения мира, которое предстает на внутренней поверхности алтаря уже сверившимся. Скромность Девы Марии в сцене Благовещения превращается в сюжете Поклонения Агнцу в величие Царицы небесной. Лица супругов Вейдт, застывшие в молитвенной сосредоточенности, предваряют просветленные лики праведников, Принцип взаимного соподчинения двух изобразительных циклов Гентского алтаря прекрасно отражает мироощущение нидерландца XV в., для которого под покровом повседневности таились величие, торжество и чудо - точно так же, как сложенный алтарь скрывает в себе живописное великолепие картин "праздничной" стороны.

В другом произведении Яна ван Эйка земной и небесный миры встречаются лицом к лицу. Речь идет о картине, написанной им около 1435г., для Николаса Ролена, одного из приближенных Филиппа Доброго, и известной как "Мадонна канцлера Ролена".


(ПРОСМОТР РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ "Мадонна канцлера Ролена")

При первом взгляде на картину невозможно понять: или Богоматерь явилась канцлеру, пока он молился в своем дворце, или же он сам, Николас Ролен, каким-то образом получил доступ в покои Царицы Небесной? Однако ван Эйк умел с большим тактом подчеркнуть существующую между персонажами "дистанцию", указать на принадлежность их к разным мирам,

Ян ван Эйк много работал и как портретист. Его портретное наследие созвучно работам Робера Кампена; в изображении людей у него проявляются те же скромность и глубина, Один из портретов работы ван Эйка подписан: "Как я могу". В этом девизе художника смирение и достоинство слились воедино с той поразительной легкостью, какая была возможна лишь в эпоху встречи культур средневековья и Возрождения.


2.3. РОГИР ВИН ДЕР ВЕЙДЕН (около 1400 - 1464)

(СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ)

Сами ярким выражением следующего этапа истории живописи в Нидерландах может служить творчество Рогира ван дер Вейдена. Он родился в Турне; его отец был резчиком по дереву. Свою художественную карьеру он начал в качестве скульптора, но потом, уже в зрелом возрасте (в 1426г.), стал учиться живописи у Робера Кампена. Около 1432 г. он женился на уроженке Брюсселя и переехал в этот город. Здесь ван дер Вейден быстро сумел завоевать признание, разбогател, вошел в городскую гильдию живописцев.

Сформировавшись как художник в мастерской Кампена, научившись многому у Яна ван Эйка, Рогир ван дер Вейден, тем не менее, сильно отличался от этих мастеров. Цель своего творчества он видел не в восхищенном созерцании мира, где повседневное приравнивается к чуду, а в постижении индивидуальности личности (что делало его глубоким психологом и превосходным портретистом).

Созданный ним алтарь около 1443 г., был заказан канцлером Николасом Роленом и предназначался для капеллы госпиталя, основанного канцлером в бургундском городке Боне. Центральная часть алтаря посвящена теме Страшного суда. Это суровое и величественное предупреждение грешному человечеству о грядущем беспощадном, но справедливом расчете с каждым.


(ПРОСМОТР РЕПРОДУКЦИИ АЛТАРЯ (тема Страшного суда).


ВОПРОС. О чем предупреждает мастер человечество?


(ПРОСМОТР ПОРТРЕТА Франческо д'Эсте)

Портреты, созданные Рогиром ван дер Вейденом – например, Франческо д'Эсте (около 1460 г.), отличаются вниманием художника к сложному миру человеческих чувств и настроений. Взгляд исподлобья, спрятанная улыбка, приподнятые брови зримо свидетельствуют о привычках и характере человека. Такой же характеристикой портретируемого становятся его земные заслуги: мастер нередко вводит в свои портреты знаки власти и доблести; кольцо, орденскую цепь, почетный жезл и т.п.


ВОПРОС. Чем отличаются портреты, созданные Вейденом?

ОТВЕТ см. выше,


В 1450 г. Рогир ван дер Вейден ездил в Рим поклониться римским святыням. Кроме Рима он побывал и в крупнейших художественных центрах тогдашней Италии - Флоренции и Ферраре. С этой поездкой связывают начало проникновения в Италию изобразительной традиции Северной Европы, оказавшей немалое влияние на искусство итальянского Возрождения.


2.4. ИЕРОНИМ БОСХ (около 1460 - 1516)

УЧИТЕЛЬ.

Дух этого тревожного и трагического века прочувствовал и частично предугадал нидерландский художник Иерон ван Акен, более известный под псевдонимом Иероним Босх. Он родился и провел почти всю жизнь в городе Хертогенбос в Северном Брабанте. Первые уроки ремесла Босх получил от деда и отца, профессиональных живописцев, Затем он совершенствовался в своем искусстве, обучаясь в нидерландских городах Гаарлеме и Делфте. В 1480 г. он вернулся в Хертогенбос уже мастером-живописцем. В следующем году женился на одной из самых богатых невест в городе, что дало ему возможность с этого времени работать для себя самого, но ему доводилось выполнять и традиционные заказы. Постепенно слава об искусстве Босха распространилась далеко за пределы его родного города: к художнику обращались с заказами отовсюду, в том числе и короли Франции и Испании.

Большинство картин мастера не имеет датировки; сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества.


(ПРОСМОТР РЕПРОДУКЦИИ "Семь смертных грехов").

Картина "Семь смертных грехов" принадлежит к числу его ранних работ. В центре композиции фигура Христа, здесь же сделана надпись: "Берегись, берегись, Бог видит". Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов: гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства, корыстолюбия и зависти. Босх находит для каждого из грехов пример из жизни, хорошо понятный зрителю. Художник показывает, как идут к своей погибели самые обыкновенные люди, погруженные в каждодневную суету; сцены привычных, будничных злодейств движутся по нескончаемому кругу, как пестрая, нелепая, жалкая карусель... За грехами неотступно следует воздаяние: по углам картины располагаются еще четыре изображения – смерти, Страшного суда, ада и paя, т.е. "четырех последних вещей", по выражению проповедников того времени.


ВОПРОС, Назовите семь смертных грехов, способных окончательно погубить душу? Как решает эту проблему автор?


ОТВЕТ см. выше.

Уже зрелым мастером Босх создал "Воз сена" (1500-1502 гг.) - трехстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Очень вероятно, что выбор сюжета Босху подсказала старая нидерландская пословица: "Мир - стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может".


(ПРОСМОТР РЕПРОДУКЦИЙ "Воз сена")

Замысел "Воза сена" и глубже, и шире обыденного смысла пословицы: сквозь ярмарочную суету здесь проступает гармоничный лик мира. Фоном для сцены дележа сена служит прекрасная долина: величавый покой природы противопоставлен шумной и бесплодной суете людей. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Кажется перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Но эта победа иллюзорна: еще миг - воз сдвинется, и адское пламя в одно мгновение испепелят его со всем грузом, тогда как его Соперник постоянен и неучтожим. Изображение Христа - подлинный центр картины.


ВОПРОС. К каким сюжетам неоднократно обращался Иероним Босх? Что его волновало, не оставляло равнодушным?

ОТВЕТ. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Эти его картины резко выделяются среди множества подобных изображений; произведения Босха окрашены индивидуальным переживанием, личной болью.


(ПРОСМОТР РЕПРОДУКЦИИ "Несение креста")

Самое потрясающее из них - картина "Несение креста", вся плоскость которой заполнена человеческими фигурами, точнее лицами: теснятся физиономии стражников, палачей, праздных зевак - грубые, уродливые.

Еще более страшным делают эти лица переполняющие их фанатичная жестокость, скотское равнодушие, тупое злорадство, На фоне этого человеческого зверинца особенно прекрасными- кажутся спокойные и кроткие лица Христа и Святой Вероники, в руках которой белый платок с нерукотворным образом Спасителя. Христос идет навстречу своей смерти: направо, в ту сторону, которая в средневековом искусстве отводилась для изображений, связанных со смертью и грехом; Вероника движется налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа,

В картинах, относимых исследователями к позднему периоду творчества Босха, тема зла и греха отходит на второй план, уступая место образу прекрасного в своей будничной простоте мира.


III. Заключение, Подведение итогов урока.

Домашнее задание,

Всем учащимся:

1. Ознакомиться с вопросами к практическому занятию по творчеству братьев Лимбургов.

2. Принести краски, альбомные листы, образцы разных календарей,

3. Дать развернутый ответ (устно) на вопрос: "Что нового внес в живопись И.Босх?"

Индивидуально:

1. Подготовить сообщения о:

- жизни и творчестве братьев Лимбургов;

- "Великолепном часослове герцога Беррийского".

2. Подготовить рефераты на тему :

- "Витражи и мозаика в Нидерландах в XV--XVI ев,";

- "Творчество Питера Брейгеля Старшего".

Литература:

1. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.I Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство с древнейших времен и до эпохи Возрождения/ Глав. ред. М.Д.Аксенова,- М.: Аванта+, 1997,-688с: с ил.

2. История зарубежного искусства/ под ред. Кузьминой,- М.“Изобразительное искусство", 1980.

3. Очерки истории искусства (от первобытного искусства до готического искусства)- М., Советский художник, 1987

4. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - С-Пб.: Мифрил. 1995.

5. Краткая история искусства. Вып.2. Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII-XVIIIв.в., Россия XVIIIв.- 2-е изд.,доп.- М, .'Искусство, 1989.

6. Н.Н.Никулин. Искусство Нидерландов XV-XVI вв. "Искусство"; Ленинградское отделение. 1984

7. В.Коннов. Нидерландские композиторы ХV-XVI веков. Л.: Музыка,1984.

8. Гершензон-Чегодаева Н. Нидерландский портрет XV века. Его истоки и судьбы. Серия: Из истории мирового искусства. М. Искусство 1972г. 198 с. илл

9. Егорова К.С. Ян ван Эйк. Искусство, 1965.

10. Климов Р.Б. Искусство Нидерландов. - В кн.: Всеобщая история искусств, Т.З. М.,1962,

11. Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. М.,1981.

12. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М.,1978.