Тема урока. Народ и Гриша Добросклонов
Цель урока: попытаться проанализировать авторский замысел и понять, почему не состоялась встреча Гриши и правдоискателями.
Метод: сообщение, работа над текстом с элементами беседы.
Ход урока
I. Реализация индивидуального домашнего задания
Сообщение учащегося «Кто такой Гриша Добросклонов?»:
Некрасов не закончил работу над своим главным произведением, написал не все, что хотел написать. Соотношение глав и частей эпопеи обнаруживает незаполненные пробелы, пустоты, Глава «Пир на весь мир», написанная позже других, не должна была, согласно замыслу поэта, завершить эпопею, и мало того — ей намечалось место до главы «Крестьянка», написанной ранее (впрочем, мнения по этому вопросу у специалистов до сих пор расходятся). Однако концовка этой главы при всех необходимых в данном случае оговорках все же сыграла роль развязки всей эпопеи. Ведь именно здесь прозвучал ответ на вопрос, поставленный в самом начале произведения: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Счастливым человеком оказывается не кто иной, как народный заступник Гриша Добросклонов, и к словам, завершающим «Пир на весь мир», — «Пел он воплощение счастия народного» — прибавить, по существу, нечего. В то же время это развязка особого рода. Она не возвращает странников в их родные дома, не кладет конец их скитаниям и поискам, потому что странники ничего не знают о счастье Добросклонова. Им предстоит, по-видимому, искать счастливого человека и дальше, причем идти по ложному следу — к самому царю.
С другой стороны, насколько счастлив Гриша Добросклонов? Находит ли Некрасов достаточно убедительные слова и совершенную форму для воплощения этого счастья? Вспомним, как Гриша, открыв в себе поэта, эмоционально переживал свою творческую удачу:
«— Удалась мне песенка! — молвил Гриша прыгая, — Горячо сказалася правда в ней великая...»
Добросклонову понадобилось уединение для того, чтобы в тиши прочувствовать наиболее торжественную и счастливую минуту в его жизни. Итак, развязка мнимая, иллюзорная. Подлинного завершения эпопеи нет, так же, как не завершено развитие воплощенного в ней русского национального характера, неистощимого в своих проявлениях.
Одни исследователи считают, что на вопрос, поставленный в названии, дан ответ образом Гриши Добросклонова: «...особо внимания достойна последняя самая маленькая главка «Пира...». Здесь указан счастливый, здесь содержится ответ на вопрос, поставленный в заглавии» (М. М. Гин. О своеобразии реализма Некрасова, 1996).
Н. Скатов утверждает: «Сам по себе образ Гриши не дает ответ на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце. Счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понималось, пусть даже борьба за все общее счастье) — еще не разрешение вопроса.
II. Чтение и обсуждение песни «Доля народа», «Средь мира дольного»
— Какова основная мысль песни «доля народа»?
(«Доля народа» - в этой песне утверждается мысль о том, что назначение человека в жизни — это служение народу, борьба за него.
Дело, труд воспринимаются как служение счастью народа, торжеству его лучших стремлений и надежд.)
— О чем размышляет поэт в песне «Средь мира дольного...»?
(Здесь поэт размышляет о смысле жизни, о том, какой выбрать путь, по какой дороге пойти. Жизнь открывает пред человеком разные дороги — два пути.
В жизни всегда существует проблема выбора и ответственности человека за выбранный путь. Дорога, по которой «громадная, к соблазну жадная идет толпа» - дорога «просторная...». Истинный путь, дорога «честная», по которой идут:
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд...)
— Какова цель песен Гриши Добросклонова?
(В песнях, которые поет Гриша, звучит призыв к борьбе за счастье народа, за свет, свободу. Гриша связан с народом. Крестьяне воспринимают Добросклонова как своего, как выразителя и толкователя их надежд, интересов. Гриша помог крестьянам понять правду о крестьянском грехе преодолеть состояние подавленности и вновь поверить в свои силы.)
III. Работа над диалогом Гриши Добросклонова с дядей Власом
— В чем заключается суть диалога?
(В этом диалоге соотнесены крестьянское представление о счастье и понимание о счастье. Эта беседа убеждает, что пока народное понимание счастья не совпадают с теми идеалами, за которое самоотверженно борется Добросклонов. Вместе с тем заветная мечта Гриши:
Чтоб землякам моим и каждому
Крестьянину жилось вольготно
Весело на всей святой Руси.)
— Что сближает героя с автором в этом диалоге?
(Строки эти дают возможность судить о том, что Гриша близок самому поэту. Не случайно именно в уста Гриши вложил поэт наиболее зрелые свои песни, в которых нарисовал пути борьбы за права человека. Песня «Средь мира дольного» представляет собой как бы завещание поэта, в котором он устами Гриши обращается к молодежи с призывом встать в ряды борцов за счастье народа.)
— Какие еще песни поет Гриша? О чем они?
(Глубоким лирическим чувством проникнута и песня «В минуту уныния, о родина-мать...», в которой горячо и взволнованно говорится о жизни страны до отмены крепостного права. Но в песне выражается уверенность в том, что «сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином».
Как подлинный гимн родине звучит песня «Русь». Народ могуч и велик, и, когда он проснется, Россия превратится в могучую державу. Эта песня заставляет в народе увидеть силу, способную осуществить переустройство жизни:
Рать подымается —
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!)
IV. Чтение главы V
Итак, поэт создал «книгу народную», которую закончил короткой пятой главой.
— Почему странники, по мнению автора, не нашли ответа на волнующий вопрос?
(Странники не нашли ответа на вопрос о счастье потому, что еще не могли знать, что «Творилось с Гришею», не могли знать той «правды великой» о «воплощении счастия народного», какую знал народный заступник.)
Домашнее задание
Подготовиться к сочинению.