Доклад на тему Концепт дурак в русской языковой картине мира. Исследовательская работа

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

«Концепт «дурак»

в русской языковой картине мира»



[pic] [pic]



Выполнила:

ученица 11 «А» класса

ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса»

Назарова Маруся




Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Дрофа Л. И.










Москва - 2016

[pic]

Национальная специфика мышления и национальная культура находят отражение в этническом языке через формирование языковой картины мира - «субъективно-объективного образа реального мира» [1: 42].

Воссоздание модели мира на основе анализа исключительно языковых данных можно считать первым и основным этапом реконструкции языковой картины мира, второй этап предполагает возможную интерпретацию на основе социально-исторических и культурных факторов. Как отмечает В. З. Демьянков, способ репрезентации знаний соответствует социокультурному опыту человека, конкретные условия жизни социума не могут не откладывать отпечаток на его видение мира через призму языка (4: 25).

Реконструкция и изучение языковой картины мира проходит путем исследования ее структурных единиц - концептов. Концепт представляет собой ментальное образование (мыслительную единицу), вмещающую совокупность знаний о мире по определенной теме; обозначение темы, как правило, является именем концепта.

Одним из основных элементов русского языкового сознания является концепт «дурак». Маслова В. А. отмечает, что за словом дурак стоит мир образов, представлений, система ценностных установок, метафор. С его помощью выделяют не столько определенную группу людей, обладающих рядом характерных признаков, сколько квалифицируют поведение человека в случае нарушения им различных социальных стереотипов (6).

Целью нашего исследования явилось изучение содержания концепта «дурак» в русском языковом сознании, определение его универсальных и национально-специфических когнитивных признаков и процесса трансформации концепта в контексте культурного развития.

[pic]

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

1) проследить особенности трансформации концепта «дурак» в русской культуре с XIV по XXI вв.;

2) выявить особенности отражения концепта в сознании носителей языка;

3) методом сплошной выборки выписать и проанализировать (из словарей, материалов Интернета) пословицы и поговорки со словом «дурак» для определения смысловых доминантов данного слова, отраженных в лексическом и фразеологическом фонде картины мира русского народа;

3) определить специфику концепта «дурак» в русской культуре XXI века.

[pic]

Научная новизна работы состоит в исследовании пословиц, поговорок и других метафорических выражений, отражающих содержание концепта «дурак» в русской языковой картине мира, и выявлении в его содержании разнообразных черт повседневной жизни, национально-специфических и национально-окрашенных представлений русского народа. Благодаря оценочной природе содержания концепта «дурак», исследование данного концепта открывает прямой доступ к изучению ценностных установок русского лингвокультурного сообщества.

[pic]


В ходе исследования была изучена литература по исследуемому вопросу: 1) Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного анализа; 2) Афанасьев А. Н. Народные русские сказки; 3) Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка; 4) Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода; 5) «Дурак в России больше чем дурак». Интервью с Михаилом Задорновым // Московский комсомолец. 22 мая 2006 г.; 6) Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику; 7) Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка; 8) Пословицы русского народа: Сборник В. Даля: В 2 т.; 9. Синявский А. Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры.


[pic]

Какова же «история» слова «дурак»?

Очень долгое время слова «дурак» совсем не было обидным. В документах XV-XVII вв. это слово встречается в качестве имени. И именуются так отнюдь не холопы, а люди вполне солидные - «Князь Федор Семенович Дурак Кемский», «Князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин», «московский дьяк (тоже должность совсем немаленькая) Дурак Мишурин». И везде слово «дурак» писалось с большой буквы. С тех же времён начинаются и бесчисленные «дурацкие» фамилии – Дуров, Дураков, Дурново.

[pic]

Слово «дурак» часто использовалось в качестве второго нецерковного имени. В старые времена было популярно давать ребёнку второе имя с целью обмануть злых духов – мол, что с дурака взять? Существует также версия, что слова «дурак» заимствовано из турецкого (тюркского) языка, где оно переводится как «остановка». Первого ребенка часто называли "первак", затем "вторак", "третьяк", "четвертак". А самого последнего - "дурак". Это означало, что именно на нём произошла остановка деторождения, он - младший. Т. е. младший - всегда дурак, последыш. 

[pic]



Наиболее ранние фиксации слова «дурак» в русском языке – это собственные имена. Например, в 1495 году жил крестьянин Корнилко Дурак. Как нарицательное это слово употребляется в русско-английском разговорнике, который составил в 1618 – 1619 годах англичанин Ричард Джемс. У Джемса это слово употребляется в значении ‘государев шут’. В XVII веке оно уже активно употребляется и в привычном нам значении. В «Житии» протопопа Аввакума говорится владычице: «уйми дурака тово» (о воеводе Пашкове). В первой русской грамматике, изданное в Оксфорде в 1689 году немцем Георгом Вильгельмом Лудольфом, есть немало примеров употребления этого слова: «алты (= аль ты) дурак, дураки крадут» и др. Для этимологов корень дур-, к которому относятся слова дурак, дурь, дурной, до сих пор остается трудной задачей. Его пытаются связать с древнегреческим θοῦρος ‘бурный, неистовый’, с литовским padùrmai, padùrmu ‘неотступно, напористо’, с латинским furo ‘мчусь’, ‘неистовствую’. Но все гипотезы сталкиваются с необходимостью для их обоснования нарушить правила звуковых соответствий между языками.

[pic]

Каковы же причины, по которым словом «дурак» стали обозначать умственно отсталых?

Частый способ обозначения дурака – слова, означающие деревянные предметы. Мы называем дурака дубиной, чурбаном, пнем и так далее. В других языках тоже есть немало подобных названий для дураков: фр. bûche ‘полено’, нем. Klotz ‘колода, чурбан’, Knüppel ‘дубина’, исп. zoquete ‘чурбан, колода’, leño ‘бревно, полено’, англ. block ‘колода’, blockhead ‘болван’, stump ‘пень’, chump ‘колода, чурбан’, фр. souche ‘пень’, лезгин. кIанчI ‘пень, чурбан’, исланд. svoli ‘ствол дерева’, турец. odun ‘дрова, полено’, итал. tondone ‘круглое бревно, колода’, суахили tobwe ‘древесина (кустарника mtobwe)’, суахили kisiki ‘пень, чурбан, бревно’.

Латинское слово codex (архаичное caudex) обозначало ‘ствол, пень, бревно’ — короче говоря, деревянный предмет. Это уже потом, из-за обыкновения римлян писать на навощеных дощечках, слово codex стало обозначать книгу. Но до того как это произошло, это слово тоже успело получить переносное значение ‘дурак’. В этом значении мы встречаем его в пьесе Публия Теренция «Самоистязатель»: In me quidvis harum rerum convenit / Quae sunt dicta in stultum; caudex, stripes, asinus, plumbeus «Мне идут все прозвища дураков: глупец, тупица, простофиля, пень, осел» (пер. А. В. Артюшкова).

[pic]

Если мы проследим этимологию слова «дурак» с XI в. по настоящее время, мы увидим следующую картину.

Словарь русского языка XI-XVII вв., Академия Наук, 1977 г.:

ДУРА, ж., женск. к дуракъ (в знач. 1). Рече господь: что се сотворилъ еси? Онъ же отвеща: жена, еже ми сотворилъ еси. Просто молыть: на што де мне дуру такую зделалъ. Ав. Сотв. мира, 671. 1672 г. (очевидно о Адаме и Еве). 

ДУРАКЪ, м. 1. Слабоумный, помешанный. Таковый подобенъ есть мужу ругателю, или дураку, паче же беснующемуся, иже. . . и венецъ и ризы на царе почитаетъ и покланяется, а лице самое царево безчеститъ. Суб. Мат. VI , 133. 1666 г. 2. Глупый, неосновательный, безрассудный человек. А хто глупъ и грубъ, и крадлив и ленив, и ни во что не пригодитца, ни наказ<а>ние неимет, ино накормив да з двора спустит<ь>, и иные на такова дурака глядя не испортятьс<я>. Дм., 136. XVI в. И ты дуракъ безумной, ху дой воеводишка! Пишешь къ намъ, что татарове къ Сапожку приходятъ и людей побиваютъ... а про то къ намъ подлинно не пишешь, въ татарский приходъ сторожи у тебя и подъезды были ль. АМГ I, 192. 1623 г. 3. Придворный или домашний шут. За двои сапоги 20 ал<тын>. Взяты въ верхъ, одны арапу, а другие дураку. Кн. прих.-* расх. Каз. пр., 74. 1614 г.

ДУРАЧЕСТВО (ДУРАЧЕВСТВО), с. 1. Шалость, озорство. Озорника ни со што нетъ (толко з дурачество). Сим. По-слов., 206. XVII—XVII I вв. 2. Невежество, глупость. Крутоломцы жъ поморцы, великия злотворцы, мерзские учители, скверной своей корысти ловители... о, сквернаго поселянства и деревенскаго дурачевства! Евфр. Отразит, пис. 1691; бранное слово; истор. шут, скоморох.

[pic]

Этимология по Максу Фасмеру:

От прил. дурной, из формы, родств. укр. дурний «глупый, сумасшедший», белор. дурны, дурь ж. Родственно лит. su padurmu «бурно, стремительно», padurmai «стремительно», др.-прусск. durai «боязливо», греч. thouros «стремительный, напористый», thouris alki «бурная, неистовая сила.

Викисловарь

Корень: -дур-; суффикс: -ак. Значение: разг., груб. глупый человек.

Национальный корпус русского языка (нкря):

Наибольшее количество случаев применения термина «дурак»  зарегистрировано НКРЯ  в художественной литературе (примерно с сер. XVIII в.) и публицистике (роман, повесть, рассказ). Очень редко слово используется  в эпосе (в сказках Иван-дурак, оказывается совсем не глупым персонажем), церковно-богословской, учебно-научной и в официально-деловой литературе.


[pic]





Какое же отношение русского языкового сознания к слову «дурак» отразилось в русском провербиальном фонде?

В первую очередь отметим пословицы и поговорки, в которых слово дурак, отмеченное в словарях, выступает в исконном значении - от слова «дурь»: у В. Даля – глупый человек, тупица, тупой, непонятливый, безрассудный; малоумный, безумный, юродивый [3: 501]; у Ожегова и Шведовой – глупый человек, глупец [7: 183]: Дурак блещет умом, пока не заговорит; Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт (разобьёт); Бога молит, затылком в пол колотит; Не дай Бог с дураком связаться; Не дай Бог с дураком ни найти, ни потерять; Дай, Бог, недруга, да умного; а друг, да дурак, - наплачешься с ним; Бог уродил, отчего поп не утопил? (о дураке); Дурака пошлешь, а за ним и сам пойдешь.

[pic]


Отношение языкового сознания к умственной деятельности, и в частности к глупости как дурости, выразилось в многочисленных пословицах: Дурак дурацкое и делает; Дураку хоть плюй в глаза, а он: это Божья роса; Дурак завяжет – и умный не развяжет; Дурак в воду камень кинет, а десять умных не вынут; Свяжись с дураком, сам дураком станешь; Дурак времени не знает; Дурак опаснее врага; Дураку все смех на уме; Дурак один родится – всему свету беда; Дурака учить что мёртвого лечить; Пьяница проспится, дурак – никогда; Дурака только могила исправит; У дурака что на уме, то и на языке; В умницы попал, а из дураков не вышел; Дурак мечтой о возвышении живет, возвыситься ж - ума не достает и т. п.

[pic]


Но в провербиальном фонде отразилось и другое, особое, характерное для русского сознания, отношение к дуракам. Недаром сейчас очень популярна фраза Михаила Задорнова «Дурак в России больше чем дурак» (5). Одних только вариаций русских сказок с участием этого персонажа несколько сотен. У Афанасьева они следуют почти что одна за другой, например: №№ 397-399 «Шут», № 400-401 «Иванушка-дурачок», № 402 Дурак и берёза, № 403-404 «Набитый дурак», № 430 «Иван-дурак»… № 397-399 (2).

Как показывает работа А. Д. Синявского, и одной книги недостаточно, чтобы в полной мере рассмотреть этот образ. Интересным представляется следующее его соображение: «…сказочный Дурак - не мудрец, не мистик и не философ. Он ни о чем не рассуждает, а если и рассуждает, то крайне глупо. Но, можно заметить, он тоже находится в этом состоянии восприимчивой пассивности. То есть - в ожидании, когда истина придет и объявится сама собою, без усилий, без напряжения с его стороны, вопреки несовершенному человеческому рассудку. Отсюда, кстати, народные и просто общеупотребительные разговорные обороты - вроде «везет дуракам», «дуракам счастье», «Бог дураков любит», - которыми широко пользуется и русская сказка» [9: 37].

[pic]

Почему же в народе такое, можно сказать, добродушное отношение к дураку? Вроде бы никому не хочется быть дураком. С самого детства нам твердили: "Не будь дураком". В жизни, в обществе, в образовании все усилия прилагаются к тому, чтобы быть умным, чтобы не слыть дураком. Почему же дураки появляются, да еще с согласия Бога, что отражено в пословицах: Дураки да нищие не родом ведутся, а кому Бог даст; Дал Бог сыночка, дал и дубочка (дурака)? Может быть потому, что дурак, в отличие от умного, не утомляет Бога просьбами, живет себе и радуется жизни – дару Божьему? Богу, по всей видимости, нравятся дураки. Умных Он любит не так сильно. Ему скучно от их диссертаций и философии. Ему ужасно надоели написанные о Нем книги. Сами пословицы говорят об этом: Дурак – Божий человек; Бог дураков любит; Дураку счастье Бог даст; Умный сам по себе, а дураку Бог на помочь; На дурака у Бога милости много.

К тому же в жизни дураку намного легче живётся, чем умному. Ему не поручают дел, связанных с усилиями умственной деятельности, потому что, как говорят пословицы, даже сам Бог не волен в дураке, на дураке и Бог не ищет.

[pic]

Дурак промышляет дурью. Валять дурака – занятие привлекательное и выгодное. По многим причинам. Во-первых, дуракам везёт; дурак спит, а счастье в голове лежит; дураку легко живется. Во-вторых, дуракам закон не писан. В-третьих, дурак всегда счастлив, он ведь ничего не знает, а знание, наоборот, порождает печаль (Дурак блаженствует в мире, мудрец дивится тому). Следовательно, дурак задним умом крепок. Кроме того, дурак простодушен, он не боится никого и не думает о последствиях, значительно облегчая себе жизнь. А это уже можно назвать разумностью. Ведь в конце концов и Иван-дурак всегда оказывался самым успешным, потому что он радушный и разумный. Его братья жили умом, а он — разумом. А здесь уже возникают другие важные понятия для русского – душевность, душа. Для русского языкового сознания «душа» - понятие гораздо более значимое, чем «ум», и не всегда они в ладу друг с другом. Вот, например, современная сказка Андрея Усачева и Игоря Олейникова «Иван-дурак». И в ней всё как обычно в русской традиции: двое умных братьев, а третий дурак. Умные красивы, дурак – со стрижкой под горшок, мелкий и неприметный. Но именно он-то, младшенький, помогает своим домочадцам, а потом и царством правит без особых затруднений, вызывая злобу зеленоватого от вечного недовольства Злыдня, который сердится себе и бормочет: «Стоит одному дураку завестись, он все царство загубит». И когда несмышленыши-злыденята не понимают, Злыдень разъясняет: «От дураков все беды и случаются. Умного можно перехитрить, богатого – разорить, сильного – победить. А с дураком что сделать?»

[pic]

И действительно – что? Живет, как хочет, как чувствует, как его «душе угодно». И потому непредсказуем, боятся его враги, не подступиться им к нему. Михаил Задорнов отметил, что Бисмарк, который знал русские сказки, писал: «Никогда не замышляйте ничего против России! На любую Вашу хитрость Россия ответит своей непредсказуемой глупостью». Бисмарк понимал, что русский дурак не так прост, что славянская интуиция порой подсказывает поистине гениальные решения.

Интересным представляется и толкование слова «дурак» Михаилом Задорновым, который считает, что множество русских слов имеют скрытый смысл, объясняющий очень многое в загадочном русском менталитете. Михаил Николаевич «усмотрел» в слове «ду-ра-к» слово «ра», означавшее у славян «свет, связывавший Творца с сотворением». Именно от него пошли слова, которые мы используем по сей день: ра-дость — что означает «дослать до божественного света», к-ра-сота (стремление к свету), э-ра, ра-й, х-ра-м, ра-зум (светленный ум). Есть просто ум, а есть разум. Умный многое знает, а разумный — понимает то, что он знает. «Ра-душ-ный» — светлой души человек. Знаете, почему нельзя победить славян, когда они защищают свою землю? Потому что у них боевой клич: «у-Ра!». Следовательно, и от слова «ду-ра-к» исходит божественный свет (5).

Вероятно, поэтому живучи пословицы На Руси, слава Богу, дураков лет на сто припасено; Дураками свет стоит (или красится).

[pic]

Как видим, дурак в русской языковой картине мира симпатичен, судьба подыгрывает ему, а не умному; быть рассудительным или прагматичным, конечно же, недостаток.

Даже мудрый Булат Окуджава признавал «ценность» дурака, хотя и предлагал искать «золотую середину»:

Дураком быть выгодно, да не очень хочется.

Умным очень хочется, да кончится битьём…

У природы на устах коварные пророчества.

Но может быть, когда-нибудь мы среднее найдем?

[pic]

Таким образом, проведенное исследование показало:

1) концепт «дурак» является культурной универсалией и зависит от особенностей картины мира, частью которой является; его содержание отражает мировоззрение, социо- и этнокультурные традиции носителей русского языка;

2) концепт «дурак» является базовым культурным концептом, которому свойственно меняться в зависимости от времени;

3) в проанализированных пословицах и поговорках и русских народных сказках с концептом «дурак» находят отражение разнообразные черты повседневной жизни, национально-специфические и национально-окрашенные представления народа о мире; в частности, выявлено, что концепт «дурак» в русской языковой картине мира симпатичен, судьба подыгрывает ему, а не умному, а быть рассудительным или прагматичным не всегда является для русского человека положительным качеством.


Использованная литература


1. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного анализа // Вопросы языкознания. 1995. № 1.

2. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. М., 2008.

3. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. М.. 1989. Т. 1: А-З.

4. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4.

5. «Дурак в России больше чем дурак». Интервью с Михаилом Задорновым // Московский комсомолец. 22 мая 2006 г.

6. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. – М., 2004.

7. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.

8. Пословицы русского народа: Сборник В. Даля: В 2 т. – М., 1984.

9. Синявский А. Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. – М., 2001. с. 37-48.

10. ИНТЕРНЕТ-сайты:

Викисловарь

[link]