Урок литературы«Они песней своей приближали Победу!» ( Женщины-поэтессы в годы Великой Отечественной войны. О. Берггольц и Ю. Друнина)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок литературы. 11 класс

ТЕМА: «Они песней своей приближали Победу!» ( Женщины-поэтессы в годы Великой Отечественной войны. О. Берггольц и Ю. Друнина)

Цель урока: познакомить с военным творчеством двух поэтесс, рассмотреть истоки их духовного формирования, условия, в которых они занимались творчеством; развивать логическое мышление, умение анализировать предложенный текст, умение вырабатывать собственное мнение, делать выводы; воспитывать устойчивый интерес к лирическим произведениям, вырабатывать высокую гражданскую позицию.

Оборудование, дополнительный материал к уроку: Планшеты с иллюстрациями, отражающими тематику урока, портреты поэтов, фонограммы (музыкальное оформление урока), распечатанные тексты стихотворений Ю.Друниной и О.Берггольц.

Дополнительная подготовка к уроку: 2 учащихся должны подготовить сообщения о деятельности О. Берггольц в блокадные дни и о жизни Ю.Друниной; 3 учащихся готовят наизусть стихи, определённые учителем заранее.

Конспект урока:

1.Орг. момент.

2.Вступительное слово учителя.

Учитель: Великая Отечественная война. Война, которая всё подчинила себе, не было у народа более важной задачи, чем одолеть захватчиков. И перед литературой со всей остротой и определённостью встали задачи изображения и пропаганды освободительной войны. Тема человеческой души в час народного испытания в полный голос зазвучала в лучших произведениях нашей литературы. Война стала для писателей судьбой народа и их собственной, а их жизнь мало отличалась от жизни героев их книг.

В первый день войны надела военную шинель и поэзия. Большинство поэтов стали фронтовыми журналистами; многие оказались в строю - воевали в пехотных частях, в ополчении, в партизанских отрядах. Чем только не приходилось заниматься поэтам в годы войны. Но в таких мало располагающих к сосредоточенной творческой работе условиях были созданы книги, которые не потускнели и сейчас, не перечёркнуты временем – поэзия Симонова, Твардовского, Суркова, Антокольского, Гудзенко.

Среди военной поэзии особое место занимает женская. И хотя чаще наши представления о войне связаны с мужчинами, сегодня мы всё больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне. Среди женщин-фронтовиков9(а их в войне участвовало свыше 800 тысяч) были медики,связистки,лётчицы,сапёры,снайперы,зенитчицы,танкистки,десантницы,политработники,шофёры, пекари, повара, санинструкторы, партизанки и подпольщицы.

Но сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о творчестве женщин, которых принято называть поэтессы войны. На слуху много имён. Вспомним их. А.Ахматова, В.Инбер, В.Тушнова, М.Алигер и другие. И наш сегодняшний урок будет посвящён военному творчеству О.Ф.Берггольц, чей голос стал голосом сердца каждого жителя блокадного Ленинграда, и Ю.В.Друниной, которая всю войну прошла санинструктором и потом на всю жизнь пронесла уверенность в том, что..

Есть высшая гордость

Окоп никогда не покинуть,

Быть в списке бойцов,

Если сражён наповал…

Перенесёмся в блокадный Ленинград. В окружённом врагами городе, как тогда коротко говорили – в блокаде, не было света, тепла, хлеба, воды. Гремели разрывы бомб и снарядов, горели здания, дымились руины. Обессиленных, истощённых людей в темноте промёрзших квартир порой объединял только голос радио. Часто это был голос Ольги Берггольц. Работа её на радио имела для вступившего в бой города огромное значение. Поэтесса читала корреспонденции, очерки, стихи. Они шли от сердца к сердцу, были предельно достоверны в деталях.

- О деятельности О.Берггольц в блокадные дни расскажет Королёва М. (Ученица озвучивает материал, который подготовила дома)

Учитель: Чем тяжелее становилось положение народа, тем необходимее становился для людей голос О.Берггольц, всегда звучавший с какой-тоособой доверительной силой. Ведь говорил с осаждённым городом человек, который страдал вместе со всеми, недоедал, склонялся при свете коптилки над тетрадью, дул на закоченевшие руки, согревая дыханием непослушные пальцы. И снова ежедневно - был ли обстрел, бомбёжки - звучал упорный голос: «Слушай нас, родная страна! Говорит Ленинград!» сейчас Каёта М. прочтёт одно из многих стихотворений, прозвучавших на Ленинградском радио, «Армия» (Девочка читает стихотворение)

Учитель: Вторая женщина-поэт, о ком сегодня наш разговор, всю войну прошла санитаркой и сохранила об этом времени память на всю жизнь. Слушаем Дятлову Н.( Подготовленный ребёнок выступает с кратким сообщением о творчестве Ю.В.Друниной.)

Учитель:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший 41-й год.

Так поэтесса сказала о себе в 1942 году. И позднее в её стихах будет звучать мотив ухода из детства в огонь войны, из которого она не возвратилась даже через годы и десятилетия

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Юлия Друнина была санитаркой в пехоте, самом неустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на передовой, в пекле, где под огнём некрепкими руками приходилось вытаскивать тяжелых раненых. В общем, всего насмотрелась и наслушалась.

Четверть роты уже скосило…

Распростёртая на снегу

Плачет девочка от бессилья,

Задыхается: «Не могу!»

Тяжеленный попался малый,

Сил тащить его больше нет..

(Санитарочке той усталой

Восемнадцать исполнилось лет)

В это нелёгкие военные будни к Юлии приходит любовь, которая находит отражение и в лирике. Перед вами на столах тексты стихотворений поэтессы, найдите те, которые посвящены этому прекрасному чувству.

(Дети читают стихи: «Ждала тебя. И верила. И знала», «Продолжается жизнь». Можно обратить внимание на стилистику и язык поэтических строк )

Учитель: Может потому, что не могла поэтесса оставаться в стороне от происходящего, а может потому, что среди поэтов фронтового поколения она была самым неисправимым романтиком, но последующая жизнь с её размашистой переоценкой былых ценностей, начавшимся распадом Советского союза не могла не беспокоить Ю.Друнину с её взрывной эмоциональностью. Не случайно одно из последних стихотворений начинается строками: «Безумно страшно за Россию». В зябкий осенний день ноября 1991 года поэтесса Друнина ушла из жизни по собственной воле. (Звучит музыка, на фоне которой учитель читает стихотворение Ю.Друниной «Судный день»)

Но несмотря ни на что,тонкий психологизм, лиризм стихов Ю.Друниной удивляют и сейчас, а чувства, описанные в них, настоящие, живые.

Итог урока.

Учитель: Сегодня, ребята, перед нами прошли две женские судьбы, одинаково разные и одинаково трагичные. Вы услышали строки стихов, написанные в годы войны. Мне кажется, что из всего услышанного можно сделать вывод, что женщина и война совершенно не совместимые понятия. А как вы считаете?

( Учащиеся предлагают свои мысли по поводу услышанного на уроке:

«Война, даже самая маленькая для женщины – трагедия, ведь женщина отвергает смерть, призвана любить и продолжать жизнь»

«Обе поэтессы слышали жестокие звуки войны не понаслышке, поэтому и писали о том, что пережили сами, чему были свидетелями»

«Стихи Ю.Друниной светлые, лиричные. Война не сделала автора грубой, она осталась лириком, способным воспринимать запахи, звуки, краски жизни».)

Учитель: Невыносимая память военных лет объединила двух поэтесс. Не случайно одна из них, Ю.Друнина, писала:

Только вдумайся, вслушайся

В имя «Россия»,

В нём и росы, и синь,

И сиянье, и сила.

Я бы только одно у судьбы попросила-

Чтобы снова враги не пошли на Россию!

Урок окончен! Спасибо всем. Следующая страничка военной поэзии - стихи К.Симонова - откроется перед нами на следующем уроке.



Краткий самоанализ урока литературы, проведённого в 11 классе.

Урок входил в группу уроков, посвящённых 70-летию Великой Победы, ранее прошли уроки по творчеству Твардовского, Ахматовой, по лирике поэтов, которые не вернулись с поля боя.

Главные цели урока: познакомить с военным творчеством двух поэтесс, рассмотреть истоки их духовного формирования и условия, в которых они писали стихи; вырабатывать стойкую жизненную позицию, умение делать стройные логические выводы, анализировать поэтические тексты; воспитывать устойчивый интерес к поэзии, в частности, военных лет.

Тип урока: урок-портрет (лекция) с элементами беседы и анализа текста.

На уроке применялась эвристическая беседа, элементы комплексного анализа текста.

Класс достаточно сильный, дети эрудированные, многим интересуются, способны самостоятельно подбирать материал к урокам и мероприятиям.

Цель урока достигнута. У нас получился рабочий урок, который часто приносит больше пользы, чем нереальные задумки.