Тема: Трагедия жизни Печорина и его поколения (Обучение анализу эпизода)
Эпиграф: «В … напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…»
Быть или не быть?
Достойно ли смириться под
ударами судьбы
Иль стоит оказать сопротивленье?
Тема: Обучение анализу эпизода (по главе «Фаталист»)
Цель: 1.проанализировать содержание главы «Фаталист»
2. обучение основным этапам анализа эпизода художественного текста.
Словарная работа: микросюжет, авторская позиция, «самораскрытие» героя.
Ход урока
VVVVVV.
I Сообщение темы и целей урока. Вступительное слово учителя
Мы уже работали над анализом части произведения. Учитывая, что слово «эпизод» предполагает именно часть текста для анализа на данном уроке мы возьмем главу «Тамань».
Известно, что материал для сочинения на литературную тему надо искать, прежде всего, в самом литературном произведении, внимательно его читая и перечитывая, открывая в нем все новые и новые глубины, вникая в особенности его формы.
II. Знакомство с планом анализа эпизода (распечатка).
Примерная схема анализа эпизода
1. Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.
2. Вид эпизода (эпизод-повествование; эпизод-описание; эпизод-диалог)
3.Какие события происходят в эпизоде? Кто в них участвует? Какие стороны характера героя раскрываются?
4.Как и с какой целью автор использует детали предметной выразительности?
5.Как и с какой целью автор использует изобразительно-выразительные средства?
6.Каков эмоциональный пафос и как он создаётся?
7.Тема и проблема произведения, которые получили в эпизоде своё развитие. Определить значение эпизода для раскрытия идеи произведения. Авторская позиция, выраженная в эпизоде.
8.Сопоставление данного эпизода с другими эпизодами произведения либо с эпизодами других произведений
По этим вопросам мы будем анализировать содержание повести: сюжет, композицию, выявим микротемы, роль детали, поговорим о речевых характеристиках героев, сделаем выводы и, основываясь на них, проведём анализ эпизода.
Проблемный вопрос: Повесть «Фаталист» является заключительной главой в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Если хронологически выстроить повествование о жизни Печорина, то эта глава должна быть предпоследней. Почему автор использует такой композиционный приём? Как он помогает раскрытию характера героя? На это вопрос мы и должны ответить в ходе урока.
III. Повторение.
Для полного анализа произведения необходимо владение литературоведческим терминами. Давайте вспомним их.
-Назовите жанр произведения. (роман)
-дайте определение романа.
-В чём особенность композиции романа «Герой нашего времени»? ?(цикличность, нарушение хронологии). Чем это обусловлено?
- Какие ещё литературоведческие термины нам понадобятся?
Цикл ,
композиция,
композиционные элементы,
сюжет,
фабула,
средства характеристики( портрет, речь, пейзаж)
ИВС
- Давайте вспомним, что называется эпизодом? И что значит проанализировать эпизод? Слайд
( Эпизод – это часть сложного целого: он вплетён в художественную ткань произведения и бесчисленными, зримыми и незримыми нитями связан как с предыдущим содержанием его, так и с последующим. Микросюжет. Микротема.)
- Вот какое определение эпизода даёт «Поэтический словарь»: небольшая часть литературного произведения (романа, пьесы, повести), играющая в развитии фабулы определенную структурную роль. Это могут быть поступки персонажей, небольшие происшествия или крупное событие, дающее новое направление фабуле. В больших произведениях фабула строится на сцеплении ряда Э., в небольших — она может основываться на одном отдельном эпизоде.
- Анализ эпизода – это осмысление его идейно-тематического содержания и своеобразия художественной формы, выяснение связей данной части произведения с другими (т.е. нужно знать, что было до анализизируемого эпизода, а что после него).
Анализ содержания главы
1. Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения. . Вид эпизода (эпизод-повествование; эпизод-описание; эпизод-диалог)
2.Смысл названия главы.
3.Что обозначает слово фаталист-фатум – фатальность? Слайд
Для работы нам нужно выяснить значение слов: судьба, рок, предопределение, душа, фаталист, фатальный (объяснение значения слов учащимися).
- «Судьба», «провидение», «рок» - таинственные слова. Во все времена привлекали они людей. В лермонтовских произведениях много места уделено именно «року» и «судьбе». Не случайно «Герой нашего времени» заканчивается главой «Фаталист». Вопрос, который всегда мучил людей, да и мучает до сих пор: предопределены ли высшей божественной волей назначение человека и нравственные законы его жизни, или человек сам, своими руками, своим разумом, поступками, свободной волей определяет их и следует им? И больше всех этот вопрос мучил героя Лермонтова – Печорина.
4. Какие события происходят в эпизоде? Кто в них участвует? -Перескажите сюжет повести. Сообщение ученика.. Баданова К.
-Еще раз обратимся к композиции. На сколько частей можно разделить повесть?
–Какая из них будет центральный.( Своеобразным стержнем эпизода является пари между поручиком Вуличем и Печориным.)
-Почему в повести главное лицо не Печорин?
Вулич «имел вид существа особенного, неспособного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи».
Загадочная, неординарная личность, Вулич привлекает внимание Печорина. Оппозиция Вулич-Печорин в центре повести.
-Чем привлекает образ Вулича?
-В чём отличие Печорина и Вулича?
В раздумьях о жизни, стремление разобраться – глубокое отличие Печорина от Вулича.
Вулич- игрок, для него вся жизнь-игра.
У Печорина – азарт действия, он не находит себе достойного дела, и в этом драма его жизни.
Два противоположных мышления, взгляда на жизнь.
Оправдан ли риск, которому подвергают себя герои повести?
3.Какие стороны характера героя раскрываются?
1.Ещё раз подчёркивается холодный аналитический ум, хладнокровие, умение не терять голову в сложной ситуации.
2.Гуманизм П.: не позволил застрелить казака, а захватил его живым.
5.Как и с какой целью автор использует детали предметной выразительности? -какие ИВС использует А. и для чего?
(Лермонтов-прозаик обладает умением о многом сказать немногими словами. «Однажды, наскучив бостоном и бросив карты под стол, мы засиделись у майора С. Очень долго; разговор, против обыкновения, был занимателен». О скуке и однообразии жизни сказано с предельной лаконичностью.
Даже эскизно намеченные характеры остаются в памяти читателя. -Несколько деталей – и воссоздан портет матери убийцы, потрясённой случившимся. Найдите портрет. (с 587-323)
-какие ИВС использует А. и для чего? (значительное лицо, безумное отчаяние; молитву или проклятие(антитеза)
Анализ портретного описания казака. (бледный, окровавленная шашка, страшно вращались кругом.
--Анализ пейзажа.584, 321)
-«премудрые люди , клочок земли, вымышленные права»-?
-лампады(звёзды
Вывод: пейзаж играет важную роль: он является средством психологической характеристики героя : передаёт душевное состояние, показывает, что П. умеет видеть и воспринимать прекрасное, показывает философские размышления П. : от созерцания вечернего неба к мысли о «людях премудрых» с их наивной верой в небесные силы, затем думы о своём поколении, воспоминание о прожитых годах. Переход одной мысли в другую ,их связь и развитие, сам «психический процесс» - одно из художественных открытий писателя. Образные средства языка и детали помогают ……
6.Тема и проблема произведения, которые получи-ли в эпизоде своё развитие. Определить значение эпизода для раскрытия идеи произведения. Авторская позиция, выраженная в эпизоде
Посмотрим, как изменяется Печорин по мере следования эпизодов
Сообщение. Удивительный эпизод, раскрывающий нам отношение Лермонтова к судьбе Печорина – это сцена захвата. По сути, только здесь, в финале повести и всего романа, Григорий Александрович совершает поступок, приносящий пользу людям. Этот поступок, как последний луч надежды на то, что Печорин вновь почувствует вкус к жизни, он найдет свое счастье в помощи другим, будет использовать свое хладнокровие в тех ситуациях, когда обычный человек не может взять себя в руки. « Я люблю сомневаться во всем: это расположение характера –напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Но все это мы узнаем только в конце романа, когда уже знаем, что надежды не осталось, что Печорин умер, так и не раскрыв своих могучих талантов. Вот и ответ автора. Человек – сам хозяин своей судьбы. И всегда есть шанс взять бразды в свои руки. Разгадка образа Печорина проста. Удивительно, но он, не верящий в судьбу, всегда представлял себя и свою невостребованность в этой жизни проделками злой Фортуны. Но это не так. Лермонтов в последней главе своего романа отвечает нам, что Печорин сам виноват в своей судьбе и это есть болезнь времени. Именно эта тема и этот урок, который преподнес нам классик, делает роман «Герой нашего времени» книгой для всех возрастов и на все времена.
Вывод: Глава не случайно завершает роман. В ней дано объяснение жизненных принципов П. его поступков. В размышлениях о судьбе своего поколения он выражает мысль о предназначении человека: жизнь пуста, когда нет служения высоким целям и идеалам, борьбы во благо людей. А без этого ,по мнению П., невозможно и личное счастье
Этот эпизод, как и вся повесть «Фаталист» - дневник Печорина, его исповедь, его размышления о самом себе и своих поступках. Анализируя свои действия в сцене захвата казака-убийцы, Печорин приходит к тому же выводу, что и Лермонтов в своем стихотворении «Дума»: их поколения - это «жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха». Им остается тратить свою жизнь на развлечения, пьянство, это жизнь без смысла и высоких идей. И то, как бесцельно рискуют жизнями такие образованные, мыслящие люди, как Вулич и Печорин, стараясь доказать ложные истины, еще раз подтверждает их «невостребованность обществом». Это «лишние люди», в этом их трагедия, а эпизод, где Печорин играет со смертью, доказывает это.
Здесь П. даётся возможность испытать судьбу ещё раз, и он направляет лучшие свои духовные и физические силы, показывает свои достоинства.
Повесть подводит итог философскому осмыслению жизненного опыта, выпавшего на долю Печорина.
Стр 258
Галуз . 181, 183
Золот 262
Глава «Фаталист» завершает роман Лермонтова «Герой нашего времени». Вместе с тем, она является последней и в «Журнале Печорина». (Но автор специально помещает ее в конец произведения, ею подводит итоги и одновременно вскрывает причины невозможности счастья для Печорина и его современников. )
II. Работа с развернутым планом сочинения (раздается на каждый стол)
Роль главы «Фаталист» в романе «Герой нашего времени»:
1.Деление на части, различающиеся сюжетом и героями, — отличительная особенность романа «Герой нашего времени».
2. Роль главы «Фаталист » в романе.
3. Сюжет главы, ее построение.
4. Характер Печорина, выступающий из описываемых событий; как способствует выявлению его характера центральная ситуация главы.
5. Лаконизм повести, точность и простота как отличительные особенности повествования.
6. …
7. «Фаталист» — последняя часть дневниковых записей Печорина, этой главой заканчивается «самораскрытие» героя.
9.Превращение цикла повестей в психологический роман — новаторское решение проблемы русского романа и начало дальнейшего его развития у Тургенева, Толстого и Достоевского
Глава начинается с рассказа о пари Печорина и Вулича. В этом споре Вулич доказывает существование предначертания свыше. Он стреляет в себя из заряженного пистолета, но в результате осечки он остается в живых. Что это: игра случая или судьба? Печорин уверен, что судьба. Именно эта его уверенность способствует появлению ощущения, что это происшествие не конец, а только начало основных, скорее всего, трагических событий в жизни.
Печорин не соглашается с Вуличем, ему недостаточно доказательств, приведенных офицером, он должен проверить себя сам и испытать свою судьбу. Парадоксально, но именно он предсказывает близкую смерть Вуличу, Однако спор взволновал Печорина, он по дороге домой размышляет об этом, но судьба уготовила ему бессонную ночь: у его дома появляются офицеры, которые приносят ему шокирующую весть - Вулич убит.
Печорин отправляется к хате, в которой заперся казак-убийца Вулича. О том, насколько он поражен, свидетельствуют его внутренние размышления, отрывочность его фраз и мыслей. Подходя к хате, он видит «страшную суматоху». Лермонтов психологически точно передает его состояние, остальных жителей станицы и разгорячившихся офицеров. Они настолько напуганы, что не могут взять себя в руки, смятение не позволяет им что-либо предпринять. А Печорин уже спокоен. Его острый ум подмечает и нерешительных казаков, и отчаяние женщин, и безумие в глазах старухи-матери запершегося убийцы. Все осознают необходимость «на что-нибудь решиться», но никто не отваживается на захват безумного казака. Не помогают ни уговоры, ни угрозы в его адрес. Ведь убийца понимает безвыходность своего положения. Печорин, заглянувший в окно, сразу отметил и бледность казака, и ужас его при виде крови, и страшно вращающиеся глаза, и жесты его, когда он хватался за голову. Он напоминал безумного человека. Он готов умереть, но, наверно, не сдастся добровольно. Понимают это и офицеры, поэтому предлагают застрелить преступника. В этот момент «Сердце мое сильно билось», - пишет Печорин. Он захватывает казака, и при этом остается в живых. Что это: невероятное везение или судьба? Что спасло героя от пули, пролетевшей над самым его ухом? Что помешало казаку взять в руки шашку, лежавшую возле него? Наверное, удача, а может быть - судьба.
Так или иначе, но убийца схвачен, а Печорин выжил
.