Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
города Петровска Саратовской области»
Элективный курс
по литературе
«Анализ лирического произведения»
(9 класс)
Разработано Саплиной Любови Григорьевной,
учителем русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2015 - 2016 учебный год
Оглавление:
1. Пояснительная записка;
2. Содержание курса;
3.Тематическое планирование курса;
4. Требования к уровню содержания курса;
5. Список литературы.
6. Приложение.
Пояснительная записка
Цели курса:
-познакомить с основными понятиями, связанными с созданием стихотворного произведения;
-сформировать речеведческую компетенцию, включающую развитие навыков анализа поэтического произведения на разных уровнях: фонетическом, интонационном, стилистическом, лексическом и т.д.;
-создание условий для развития творческих способностей учащихся;
-воспитать чуткость к красоте и выразительности поэтического текста, привить любовь к поэзии, интерес к изучению русского языка и литературы;
Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов и может осваиваться на занятиях разновозрастной группы школьников, объединённых любовью к поэтическому слову и пытающихся создавать собственные произведения. Элективный курс предусматривает теоретическое освоение основ русского стихосложения и практическое наблюдение за использованием изучаемых понятий в лучших образцах художественной литературы.Подобная языковая работа с поэтическими текстами позволит не только сформировать и совершенствовать элементарные навыки анализа лингвистического текста, но и поможет осознанному использованию полученных знаний при создании собственных произведений.
Основными принципами построения программы элективного курса являются:
систематичность и непрерывность;
интеллектуальное развитие учащихся (в программе учитывается последовательность мыслительных операций: получение теоретических основ, анализ образцов, создание собственных произведений и последующий их анализ);
развитие творческих способностей школьников;
создание ситуации успеха для каждого участника занятия
Курс дополняет и расширяет программный материал по теории стихосложения и рассчитан на 14 часов в год)
Задачи курса:
1. Сформировать у обучающихся умения и навыки грамотного анализа поэтического произведения, как в целом, так и отдельных его сторон: смысла и формы, звука и стиха, рифмы, ритма, строфики. Особое внимание уделяется "лирическому переживанию", "лирическому герою" и "лирическому персонажу" - ключевым понятиям поэтического текста.
2. Добиться понимания того, что анализ поэтического текста не самоцель, а средство для достижения художественного восприятия, для совершенствования читательского мастерства.
Учащиеся должны приобрести более глубокое представление о следующих понятиях, необходимых для анализа поэтического произведения:
-художественная форма и содержание;
-ключевые образы;
-образная система поэтического произведения;
-художественное оформление образа;
-ритмическая организация стиха;
-интонационный строй стихотворения
В процессе анализа поэтического произведения учащиеся должны сформировать умения использовать литературоведческие понятия для выявления авторского отношения к изображаемому и для выражения своего собственного, личностного восприятия и оценки данного поэтического произведения .Элективный курс предназначен для более систематизированного, углубленного и развернутого изучения понятий литературоведения с целью их применения для анализа поэтического текста. На примере анализа произведений разных авторов 19-20вв. демонстрируются приемы работы с художественным текстом и приобщения школьников к красоте поэтического слова. Организационно курс состоит из двух блоков, первый из которых (Особенности стихотворной речи), как показывает практика, является для обучающихся более сложным при анализе поэтического произведения. Изучаемый в этом блоке теоретический материал, закрепленный практическими занятиями с использованием знакомых учащимся произведений, позволит глубже и полнее воспринять поэтический текст во всем богатстве его содержания и насладиться прелестью его звучания.
Содержание курса
1. Жизнь стиха. Как читать и понимать стихи (Особенности стихотворной речи)
Стихи и проза. Отличие стихотворной речи от прозаической. Художественные задачи, стоящие перед поэтом и прозаиком. Ритмическая (ритмизированная) проза (А.Белый "Петербург"). Поэзия, ее соотнесение со стихом и литературным языком. Поэзия и лирика. Тематическое подразделение лирики (политическая, пейзажная, философская, любовная, лирика дружбы и т.д).. Формы лирики. Образ-переживание. Содержание лирического переживания. Лирическое переживание и непосредственное впечатление автора. Образ лирического героя. Личность поэта и лирический герой. Создание образа лирического героя. Лирический персонаж, разновидности (группы) лирического персонажа. Лиро-эпические жанры. Смысл и форма стихотворения. Стиховые единицы - строфа и строка. Ритм стиха. Стопа. Пиррихий. Спондей. Паузы в стихе. Паузы-словоразделы. Значение словораздела в поэтических произведениях. Цезура. Перенос, его роль в поэтическом произведении. Слово в стихе, его подчеркнутость, выделенность, особая выразительность. Тоническая система стихосложения. Дольник Верлибр (свободный стих). Звук и стих. Разнообразие фонетического построения стиха: звуковой повтор в начале строки (единоначатие), повторы в стихе согласных звуков (аллитерация), повторение гласных в стихе (ассонанс). Клаузулы и рифмы. Типы строф: двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен),шестистишие (секстина), четырнадцатистишие (сонет, онегинская строфа).
2. Основные приемы и принципы анализа поэтического текста
Современные подходы к анализу поэтического текста. Различение понятий "первичное эмоциональное восприятие", "анализ" и "интерпретация". Что такое анализ в единстве формы и содержания (от формы к содержанию). Виды анализа: лингвистический и литературоведческий, сопоставительный и др. Поэтапное составление алгоритма анализа: первичное восприятие текста, ассоциации, которые вызывают у нас образы данного текста, выстраивание ассоциативных образных цепочек, выявление авторской позиции, обращение к художественным деталям, синтаксическим особенностям, звуковой организации и т.п.; сопоставление с другими произведениями того же автора, рассмотрение текста в контексте мировой литературы Анализ произведений русской поэзии в хронологической и художественной последовательности: романтическое двоемирие в стихотворении В.Жуковского "Вечер". Образ свободы и воли в поэзии А.С.Пушкина. Многообразие их художественного воплощения Сопоставительный анализ стихотворений "Узник" и "Монастырь на Казбеке". Семантика понятий свободы и воли у А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Сопоставительный анализ стихотворений "Монастырь на Казбеке" и малоизвестного стихотворения М.Ю.Лермонтова "Крест на скале". Мотивы одиночества и бунтарства в романтическом мире М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений "Утес", "Узник", "Желанье" (общие мотивы, образы, основополагающие признаки его художественного мира). Философия природы и ее художественное воплощение в поэзии Ф.И.Тютчева. Дисгармоничность художественного мира поэта. Философия стихотворения "Сны" (Тютчев и Державин). Мир красоты и гармонии в поэзии А.Фета: "На стоге сена ночью южной", "Уснуло озеро", "Шепот, робкое дыханье…". Музыка стиха А.Фета, значение интонации, звукописи в достижении поэтического эффекта. Реалистическая система поэзии Н.А.Некрасова. Многозначность образа и точность словоупотребления. Романтическое двоемирие и реалистический образ: сопоставительный анализ стихотворений Н.А.Некрасова "Я рано встал, недолги были сборы…" и стихотворения В.А.Жуковского "Пилигрим". Заключение. Повторение пройденного
Тематическое планирование курса
п/п Тематика занятий
Теория
Практика
Жизнь стиха (Особенности стихотворной речи)
1.
Стих и проза. Сопоставления стиха и прозы. Сопоставление описание бурана в степи из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и стихотворения «Бесы»
2
Лирическое переживание. Лирический герой. Лирический персонаж. Сопоставление «Я помню чудное мгновенье» с прозаическими письмами А.С.Пушкина
3
Иллюстрация двусложных и трехсложных размеров на примерах произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Твардовского, Н.А.Некрасова, К.Бальмонта, А.Суркова.
4
Перенос – разделение грамматического предложения стихотворной строкой. Использование различных интонационно-ритмических средств в поэме А.Твардовского «Василий Теркин» и в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
5
Слово в стихе. Короткая строка, ее особая выразительность. Различные типы строф.
6
Анализ рифмы, ритма, строфики стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Блока, В.Брюсова
7
Составление алгоритма поэтапного анализа поэтического текста: семантический анализ, анализ изобразительных средств, анализ стихотворения в контексте
8
Пейзаж души. Анализ стихотворения В.Жуковского «Вечер». Сопоставление с отрывком из оды М.Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве…»
9
А.С.Пушкин. Сопоставительный анализ стихотворений «Узник» и «Монастырь на Кавказе»
10
Два художественных мира (Пушкин и Лермонтов). Сопоставительный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Монастырь на Кавказе» и малоизвестного стихотворения М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»
11
«Одиночество» и «свобода» в поэзии М.Ю.Лермонтова (стихотворения «Утес», «Узник», «Желанье»)
12
«Пылающая бездна» поэзии Ф.И.Тютчева (Анализ стихотворения «Сны»)
13
Художественный мир А.Фета. Анализ стихотворения «На стоге сена ночью южной…»
14
Гармония и красота бытия в поэзии А.Фета. Анализ стихотворений «Уснуло озеро…», «Шепот, робкое дыханье…»
Требования к уровню содержания курса
На занятиях элективного курса «Анализ лирического произведения» планирую такие формы работы, которые расширяют классно-урочную систему: игры, творческие мастерские, лабораторные занятия, практикумы, уроки-размышления, уроки-фантазии, семинары, диалог с текстом, цветовой эксперимент, погружение в текст и др.
С большей пользой проходят уроки общения, на которых учащиеся высказывают свои точки зрения, спорят, доказывают. На таких занятиях каждый ученик может побыть в роли учителя и ученика и оценить свой ответ и ответ одноклассника.
В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь, можно провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала.
Формой итогового контроля планируется обучающая самостоятельная работа, собеседование или защита проекта учащегося по теме курса.
Литература для учащихся
-Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. Москва, НПО «Образование от А до Я», 1999.
-Штильман С.Л. Учимся читать классику от заглавия до последней строки. Пособие для учителей и учащихся. Москва, «Школьная пресса», 2002.
-Н.А.Шапиро. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы. Серия «Педагогический практикум». Москва, «Первое сентября», 2002.
-Лотман Ю. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов.
Гоголь. Москва, «Просвещение», 1988.
-Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, «Просвещение», 1997.
-Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… Вопросы и задания по литературе. 6 класс. Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996.
-Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим: вопросы и задания по литературе. Учебное пособие по литературе для учащихся 7 класса. Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996.
-Беленький Г.И., Хренова О.М. Читаем, думаем, спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 8 класс. Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1997
Литература для учителя
- -Каганович С.Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2004. №6, с.2-6.
-Альбеткова Р.И. Интерпретация художественного произведения. // Русский язык и литература для школьников. 2002, №2. 2003, №1-4.
-Альбеткова Р.И. От слова – к словесности. Проблемы и размышления. // Русская словесность. 2002. №4, с. 44-52.
-Шафранская Э.Ф. Работаем со стихотворным текстом. // Русский язык и литература для школьников. 2002, №1,2; 2003, №1-3.
-Шафранская Э.Ф. Анализ лирического текста. В помощь учителю и ученику. // Русская словесность. 2002. №3, с.38-43.
-Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя. Пособие для учителя. Под ред. М.Л.Семановой. Москва, «Просвещение», 1987.
-Муратова О.П. «Словарь природы». Пять минут поэзии. // Русская словесность. 2002. №1, с. 53-55.
Антонова Е.С. Тайна текста. // Русский язык в школе. 2000. №5,с.3; №6,с.3.
Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // Русский язык в школе.2002. №2,с.3.
Панфилов А.К. Перечитывая знакомые тексты… // Русский язык в школе. 1995. №3, с.67.
Приложение. Примерный план анализа
лирического произведения
Чтобы выяснить позицию автора и понять, что его волновало в годы создания стихотворения, расскажите о месте, времени, истории написания стихотворения, об обстоятельствах жизни и общественном положении поэта.
Если текст кому-то посвящен, можно привести краткие сведения об адресатах стихотворения.
Какое место занимает данное произведение во всем творчестве поэта?
Объясните смысл названия стихотворения.
Определите тему, идею стихотворения.
Соотнесите жанр произведения с его темой (письмо, басня, элегия, баллада и др.)
Каков основной поэтический образ стихотворения?
Какими художественными средствами выразительности пользуется автор для передачи мыслей, чувств (своих или лирического героя)?
9. В чём особенности композиции стихотворения?
10. Как, по-вашему, надо читать отдельные части сти-
хотворения и все в целом?
11. Проанализируйте стихотворный размер, строфику
стихотворения, рифмы и ритм.
12. Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
Какие строки показались наиболее значительными и
почему?
Дидактический материал к занятиям
№1
Прочитайте и сравните два фрагмента. Первый – начало стихотворения А. Фета, которое названия не имеет (вернее, называется по первой строке). Второй – из стихотворения Б. Пастернака «Марбург».
1. Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потёмках,
Если луна с высоты прямо глядит на меня
И, проникая стекло, нарисует квадраты лучами
По полу, комнату всю дымом прозрачным поя…
1850
2. Ведь ночи играть садятся в шахматы
Со мной на лунном паркетном полу…
1916,1945
Все ли вы расшифровали в строках Фета? Откуда берутся квадраты на полу комнаты?
Как, по вашему мнению, мог возникнуть образ ночей, которые садятся играть с поэтом в шахматы? Что могло подсказать такой образ?
Чей образ, по-вашему, сложнее – Фета или Пастернака? Почему?
№2
От того, как писатель, поэт расставляет знаки препинания, зависит очень многое. Прежде всего – интонация. А изменение интонации влечёт за собой изменение смысла. Помня об этом, прочитайте стихотворение М. Цветаевой «Облачко».
Облачко, белое облачко с розовым краем
Выплыло вдруг, розовея последним огнём.
Я поняла, что грущу не о нем,
И закат мне почудился – раем.
Облачко, белое облачко с розовым краем
Вспыхнуло вдруг, отдаваясь вечерней судьбе.
Я поняла, что грущу о себе,
И закат мне почудился раем.
Облачко, белое облачко с розовым краем
Кануло вдруг в беспредельность движеньем крыла.
Плача о нём, я тогда поняла,
Что закат мне – почудился раем.
Сравните последние строчки в первой и в третьей строфе. Опишите, как меняется смысл фразы И закат мне почудился раем в зависимости от того, в какой её части стоит знак тире.
№3
Прочитайте стихотворение Вл. Соловьева
На небесах горят паникадила,
А снизу – тьма.
Ходила ты к нему иль не ходила?
Скажи сама!
Но не дразни гиену подозренья,
Мышей тоски!
Не то смотри, как леопарды мщенья
Острят клыки!
И не зови сову благоразумья
Ты в эту ночь!
Ослы терпенья и слоны раздумья
Бежали прочь.
Своей судьбы родила крокодила
Ты здесь сама.
Пусть в небесах горят паникадила, -
В могиле – тьма.
1. Найдите в тексте все метафоры. Что в них общего? Как они «устроены» (что с чем сравнивается)? Какое название вы могли бы предложить для такого типа метафор?
2. Как вы думаете, «серьезное» ли стихотворение вы прочитали? Могло бы оно быть помещено в сборнике с названием «Лирика»?
№4
Встречаются, хотя и редко, произведения, целиком построенные на эпитетах-определениях. Таково стихотворение поэта серебряного века Николая Минского «Волна». Попробуйте, читая его, представить себе целостный образ волны (то есть какая же она все-таки в конечном итоге?), а потом подумайте, о волне ли это стихотворение. Может быть, под волной здесь подразумевается что-то иное?
Волна
Нежно-бесстрастная,
Нежно-холодная,
Вечно подвластная,
Вечно свободная.
К берегу льнущая,
Томно-ревнивая,
В море бегущая,
Вольнолюбивая.
В бездне рожденная,
Смертью грозящая,
В небо влюбленная,
Тайной манящая.
Лживая, ясная,
Звучно-печальная,
Чуждо-прекрасная,
Близкая, дальняя… 1896
№5
Прочитайте стихотворение Даниила Хармса, угадывая недостающие слова:
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости …
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек …
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …
Когда же гости подошли,
То даже крошек …
№6
Прочитайте одну строфу из стихотворения отечественной писательницы начала XX в. Тэффи «Есть у сирени тёмное счастье…».
Много, о много, нежных и скучных
В мире печальном вянет цветов,
Двухлепестковых, чётносозвучных…
Счастье сирени – в пять лепестков!
1910
Как вы думаете, бывают ли на самом деле цветы двухлепестковыми, то
есть с д в у м я лепестками?
Что означает слово чётносозвучные (цветы)?
В этом четверостишии некоторые смыслы выражены впрямую: мир
назван печальным, и нежные цветы в нём вянут… А вот почему цветы
названы скучными? Подумайте, как могут быть связаны по смыслу «чёт
ность, парность» и то, что цветы – скучные.
2. О каком «счастье сирени» говорится в стихотворении?
При чём здесь пять лепестков? Что вы знаете об этой примете? Верите ли
вы в неё? На чём, как вы думаете, основана примета?
Разберитесь, ч т о ч е м у противопоставляется в этой строфе. Какой это может иметь смысл? О цветах ли идёт речь? Попробуйте предположить, о чём на самом деле это стихотворении.
№7
Прочитайте отрывок из стихотворения Арсения Тарковского «Ночь под первое июня».
Пока ещё последние колена
Последних соловьёв не отгремели
И смутно брезжит у твоей постели
Боярышника розового пена…
В каком значении употреблено слово колена?
В тексте есть метафора-загадка: догадайтесь, что значит розовая пена боярышника?
№8
Прочитайте строфу из стихотворения А.Фета. Читая, представляйте созданные поэтом образы в виде наглядных картин.
Над озером лебедь в тростник протянул,
В воде опрокинулся лес,
Зубцами вершин он в заре потонул,
Меж двух изгибаясь небес.
Какую картину вы увидели? Объясните, почему лес опрокинулся и потонул. Откуда в стихотворении два неба? Как лес может между ними изгибаться? Можете ли вы коротко определить явление, которое описывается, но не называется в этой строфе?
№9
Прочитайте отрывок из стихотворения Константина Липскерова «Земля».
Как пурпур – абрикосовые рощи,
И виноградник золотом залит,
Ручьёв прорытых льётся хризолит,
Бредёт верблюд задумчивый и тощий.
В этом четверостишии – целых две загадки. Вначале найдите их самостоятельно.
Теперь нужно эти загадки отгадать: что такое золото? Почему поэт употребляет одно слово, а не словосочетание? Как называется этот троп?
Найдите сравнение абрикосовых рощ с пурпуром. Попробуйте переделать это сравнение в метафору-загадку.
Отгадайте вторую загадку: что такое хризолит? Уточните, правильно ли вы понимаете прямое значение этого слова, воспользовавшись материалами ответа.
Как вы понимаете выражение хризолит ручьёв? Знаете ли вы, как по-другому называются ручьи прорытые, то есть искусственные каналы?
Как вы думаете, какую землю – в географическом смысле – описывает поэт? Север это или юг? Можно ли определить климат этой страны? Какие слова текста (вариант: какие детали пейзажа) подсказывают читателю однозначный ответ?
№10
Во время чтения стихотворения А.А. Фета представляйте его образы в виде наглядных картин.
Ива
Сядем здесь, у этой ивы.
Что за чудные извивы
На коре возле дупла!
А под ивой как красивы
Золотые переливы
Струй дрожащего стекла!
Ветви сочные дугою
Перегнулись над водою,
Как зелёный водопад;
Как живые, как иглою,
Будто споря меж собою,
Листья воду бороздят.
В этом зеркале под ивой
Уловил мой глаз ревнивый
Сердцу милые черты…
Мягче взор твой горделивый…
Я дрожу, глядя, счастливый,
Как в воде дрожишь и ты.
Во второй строфе прямо сказано, что ива растет у самой воды. А можно ли было догадаться об этом раньше? Как? Найдите в первой строфе метафору-загадку. Почему её легко отгадать (присмотритесь к последней строчке)?
Найдите ещё одну метафору-загадку в третьей строфе. Она имеет то же самое значение, что и первая.
Что такое золотые переливы? Вернее, п о ч е м у они золотые? О чём это говорит?
№11
Прочитайте первую строфу стихотворения А.Фета, которое начинается словами
Какая грусть!.. Что вы почувствовали сразу, с первой же строчки? Постарайтесь увидеть картину, которую описывает поэт.
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через дорогу поползли.
В этом контексте – сразу две метафоры-загадки. Что такое, по-вашему, пыль и что такое серебряные змеи?
№12
Прочитайте отрывок из стихотворения Иннокентия Анненского «Конец осенней сказки»:
Неустанно ночи длинной
Сказка чёрная лилась,
И багровый над долиной
Загорелся поздно глаз.
Попробуйте догадаться, что за багровый глаз загорелся над долиной.
Разверните метафору сказка ночи. Какие определения к слову сказка вы можете подобрать? Иными словами, к а к а я это сказка?
Стихотворения для анализа на занятиях
А.С.Пушкин «Приметы»
А.С.Пушкин «На холмах Грузии…»
А.С.Пушкин «Элегия»
М.Ю.Лермонтов «Ветка Палестины»
М.Ю.Лермонтов «Завещание»
Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»
Ф.И.Тютчев «Весенние воды»
Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
А.А.Фет «Осень»
А.А.Фет «Над виноградными холмами…»
И.А.Бунин «Вечер»
И.А.Бунин «Полевые цветы»
С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы..»
И.С.Никитин «Утро»
Н.М.Рубцов «Ласточка»
Н.М.Рубцов «Далёкое»
Н.М.Рубцов «Воробей»
Н.А.Заболоцкий «Одинокий дуб»
Н.А.Заболоцкий «О красоте человеческих лиц»
Алгоритм анализа поэтического текста
I. Лексико-семантический анализ
Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.
Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов, и тем самым –
Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных..
Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла,
Дать истолкование произведения, вытекающее из первого этапа анализа.
II. Лингво-стилистический анализ
1. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.
2. Выявить «вспомогательные» художественные средства и приёмы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки — мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, её влияние на смысл и художественное оформление образа.
3. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё к ней отношение.
III. Анализ стихотворения в контексте
1. В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) — и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.
2. В контексте национального литературного процесса: найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени,
3. В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это даёт возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской литературы
Анализ лирического произведения
Арсений Тарковский «Песня»
Вступительное слово учителя (1 мин.)
Стихотворение, которое мы попытаемся проанализировать, посвящено жене А. Тарковского Марии Ивановне Вишняковской. Арсений ушёл из семьи, когда дети (2) были ещё совсем маленькими.
Чтение стихотворения учителем наизусть
– стихотворение-загадка, ностальгически-мистическая история.
Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворения? Каким настроением пронизано данное стихотворение? Ностальгия, сожаление, утрата, боль за родного человека и др.
Почему возникли такие чувства? Что сделал автор для этого? Назовите ключевые слова.
Анализ с последующей групповой работой:
1 группа – запись анализа 1 микротемы /строфы, определение темы, идеи.
2 группа - запись анализа 2 микротемы /строфы, определение темы, идеи.
3 группа - запись анализа 3 микротемы /строфы, определение темы, идеи.
I Анализ первой микротемы - строфы
Начнём работу по строчкам: Давно мои…
Ранние годы, что это для лирического героя? Молодость.
Какая часть речи указывает на то, что лирический герой уже не молод? Глагол прошли.
По самому … какие ассоциации фразеологического характера возникают у вас при чтении этих строк? (Смотрим на опорные конспекты, информационные карты) Фразеологизм ходить по лезвию ножа.
Что это значит? Балансировать между жизнью и смертью, находиться в трудной жизненной ситуации, между злом и добром.
Сразу вспомним троп, который помогает более ярко передать сходство по ассоциации? Метонимия (опорный конспект).
Какие же это были годы? Трудные, опасные, бурные.
Какие два пространства изображены в первой строфе? Небо и земля.
Обратите внимание на цвета, преобладающие в первой строфе, докажите. Синий.
Какая литературная ассоциация возникает? С. Есенин – Русь. Зелёный – покой.
Микротема 1 строфы - 1 – 4 строки – воспоминания лирического героя.
5 строка – сожаление о давно минувших днях.
II Анализ второй микротемы - строфы
Ива, что символизирует? Символ печали.
Обратите внимание на вторую строку «как белые руки». Какой троп использует автор и для чего? Сравнение для одушевления печали, следовательно, образ печальной девушки.
Какие ассоциации фразеологического характера возникают у вас при чтении этих строк? (см. информационные карты). Заламывать белые рученьки. Что значит этот фразеологизм?
Какой цвет появляется? Белый.
Символом чего является белый цвет? Смерти или чистоты.
Итак, сравнение одушевляет девушку, какой троп усиливает одушевление? Какой образ девушки появляется перед нами? Идеал, потерянная навсегда, самая любимая и незабываемая, «лучшее имя».
Микротема 2 строфы – воспоминание, память лирического героя о любимой женщине.
III Анализ третьей микротемы – строфы
Словарная работа – поёмный – заливаемый в половодье, излука – изгиб.
Почему любимую женщину лирический герой сравнивает с русалкой? Символом чего является русалка? Русалка – печальный образ, жертва злой судьбы, утопившаяся девушка.
Жертва несчастной любви.
«А я перед…» - Какие чувства испытывает герой? Чувство вины, совесть не даёт покоя.
«И с пальца …» - кольцо, символ чего?. Но она бросает его, значит… играет кольцом, когда нет серьёзных отношений.
Итак, сделайте вывод: героиня… девушка несчастная, сравнивается с русалкой, для героя она священна и они находятся на разных берегах, он с ней быть не может.
Когда человек не может вернуться к любимой? Что это за мост, разделяющий героя и героиню? Мост между жизнью и смертью. Он чувствует вину за то, что она умерла.
Существует даже версия, что жена Тарковского покончила жизнь самоубийством.
Микротема 3 строфы – переживания о любимой, чувство вины перед ней.
ВЫВОД:
Тема – воспоминание о любви.
Идея – раскаяние, но невозможность вернуть всё назад.
Какое настроение у вас после анализа стихотворения? Всё-таки это песня. 68 слов. 25 слов повторяются, но по-разному. Простота, всегда точная рифма.
Теперь я хотела бы дать совет всем сидящим здесь, пользуясь репликой М. И. Цветаевой, которая однажды ответила человеку, сказавшему, что он не понимает её стихов: «А вы читайте!»
А. Тарковский «Песня»
Давно мои ранние годы прошли
По самому краю,
По самому краю родимой земли,
По скошенной мяте, по синему раю,
И я этот рай навсегда потеряю.
Колышется ива на том берегу,
Как белые руки.
Пройти до конца по мосту не могу,
Но лучшего имени влажные звуки
На память я взял при последней разлуке.
Стоит у излуки
И моет в воде свои белые руки,
А я перед ней в неоплатном долгу.
Сказал бы я, кто на поёмном лугу,
На том берегу,
За ивой стоит, как русалка за речкой,
И с пальца на палец бросает колечко. 1960 год