Рабочая программа по литературе по УМК Г. И. Беленького

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ «СВТ.ТИХОНА ЗАДОНСКОГО»



Рассмотрено

Председатель МО гуманитарного цикла предметов

_________ М.В.Михайлов

Протокол от 28.08.2015 № 1

Согласовано

Заместитель директора по УВР


__________Т.В. Рудометкина

29.08.2015

Утверждаю

Директор НОУ Православной гимназии «Свт.Тихона Задонского»

_________ О.В.Каверин

Приказ от 31.08.2015 № 134





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА», КУРС 6-9

на 2015 - 2016 учебный год




Учитель: Сергеева Лидия Михайловна






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол от 31.08.2015 № 11















ЕЛЕЦ, 2015

  1. Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа по предмету «Литература»:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089) «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.

  • Программа общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов / авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю.И. Лыссого – 4-е изд., перераб. – М.: «Мнемозина», 2011/

  • Стандарт Православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений российской федерации, Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 г., Москва.

  • Основная образовательная программа основного общего образования на 2015-2016 учебный год НОУ Православной гимназии «Свт.Тихона Задонского».

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных курсов, предметов, дисциплин НОУ Православной гимназии «Свт.Тихона Задонского».

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.



Задачи:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

  1. Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Формы организации образовательной деятельности:

  • практические работы по художественному анализу текста;

  • элементы исследовательской и проектной деятельности на уроках;

  • сообщения учащихся;

  • проверочные работы по пройденным темам и разделам;

  • обучение публичному выступлению;

  • сочинения по литературному произведению;

  • тестирование;

  • семинары;

  • лекции;

  • зачет.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные, индивидуально-групповые.

Даная рабочая программа выделяет следующие механизмы по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений

  • разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Виды и формы контроля:

Виды и формы контроля:

Промежуточный:

  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

  • выразительное чтение текста художественного произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • устный или письменный ответ на вопрос;

  • устное словесное рисование;

  • комментированное чтение;

  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

  • установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

  • работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

  • составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

  • создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;

  • участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

Итоговый:

  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

  • письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

  • творческий зачёт;

  • защита проектов;

  • основной государственный зкзамен (по выбору)

Педагогические технологии обучения

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов;

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательной деятельности;

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса;

  • Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей;

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей;

Здоровьесберегающие технологии ;

  • Информационно-коммуникационные технологии ;

  • Проектные технологии;

В процессе реализации данной рабочей программы основной упор делается на личностно ориентированное обучение с осуществлением проектной, проектно-исследовательской технологией обучения.

Групповая форма работы позволяет более детально рассмотреть и осмыслить текст, аргументировано отстаивать собственную точку зрения по данной конкретной проблеме. Деятельностный подход в обучении поможет учащимся вплотную приблизиться к самостоятельной исследовательской деятельности при изучении литературы как неотъемлемой составной части истории страны, а также подготовиться к итоговой аттестации

Ключевые компетенций

1) Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, культурой публичной речи, основными этапами подготовки публичного выступления, навыками информационной переработки художественных и литературоведческих текстов.

2) Языковая компетенция предполагает овладение нормами литературного языка, обогащение словарного и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке литературных явлений и фактов; необходимых знаниях об основных фактах жизненного и творческого пути писателей-классиков; умение пользоваться различными литературоведческими словарями.

3) Культуроведческая компетенция предполагает осознание художественной литературы как способа выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа; в том числе с выходом на краеведческий аспект, умение соотносить факты биографии писателей и изображаемых в произведениях событий с историей страны и мировой историей.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Коммуникативная компетенция реализуется в данной программе главным образом за счет анализа художественных текстов, литературно-критических статей и применяют полученные знания на практике, как в устной, так и в письменной форме. Здесь и публичное выступление, и умение писать сочинение-анализ художественного текста. Учащиеся на уроках всех типов принимают участие в дискуссиях, учатся аргументировать свою точку зрения.

Языковая компетенция реализуются через реализацию проблемного обучения на уроках всех типов (создание проблемной ситуации, анализ и синтез возникших спорных вопросов, обращение к различным авторам, источникам).

Культуроведческая компетенция реализуется на уроках всех типов через

  • сопоставление литературно-исторических событий, характерных для русского народа и других народов и государств;

  • осознание русской литературы как формы выражения национальной культуры, через анализ текстов признанных классиков русской и мировой литературы;

  • умение искать и отбирать нужную информацию в различных печатных и мультимедийных источниках, а также применять ее для решения конкретных практических задач.

3.Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

Литература занимает особое место в образовании обучающихся: она призвана приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способность воспринимать и оценивать произведения литературы и отражённые в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников. В соответствии с учебным планом школы на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне отводится 69 часов (из расчета 2учебных часа в неделю), в 9 классе на базовом уровне отводится 99 часов (из расчета 3учебных часа в неделю).

4.Содержание программы учебного предмета «Литература»

Примечание. Полужирным шрифтом выделен обязательный минимум содержания ФКГОС.

Полужирным курсивом в тексте здесь и далее выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

4.1. Содержание программы курса 7 класса

Введение. Место художественной литературы. Литература и другие виды искусства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Пространство и время в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

I «Минувшее проходит предо мною…» (Писатели о прошлом нашей Родины).

М. Ю. Лермонтов. Историческая основа поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...» . Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Основной конфликт. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческого достоинства против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Кирибеевича. «Песня про царя Ивана Васильевича...» и устное народное творчество. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» , «Князь Михайло Репнин». Новое понимание человека в его связях с национальной историей.

Н.В. Гоголь. Историческая основа повести «Тарас Бульба». Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Своеобразие стиля .Нравы и обычаи Запорожской Сечи. Человек в ситуации нравственного выбора. Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия. Лирическое и эпическое в повести. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувства писателя. Центральные образы и приемы их создания. Темы и проблематика повести. Сила и мужество Тараса Бульбы. Повесть Гоголя и устное народное творчество. Различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа. Понятие о литературном характере.

Поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора).

А.С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта. Влияние поворотных событий русской истории на русскую литературу. Жанр и композиция поэмы А.С.Пушкина «Полтава». Метафора. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев – Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Метафора.

Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя. Человек в ситуации нравственного выбора. «Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников – лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народного характера. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования. Воплощение национального характера в сказе Н.С.Лескова «Левша». Историзм и психологизм в литературе.

II. «Художник – голос своей эпохи» (Писатели-классики о своем времени).

И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника». Тема и идея рассказа И. С.Тургенева «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Авторская позиция. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании. Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг». «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача», «Щи», «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю.П. Вревской». Своеобразие стихотворений в прозе И. С.Тургенева. Лирико-философские раздумья автора. Музыкальность прозы.

Н.А. Некрасов. Прославление народной силы в стихотворении «Железная дорога», «Вчерашний день, часу в шестом ... », «Размышления у парадного подъезда». Долюшка женская в стихотворениях Н.А.Некрасова «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос». Роль пейзажа. Величие духа русской женщины в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы. Чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя. Фольклорные мотивы, отражение парадоксов народной жизни в сказке «Премудрый пискарь». Приемы сатирического изображения характера в «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Отражение социальных пороков в сказке «Дикий помещик». Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск.

А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное. Проблема бездуховности в рассказе А. П. Чехова «На мельнице».

«Хамелеон». Смешное и нелепое в рассказе. Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа. Проблемы образования и воспитания в рассказе А.П. Чехова «Репетитор» . Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений). Пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

III. Запечатленные мгновения (Художественное время в лирике).

Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза», «Песок сыпучий по колени…», «Как неожиданно и ярко…». Образ лирического героя.

А.А.Фет. "Вечер", "Учись у них - у дуба, у березы...", « Сосны», «Осенняя роза», « Я пришел к тебе с приветом..». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение)

IV. Человек и движение времени (Тема становления личности).

Л.Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия). Время и пространство в произведении. Тема детства в русской литературе. Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. Точность и емкость описаний в повести «Детство». Повествование от лица героя-рассказчика. Творческое мастерство Л. Н. Толстого. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

Ф.М. Достоевский. Сведения о жизни писателя. Поступки и переживания героев в главе «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы». Интерес русских писателей к проблеме народа. Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Тема детства в русской литературе. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.

А.И. Куприн «Белый пудель. Характеристика образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия».

Максим Горький. Сведения о жизни писателя. Автобиографическая основа повести «Детство». Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношение к людям. Мастерство писателя в воображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа. Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

В.А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки». Взаимопомощь и взаимовыручка в рассказах В.А. Солоухина.

V. Содружество искусств.

(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии).

С.П. Шевырев. Три «языка искусства». Стихотворение «Звуки (К NN

Русская литература 20 века. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни.

К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении). Раскрытие самобытных национальных характеров в литературе 20 века.

Стихи русских поэтов об искусстве. Музыка слов в творчестве А. А. Блока, К. Д. Бальмонта и К. М. Фофанова, С. Есенина.

VI. Перекличка эпох.

Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа.

«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен). Журден и его наставник. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях. Фиаско господина Журдена. Соотношение идеала и действительности.

И.А. Крылов. Крылов-драматург. «Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен). Порицание пороков в комедии И. А. Крылова.

Сходство и различия проблематики комедий Мольера и Крылова. Комедия как литературный жанр.

VII. Фантастика. Тема будущего.

В.Рождественский. Слово о поэте. «Над книгой».

А.Де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и отражение в них "вечных" проблем бытия.

«Маленький принц» (избранные страницы). Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь солнце», «ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Р. Бредбери. «Каникулы». Проблема истинных и ложных ценностей. Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе XX в.

VIII. Литература народов России.

Р.Гамзатов. Стихотворение «Берегите матерей!»

М.Карим. Стихотворения.

Муса Джалиль. «Прощай, моя умница». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов - участников войны. Общее

и национально-специфическое в литературе народов России.

Итоговый урок. Задание на лето.

4.2. Содержание программы курса 9 класса

Введение. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос

Основные теоретико-литературные понятия:

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.

Древнерусская литература.

Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы Историческая основа «Слова». Жанровое, тематическое и идейное своеобразие древнерусской литературы. Жанр, сюжет, композиция. «Печальная повесть о походе Игоревом». Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Проблематика. Патриотический пафос «Слова…». Идея единения Руси. Образ автора в «Слове…». Система образов. Стадии развития действия. Язык и изобразительно – выразительные средства.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».


Русская литература XVIII века.

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Общая характеристика литературы 18 века. Классицизм как литературное направление.

М.В. Ломоносов. М. В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского языка Понятие оды. Тема Родины и молодого поколения в «Оде на день восшествия императрицы…»

Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. «Ода на день восшествия…» как произведение классицизма. Литературные жанры (ода). Понятие оды. Тема Родины и молодого поколения в «Оде на день восшествия императрицы…»

Г. Р. Державин – поэт-философ. Анализ стихотворения «Властителям и судиям». Философская проблематика «Памятника». Своеобразие русского театра в эпоху Просвещения. Классицистическая комедия.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Герои и идейное содержание комедии. Идеал честного человека Идея гражданского служения Отечеству.

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Жанр, идея. Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева.

Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру "частного" человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы "человек и природа".

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», «Осень».

Опорные понятия: Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.

Развитие речи: заучивание наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.

Русская литература первой половины XIX века.

Романтизм в русской литературе. Становление и развитие русского романтизма.

В.А. Жуковский. Основные темы творчества В.А. Жуковского. «Жаворонок», «Море» . Романтизм поэзии Жуковского. Мир человека и мир природы в лирике поэта. Воплощение в литературе романтических ценностей. Творчество поэтов – романтиков (Жуковского, Батюшкова, Катенина, Рылеева).

Опорные понятия: романтизм как литературное направление, литературные роды и жанры: романтическая элегия, баллада. Баллада как лироэпический жанр. «Светлана»: образная система.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

А. С. Грибоедов. Гениальный человек эпохи. Жизненный путь и литературная судьба Грибоедова.

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Рассуждение о «фамусовском обществе». Образ "героя времени". Чацкий - передовой человек своего времени. Идеалы и антиидеалы Чацкого. «Век минувший» в комедии. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века. Чацкий и Молчалин. Смысл названия и новаторство Грибоедова. Особенности создания характеров в комедии «Горе от ума».Русская классическая литература в оценке русских критиков. Обучение конспектированию. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».

А.С.Пушкин. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь поэта. Поэтическое новаторство Пушкина. Тема лицейской дружбы. Мотивы и жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...». Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина.

Свободолюбие в лирике Пушкина. Основные мотивы лирики. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»,, «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Анчар», «Арион».

Творчество поэта в период южной ссылки. Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина. «Погасло дневное светило…», «Туча», «К морю», «Стансы». Гармония мысли и образа.. Романтическая поэма «Цыганы». Черты романтизма в поэме. Свобода и своеволие. Смысл финала поэмы.

Творчество Пушкина в период Михайловской ссылки. Вольнолюбивая лирика. «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Осень», «Деревня».

Пушкин в Болдино. Многообразие тем, идей, образов, жанров. «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»). «Моцарт и Сальери». Индивидуализм героя. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

История создания романа «Евгений Онегин». Основные литературные направления: реализм. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ "героя времени". Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Автор и герой романа: общее и различное. Картины жизни русского дворянства в романе. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. «Нравственно-философская проблематика произведения». Русская классическая литература в оценке русских критиков. В.Г. Белинский. Цикл статей «Сочинения Александра Пушкина». Оценка художественных открытий

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.

М.Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь. Тема поэта и поэзии. Судьба современников в лирике Лермонтова. Основные мотивы и темы лирики: одиночество, свобода и воля, борьба «Смерть Поэта». Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций.

Тема родины. Поэт и поэзия, жажда любви и гармонии в природе и человеческой жизни. «Родина», «Пророк», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») , «Три пальмы». Поэт и его поколение. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Неприятие светского общества, судьба поколения . Земное и небесное у Лермонтова. «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную…», «Как часто пестрою толпою окружен…» Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Лермонтов как выразитель общественных настроений эпохи после поражения восстания декабристов «Дума», «Одинок я – нет отрады…», «Выхожу один я на дорогу…» «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

Композиция романа «Герой нашего времени». Первый русский философский роман в прозе. Фабула романа. Жанр социально-психологического романа Печорин и горцы. Печорин и мирные контрабандисты (по главам «Бэла» и «Тамань»). Тема любви и женские образы в романе. Проблема личности и общества. Анализ главы «Фаталист». Печорин и Максим Максимыч. Дружба в жизни героя. Печорин – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения». Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы.

Русская классическая литература в оценке русских критиков

(В.Г. Белинский о романе).

Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов Образы чиновников уездного города. Образы помещиков и чиновников и средства их создания . Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Манилов – «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Коробочка Смысл названия произведения. Ноздрев – «исторический человек» Души мертвые и живые в поэме. Собакевич – «человек – медведь» Своеобразие гоголевского реализма. Плюшкин – «прореха на человечестве» Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Своеобразие гоголевского реализма. «Герои – один пошлее другого» в поэме «Мертвые души».

Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Опорные понятия: поэма в прозе, образ символ, вставная повесть. Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение. Осознанное, творческое чтение.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский) .

Русская литература второй половины XIX века.

А.Н. Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Основной конфликт пьесы. Идейно-художественное своеобразие пьесы «Свои люди – сочтемся». Купеческая среда в изображении Островского.

Ф.М. Достоевский. Тема "маленького человека" и ее развитие. Основная тема и особенности создания образов в повести «Бедные люди». Особенности эпистолярного жанра

Л.Н. Толстой. Нравственные и философские искания русских писателей. Мысли Л.Н. Толстого о становлении личности в автобиографических повестях «Детство» и «Юность». «Подлинные и мнимые ценности жизни». Развитие речи: выборочный пересказ с элементами комментария. Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский - два типа художественного сознания

А.П. Чехов. Проза А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Комическое и трагическое в прозе Чехова. Авторская позиция в рассказе «Тоска». Рассказ «Смерть чиновника». Трансформация темы «маленького» человека.

Любовная лирика Н.А.Некрасова «Последняя любовь», Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим», А.А.Фета «На заре ты ее не буди... ».

Поэты пушкинской поры (А.Дельвиг «Луна», Д.Давыдов «Сон», Е.Баратынский «Осень».

Тестирование по теме «Литература второй половины XIX века».

Опорные понятия: форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Русская литература XX века.

Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX - начала XX вв. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе и литературе других народов России. Тема родины и ее судьбы. Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн, И. Бунин).

И.А. Бунин. Проблематика и особенности создания образов в рассказах и очерках Бунина («Птицы небесные», «Сверчок», «Косцы», «Молодость и старость»). Философия в произведениях писателя.

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть «Собачье сердце». Сатирический дар. Сюжет и система образов повести. Проблема героя. Сатирическое изображение человеческих пороков и общества в повести.

Русская литература советского времени. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах.

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. Гуманизм рассказа «Судьба человека». Особенности сюжета и композиции. Трагедия народа в годы войны. Судьба Андрея Соколова. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах.

Обращение писателей второй половины XX в. к острым проблемам современности. Тема Родины. Исторические судьбы России. А.И. Солженицын. Слово о писателе. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров. Рассказ «Матренин двор». Образ главной героини и тема праведничества в рассказе «Матренин двор».

«Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).

А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе». Лирический герой стихотворений.

А.Есенин. Слово о поэте. «Гой ты, Русь, моя родная», «Разбуди меня завтра рано», «Край ты мой заброшенный». Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии С.А. Есенина. «Отговорила роща золотая». Человек и природа в художественном мире поэта. Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. Образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) «Хорошее отношение к лошадям». Сатира В.В.Маяковского.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Основные темы творчества. «Идешь на меня похожий...», «Мне нравится, что вы больны не мной...». Образ Родины в лирическом цикле М.Цветаевой. «Стихи о Москве», «Родина».

А.Ахматова. Слово о поэте. Тема родины и гражданского долга. «Молитва», «Не с теми я, кто бросил землю», «Клятва».

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Картина природы. «Весна в лесу», «Июль». Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. «Во всем мне хочется дойти Лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе», «Можжевеловый куст» - стихотворения о человеке и природе. Выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений). Чтение наизусть.

Т.Твардовский. Слово о поэте. Тема Родины. «Урожай», «Весенние строчки». «Я убит подо Ржевом». Интонация и стиль стихотворений. Различные виды чтения, чтение наизусть.

В.Быков «Дожить до рассвета». Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе.

В.М. Шукшин. Основная тема и особенности шукшинских образов. Рассказы «Чудики», «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя. Способы создания характера.

Составление словаря языка персонажей, письменный отзыв.

Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.

Русская поэзия второй половины XX века.

Вн. чт. Бардовая поэзия. В.С.Высоцкий «Песнь о друге» , А.А. Вознесенский «Сага», И.А. Бродский «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать».

Литература народов России.

Героический эпос народов России. Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. Г. Тукай Слово о поэте. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!»Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы. Духовные истоки национальных литератур.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.

Зарубежная литература.

Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия. Данте Алигьери. «Божественная комедия».

Композиция. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Квинт Гораций Флакк. Слово о поэте. «К Мельпомене».

Шекспир. Трагедия «Гамлет». Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.

Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности. И.В. Гете. «Фауст». Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Жажда познания.

Итоговая контрольная работа по теме «Русская литература XX века» (тесты).

Повторение. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе XX в. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях. Мировое значение русской литературы.

Для заучивания наизусть:

М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору).

Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору).

В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору).

А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (отрывок по выбору).

А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).

Для домашнего чтения:

Из литературы первой половины XIX века

А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет…», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан».

М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва».

Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».

Из литературы второй половины XIX—XX века. См. обзорные темы.

5. Тематическое планирование по предмету «Литература», 6-9 классы

 5.1. Тематическое планирование по курсу литература 7 класса


Всего часов

В том числе:

Наименование разделов и тем

уроки

развитие речи

Введение.

2

2


1. «Минувшее проходит предо мною…»

20

19

1

II. «Художник – голос своей эпохи».

12

12


III. Запечатленные мгновения.

2

2


1V. «Хочу, чтобы каждый из людей был человеком»(Тема становления личности).

20

18

2

V. Содружество искусств.

5

4

1

VI. Перекличка эпох.

3

3


VII. Фантастика. Тема будущего.

3

3


VIII.Литература народов России.

1

1


Итоговый урок. Задание на лето.

1

1


Итого

69

65

4


5.2. Тематическое планирование по курсу литература 9 класса


Всего часов

В том числе:

Наименование разделов и тем

уроки

развитие речи

Введение

1

1


Древнерусская литература (3+1)

4

3

1

Литература XVIII века (8+1)

9

8

1

Литература первой половины XІX века

45

41

4

Русская литература второй половины XIX века

9

9


Русская литература XX века.

22

22


Русская поэзия второй половины XX века

1

1


Литература народов России

1

1


Зарубежная литература

4

4


Итоговая контрольная работа по теме «Русская литература XX века».

1

1


Повторение

2

2


Итого:

99

93

6





6. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • [link] )

  • Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996

  • В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 7 класс.- М.: Просвещение, 2008.

  • Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2012.

  • Литература для учащихся:

    1. Литература. 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.

    2. Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. / под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2007.

    Справочные пособия

    1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.

    2. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.

    3. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

    4. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.

    5. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

    6. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.

    7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

    8. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.

    Ресурсы ИКТ

    1. Диск «Лермонтов М.Ю. Великий поэт прекрасной Родины».

    2. Диск «Литература. Средняя школа. 7 класс. Обучающая программа (1С)».

    3. Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы».

    4. Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе. 7 класс».

    5. Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 7 класса, 40 интерактивных уроков».

    6. Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

    7. Прот. Д. Дмитриевский. История Православной Христианской Церкви. – М.: Русскiй Хронографъ, 2003;

    8. Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Второе издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни, с дополнениями. – Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1908;

    9. Справочный богословский преимущественно церковно-исторический словарь. Составил прот. Леонид Петров. – СПб.: Типография Департамента Уделов, 1889 [Репринт:Издание Сретенского монастыря, 1996].

    Технические средства

    Ноутбук

    Мультипроектор

    Мультимедийная доска

    Принтер

    8.Календарно – тематическое планирование в Приложениях к рабочей программе:

    - Приложение 1 – КТП 7 класса на 5 листах,

    - Приложение 2 – КТП 9 класса на 7 листах.

    .