Конспект урока литературы родного края (Донбасса) Я душою принадлежу к разведчикам. Жизнь и творчество Б.Горбатова (беседа за круглым столом)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Разработака готовилась для популяризации литературы родного края в рамках проведения "Года чтения в Донецке". Урок строиться в форме беседы за круглым столом, что дает возможность индивидуально подходить к каждому из участников вне зависимости от уровня подготовки. Буде�...


ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І – ІІІ СТУПЕНЕЙ №32









Конспект урока литературы родного края в 10 классе


Беседа за круглым столом:

«Я душою принадлежу к разведчикам…

Жизнь и творчество Бориса Горбатова»




подготовила

учитель литературы и русского языка

Савченко Виктория Анатольевна























Донецк - 2016


Цели:

обобщить материалы по биографии и творчеству Б.Горбатова, раскрыть основные мотивы в романе «Донбасс»;

формировать у учащихся общие учебные компетенции;

воспитывать чувство патриотизма, ответственности, любви к Родине.


Оборудование:

интерактивная доска, фотографии Б.Горбатова в разные периоды жизни, краткая хронологическая таблица «Б.Л.Горбатов»


Ход урока


1. Организация класса. Сообщение темы и цели урока.

2. Изучение биографии автора

Учитель: Борис Горбатов: советский писатель, общественный деятель.


Этот человек добился больших высот не только на литературном поприще. К сожалению, его жизнь была короткой, но он оставил немало ярких работ. Чем запомнился Борис Горбатов? Биография советского писателя станет темой нашего рассмотрения.


Сообщения учащихся:


  • Поиски себя

[pic]

Рождение Бориса Леонтьевича уходит корнями в историю прошлого столетия. Он появился на свет в Екатеринославской губернии в далеком 1908 году. В Луганском уезде обосновалась его семья. Евреи по национальности, они жили тихо-мирно, трудясь на заводе. В Краматорский завод в возрасте пятнадцати лет устроился и сам Борис Горбатов. Трудовую деятельность он начинал с должности строгальщика. В стенах родного предприятия юноша впервые испытал тягу к письму, параллельно став рабочим корреспондентом. Описывая жизнь рабочего класса, он понял, в какой сфере хочет себя реализовать в дальнейшем.


  • Рождение новой звезды

Писательский дебют состоялся в 1922 году. Тогда, газета “Всесоюзная кочегарка” опубликовала небольшую повесть “Сытые и голодные”. Разумеется, видя своими глазами будни рабочей массы, автор живо отразил их в произведении. Читателям оно пришлось по душе. Так родился новый Горбатов Борис – писатель, который немногим позже станет известной в широких кругах личностью. Комсомольцы станут главными героями будущих рассказов Бориса. В 1928 году выходит “Ячейка” – еще одно яркое отражение жизни середины 20-х годов. Успех этих произведений был оценен в журналистских кругах. В 1930-м Бориса Леонтьевича приглашают работать очеркистом в газету “Правда”. Как ее сотрудник, он отправляется в Арктику, а по возвращении из командировки выпускает несколько материалов на тему освоения севера, вошедших позже в книгу “Обыкновенная Арктика”.

[pic]


  • Писатель, общественный деятель, рецензент

Казалось, это было большим шагом и не меньшей ответственностью. Любовь публики и признание коллег за короткий промежуток времени получил Борис Горбатов. Биография, включающая интересные факты из жизни писателя, характеризует его не только как автора, но и общественного деятеля. К его мнению и живым взглядам на происходящие в стране события прислушивались многие другие публицисты, а выход последующих произведений становился центром всеобщего обсуждения. В начале 30-х Горбатов открывает Объединение пролетарских авторов. Организация просуществовала несколько лет, а позже переименовалась в Ассоциацию писателей. Борис Горбатов взял руководство на себя, оставаясь идейным вдохновителем и главным рецензентом. Новые обязанности предполагали переезд в Москву. До конца десятилетия Борис Леонтьевич выпустил очерки “Мастера”, “Горный поход”, “Коминтерн”. Изданная в 1933 году повесть “Мое поколение” была тепло принята литературными критиками. По их мнению, автор сумел передать энтузиазм и дух революции в годы первой пятилетки.

  • Военная” дань

В отечественную войну Горбатов Борис Леонтьевич работает журналистом. В течение четырех лет, пока шли боевые события, он максимально раскрывает дух советских бойцов на страницах своих рассказов: “Алексей Куликов”, “Письма товарищу”, “Солдатская душа”. Большой патриотизм и воля к победе находят свое отражение в “Непокоренных”. Эта повесть называется “вершиной военной публицистики”. За нее в 1946 году писатель получает Государственную премию.

[pic]



  • Иные сферы

Первые послевоенные произведения постепенно уходят от тематики страшных событий 1941-1945 годов. В романе “Донбасс” Борис Горбатов сосредотачивает внимание на советской молодежи. Книга отличается романтическим содержанием, чего не встретишь в предыдущих работах автора. В конце 40-х он интересуется становлением Японии и Филиппин. В это время Горбатов вновь возвращается к активной общественной деятельности – он занимает кресло секретаря Союза писателей, депутата Верховного совета и члена коммунистической партии

Другие увлечения

Свой литературный талант Борис Горбатов смог проявить в советском кино. Отчасти с этим связано его вступление в совет Министерства кинематографии. В 1950 году он выступил одним из сценаристов драмы “Донецкие шахтеры”, за что был удостоен премии СССР. К другим картинам, снятым по его сценарию, относятся “Суд народов”, “Блокада”, “Это было в Донбассе”. После смерти писателя на основе его книг были поставлены фильмы “Счастье Никифора Бубнова”, “Мое поколение”, а также “Обыкновенная Арктика”, о которой упоминалось ранее.

[pic]



  • Память наследиям

При жизни Борис Горбатов не закончил повесть “Алексей Гайдаш”. Вместе с ней, в 1956 году, вышла пьеса “Одна ночь”. Сам писатель умер в 1954 году, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. В 2008 году Луганском, откуда он родом, была выпущена памятная почтовая символика, специально разработанная к 100-летнему юбилею Горбатова. В память о нем, в год смерти писателя, из порта Сталинграда сошел на воду круизный корабль “Борис Горбатов”.

Отдавая себя любимому занятию, Борис Леонтьевич не забывал о личном счастье. Его супругами были актрисы Татьяна Окуневская и Нина Архипова. От второго брака родились сын Михаил (кардиореаниматолог) и дочь Елена (преподаватель). Как участник войны, он получил медали “За взятие Берлина”, “За оборону Одессы”, “За освобождение Варшавы”. Помимо этого, в арсенале Горбатова имеется целый список наград, связанных с писательской деятельностью – Сталинские и Ленинского комсомола премии.

На протяжении нескольких десятилетий украино-российский литературовед Давид Медриш занимался исследованием творчества Бориса Горбатова. Несомненно, последний внес большой вклад в развитие советской и поствоенной литературы. Критики отмечали особый стиль писателя – сильная эмоциональная, горячая оценка событий, составляющих основу произведения. Многие работы отличаются романтикой. Как правило, чаще всего книги посвящались простым людям, шахтерам-работягам, быт и труд которых Горбатов знал не понаслышке. Выпущенная первая часть “Донбасса”, задуманного как большой многотомный проект, стала единственной из этой серии. К сожалению, вернуться к теме стахановского движения 30-х годов автору при жизни так и не удалось.


3. Обсуждение автобиографии Б.Л.Горбатова


Автобиография

 

Я родился в 1908 году в Донбассе на Петромарьевском (ныне Первомайском) руднике. Это — в полукилометре от шахты «Центральная Ирмино», где Стаханов поставил свой рекорд.

Мое детство провел я на руднике, всю молодость — в Донбассе. Мне было двенадцать лет, когда вместе с другими мальчиками мы организовали первую на Украине детскую коммунистическую группу (ныне это пионеры). Мне не было четырнадцати лет, когда меня приняли в комсомол. Мне было девятнадцать лет, когда меня приняли кандидатом в ВКП(б). С 1930 года я член партии. Как и герой моей книги «Мое поколение», «я никогда не был беспартийным».

В детстве я работал на Краматорском заводе в Донбассе учеником строгальщика. Но очень рано увлекся литературой. Стал рабкором. В мае 1922 года в губернской газете Донбасса «Всесоюзная кочегарка» был напечатан мой первый рассказ «Сытые и голодные». Меня пригласили работать в газете. Я стал журналистом,— и уже на всю жизнь.

В 1924 году мы организовали Союз пролетарских писателей Донбасса «Забой». Я работал в нем. В 1925году был делегатом первого Всесоюзного съезда пролетарских писателей и был избран в правление ВАПП.

В марте 1926 года на очередном съезде я был избран одним из секретарей ВАПП и переехал в Москву. В это время я писал стихи, они печатались в центральных газетах и журналах. Должна была выйти книга моих стихов.

Но осенью того же года я принял два важных для меня решения: я понял, что я не поэт, бросил писать стихи и решил вернуться в Донбасс. Это были, ей богу, мудрые решения! По-моему, они спасли мою творческую жизнь.

Там я написал мою первую книгу «Ячейка» — о комсомольцах Донбасса. Неожиданно для меня и издательства эта книга имела успех, вышла десятью изданиями. Ее перевели на немецкий язык, и она впоследствии горела на гитлеровском костре в Берлине. Следующая моя книга «Наш город» была жестоко раскритикована нашей печатью — и эта критика была полезным для меня уроком.

В 1928 году ЦК ВЛКСМ послал меня представителем ЦК в Госиздат. Я переехал в Москву.

В 1930 году пришел мой срок призываться в армию.

Как и всякий комсомолец, я мечтал получить военную подготовку. Пригодится! И пригодилось.

Я служил красноармейцем на Кавказе, на турецкой границе, во 2-м Кавказском горно-стрелковом полку. Участвовал в высокогорном походе, был членом полкового партийного бюро, редактировал полковую газету и стажировал на командира взвода. Затем стал командиром взвода.

Демобилизовавшись из армии, вернулся в Москву и стал специальным корреспондентом «Правды». С тех пор моя жизнь навсегда связана с «Правдой».

Я много поездил по стране. Был на новостройках, заводах, шахтах. При мне задули первую, а затем вторую домну Магнитки, пустили Днепрогэс, Соликамский комбинат, Макеевский блюминг. Я был на всех металлургических заводах СССР, на участках, рудных, соляных, калийных и золотых шахтах. Обо всем этом я писал очерки в «Правду». Вышло несколько книжек моих очерков: «Мастера», «Коминтерн» и т. д. Почти два года я прожил на Урале.

В 1934 году вышла моя новая книга «Мое поколение».

В это время я увлекся авиацией. Как командир запаса отбывал переподготовку в авиации. Был затем помощником командира по политической части в перелете легких самолетов конструкции Яковлева по маршруту Москва — Иркутск — Москва. За этот рекордный в то время перелет маленьких машин я был награжден почетным оружием Осоавиахима.
Затем полетел с В. С. Молоковым в Арктику: Москва — о. Диксон.

На о. Диксон мне пришлось остаться, так как Молоков должен был вывезти больных. Я зазимовал. Зимовал около года, о чем ни разу не пожалел. Полюбил Арктику.

В 1936 году, опять же в составе экипажа Молокова, я участвовал в арктическом перелете через всю Арктику. Мы пролетели тридцать тысяч километров налетающей лодке, побывали на всех зимовках, на Камчатке, на Чукотке, на Командорских островах, на Охотском море — и окончили перелет на Москве реке, где нас встречали руководители партии и правительства.

За этот перелет я был награжден орденом «Знак Почета».

В 1937 году продолжал летать на Север. Был на Ленских приисках, в Сибири и т. д. В результате этого увлечения Севером вышла моя книга «Обыкновенная Арктика» — самая любимая моя книга.

Мне хочется здесь подчеркнуть, что жизненный опыт, знание жизни приобретаются не случайными, «творческими командировками». Вся жизнь писателя есть непрерывное, ежедневное наблюдение и изучение. Что касается меня — то я только за письменным столом вспоминаю, что я — писатель. Я стараюсь забыть об этом, когда живу среди людей, хочу жить просто, как люди живут, не думая о том, как я потом опишу это облако или бородку этого человека, но невольно запоминаю и это облако и эту бородку. К сожалению, я редко записываю что-либо в записную книжку, но все увиденное, услышанное, узнанное прочно откладывается в памяти, словно в закрома. И чем эти душевные закрома полнее, тем легче писать.

Огромную службу сослужила мне моя долголетняя работа в газете в качестве специального корреспондента. Газета дала мне возможность исколесить всю нашу страну, встретиться со многими замечательными людьми и, главное, встретиться с ними по-деловому. Для советского журналиста обязательно ответственное, строгое и именно деловое изучение материала; журналист по необходимости дотошно вникает в технику дела, он недоверчиво слушает всякие реляции, он все должен прощупать собственными руками, если не хочет подвести свою редакцию и обмануть своих читателей. На мой взгляд, для писателя работа в газете незаменима. Во всяком случае, лично я обязан газете всем, что я знаю и умею.

Газета научила меня разговаривать с людьми и по душам и «по существу». Я, например, никогда не беседовал с человеком, держа перед собой блокнот. Из опыта я знаю, что, заметив блокнот, ваш будущий Герой невольно и из самых лучших побуждений начнет рассказывать вам не то, что есть на самом деле. Он будет «чуть-чуть» приукрашивать, присочинять, ведь он говорит уже не просто, а для печати, для литературы.

Процесс наполнения «закромов» я считаю первыми, может быть, самым важным процессом в жизни писателя.

Но вот задумана новая книга. Кажется, что твои закрома достаточно полны для того, чтобы ее написать. Теперь только — садись за стол и катай! Прекращается ли теперь изучение жизни? Разумеется, нет. Напротив, именно теперь оно становится наиболее активным, творческим, сознательным. Теперь уже не просто живешь, теперь ищешь. Ищешь людей, которые тебе нужны. Ищешь осмысленно, требовательно, придирчиво…

Иногда из рассказов писателей о прототипах своих героев может сложиться представление, что писателю просто везло: счастливо встретил интересного человека и написал о нем. А не встретил бы — и не было бы в литературе этого героя.

Но эти счастливые встречи, как правило, случаются именно у тех писателей, которые активно ищут и хорошо знают, чего ищут. Писатель — не золотоискатель старого типа, мечтающий о «фарте», о самородке, который вдруг сам собой дается тебе в руки. Писатель скорее сродни горняку-проходчику, который пробирается к новым пластам, отлично зная, где и как они лежат.

Чтобы найти и увидеть в жизни новое, надо самому многое об этой жизни знать. Тут, как мне представляется, действует «закон расширенного воспроизводства». Мне вспоминается один старичок, писатель, который в те дни, когда строилась Магнитка, приехал туда, бродил по улицам с блокнотом в руках, останавливал людей, представлялся им и просил: «Не можете ли вы мне рассказать что-либо, что я мог бы использовать в беллетристической форме?» Что могли рассказать ему люди? О чем он мог расспросить их? Он приехал на Магнитку, как на охоту, как на золотую россыпь и, разумеется, уехал ни с чем. А «самородки» действительно лежали повсюду, но он их не мог увидеть.

Я хочу особенно подчеркнуть необходимость именно активного, осмысленного, делового изучения жизни. Процесс обдумывания будущей книги есть необыкновенно важный процесс. Собственно, в этот период и решается: получится книга или не получится. Вот тут то и начинаешь ворошить свои закрома. Начинаешь отбирать драгоценное, важное, нужное. Начинаешь еще только в мозгу своем — организовывать, строить будущую книгу из хаоса впечатлений и образов, как дом из строительного материала.

Часто у нас, говоря о мастерстве писателя, имеют ввиду главным образом работу над словом, над образом, над эпитетом, точно все мастерство писателя состоит в том, чтобы написать хорошую фразу. Между тем этап создания книги еще до письменного стола, на мой взгляд, есть этап куда более решающий. В это время нужно прежде всего привести в ясность идеи и мысли, которые ты хочешь сообщить читателю; нужно привести в порядок то, что ты в жизни увидел, ибо материал огромный и в нем легко потонуть. И здесь я стою за план. Я знаю, что наши классики никогда без плана не работали.

Я не боюсь употребить — на этом этапе — слово «схема». Да, надо построить схему, чертеж будущей книги. Расположить людей, выяснить их взаимоотношения. Определить их судьбы. Ибо, по-моему, нет ничего интереснее в книге, чем судьба человека-героя. А эти судьбы — в руках писателя. Как можно писать о человеке, не зная его? Прежде всего надо завести у себя свой«отдел кадров». О каждом из своих героев надо знать абсолютно все, начиная с того, когда он родился и что с ним было до того, как он пришел на страницы книги, и кончая тем, что с ним будет потом, после того, как он ушел из книги.

Для современных произведений характерно изобилие героев. Но о каждом — о каждом появляющемся на страницах книги человеке — автор обязан знать все. Не важно, войдет ли все это в роман или нет. А знать — надо! Тогда одной меткой фразой можно будет охарактеризовать человека, и будут люди, а не персонажи, книги, а не штатное расписание.

Нельзя пренебрегать и точностью в отношении времени действия… Вспомним, как обычно начиналось повествование у классиков: «Теплым июньским вечером1858 года…» — и т. д. Из их книг всегда ясно, когда и где происходит действие. А в наше время, когда не то, что год, а каждый день неповторим, не похож на предыдущий, это особенно важно. Знаю это из собственного печального опыта. Неудача моей пьесы «Закон зимовки» во многом объяснялась тем, что я произвольно «сдвинул время», и получилась неправда, фальшь: то, что было возможно в Арктике 1935 года, когда я там был, стало уже невозможным в Арктике 1941 года…Шагнула вперед жизнь.

Вообще точность во всем — это закон для писателя. Тем из нас, кто работает над индустриальными темами, особенно необходимо знать, и хорошо, дотошно знать технику, технологию, производство. Человека труда невозможно показать без этого.

Мне довелось как-то присутствовать при обсуждении пьесы одного молодого драматурга. Пьесу все дружно критиковали. В ней были выведены два сталевара. Один — «консерватор», другой — «новатор», но оба они были одинаково бледны и неинтересны. Тогда мы попросили автора, чтобы он рассказал нам уже не «художественно», а своими словами, просто, чего хочет новатор и против чего спорит консерватор, и вдруг выяснилось, что автор сам не только не знает этого, а и вообще о мартеновском деле имеет смутное понятие. Стоит ли после этого удивляться, что пьеса не вышла?

Писатель должен до тонкости знать технику дела, даже не для того, чтобы ее описать, а чтобы самому все понять и увидеть, а увидев — найти в этом образное, то есть человеческое и поэтическое. Никто не требует от писателя, чтобы он описывал все эти винты и болты,— он пишет не прейскурант, но он должен все эти болты и винты знать, иначе для него и машина будет только железным хаосом, и человек — творец машины — останется непонятным. Скажу опять же из опыта. Только изучая техническую литературу, учебники горного дела, беседуя с мастерами и бывая в шахтах, смог я написать те страницы в своей книге «Донбасс», которые я люблю. И есть в этой книге несколько неточностей, за которые я мучительно краснею: значит, не все изучил, как надо!.. Я исправлю их в первом же издании. И опять поеду в Донбасс — смотреть, наблюдать, учиться…

Много, очень много должен знать писатель! Помимо главного, основного, ради чего пишется книга, он также должен знать и массу второстепенного. Я имею ввиду «второй план» в книге.

Сценарий законно не требует такого изобилия подробностей, как роман. И это понятно. Не нужно подробно описывать внешность героя — будет живой актер. Не нужно писать пейзаж — будет оператор. Будет живая натура. Будут режиссер, художники и т. д., и т. д. Кино имеет много изобразительных средств.

У писателя же, когда он пишет роман, только одно оружие — слово. Словом должен он обрисовать и героя, и натуру, и жизнь, которая идет там, на «втором плане». Да нужен ли вообще этот второй план? Необходимо нужен. Не ради украшения, озеленения книги, бог с ним. А для того, чтобы читатель видел в нашей книге не сочинение автора по разграфленной схеме, а самое жизнь. Жизнь со всеми ее красками, запахами, переливами, подробностями. Для этого и пейзаж нужен, и описания необходимы, и вся эта масса подробностей, которая как будто ничего и не решает в книге, а на самом деле и создает то очарование правды жизни, которое так покоряет нас в романах Шолохова, Фадеева, Федина. Катаева.

И писателю, когда он умеет это писать и знает жизнь, легче работать. Для меня, например, мучительно трудно сочинять «сцены в кабинете», заседания, камерные эпизоды. Понимаю, что надо эти сцены «расцветить». Вот и начинаешь: «он улыбнулся», или «ухмыльнувшись, сказал он», или «сдвинув мохнатые брови, проговорил он»… Самому скучно писать!.. А все от того, что не представлял я себе зримо ни этого кабинета, низала заседаний, где идет горячий, интересный спор; не описал я стола, на который мой герой мог бы опереться, не написал окна, в которое он посмотрел бы, не дал жизни за этим окном…

Здесь я говорю уже, как видите, о непосредственной работе писателя за письменным столом. Это — самый радостный и самый трудный этап рождения книги. Это — страда писательская. Тут решается, созрели ли твои замыслы, хватит ли силенок наполнить чертеж живой и горячей кровью.

Нас не раз учили наши большие мастера: побольше трудитесь над своим произведением, переделывайте, переписывайте!.. И это — золотые слова. Нет ничего радостнее, как работать, работать, работать над книгой!.. Переделывать, переписывать, видеть, как на твоих глазах зреет и хорошеет твое детище. Процесс творчества — самое дорогое в нашей работе.

Летом 1938 года я был призван на курсы командиров запаса. Я окончил курсы с отличием и был аттестован на должность командира батальона.

С тех пор я крепко связан с армией. Вскоре меня призвали снова, уже в мой полк (229-й стрелковый), где я последовательно был начальником штаба батальона, заменял комбата и, наконец, помощником начальника штаба полка по разведке. В этом качестве я участвовал в 1939 году в походе в Западную Белоруссию.

Затем в том же 1939 году был переброшен на Финский фронт. Участвовал в боях на Карельском перешейке. Имел неосторожность написать статью в армейскую газету, и тотчас же приказом ПУарма был возвращен в «первобытное состояние», в газету. После окончания финской кампании всех нас, литераторов, перевели в резерв ПУР.

Когда началась Отечественная война, я был назначен во фронтовую газету Южного фронта. С первого до последнего дня войны был военным корреспондентом. Путь этот кратко можно описать так: от Черновиц до Туапсе — на восток, а от Туапсе до Берлина — на запад.

За это время я написал «Письма товарищу», «Рассказы о солдатской душе», «Алексей Куликов, боец» и т. д.

Так случилось, что мне много пришлось воевать в Донбассе, дома.

В результате этого вышла моя книга «Непокоренные». Я написал ее очень быстро, и поэтому вышла она «сырой». Жалею, что не смог сделать все, что хотел. Но она вышла вовремя, я доволен и этим. Ее тираж уже перевалил за миллион экземпляров. Она переведена и издана в двадцати трех странах мира.

За эту книгу мне была присуждена Сталинская премия второй степени (за 1943—1944 гг.).

Войну я окончил в Берлине. Я присутствовал при взятии рейхстага, был на том заседании, где подписывалась капитуляция Германии, видел дохлого Геббельса и т. д., и т. д. Но об этом еще не успел написать. За время войны награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями за Одессу, Кавказ, Варшаву, Берлин. Всего имею девять правительственных наград.

После войны редакция «Правды» командировала меня на Балканы. Я объездил Болгарию, Румынию, Югославию, Венгрию и Чехословакию. Из Чехословакии меня по решению ЦК ВКП(б) вызвали и командировали в Японию. Я пробыл в Японии три с половиной месяца. Побывал и на Филиппинах. Об этом написал несколько очерков в «Правду».

Кроме перечисленных выше книг, написал еще пьесы «Юность отцов», «Закон зимовки» и сценарии для фильмов «Это было в Донбассе», «Непокоренные»,«Суд народов».

Осенью 1946 года после исторического решения ЦКВКП(б) о журналах, при смене руководства Союза писателей, я был избран секретарем партийной группы президиума ССП и членом секретариата Союза писателей. Был избран депутатом Верховного Совета РСФСР.

За сценарий «Донецкие шахтеры» мне была присуждена Сталинская премия II степени за 1951 год (совместно с Алексеевым Владимиром Абрамовичем).

 1952 год

 Источник:

  • Борис Леонтьевич Горбатов. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. М. «Правда», 1988

  • Насколько эмоционально автор рассказывает о своей жизни?

  • Какие мудрые, по его мнению, решения принимает Борис Леонтьевич?

  • На каких «поприщах» трудился Горбатов в течение жизни?

  • Умер молча, сразу, как от пули,
    Побледнев, лежит - уже ничей.
    И стоят в почетном карауле
    Четверо немолодых людей.

    Четверо, не верящие в бога,
    Провожают раз и навсегда
    Пятого в последнюю дорогу,
    Зная, что не встретят никогда.

    А в глазах - такое выраженье,
    Словно верят, что еще спасут,
    Словно под Москвой из окруженья,
    На шинель подняв, его несут.

    Это стихотворение Константина Симонова посвящено Горбатову!

4. Работа с краткой хронологической таблицей


Борис Леонтьевич Горбатов

Дата рождения:

[link]


5. Обсуждение романа «Донбасс»

Я душою принадлежу к разведчикам. Значит, буду писать о самом злободневном, о сегодняшнем, о том, чем сегодня живет наш народ, и Чем, следовательно, живу и я...

Б. Горбатов

Роман возвращает нас к 30-м годам, к зарождению стахановского движения, и концентрирует весь литературный опыт писателя: здесь публицистичность повествования сочетается с лиризмом, через лирического героя Сергея Бажанова автор ведет прямой разговор с героями романа и с читателем - о своем поколении, о судьбах Родины.

  • Какие основные сюжетные линии запечатлены в романе?

  • Как главные герои относятся к судьбе своего Донбасса в 30-е годы?

  • Какие черты характера Сергея Бажанова вам бы хотелось наследовать? Почему?

  • Подумайте, можем ли мы влиять на судьбу нашей Родины сейчас? Обоснуйте свои ответы.

6. Подведение итогов круглого стола.


Известный советский писатель Алексей Алексеевич Игнатьев, прочитав 9 мая 1948 года напечатанный в "Правде" очерк Б. Горбатова "Знамя победы", обратился к его автору с взволнованным письмом, в котором есть и такие строки: "Вы нашли нужные слова потому, что... были там, а не "рядом", чувствовали так, как чувствовали те, кому мир обязан миром..."

Вместе с героем, а не где-то "рядом" - точнее, пожалуй, нельзя сказать ни о жизни, ни о творческой позиции художника, чьи слова предваряют нашу статью. Эта позиция подсказывала ему животрепещущие темы, помогала найти своего героя и выработать приемы раскрытия его характера, создавала особую эмоциональную атмосферу книг.

Борис Горбатов был и остается современным писателем в самом точном значении этого слова. Он всегда держал руку на пульсе жизни. В разгар войны, в пору создания "Непокоренных", он говорил, что его нельзя заставить "откладывать на послевоенное время работу над широким полотном", потому что его темперамент, его сердце не позволяют ему это сделать. "Ячейку", свою первую книгу, он назвал в черновике "Повесть о сегодняшнем дне"; когда он еще неясно различал судьбы героев "Моего поколения", одно ему уже представлялось бесспорным: жизнь их он покажет "по сегодняшний день"; свой последний роман он мыслил как повествование о настоящем и будущем Донбасса.

Позиция художника обусловила и отбор известного писателю жизненного материала - "реальностей", по выражению Горького. "Я не мог бы написать "Непокоренные" о людях Винницкой области…"