Приложение 1
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Приложение 2
Николай Сладков
Чудо-зверь
...Иду я по лесу, а навстречу ребята. Увидели мой раздутый рюкзак, спрашивают:
— Грибов нет, ягоды не поспели, чего вы насобирали?
Прищуриваюсь загадочно.
— Зверя,— отвечаю,— поймал! Вы такого в глаза не видели!
Ребята переглядываются, не верят.
— Мы,— говорят,— всех зверей знаем.
— Так угадайте! — дразню ребят.
— И угадаем! Только какую-нибудь примету скажите, хоть самую маленькую.
— Пожалуйста,— говорю,— не жалко. Ухо у зверя... медвежье.
Задумались. У какого зверя медвежье ухо? У медведя, понятно. Но не медведя же я в рюкзак посадил! Медведь не поместится. Да и попробуй посади-ка его в рюкзак.
— А глаз у зверя... вороний! — подсказываю.— А лапы... гусиные.
Тут все рассмеялись и загалдели. Решили, что я их разыгрываю. А я ещё поддаю:
—. И лисий хвост!
Обиделись, отвернулись. Молчат.
— Ну так как? — спрашиваю.— Сами угадаете или сказать?...............
— Сдаёмся! — выдохнули ребята.
Не спеша снимаю рюкзак, развязываю завязки и вытряхиваю... охапку лесной травы! А в траве и вороний глаз, и медвежье ухо, гусиные и кошачьи лапки, и лисий хвост, и львиный зев. И другие травы: мышехвостник, лягушечник, жабник...
Показываю каждое растение и рассказываю: это от насморка, это от кашля. Это от синяков и царапин. Это красивое, это ядовитое, это душистое. Это от комаров и мошек. Это— чтоб живот не болел, а это — чтоб голова была свежая.
Вот какой «зверь» в рюкзаке. Слышали о таком? Слышать не слышали, но теперь представили.
Упорные одуванчики
Выхожу раз на поляну — вся поляна забросана одуванчиками! Кто-то наткнулся на эти золотые россыпи, глаза разбежались, руки зачесались — давай рвать и метать.
А нарвали — куда этакие охапки девать? Руки липкие, рубахи соком испятнаны. Да и не те это цветы, чтобы их в вазы ставить: пахнут травой, на вид неказистые. И уж очень обыкновенные! Растут везде, всем примелькались. Сгребли венки и букеты в кучу и выбросили.
Всегда как-то не по себе, когда видишь такое разорение: перья ли растерзанной птицы, ободранные ли берёзы, раскиданные муравейники... Или брошенные цветы. Зачем? Птица кого-то песнями радовала, берёзы радовали белизной, цветы — запахом. И вот всё разорено и загублено.
Но скажут: подумаешь, одуванчики! Это не орхидеи. Сорняками числятся.
Может, и в самом деле ничего в них особенного и интересного? Но ведь радовали же они кого-то.
А теперь........................................
...Одуванчики радовали и теперь! И удивляли.
Через неделю я снова оказался на той же поляне — сваленные в кучу цветы были живы! Шмели и пчёлы, как всегда, собирали с цветов пыльцу. А сорванные цветы прилежно, как делали это при жизни, утром открывались и закрывались вечером. Через месяц я вышел на поляну перед грозой — одуванчики были закрыты. Жёлтые венчики сжались в зелёные кулачки, но не завяли: они закрылись перед дождём. Обречённые, полуживые, они, как им и положено, предсказывали погоду! И предсказывали точно, как в свои самые лучшие цветущие дни!
Когда гроза отгремела и солнце затопило поляну, цветы раскрылись! И это им было положено — цветы выполняли свой долг.
Но уже из последних сил. Одуванчики умирали. Им не хватало сил превратиться в пушистые шарики, чтобы разлететься на парашютиках по полянам и прорасти в траве яркими солнышками.
Но это не их вина, они сделали, что смогли.
А мы-то считаем одуванчик самым заурядным цветком и не ждём от него ничего неожиданного!
Может, они и нас с вами видят? А?
Лес смотрит на нас разноцветными глазами цветов. Стыдно уронить себя в этих глазах.
И выбросили...
Есть у меня коллекция птичьих перьев. Собирал я их по-разному: поднимал в лесу оброненные пёрышки — узнавал, что с птицами произошло………………………………………какие птицы и когда линяют; брал два-три пёрышка от птицы, разорванной хищником,— просвещался, кто на кого нападает. Попадались, наконец, птицы убитые и брошенные охотниками: поганки, совы, нырки, гагары. Тут я для себя ничего нового не узнавал — всем известно, что многие охотники, кто по незнанию, кто по ошибке, а кто и просто чтобы ружьё проверить, палят в первых подвернувшихся птиц.
Однажды я решил проверить, много ли семян застревает в перьях? Ведь птицы разносят их по лесу. Закопал в землю несколько найденных семян. Они проросли. Я опознал почти все растения. Кроме одного: оно никак мне не поддавалось, хоть я и перелистал все свои справочники-определители.
Семя это я сощипнул с пера кукушки. Весной её подстрелил охотник, хотел сделать чучело, да завертелся с делами, стало не до неё, и он выбросил кукушку из холодильника на помойку.
Показал я росток знатокам из ботанического сада, они долго и пристально его разглядывали, качая головой и щёлкая языком. И только потом — не сразу! — покопавшись о своих учёных книгах, узнали в нём сорняк из... Южной Америки!
Я представил себе эту кукушку: как зимовала в тропиках, как ждала весну, чтобы вернуться на родину, как торопилась сквозь бури и ливни в наши северные леса — чтобы накуковать нам долгие годы...
А её взяли и застрелили.
И выбросили...
Великан
...Иду я по лесу, ничего худого не замышляю, а все от меня шарахаются! Чуть караул не кричат. Кто даже молча орёт.
Кого имеет ввиду автор?.............................……………………..
А ведь для многих в лесу мы сказочные великаны! Ты только ногу занёс, чтобы шагнуть, а над кем-то твой каблук навис, как грозовая туча! Мы в лесу по живому шагаем, проносимся, как циклон, как тайфун.
Если снизу на нас смотреть — мы что скала до неба!
Птенчик на кочке притих, прижался. Ты к нему от души добрые руки протянул, ты хочешь ему помочь. А у него от страха глаза закатываются! Сидел себе спокойно, а с неба вдруг гигантские щупальца протянулись! И голос гремит, на гром похожий. И глазищи как блистающие молнии.
Вот белка на макушку дерева юркнула от меня подальше, мышь замерла- и в норку, а ведь по делам спешили. Муравьи тащили соломинку, пришлось путь поменять-я же на их тропе потоптался, они сбились, засуетились…
И вот иду я по лесу, ничего худого не замышляю, а все пугаются, все шарахаются. И даже гибнут.
Что ж, теперь и в лес из-за этого не ходить? Уж и шагу шагнуть нельзя? Или под ноги сквозь лупу смотреть? Что ещё делать прикажете?.........................
А ничего! И в лес ходи, и валяйся в траве-мураве. Загорай, купайся, спасай птенцов, собирай ягоды и грибы. Одно только помни.
Помни, что ты — великан. Огромный сказочный великан. А раз ты огромный— не забывай о маленьких. Раз сказочный — изволь-ка быть добрым. Добрым сказочным великаном.