Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе в 8 классах составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:
Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Регионального учебного плана для общеобразовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, на 2011-2012, 2012-2013 учебный годы, утверждённого распоряжением министерства образования Иркутской области №920 от 12.08.2011г. «О региональном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области»;
Письма министерства образования Иркутской области № 55-37-5064/14 от 04.06.2014г. «Об использовании регионального учебного плана образовательными организациями Иркутской области»№;
Учебного плана МКОУ «Вихоревская СОШ №2», утвержденного приказом МКОУ «Вихоревская СОШ №2» № 64-а от 29.08.2014 года;
Основной образовательной программы МКОУ «Вихоревская СОШ №2» ООО, утверждённой приказом МКОУ «Вихоревская СОШ №2» №57от 30.08.2013. (для 5-9 классов);
Программы по литературе основного общего образования под ред. В. Я. Коровиной (2011 г.), учебника «Литература 8 класс. Учебник - хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных учреждений (авторы – составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин – М.: «Просвещение», 2012). Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 раза в неделю.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Требование к знаниям и умениям, формированию компетенций по литературе за курс 8 класса.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы(начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (развитие представлений); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
видеть развитие мотива, темы и творчества писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
обнаруживать связь между героем художественного произведения и эпохой;
видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;
видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
интерпретацией;
редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Учебно – тематический план.
Уроков в год – 68
Уроков в неделю – 2
Уроков вн. чт. – 10
Уроков р/р – 5
Учебно-методическое обеспечение по литературе в 8 классе.
Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 512 с.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное ученическое пособие на CD-ROM / Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М: Просвещение, 2012.
Рабочие программы по литературе. 5 – 9 классы (по программе под редакцией В.Я. Коровиной). Методическое пособие / Сост. Г.М. Вялкова; под ред. Л.Н. Савиной. – М.: Издательство «Глобус», 2011. (Образовательный стандарт)
Содержание тем учебного курса литературы 8 класс.
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Календарно – тематическое планирование по литературе в 8 классе.
Образную природу словесного искусства
Уметь:составлять тезисы и план прочитанного Сочинение-миниатюра
С.3-5
2 - 3
Устное народное творчество (2ч.)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
2. В мире русской народной песни.
1
Урок общеметодической направленности
Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного; строить монологические высказывания
С. 8 - 12
3.Предания как исторический жанр рус.народной прозы
1
беседа
Знать: определение понятия «предание», его жанровые особенности
Уметь: раскрывать особенности содержания и худ.формы предания
Учебник с. 6- 9
4 - 5
Древнерусская литература (2 ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
4.«Житие А.Невского». Защита русских земель от нашествия врагов
1
Беседа
практикум
Знать: определение понятия жанра, способы создания характера
Уметь: раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения
С.9-10
Инд. Задания по биографии Сервантеса
5. «Суд Шемякин» - сатирическое произведение XVII в.
1
Беседа
Работа с иллюстрациями
Выразительное чтение
Пересказ фрагментов
Фронтальный опрос
Обучение комментированному чтению;
Развитие устной монологической речи
6 -12
Литература 18 века (6 ч).
Д. И. Фонвизин. Историческая основа повести.
И. А. Крылов. Историческая основа басен.
6. Д.И.Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элементы классицизма
1
Расскз учителя
беседа.
Знать:основную творческую направленность писателя, определение понятия «классицизм»
Уметь:обосновывать осн. идею пьесы на основе анализа текста, анализировать образы
Чтение комедии «Недоросль»
Инд.задания: ---Рассказ о Стародуме
Анализ отд. сцен
7 – 8. Комедия «Недоросль». Проблемы комедии. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.
2
Комбинир.
Знать: :основную творческую направленность писателя, определение понятия «классицизм
Уметь: анализировать тект, давать хар-ку героям
Письменное задание (на выбор): 1.Актуальна ли комедия в сегодняшние дни
2.Образы помещиков. Приемы их создания
9. К/р № 1 по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
1
Урок развивающего контроля
Формирование у уч-ся умений к осуществлению контрольной функции.
Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речью.
Инд.задания
13 - 44
Литератур
19 века (31 ч).
К. Ф. Рылдеев. Связь с русской историей. А. С. Пушкин. Историческая основа повести. жанровое своеобракзие. Смысл повести.
М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Идейное содержание поэмы.
10. Язвительный сатирик и баснописец И. А. Крылов.
1
Лекция с элементами беседы
Чтение и беседа
Уметь: выделять гл. черты характера героя.
Наизусть басню
11. Осмеяние пороков в басне И. А. Крылова «Обоз»
1
Урок общеметодической направленности
Уметь анализировать текст
12. Историческая тема думы «Смерть Ермака» К. Ф. Рылеева.
1
Урок «открытия» нового знания
Формирование у уч-ся способностей систематизировать и обобщать уч. материал
Уметь узнавать и определять объекты в соответствии с содержанием.
13. .А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Тема любви и дружбы
1
Лекция с элементами беседы, анализа стихотворений
Знать: факты жизни поэта, понимать истоки дружбы
Уметь наблюдать за словом и его худ-ой функцией
Наизусть стих-ие Сочинение –миниатюра Дружба в жизни Пушкина«»
14 .Человек и природа в стих-ии Пушкина «Туча»
1
Беседа с элементами анализа
Знать: композицию,
Уметь: объяснять символический смысл
Наизусть «Туча»
Роман «Капитанская дочка –прочитать
Инд.задание сСообщение о творческой истории романа
15. .Роман «Капитанская дочка»
Тема русской истории в лтв-ве Пушкина.Замысел создания произведения
1
семинар
Знать: творческую истории. Романа
Уметь: определять тематику романа, сопоставлять худ.текст с историч.трудом
Гл.1,2 , Сжатый пересказ
16. Формирование характера Петра Гринева
1
Беседа
Обучен устному рассказу
Знать:особенности жанра, роль эпиграфов,
Уметь: 3владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. Давать хар-ку героям
Гл. 3-5
1.Краткий рассказ о жизни Гринева,
2.Сравнит.хар-ка Гринева и Швабрина
17. .Семья капитана Миронова
1
Комбин
Знать содержание изучаемых глав; систему худ.образов
Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге, давать хар-ку герочм
Чтение, пересказ глав
18. Гринев и Маша
1
Комбин
Знать: Знать содержание изучаемых глав; систему худ.образов
Уметь: анализировать текст, оценивая высокие духовные качества
План Характеристика Маши Мироновой
Подготовить материал о Пугачеве
19. Гринев и Пугачев
1
Комбин
Знать: историч.сведения о Пугачевском восстании, проблематику произведения
Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному
План-характеристика «Образ Пугачева в романе»
Подготовить сообщение «Бунтовщики в изображении рассказчика»
20. Гринев и Швабрин
1
Комбин
Уметь составлять сравнительную характеристику героев по плану
Сравнительная характеристика - план
21. «Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина.
1
р/р
.
Знать: проблематику
Уметь глубоко анализировать худ.текст, сопоставлять эпизоды
Домашнее сочинение
1.«Береги честь смолоду»
2.Нравственная красота Маши мироновой
22. К/р № 2 по произведениям А. С. Пушкина
1
Урок развивающего контроля
Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
23. .Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы
1
Вн. чт.
Знать: историю создания повести
Уметь: объяснять худож. Своеобразие
пр-ия
Инд. Задания по биографии Лермонтова
24. М.Ю.Лермонтов
.Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции поэмы
1
Комбин
Знать: содержание поэмы, оценку образа Мцыри В.Г.Белинским
Уметь: анализировать поэтич. пр-ие, выделять смысл части
Рассказ «Жизнь Мцыри в монастыре», «Характер и мечты юноши»
25. Образ Мцыри в поэме
1
Комбин
Знать: содержание, способы раскрытия образа гл.героя
Уметь: анализировать, производить сопоставительный анализ
Рассказ о Мцыри по плану, наизусть отрывок
26. .Своеобразие поэмы «Мцыри»
1
Комбин
Особенности романтизма, проявившиеся в поэме
Знать:черты романтизма как литературного направления
Уметь: вычленятьромантизма
Домашнее сочинение:
1.Чем меня привлекает Мцыри?
2.Подвиг ради свободы
27. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
1
Р/р
Уметь выделять и формулировать познавательную цель
28. .Н.В.Гоголь- писатель-сатирик. Комедия «Ревизор»
1
Объяснение нового материал с эл-тами беседы
Н.В.Гоголь- писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»
Знать:особенности драматургического произведения; определения понятия «комедия»;
Уметь:составлять тезисы к лекции, объяснять отношение современников к пьесе
Чт 1 действия, ответы на вопросы
Инд. сообщения
29. . «Ревизор» как социальная комедия
1
Комбин
Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор» Мастерство речевых характеристик
Знать: основы сценического поведения. Содержание комедии
Уметь:выразительно читать фрагменты, характеризовать особенности сюжета, композиции
Д.2, 3 читать, инд.задание:Рассказ об исполнителях роли Хлестакуова,
Ответы на вопросы
30 .Разоблачение пороков чиновничества в пьесе
1
Практич.
Сатирическая направленность комедии
Знать: приемы сатирического изображения, находить их в тексте,
Уметь:выражать свое отношение к прочитанному
Чтение комедии
31. Образ Хлестакова.
1
Практич.
Хлестаков и хлестаковщина
Знать:авторские средства раскрытия характеров
Уметь: анализировать поступки героев, их поведение
План хар-ки Хлестакова.
32. Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения
1
Комбин
Мастерство Гоголя в построении интриги. Особенности конфликта. Многозначность финала. Смысл эпиграфа
Знать: роль эпизода в драмат. Пр-ии
Уметь: объяснять крмпозицию пьесы, понимать роль «миражной» интриги. Называть средства создания
Цитатный план
Сообщение «говорящие фамилии»
33 .Повесть «Шинель» Образ «маленького» человека
1
Практикум
Тема города и «Маленького» человека. Гуманизм писателя.
Знать: роль детали в прозе
Уметь: оценивать интонации рассказчика при обрисовке
Роль фантастики в повествовании
34. И. С. Тургенев.
Изображение русской жизни и русского характера в рассказе «Певцы».
1
Вн. чт
Гуманизм театра Островского. Мотив любви и «Сердечной остуды»
чтение пьесы, ортветы на вопросы
35. М. Е. Салтыков – Щедрин. Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок).
1
Урок «открытия нового знания»
Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний.
Уметь устанавливать аналогии, уметь формулировать собственное мнение.
36. Роман М. Е. Салтыкова – Щедрина «История…» как пародия на официальные исторические сочинения.
1
Урок «открытия нового знания»
Примминение метода информационного поиска.
Научиться определять признаки литературной пародии в художественном тексте.
37. Сатира на чиновничество в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений».
1
Урок общеметодическнаправленности
Развитие творческих способностей уч-ся.
Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь.
38. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л. Н. Толстого.
1
Урок общеметодическнаправленности
Научиться аргументировать свои ответы
Уметь искать и выделять необходимую информацию.
С. 40 – 41, вопр
39. Психологизм рассказа Л. Н. Толстого «После бала».
1
Р/р
Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации содержания
Уметь анализировать текст
40. Нравственность в основе поступков героя рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
1
Урок общеметодическнаправленности
Научиться составлять портрет героя.
Уметь анализировать текст.
Выразительное чтение наизусть отрывка
41. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания в стих –ях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др.
1
Комбин
Уметь анализировать лирич.пр-ие
Наизусть, анализ стих-ия
42 Анализ лирического .стихотворения
1
Практикум
Уметь анализировать стих-еие о природе
Анализ стих-ия
43. Психологизм рассказа А. П. Чехова «О любви».
1
Урок - рефлексии
Научить синтезировать полученную информацию
Формирование навыков исследовательской деятельности.
45 - 63
Литература 20 века (21 ч).
И.А.Бунин.
Проблема счастья. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы
44. И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ»
1
комбин
Проблема счастья. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы
Знать: содержание рассказа
Уметь: определять тему, идею. Орценивать особенности прозы Бунина
Кто виноват в трагедии?
45 .А.И.Куприн «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст
1
Комбин
Нравственные проблемы рассказа.
,
знать: сюжет, фабула
уметь: выяалять нравственные проблемы , определять их худ.идею
Инд. Задания по биографии Блока
46. .А.А.Блок. Слово о поэте. «О доблестях, о подвиге и славе…», «О весна…»
1
Комбин
Своеобразие лирикиДлока, отражение в ней высоких идеалов
Уметь анализировать лирич. Пр-ие
Наизусть 1 стих-ие, анализ понравившегося
47. Поэма «Пугачев» С. А. Есенина на историческую тему.
1
Урок общеметодическнаправленности
Научить определять языковые и композиционные особенности поэмы
Формирование навыков исследовательской деятельности
48. К/р по творчеству С. А. Есенина и А. А. Блока
1
Урок развивающего контроля
Уметь планировать алгоритм ответа
Учить самостоятельно делать выводы
49. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».
1
Р/Р
Применять метод информационного поиска
Научить владеть изученной терминологией
Пересказ близко к тексту
50. Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе.
1
Урок «открытия нового знания»
Уметь моделировать монологическое высказывание
Научить аргументировать свой ответ
Инсцен. фрагмент
51.
М.М Зощенко. Сатира и юмор в рассказе «История болезни».
1
Практикум
Ж. «Сатирикон» Сатирическое изображение историч.событий
Знать историю ж.»Сатирикон» как строится юмористич. Произведение
Уметь определять худ.средства, создающие юмористич. или сатирич. эффект
Инд.зад о Твардовском, чтение поэмы «Василий Теркин»
52. М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне»
1
Урок общеметодическ направленности
Учить искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.
Научиться определять особенности повествования
53 . А.Т.Твардовский –поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин»
1
Лекция с элементами беседы
История создания поэмы «Василий Теркин»
Знать: историю создания поэмы,, понимать ее сюжет
Уметь: оределять род и жанр литерат.пр-ия. Формулировать тему, идею проблематику
Чтение отд.глав. Инд.задание
Из Зарубежной литературы (5ч).
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
54. Главы «Два бойца», «Поединок»
1
Комбин
Тема человека и войны в поэме
Знать понятия трагическое и комическое, народность
Чтение рассказов Шукшина
55. М. В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Ш. Окуджава «Песенка…»
1
Урок общеметодичес направленности
Научить определять идейно идеологическое содержание произведений о войне
Формировать навык выраз. чт.
56 – 57. Автобиографический характер рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
2
Урок рефлексия
Научиться применять алгоритм анализа эпизода
Формулировать свою точку зрения
Анализ эпизода
58. К/Р По произведениям о ВОв
1
К/р
Формирование навыка диагностической деятельности
60 – 61.Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов о Родине.
2
Урок общеметодическнаправленности
Научить определять жанровые черты лирического произведения
Учить формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора
Выучить стих-ние
64 - 68
62. Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира.
1
Урок общеметодическнаправленности
Формирование исследовательской деятельности
Учить определять идейное содержание трагедии
Выраз. чт.
63. Ромео и Джульетта – символ любви и верности. Тема жертвенности.
1
Урок «открытия нового»
Учить моделировать монологическое высказывание
Хар-ка персонажей
64. Ж. – Б. Мольер - великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежество буржуа.
1
Урок общеметодическ направленности
Самостоятельно делать выводы
Учить определять стилистические черты пьесы
65. Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго».
1
Урок рефлексии
Учить читать и понимать прочитанное
Формирование навыков взаимодействия в группе
65. Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве»
1
Урок общеметодическнаправленности
Извлекать необходимую информацию из прочитанного текста
Учить определять признаки классицизма
Сочинение
66 – 67. Обобщение изученного «В мире художественных образов».
2
10