Филологический анализ текста
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утёс» ( внеурочное занятие для учащихся 5-6 классов).
Анализ олимпиадных заданий по литературе последних лет, а также изменений, связанных с итоговой аттестацией выпускников приводят учителя-словесника к мысли о том, что от ученика всё чаще требуются умения анализировать текст, полноценно его воспринимать, понимать и создавать на его основе собственное речевое высказывание. По нашему мнению, наиболее эффективным способом работы с текстом является филологический анализ.
Филологический анализ текста — это синтез лингвистического и литературоведческого анализа, это такая форма работы, которая позволяет через анализ языковых, стилистических особенностей текста выйти на авторскую идею, понять замысел писателя. Однако странно было бы ожидать от пяти-, шестиклассника подробного, глубокого, всестороннего анализа поэтического текста, поэтому на начальном этапе такая работа представляет собой филологический комментарий - «комплексное комментирование, при котором совершенствуются знания и умения учащихся по лингвистике, литературоведению, стилистике, а также истории и культуре» ( [link] ).
Внеурочная деятельность предоставляет учителю широкий выбор произведений для анализа. Мы же решили сильно не отходить от программы учебника, а лишь слегка расширить её: взяли произведение изучаемого автора, не включённое в программу 5-6 класса по литературе ( мы работаем по учебнику Г.С.Меркина).
Итак, кое-что о М.Лермонтове дети уже слышали, кое-что из его произведений ранее читали. Как же начать с ними разговор о поэте? Давайте зачитаем строки из разных стихотворений и попросим ребят определить, какая тема в творчестве М.Лермонтова является основной.
1) Выхожу один я на дорогу...
2) Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом...
3) На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна...
4) Один я в тишине ночной;
Свеча сгоревшая трещит...
Дети обычно безошибочно угадывают, о чём идёт речь, а на вопрос учителя: «В чём причина такого мироощущения автора?» - высказывают предположения о том, что одиноким чувствует себя человек, лишённый семьи, друзей, родных, возлюбленной. Здесь можно рассказать им (или попросить заранее подготовленного ученика) о тяжёлой жизни, семейной драме поэта, можно зачитать отрывки из книги Татьяны Толстой «Детство Лермонтова».
Наконец, знакомим ребят со стихотворением «Утёс»:
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Здесь стоит провести словарную работу и выяснить у учеников, знают ли они значение слова «утёс». Можно показать фотографии (слайды) с изображением утёсов.
В стихотворении всего 2 строфы. Какую из них читать труднее и почему?
( Вторую строфу читать труднее: строки получаются рваными, появляется точка внутри строки, замедляется ритм стихотворения; нет лёгкости, которая была в первой строфе. Если дети уже умеют определять стихотворный размер, они могут отметить, что пиррихиев — безударных стоп — становится меньше, потому слог утяжеляется).
Какие события происходят во второй строфе? Почему так меняется настроение стихотворения?
(Утёс остаётся один, тучка покинула его, и он страдает; тяжёлые раздумья - «задумался глубоко» - делают его несчастным; он плачет, он постарел за одну ночь (эпитет «старого»), появились морщины (метафора); читателю очень жаль его).
Сколько законченных предложений в стихотворении? Как они располагаются?
(Два (случайно ли?) законченных предложения, т.е. таких, в конце которых стоит точка. Причём первое предложение начинается в первой строфе, а заканчивается во второй. Тучка исчезла, но оставила след после себя, память о себе; оставила часть себя утёсу - «влажный след»).
Какими были герои в первой строфе, когда их было двое, когда они были вместе? Какими вы их себе представляете?
(Тучка — весёлая, молодая, игривая, беззаботная; возможно, очень красивая, потому что автор использует эпитет «золотая»; утёс — великан; кажется, что он старше, мудрее; и он привязан к одному месту, он не может броситься в погоню за тучкой ).
В первой строфе есть зрительные, цветовые образы: «золотая», «лазурь». Почему их нет во второй строфе? (Когда расстаёшься с близким, с тем, к кому был сильно привязан, мир вокруг меняется; утрата очень большая, потому краски поблекли).
Почему во второй строфе появляется образ пустыни?
(Вряд ли это географическое понятие, скорее образ душевной пустоты).
Как вам кажется, почему автор выбирает образ тучки? Ведь логичнее было бы написать про облако: именно облако ассоциируется у нас с лёгкостью, подвижностью. Золотой цвет тоже больше подходит облаку, чем тучке.
(Облако — существительное среднего рода, автору же важно показать человеческие взаимоотношения, где есть ОН (утёс) и ОНА (тучка).
А если это действительно так, и Лермонтов показывает нам человеческие взаимоотношения, то кем могут приходиться друг другу ОН и ОНА, Утёс и Тучка? Что их может связывать друг с другом?
(Это могут быть влюблённые мужчина и женщина; это могут быть родственники: брат и сестра, отец и дочь. Они любят друг друга, и одному из них разлука даётся очень тяжело).
Определим вид рифмы (женская, мужская), рифмовки (парная, перекрёстная, опоясывающая). Случайно ли они использованы в этом стихотворении?
(Рифмовка опоясывающая, или кольцевая, напоминает объятия. Сначала тучка была в объятиях утёса, пусть недолго, одну ночь, но была. А теперь он, утёс, объят горем. Поэт будто хочет сказать, что сильная привязанность приносит страдания. Страдает сильнее тот, кто любит сильнее.
Рифма женская: во всех строчках ударными оказываются предпоследние слоги. Строки звучат мягко, создаётся особая атмосфера внешней тишины, покоя. Утёс задумался и плачет — не кричит, не стонет. Мужественный, стойкий, он страдает молча. Причина страданий — женщина).
Подведём итоги. О чём заставляет нас задуматься это стихотворение? Какой урок преподносит нам автор?