Рабочая программа по литературе 9 класс Коровина

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Пояснительная записка.


Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, соответствует базисному учебному плану школы.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечест­венной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; фор­мирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи уча­щихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.

Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)






Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.









Учебно-тематический план


















Содержание тем учебного курса.


Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.






Календарно-тематическое планирование


Домашнее задание


Дата по плану

Дата фактически

1


Введение.

Литература и её роль в духовной жизни человека.

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

План и пересказ статьи учебника «О древнерусской литературе». Прочитать «Слово о полку Игореве». Индивид. Задания.



Литература Древней Руси (3 ч.)




2








Литература Древней Руси.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер; историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.


Сообщение.

Отрывок наизусть.



3







Центральные образы «Слова о полку Игореве»


Знать: нрав­ственно-патриотическую идею «Слова».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.

Ответить на вопросы, индивид. задание



4

Образ автора и поэтика «Слова о полку Игореве»


Знать: жанр и композицию про­изведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

.Уметь: формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию

Ответить на вопросы, индивид. задание. проект презентация «Классицизм в изобразительном искусстве»



Русская литература ХVIII века ( 10 ч )


5

Классицизм в русском и мировом искусстве


Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции

Конспект статьи учебника, сообщение. Историко-культурные комментарии



6

М.В.Ломоносов: Жизнь и творчество (Обзор)


Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..

Наизусть отрывок, индивид. задания



7

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…».


Знать содержание оды, его особенность и форму.

Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.

Наизусть отрывок, индивид. задания



8

Г.Р.Державин: жизнь и творчество (обзор). Ода «Властителям и судиям».


Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Наизусть «Властителям и судиям». Сообщения




9

Г.Р.Державин. «Памятник»


Знать, какую роль отводит поэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

Наизусть «Памятник».





10

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву»

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Прочитать повесть «Бедная Лиза», индивид. задания



11

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.





12

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма.

Новые черты русской литературы.


Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию.

Индивид. задания, заполнить таблицу, ответить на вопрос.



13

Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя. (Урок внеклассного чтения)

Знать содержание произведения.

Уметь находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию.




14

Р. Р. Письменный ответ на проблемный вопрос по литературе 18 века.


Конспект статьи учебника, индивид. задания



Из русской литературы I половины ХIХ века ( 5 ч.)


15

Русская поэзия первой половины 19 в


Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Заполнить таблицу, ответить на вопросы



16



В.А.Жуковский – поэт-романтик









Знать основные черты романтизма как литературного направления

теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Выучить наизусть стихотворение «Море», биография Жуковского





17

В. А. Жуковский. «Невыразимое»




Знать основные черты романтизма как литературного направления

теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Прочитать балладу «Светлана»



18

В.А.Жуковский. «Светлана»: черты баллады




Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

Выучить наизусть отрывок



19

В.А.Жуковский. «Светлана»: образ главной героини






Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение

Письменный ответ на вопрос, сообщения.



А.С.Грибоедов «Горе от ума» (8 ч )


20

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

Составление таблицы. Ответить на вопросы, сообщения.



21

А.С.Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт


Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.


Ответить на вопросы, сообщения



22

А.С.Грибоедов «Горе от ума»: фамусовская Москва

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Выписать цитаты, выучить монолог Фамусова



23

А.С.Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.

Выучить монолог Чацкого



24

А.С.Грибоедов «Горе от ума»: язык комедии

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Выписать цитаты, ответить на вопросы



25

А.С.Грибоедов «Горе от ума» в критике

Знать основные положения статьи.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Читать статью И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений







26

РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».


Знать содержание комедии
Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Сочинение. Подготовиться к контрольной работе













27

Контрольная работа за 1 четверть

Знать изученный материал

Уметь анализировать текст




Ответить на вопросы




А.С.Пушкин (17 ч )

28

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.

Заполнить таблицу, сообщения



29

А.С. Пушкин. Лирика Петербургского, южного и михайловского периодов: «к Чаадаеву», «К морю», «Анчар»


Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта.
 Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразитель-но-выразительных средств.

Выучить стихотворение наизусть



30

Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина


Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств


Выучить стихотворение наизусть



31

А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…»

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..

Анализ стихотворения



32


Любовная лирика А.С.Пушкина

Знать адресатов любовной лирики.

Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.

Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.

Выучить стихотворение наизусть



33

А. С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.


Ответить на вопросы



34

РР Письменный ответ на проблемный вопрос по лирике А.С.Пушкина


Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст

Прочитать поэму «Цыганы»



35







А. С. Пушкин «Цыганы»

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

Прочитать трагедию «Моцарт и Сольери»



36



А. С. Пушкин. «Моцарт и Сольери»

Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд, вдохновение

Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.


Прочитать роман в стихах «Евгений Онегин»



37

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

Ответы на вопросы



38

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Главные мужские образы романа

Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».

Уметь давать характеристику героям, высказывать собственные суждения о прочитанном

Сравнительная характеристика героев



39

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Главные женские образы романа

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

Сравнительная характеристика героев.



40

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Взаимоотношения главных героев

Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.

Выучить письмо (по выбору учащихся)



41

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Образ автора

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

Ответы на вопросы.



42

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение.



43

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики

Знать основные положения статьи.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал.

Ответы-рассуждения по поднятым проблемам



44

РР Подготовка к сочинению по роману.

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

Д/р сочинение



М.Ю.Лермонтов ( 16 ч )



45


М.Ю.Лермонтов. Хронология жизни и творчества.

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта.

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы,

уметь находить их в тексте

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы



46

Образ поэта – пророка в лирике М. Ю. Лермонтова.

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.

Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений.



47

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

Знать адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на.лексическом уровне

Выучить наизусть стихотворение



48

М.Ю.Лермонтов. Тема родины в лирике поэта


Знать основные признаки эпохи.

Уметь выделять смысловые части текста

Выучить наизусть стихотворение



49

М. Ю. Леомонтов. Письменный ответ на один из поставленных проблемных вопросов по лирике поэта


Уметь составлять план ответа в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст

Подготовиться к контрольной работе за 2 четверть



50

Контрольная работа за 2 четверть




Знать изученный материал

Уметь анализировать текст




51

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: Общая характеристика романа


Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции






Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?



52

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (Главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина

Знать текст повести «Бэла», «Максим Максимыч».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей


Характеристика образа Печорина




53





М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). Журнал Печорина.





Знать текст

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

Анализ эпизода, перечитать новеллу «Фаталист»






54

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (Глава «Фаталист»: философско-композиционное значение новеллы

Знать философско-композиционное значение новеллы

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.



Ответить на вопросы



55

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Дружба в жизни Печорина

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.



Статья учебника



56

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Любовь в жизни Печорина

Знать место образа Печорина в системе женских образов

Уметь делать сравнительную характеристику, анализ эпизодов




Прочитать критические статьи



57

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: оценка критиков

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.

Подготовиться к контрольной работе; краткий конспект статьи В.Г.Белинского.



58

Контрольная работа

по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»


Уметь создавать письменные высказывания на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта

Прочитать фрагменты «Божественной комедии» Данте



59

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (Фрагменты)





Н.В.Гоголь ( 7 ч )


60


Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор) «Мёртвые души». Обзор содержания. История создания поэмы.

Знать страницы жизни и творчества Гоголя; историю создания поэмы, композиционные особенности, жан­ровое своеобразие.


Уметь выделять главное.

Сообщение о жизни и творчестве писателя.

Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю»



61


Поэма «Мёртвые души». Образы помещиков

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.


Уметь восприни­мать художествен­ное произведение в контексте эпох.

.Характеристика помещиков










62

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Образ города

Знать содержание поэмы, понятие «сатира»

Уметь находить элементы сатирического.


Создать обвинительную речь




63

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Образ Чичикова

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметь анализировать эпизод, характери­зовать образ города, персонажей поэмы.

Характеристика города и героев литературного произведения.



64

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Образ России, народа и автора в поэме

Знать содержание поэмы,

Уметь анализировать эпизод, характери­зовать образ России, персонажей поэмы, определять позицию автора.

Отрывок наизусть




65





Н. В. Гоголь. Специфика жанра

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие чичиковщина

Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе



образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов.


Подготовиться к контрольной работе



66

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Контрольная работа

Уметь создавать письменные высказывания на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта






Русская литература второй половины ХIХ века ( 5 ч )


67

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя


Знать жизнь и творчество Достоевского.

Уметь характеризовать героя и средства создания этого образа




Сообщения, характеристика образа главного героя






68

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: Образ Настеньки


Знать роль истории Настеньки, содержание и смысл сентиментальности в понимании автора

Уметь характеризовать героиню и средства создания этого образа


характеристика героини








69


А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.


Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.


Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев.



70


А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: Проблема истинных и ложных ценностей


Знать творческую биографию писателя, содержание произведения, образ «маленького человека»

Уметь определять истинные и ложные ценности героев


Прочитать рассказ «Тоска»



71

А. П. Чехов. «Тоска»: Тема одиночества человека в многолюдном городе





Знать о роли образа города в рассказе

Уметь рассказать о жанровых особенностях рассказа, подбирать примеры, иллюстрирующие понятие «рассказ».


Ответить на вопросы, сообщения



Русская литература ХХ века. (26 ч)

72

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.


Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.

Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение


Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века

Прочитать рассказ «Тёмные аллеи»



73

И. А Бунин. «Тёмные аллеи» Мастерство писателя в рассказе

Знать понятие «лиризм повествования» , психологизм в литературе.

Уметь использовать художественную деталь в характеристике героя


Читать стихи поэтов Серебряного века.



74

Поэзия Серебряного века А. А. Блок «Ветер принёс издалёка», «О, весна, без конца и без краю…»


Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать стихотворения А.Блока

Выучить стихотворение наизусть



75

А, А. Блок. «О, я хочу безумно жить»,стихи из цикла «Родина»

Знать основные факты биографии поэта , особенности его художественного метода

Уметь выразительно читать стихотворения А.Блока, анализировать их, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Выучить стихотворение наизусть



76

С. А. Есенин. Тема России.

Знать основные события творче­ской биографии поэта, его про­граммные произве­дения.

Уметь анализиро­вать поэтический текст, выделяя тропы и стилисти­ческие приемы


Выучить стихотворение наизусть



77

С. А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека

Знать основные события творче­ской биографии поэта, его про­граммные произве­дения.

Уметь анализиро­вать поэтический текст, выделяя тропы и стилисти­ческие приемы


Выразительное чтение и анализ стихотворений



78

С. А. Есенин. О любви

Знать основные события творче­ской биографии поэта, его про­граммные произве­дения.

Уметь анализиро­вать поэтический текст, выделяя тропы и стилисти­ческие приемы

Выучить стихотворение наизусть



79

В.В.Маяковский. «А вы могли бы?»

Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Уметь выразительно читать

стихотворения Маяковского.

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть.



80


В. В. Маяковский «Послушайте!», «Люблю» (отрывок), «Прощанье»

Знать особенности стиха, ритма, словотворчества, системы стихосложения Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения Маяковского.

Подготовиться к контрольной работе




81


Контрольная работа


Прочитать «Собачье сердце» М. А. Булгакова




82

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: Проблематика и образы

Знать основные события творче­ской биографии писателя, его про­граммные произве­дения.

Уметь характеризовать тематику, проблематику произведения, идейно-эмоциональное содержание


Сообщения, вопросы



83

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести

Уметь соотносить содержание повести с реалистическими и фантастическими принципами изображения жизни и человека

Ответить на вопросы



84

М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.


Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ.



85

М.И.Цветаева

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.


Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ.



86


А.А.Ахматова Стихи из книг «Чётки», «Белая стая», «Подорожник» «Anno Domini»


Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.



87

А.А.Ахматова Стихи из книг «Тростник», «Седьмая книга», «Ветер войны», из поэмы «Реквием»



Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ.



88

Н.А.Заболоцкий. Стихи о человеке и природе. «Я не ищу гармонии в природе»

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.



89

Н.А.Заболоцкий.

Тема любви и смерти в лирике поэта

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.




90



М.А.Шолохов. «Судьба человека»:проблематика и образы


Знать особенности композиции рас­сказа «Судьба че­ловека».

Уметь характери­зовать образ глав­ного героя

Анализ рассказа, биография Шолохова



91

М.А.Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа


Знать значение картин природы для раскрытия идеи рассказа

Уметь анализировать отрывки

Ответить на вопросы



92

Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и любви

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.


Выразительное чтение стихотворений и их анализ.



93

Б.Л.Пастернак. Философская лирика поэта.



Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.



94

А.Т.Твардовский. Стихи о Родине и природе в лирике поэта.


Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэте. Выразительное чтение стихотворений и их анализ



95

А.Т.Твардовский. Стихи поэта-воина


Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.


Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ



96


А.И.Солженицын.

«Матрёнин двор». Проблематика. Образ рассказчика.

Знать автобиогра­фическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие расска­за

Рассказать о писателе

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа



97

А.И.Солженицын.

«Матрёнин двор». Образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи.

Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.

Подготовиться к контрольной работе



98

Контрольная работа

Знать основные факты из жизни и творчества писателя. Знать проблематику и идейное содержание произведения




Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков (2 ч)


99

Песни и романсы на стихи поэтов 19 века

Знать основные мотивы и темы русского романса читать произведение

Уметь выразительно читать произведение


Анализ, сообщения





100

Песни и романсы на стихи поэтов 20 века

Знать основные мотивы и темы русского романса читать произведение

Уметь выразительно читать произведение


Прочитать трагедию «Гамлет»





Из зарубежной литературы ( 5 ч. )


101

У.Шекспир. «Гамлет». Образ главного героя.

Знать биографию Шекспира, характеристику гуманизма эпохи Возрождения

Уметь составлять характеристику главного героя


Биография Шекспира



102

У.Шекспир. «Гамлет». Тема любви в трагедии

Знать характеристику Гамлета и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.





Прочитать «Фауста» Гёте



103

И.-В. Гёте. «Фауст». Сюжет и проблематика




Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Ответить на вопросы



104

И.-В. Гёте. «Фауст». Идейный смысл трагедии


Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Подготовиться к итоговой работе



105

Итоги года и задания для летнего чтения







Учебно-методическое обеспечение

для ученика:

1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2015.

для учителя:

1. Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Н. В. Беляева., - М.: Просвещение, 2014.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2010.

3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2009.

4. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2011.

5. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2015.


Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. [link]