Урок-дискуссия в 11 классе
Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина
«Господин из Сан-Франциско» (1915 г.)
Биккулова Вера Андреевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ № 5 г.Владивостока»
Цель урока – выявить особенности художественного стиля писателя, идейный смысл рассказа, вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни.
В ходе урока идет фронтальная беседа, учащиеся работают по группам, сами формулируют вопросы и отвечают на них.
Чтение отрывка из стихотворения И.А. Бунина
Твой труд переживет тебя, поэт,
Переживут творца его творенья,
Живого не утратит выраженья
С тебя когда-то писаный портрет –
И станешь ты незримый, бестелесный,
Мечтою, мыслью, сказкою чудесной…
Так о поэте говорил И.А. Бунин, но, очевидно, это и о нем самом. По-прежнему нас волнуют его произведения. Почему?
В произведениях писателя все имеет глубинный смысл, нет ни одного лишнего слова. И.А. Бунин говорил: «Как же все-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной».
И слово приобретает свою мелодию с названия.
В чем особенность названия произведения?
Оно сухое, лаконичное.
Почему?
Речь в этом рассказе о жизни, в которой нет места прекрасному, о жизни, в которой нечем восхищаться.
О чем этот рассказ? Случайно ли ослаблен сюжет? Видимо, нет. Писателя не интересует, что делал герой. Тогда что же его интересует? Почему автор не называет своего героя по имени? Каким рисует его портрет? Какое возникает у читателя чувство и почему?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Анализируя текст, отмечаем внимание к художественной детали, находим авторскую иронию. Господин всю жизнь стремился сравняться с теми, кого взял за образец, теперь сумел позволить себе маршрут с Европы, быть среди отборного общества.
Но ирония авторская грустная.
Выясняем, что представляет собой общество на пароходе и в трюме парохода.
Прием контраста.
Верхние этажи, где жируют привилегированные классы. «Утром пили кофе, шоколад, какао, затем садились в ванны…» (цитата).
Нижние этажи, где без устали снуют ошалевшие от грохота и адской жары рабочие.
Как чувствует себя господин во время путешествия? Чего ждал от этого путешествия?
Он верит в заботливость всех тех, кто кормил и поил его, предупреждалиего малейшие желания, таскал его вещи. Но постепенно наступает разочарование: «повсюду одно и то же», декабрь «выдался» не совсем удачный, сырость и вонь от гнилой рыбы в Неаполе. Господин и госпожа стали по утрам ссориться. Во время поездки на Капри пароходик так «валяло со стороны на сторону», что господин чувствует себя совсем стариком, с тоской и злобой думая об этих людишках, называемых итальянцами.
«Это и есть подлинная Италия, которой он приехал наслаждаться». Почувствовал отчаяние. Природа побеждает господина. Именно сейчас у него начинают пробуждаться чувства. Это ли «наслаждение»?
Интонация рассказа становится мрачной, чувствуется приближение трагедии.
В чем видит наслаждение в этот вечер?
«В первой ложке супа, в первом глотке вина».
Последние минуты жизни господина проанализируем.
Роль художественных деталей. Кто сейчас перед нами? Человек или господин?
Человек с живыми чувствами. Перед смертью он ведет себя как человек, а не «заведенный механизм». Он очень долго умирает, так как всеми силами цепляется за жизнь. Ведь лишь сейчас он понимает, что откладывать «наслаждение жизнью» нельзя, нужно ценить жизнь сегодня, сейчас, такой, какая она есть.
Как окружающие на «Атлантиде» восприняли смерть господина? Как он возвращается?
Подчинившись общему закону, он уже становится не «господином из Сан-Франциско», а просто мертвым стариком, чья близость раздражает прочих веселящихся господ неуместным напоминанием о смерти.
Отъезд героя на той же «Атлантиде», только теперь не в каюте-люкс, а в железных недрах парохода, куда не доносится сладостно-бесстыдная музыка вечного празднества салонов.
Новое сплетение контрастов, бессмысленность жизни человеческого общества, разъеденного социальными противоречиями.
Обратимся к эпиграфу урока.
В чем же истинное наслаждение?
Обратимся к году написания рассказа.
Мысль о неотвратимой гибели этого мира. Образ греха, громадного зла, в котором протекает жизнь человека гордого со старым сердцем. Несправедливость общественного строя с точки зрения вечных законов, управляющих человечеством.
Смысл символики у И.А. Бунина: «Атлантида», образ Дьявола. Природа в рассказе. Побеждает природа, в ней все живое, в отличие от господ с их «заведенным механическим порядком».
Человеку нужно успеть многое сделать в этой жизни. Вечные вопросы поднимает писатель в своем рассказе. На них мы ищем ответы.
Описывая размеренный «Отчет о жизни дня» господина, И.А. Бунин использует вводные слова: во-первых, во-вторых; указание точного времени: в пять часов, в семь часов – мертвенная регламентация времени.
Словарь И.А. Бунина богат, добивается выразительности не столько количественным расширением используемых слов, сколько виртуозностью их сопоставления и сочетания: «траурные волны», «надвигающийся чернотой остров», «несметные глаза».
Внешняя красота бунинского текста всегда обеспечена и во многом обусловлена глубиной его содержательности.
Перечитывая рассказ, вы будете открывать все новые и новые грани бунинского шедевра.