Урок-проект для 11 класса по литературе. «Война не значилась по документам»(по произведениям об Афганской войне)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Урок-проект для 11 класса по литературе.

«Война не значилась по документам»(по произведениям об Афганской войне)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Заявленная тема и цель урока актуальна, так как большинство учащихся имеют нечёткие представления об этой войне и вообще о современных войнах.

Изучение темы Великой Отечественной войны начинается в курсе литературы с начального звена; это такие произведения как «Портрет отца» Анатолия Игнатьевича Приставкина, «Земляки» и «Этого праздника люди ждали», «Памятник солдату» Льва Кассиля; «Победа» Сергея Алексея и некоторые другие. Перейдя в среднее звено, ребёнок продолжает знакомиться с трагической и героической темой, с трудностями военного времени, героизм тружеников тыла в произведениях Твардовского, Распутина, Платонова, Астафьева, в поэзии поэтов-фронтовиков. В 11 классе литература Великой Отечественной войны изучается обзорно.

А вот о войне, которая оказалась в два раза длиннее Великой Отечественной, обучающиеся знают ровно столько, сколько позволяют увидеть кинофильмы и учебник истории; в курсе школьной программы по литературе заявленная тема не затрагивается.

Во время этой войны, войны в Афганистане, войны в Чечне, как и на любой войне, кто бы её и во имя чего ни вёл – люди совершают подвиги. Говорят, что есть что-то безнравственное в разглядывании чужого мужества и риска, но без этого нельзя – это наша история, это наша жизнь.


Форма проведения: урок – проект с использованием мультимедиа


Цель урока: дать обзор литературы об Афганской войне, показать истоки изображения современной войны.

Форма урока-проекта позволит решить следующие задачи:

- обобщить и систематизировать знания об Афганской войне;

- закрепить навыки анализа текста литературного произведения;






- научить самостоятельному достижению заданных целей;

- сформировать навыки публичного выступления.

Требования к предмету:

  1. Тема проекта является значимой в образовании школьников.

  2. Результаты проекта имеют большую теоретическую и практическую значимость для учащихся.

  3. Способствует отработке практических навыков анализа литературного произведения.

  4. Тема проекта требует высокой активности обучающихся при самостоятельной работе.

  5. Проект содержит шесть этапов:

- планирование

- аналитический

- обобщение информации

-презентация полученных результатов

- рефлексия

- подведение итогов.

6. В проекте использованы методы:

Проблемно-поисковый, самостоятельная работа, обобщения, творческий.


Ожидаемые результаты:

  1. Обучающиеся знают факты Афганского конфликта и произведения, посвященные заявленной теме.

  2. Умеют самостоятельно анализировать литературный текст.

  3. Владеют навыками, умениями, самостоятельной и групповой работы.


Характеристика проекта:

Проект практико-ориентированный, по характеру контакта – индивидуальный, по времени – долгосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный.


  1. Планирование

На данном этапе происходит обмен мнениями и согласование интересов учащихся

Общая тема проекта, «Современная война. Война в Афганистане» делится на подтемы, которые ученики выбирают самостоятельно.

  1. Историк– освещает исторические факты войны в Афганистане, проводит статистические документальные данные.





  1. Литератор – даёт обзор произведений, посвященных Афганской войне, делает анализ одного из них.

  2. Краевед – исследует исторические данные об участии зауральцев в Афганской войне и раскрытие заявленной темы в произведениях писателей Зауралья.

  3. Кинематографист – раскрывает отражение темы урока в кинематографии.


2.Аналитический этап - этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации. Во время данного этапа каждый ученик ищет и собирает информацию, учитывая тему урока, кинематографисты подбирают иллюстрации и фотоматериалы.


Последовательность работы:

  1. Учитель подводит каждого обучающегося к формулировке задач.


  1. Учащиеся определяют, где и какие данные им предстоит найти.

  2. Определяют способ сбора информации (работа с литературой, интернетом и т.д.).

  3. Ученики интерпретируют факты делают выводы.

Учитель находится в роли активного наблюдателя и следит за ходом исследования.



3.Этап обобщения информации.

На данном этапе осуществляется объединение в единое целое полученной информации.

Учащиеся делают сообщения ,подтверждая их презентациями.


  1. Этап презентации.

Каждому участнику предлагается прочесть выразительно стихотворение относительно заявленной темы урока и дать его краткий анализ.


  1. Рефлексия.

Анкета

  1. Что нового узнали в ходе работы над темой проекта?

  2. Что принесло вам наибольший успех?





Почему вы так думаете?

  1. Что удалось? Что не получилось? Почему?

  2. Что, по – вашему, даёт метод проектов?


  1. Домашнее задание.

Сочинение «Чтобы больше не было никакой войны…»




































Приложение 1


  1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем.

  2. Эффективность использованных методов.

  3. Активность каждого участника.

  4. Глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других наук.

  5. Уровень владения материалом по проблеме, умение донести его до слушателей.

  6. Эстетическое оформление проекта.


































Приложение 2


Список литературы для учителя


  1. Афанасьев Т.Н. Особенности использования методов проектов в

современной школе /Наука и школа. – 2003. - №

6. - с.56-57.

2. Баитова Н.И. Проектная деятельность школьников /Сборник

практических материалов в помощь слушателям

Курсов повышения квалификации. – Курган. –

ИПК и ПРО. – 2006.

3 Гаврилин А. Организация работы по проектам /А.Гаврилин/

Школьное планирование. – 2004.- № 3 – с. 4-20.

4 Гуленко Т.Н. Проблемы внедрения метода проектов в школе /Т.

Н. Гуленко//Образование в современной школе. –

2004. - № 12 – с. 15-22

5. Жуковский И.В. Проектная инициатива в воспитательном процессе

школы /И.В. Жуковский, А.И. Жуковская //

Образование в современной школе. – 2002 – № 2.

С. 47-50.

6. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения

компетенции школьника / Е. Постникова //

Сельская школа. – 2004. - № 2 – с. 75-78.

  1. Чечель И. Метод проектов, или попытка избавить учителя от

обязанностей всезнающего оракула /И. Чечель//

Директор школы. – 1998. - № 3 – с. 11-17, - № 4 –

С. 3-10.

















Список литературы для учащихся.


  1. Алексиевич С. Цинковые мальчики /Дружба народов. - № 7. – 1990.

  2. Из пламени Афганистана / Поэтический сборник стихотворений и

Песен. – Москва. – «Советская Россия». – 1990.

  1. Рассказы, очерки, стихи. /Сборник «1979 1989». – Москва. –

«Советский писатель». – 1991.

  1. Тобол /Литературно-публицистический альманах. – Курган.-

«Парус – М». – 2003.

  1. Усманов В. Зовущий колокол, огнём горящий меч. – Курган. –

«Парус – М». 2003.






























Приложение № 3


Работа группы литераторов


Прежде всех других жанров проявилась эта тема в поэзии, заявила о себе в авторских воинских песнях.

Участие в боевых действиях пробудило поэтические способности у многих и многих воинов. Широко известны песни на стихи Игоря Мороза, Юрия Кирсанова, Игоря Кошеля, Николая Кирженко, Валерия Петряева, Валерия Ковалева и многих других авторов-исполнителей. Когда читаешь сейчас стихи ребят, воевавших в Афганистане, стихи, пришедшие из боя, невольно вспоминаешь поэтов фронтового поколения, которые вынесли из войны свою поэзию, идеалы, души, сердца.

Именно из этих стихов и песен ранее всего узнали мы о чувствах и переживаниях наших ребят на Афганской земле, а потом уж газеты рассказывали о подвигах. Есть немало и профессиональных поэтов, которые разделили народную боль, принесённую войной. Стихи этих поэтов вошли в последний раздел книги «Из пламени Афганистана»

За спиною и горы, и горе.

За спиною военный Афган.

И строкой автоматною вторит

Эхо долгое, прячась в тумане.


За спиною погибшие души

И пропавшие души ребят.

И мы с болью ещё будем слушать

Эхо долгое, глядя назад.

Сборник «1979-1989»

Это работы советских и афганских литераторов носят скорее характер репортажа. И это понятно, ведь долгие годы создавался размытый, полный умолчаний, а значит и искажённый образ афганских событий. В сборнике приведено множество примеров истинного героизма наших ребят, честно и доблестно выполняющих интернациональный долг.

В прибывший поезд не нужен билет,

И уже обнимаю с разбега

Ветерана войны девятнадцати лет

На исходе двадцатого века.






Все прозаические произведения на данную тему отличаются эпистолярностью и документальностью жанров, а также чаще записаны в форме воспоминаний.

Подробнее хотелось бы остановиться на произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». Произведение начинается эпиграфом –

«История солжёт», взятым из произведения Бернарда Шоу, все вокруг говорили об интернациональном долге, о геополитике, о державных интересах и южных границах – это произведение первое, которое говорит открыто об ужасах никому ненужной войны. Долгое время цензура внимательно следила, чтобы в военных очерках не упоминалась о гибели наших солдат, уверяя, что «ограниченный контингент советских войск» помогает братскому народу строить дороги, развозить удобрение по кишлакам, а советские врачи принимают роды у афганских женщин. Многие верили в это. А в восемьдесят третьем приехал в Москву. Тут жили так, вели себя так, как будто нас там не было. И войны не было. Я шёл по Арбату и останавливал людей.

- Сколько лет идёт война в Афганистане?

- Не знаю…

- Сколько лет идёт война?..

- Не знаю, зачем это вам?

- Сколько лет?..

- Кажется, два года…

- Сколько лет?..

- А что, там война? На самом деле?

Путь Светланы Алексиевич – это путь – от человека к человеку, от документа к образу. Каждая глава – отдельная исповедь очевидцев событий; военнослужащих, рядовых и офицеров, медицинского персонала, родных солдат, побывавших в этом аду – именно поэтому часто обрываются мысли, а слёзы застилают глаза.

Там у нас никогда так не было, чтобы у каждого свой котелок и своя ложка. Один котелок – все наваливаемся, человек восемь. Но Афган – не увлекательная история, не детектив. Лежит убитый крестьянин – тщедушное тело и большие руки… Во время обстрела просишь, (кого просишь, не знаю, бога просишь): пусть земля расступится и спрячет меня… Пусть камень расступится… Жалобно поскуливает во сне минно-розыскные собаки. Их тоже убивали, ранили. Лежали рядом, убитые овчарки и люди, забинтованные собаки и люди. Люди без ног, собаки без лап. Не разобрать, где на снегу собачья кровь, где человеческая. Сбросят в одну кучу трофейное оружие – китайское, американское, пакистанское, советское, английское, - и это всё, чтобы тебя убить. Страх человечнее смелости, боишься, жалеешь хотя бы самого себя… Загоняешь страх в подсознание. Не хочется думать, что будешь лежать, невзрачный и маленький, за тысячу километров от







дома. Уже в космос люди летают, а как убивали друг друга тысячи лет назад, так и убивают. Пулей, ножом, камнем… В кишлаках наших солдат вилами деревянными закалывали…

В таких условиях выживали русские солдаты. Конечно, как на любой войне, люди были разные одни хотели нажиться, другие просто выжить, третьи мечтали о наградах.

Горе матерей, потерявших сыновей не изменить никакими мерками, особенно сыновей здоровых и молодых.

- Моё ты солнышко.

Забрали в армию. Я молила не о том, чтобы его не убили, а чтоб не били. Дура, не думала, не знала, куда сына отдаю. Боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывали, что и туалет зубной щеткой могут заставить чистить, и трусы чужие стирать. Я этого боялась. Попросил: «Пришлите все свои фото – мама, папа, сестренка. Я уезжаю…»

Куда уезжает, не написал. Через два месяца пришло письмо из Афганистана: «Ты, мама, не плачь, наша броня надёжная».

- Моё ты солнышко… Наша броня надежная…

Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть.

За что? Почему он? Такой ласковый. Добрый. Как это его нет? Медленно убивают меня эти мысли. Я знаю, что умираю – нет больше смысла жить. Иду к людям, тащу себя к людям…

Я не сумасшедшая, но я его жду… Рассказывают случай… привезли матери гроб, она его похоронила… А через год он возвращается, живой, только раненый был… У матери разрыв сердца… А я жду… Мёртвым его не видела…

Не целовала… Жду…

Это только три главы, воспоминания трёх матерей, а сколько их, чувствовавших то же самое чувство.

Говорят, туда не посылали против воли? Да, но вот была ли эта их воля собственной, личной?

Был и такой вопрос: «А вы могли не поехать в Афганистан?» Я? Я… У нас отказался лишь один, командир батареи майор Бандаренко:

- Родину пойду защищать. А Афганистан не пойду.

Первое, что с ним сделали: суд офицерской чести – исключить за трусость! Пройти через это мужскому самолюбию? Петля на шею, пистолет к виску. Второе – понизили в должности, как мы говорим, рассыпали звезду: из майора стал капитаном. И в стройбат. Через это пройти? Выгнали из партии. И через это? Выгнали из армии. И через это? Военная косточка, тридцать лет в армии.

- Что ты можешь? – спрашивают у офицера.








- Могу командовать ротой. Могу командовать взводам или батареей.

Те, которые вернулись с войны долгое время не могли вернуться к реальности, не просто не могли, а даже не хотели.

«Каждую ночь видишь один и тот же сон, всё прокручивается заново. Все стреляют, и ты стреляешь… Все бегут, и ты бежишь… Падаешь, просыпаешься… На больничной койке… И тут вспоминаешь: ног нет… Тут возвращаешься в действительность.

Мне двадцать два года, вся жизнь впереди. Надо жену искать. Была девушка. Сказал ей: «Я тебя ненавижу», - чтобы ушла. Жалела… Хочу, чтобы любила…

Приехал, мать, как маленького, раздела, всего ощупала. «Целенький, родненький». Сверху целенький, а внутри горит. Всё мне плохо: яркое солнце – плохо, весёлая песня – плохо, чей–то смех - плохо. В моей комнате те же книги, фото, магнитофон, гитара. А я другой… Через парк пройти не могу – оглядываюсь. В кафе официант станет за спиной. «Заказывайте» А я готов вскочить и убежать, не могу, чтобы у меня кто-то за спиной стоял.

Почти все хотели обратно. Почему? «Там друг – друг, а враг- враг. Всё ясно».

Говорят, «есть что – то безнравственное в разглядывание чужого горя и чужих подвигов», но ведь без этого нельзя - это наша общая боль и наша история. Нельзя не говорить о тысячах ребят, не вернувшихся домой, о тысячах невест, не дождавшихся своих любимых, о тысячах матерей, которые годами надеялись на чудо. Всё это урок и напоминание для будущего поколения, для нас.

























Приложение №4

Работа группы краеведов

Почти три тысячи военнослужащих-зауральцев прошли нелегкими дорогами Афгана. У каждого из них пребывание там оставило на сердце и в памяти свои отметины, свои оценки и суждения.

На стенде только некоторые из них, те что получили звание героев Советского Союза (перечислить фамилии на стенде).

Издательством « Парус-М» совместно с Военным комиссариатом Курганской области была подготовлена книга «Живая память Афгана» ,в ней увековечены поименно все участники афганских событий , проживающие в нашей области, публикуется также ряд воспоминаний.

Многие поэты-зауральцы затрагивали тему Афганской войны в своем творчестве ,а некоторые начали писать стихи на войне.

За что судьба вручила нам

Страну войны и диких гор-

Забытый Господом Афган.

Он чей –то смертный приговор.

Это строки из стихотворения «Размышления» Михаила Сормачева- воина -интернационалиста.

Восемнадцатилетние и девятнадцатилетние парни мечтали вернуться домой, а их мамы не спали ночами, ожидая возвращения сыновей.

Милый сыночек, я все поняла,

Злая разлука тебя извела,

Дома все славно.







Ты зря не тужи,

Там, за границею, честно служи,

Всем командирам своим поклонись,

Только душманов, сынок, берегись! (В.М.Зуев).

Превыше всего на войне ценится дружба и преданность; это отражается и в авторских песнях зауральских поэтов. Вот слова песни на стихи Геннадия Артамонова «Прости, друг».

Под злыми звездами Афгана

Шагали рядом мы с тобой-

Два друга- парни из Кургана,

Что за Уральскою грядой.

Огнем свинцовым нас хлестнуло,

Земля дышала горячо…

Меня качнуло под Кабулом,

Но ты подставил мне плечо.

Война меняет человека, делает его серьезным, ответственным; попавшие туда юные мальчишки вернулись домой стариками с глазами полными грусти и отчаяния. Вернувшиеся оттуда, из ада, долгое время не могли прийти в себя, были способны на откровенный разговор, на воспоминания только в кругу своих.

Глаза полны голубизны

И так похожи на сыновьи,

Но было что-то в них и новое,





Глаза пришедшего с войны.

В глазах у парня отражались

Вся боль души, недавних ран…

Как выстрел, просьба поразила:

-Хочу опять в Афганистан.

Солдат, столкнувший с чинушей,

Пришедший помощь попросить,

Его сраженный равнодушьем,

Просился вновь в Афган служить.

-Хочу назад, к своим ребятам,

Пусть там бои и горячо…

Но дружба там, как клятва, свята,

В беде подставит друг плечо. (Евгений Русских).

Стихотворения посвящали и погибшим друзьям. Стихотворение «Последняя граната» посвящается Николаю Анфиногенову-Герою Советского Союза.

В далёкой стране, за горами- долами,

Солдатской присяге верны,

Не дрогнули, встретив смертельное пламя,

Ребята советской страны.

Убит командир БТР и водитель,

Все ближе губительный гром,

И крикнул друзьям Николай: «Отходите!

А я вас прикрою огнем!»

Горячая гильза на камни упала,

Умолк автомат под рукой,

И тихо вдруг стало… так тихо вдруг стало,

Как будто в деревне родной.

Его окружают душманы, как звери,

В глазах нетерпения зуд.

А он улыбнулся, он твёрдо поверил,

Отсюда они – не уйдут!

В афганских горах скоротечны закаты,

А враг и коварен, и сер.

Осталась одна боевая граната,

У парня из СССР.

«Я выполню долг свой и просто, и свято,

Родимая не подведи!»

Граната, последняя в жизни граната,

А жизнь вся была впереди…

Великий закон есть у всех революций-

В любые эпохи и дни:

Герои-бойцы никогда не сдаются,

Уходят в бессмертье они!

Геннадии Павлович Устюжанин-журналист и литератор нашего края. Его перо тяготеет к жанру очерка, рассказа, новелла, но мы знаем, что малая форма не освобождает от большого содержания.







В каждом из его рассказов есть неповторимое своеобразие обстоятельств и обстановки .Были в жизни Геннадия Павловича два года, которые оставили глубокий след и его душе- это работа советником при народно-демократическом правительстве в Афганистане. А это значит, он был участником войны, которую сегодня называют «локальной».

У Геннадия Павловича есть повесть « Жестокий ветер афганец». Место действия – Афганистан. В основу сюжета положены реальные события, происходившие в ущелье Пандшир в 1985 г. Это место в повести характеризует советский советник Григорий Петрович Павлов – один из героев повести. « Пандшир- это бойкое место, больное сердце в груди Афганистана»… . В центре повествования судьба реального человека, нашего земляка Юрия Ивановича Олькова, погибшего в Афганистане. Всем ходом повести писатель даёт понять, что его герой – человек «стоящий».

Так определил с первой встречи с ним в Афганистане советский советник

Григорий Павлович Павлов. Новый взводный пришёлся по душе солдатам. И на гитаре может сыграть, песню подпеть, но главное, он умеет делать всё, что необходимо делать солдату на войне, и учит этому солдат. Ольков наделён писателем высокими духовными качествами. У него обострённое чувство долга. Мог ведь в Академию поступить, потом местечко «тёплое» в штабе найти, а он пишет рапорт и просится в Афганистан, где «жизнь» почти такая, как описана у Толстого в « Кавказском пленнике». Ночью – набеги душманов. Днём- серые горы да синее небо, жгучее солнце, да ветер «афганец». « жестокая служба в Афганистане», - пишет автор. Командовать здесь трудно. « Сверху требуют победу, а цена этой победы «жизни парней, которые не повторятся! И за какую победу?! За чью!? Добро бы, если бы за неё можно платить только своей головой. Рискуй,- так своей!- эти мысли не дают спать взводному. Совсем не такой представлял он себе нашу интернациональную политику. Когда рвался сюда, « думал, буду в одних окопах с афганцами, плечом к плечу». Но он здесь и свою чашу должен испить до конца, с честью выполнить долг.

Автор не идеализирует военную среду. Порой военных чиновников больше волнует не то, что из боя все живыми не вернулись, а то, что у лопаты, которая на бронетранспортёре, черенок длиннее, чем положено.





Горы бумаг надо исписать, по инстанциям затаскают, если вдруг окажется, что нет у командира всесторонних планов воспитательной работы.

Ловкие прапорщики, вроде Кустова, подторговывают казённым имуществом. Встречаются случаи употребления наркотиков.

Но в суровой военной обстановке проявляются истинно русские качества людей: доброта, сострадание, тоска по родине. « Не могу бачить голодных глаз…»- говорит вестовой Воловик, отдавая буханку хлеба маленькой афганской девочке. Бойцы возятся с собакой, приблудившейся к воинской части, как с ребёнком, выхаживают израненного коня, которого назвали Чалым, кормят его, купают, а когда Чалого убили душманы, хоронят его как человека, вырыв могилу. А всё потому, что человеческой душе здесь не к чему прислониться, всё чужое, не к кому сердцем припасть: ни к любимой, ни к матери земле. « И за эту богом и выжженную солнцем землю умирают люди?- мысленно спрашивает себя Ольков. « А нужны ли мы здесь вообще?»

Действие повести из воинской части переносится в Кабул, провинции Афганистана, где ведут « войну» кабинетные работники со своим народом. « Для значительной части из них борьба уже закончилась. Они получили солидные посты с окладами и персональными автомобилями, а до остальных им дела нет. Теперь выходит, что большая часть народа воюет против своего правительства, а правительство приходится защищать. Посредниками в этой войне выступают бойцы «идеологического фронта»- советники. Глазами одного из них- Г.П. Павлова мы видим жизнь Афганистана изнутри; колорит восточных базаров, традиций, жизнь провинций, отношения между различными группировками.

Автор не делает выводов. Он правдиво , беспристрастно показывает события, итог которых ещё долго будут подводить историки, политики, военные. Нет сегодня в Афганистане наших солдат, а кровь продолжается там литься.

Память о погибших в этой войне жива, она нужна всем нам.









Приложение № 5


Работа группы историков.


1.Предпосылки военных действий

В шестидесятых годах в [link] сегодня, - это опорная база международного терроризма и экстремизма, фабрика мирового производства наркотиков, которые приносят миллиардные доходы и подпитывают международный терроризм. Сращивание терроризма и наркобизнеса является чудовищным явлением современности. Опасность терроризма гораздо серьезней, чем люди об этом думают. Сегодня взрывоопасная ситуация уже существует на Кавказе, на Балканах, в ряде других стран, - постепенно увеличивается влияние исламского фактора и в Украине. К этому нужно прибавить хорошо законспирированную и достаточно разветвленную сеть радикальных религиозных организаций, существующих во всех странах Европы, Америки - они готовы к решительным действиям. При создании компаса использовались следующие книги:Громов Б. В. «Ограниченный контингент». М., Изд. группа «Прогресс», «Культура», 1994;Ляховский А. А. “Трагедия и доблесть Авганистана” М.,

23