Классный час на тему «Православное понимание смысла и цели жизни»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


«Спаситель предлагает нам иные цели и ценности,

чем те, которыми мы живем»

патриарх Кирилл из проповеди на

Божественной литургии 15 февраля 2009г.

в праздник Сретения Господня


Введение



Сегодня много говорят о бездуховности и безнравственности молодого поколения, порой не задумываясь о безосновательности и неадекватности такой оценки. Я думаю не надо закрывать глаза на социальные проблемы российского общества и молодежи, в частности, я просто уверена: сегодня пришло время развернуться лицом к нашему молодому поколению, постараться понять его и услышать, а главное, понять, каково оно на самом деле, чем живет, на что надеется и во что верит.

Православие сегодня вновь становится стержнем духовной жизни общества, оказывающим влияние на облик России, её традиции и уклад жизни. Сегодня 75% молодежи признает православие основой русской культуры. Более 58% молодых людей не согласны с тем, что для России будет лучше, если влияние русской православной церкви уменьшится. (Представлены результаты уникального исследования по теме: «Отношение российской молодежи к Русской Православной Церкви», проведенного в 2005 году под руководством И.П.Рязанцева). Необходимо отметить роль православия в качестве важного фактора духовной жизни молодежи.

В своем выступлении Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на открытии съезда православной молодежи в 2001 году сказал: "Убежден, что по отношению к молодежи мы часто бываем несправедливы.

 В каждом юноше и в каждой девушке живет неистребимый образ Божий, за внешним и наносным скрывается прекрасная душа, лучшие качества которой так ярко проявляются в экстремальных ситуациях: на армейской службе, в напряженной учебе, в помощи ближнему, попавшему в беду. А если кто-то из молодых "уходит на страну далече", падает в бездну греха, то ответственность за это несут и старшие поколения. Общество пожинает плоды семидесятилетнего плена безбожия. Мы испиваем горькую чашу за наши грехи, и горше всего приходится молодежи. Поистине, "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина" (Иер. 31, 29).


Я работаю в системе начального и среднего профессионального образования.

Необходимо отметить, что начальное профессиональное образование – это основание пирамиды подготовки кадров. Система начального профессионального образования – это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса. Главная задача таких учреждений – создание необходимых условий для удовлетворения личности в получении начального профессионального образования. Такие учреждения призваны обеспечить подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

К современным учреждениям начального профессионального образования относят и наш колледж. Начиная с 2007 года, я являюсь классным руководителем группы Д-72 по специальности «Дежурный по станции». Необходимо отметить, что учащиеся приходят к нам из разных школ и разных районов и даже областей, каждый со своим характером, со своими взглядами на жизнь. Возраст довольно «трудный» - 14-16 лет, но в тоже время они уже имеют своё собственное представление об укладе жизни, у них свои жизненные принципы и приоритеты. Следует отметить, что подростковый период - это конечно, наиболее драматический возраст. Главный драматизм подросткового возраста заключается в том, что здесь впервые с полной отчетливостью и ясностью человек понимает свою смертность. В подростковом возрасте появляются первые самоубийства, появляются первые игры с этой гранью. И как мы знаем, подростковый возраст – это наиболее возвышенный, философский возраст, когда человек решает проблемы связанные со всем своим будущим, со всем смысловым содержанием смысла жизни.

Критерием успешности воспитательной работы является динамика межличностных отношений. Для многих это сложная психологическая нагрузка, поэтому необходимо работать, помня о том, любая воспитательная работа должна быть, основана на изучении и анализе каждого из учащихся и проведении (помимо основных воспитательных мероприятий) ряда мероприятий, преследующих общую цель формирования коллектива и создания условий для духовного, нравственного развития каждого из учащихся.

[pic] [pic] Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

В целях духовно – нравственного воспитания я провела ряд классных часов на различные темы. Как пример - классный час на тему «Православное понимание смысла и цели жизни».









Классный час на тему

«Православное понимание смысла и цели жизни»


Цель проведения классного часа: духовно – нравственное воспитание учащихся

Задачи: 1. познакомить обучающихся с творениями святых отцов.

Задача 2. объяснить термин «смысл жизни» с точки зрения православия.

Перед проведением классного часа я предлагала ответить обучающимся на следующие вопросы (приложение 1). Затем проводилось обсуждение главного вопроса классного часа - В чем смысл жизни? Потому, как многие в этом возрасте начинают всё чаще и чаще задавать себе этот вопрос.

Я приводила им несколько примеров из книги отца Паисия Святогорца «Духовное пробуждение»: - Геронда, один юноша исчез, оставив своим родителям записку, что хочет покончить с собой, потому что он некрасив, а виноваты в этом они... - Люди не постигли еще глубочайшего смысла жизни. Они не верят в жизнь иную. Все их мучения начинаются с этого. "Я несправедливо обижен, - говорит человек, - другие радуются, а я нет". Люди недовольны тем, что имеют, подмешивается эгоизм, и они мучаются. Бог любит всех людей. Каждому человеку Он дал то, что ему полезно: рост ли, отвагу ли, красоту или что-то еще. Он дал человеку то, что может помочь ему спастись, если он употребит это с пользой. Однако мир терзается: "Почему я такой, а он такой?" Но ведь у тебя есть одно, а у него другое. Один Христа ради юродивый румын, подвизавшийся на Святой Горе, рассказал кому-то из терзавших себя подобными помыслами такую историю: "Увидела лягушка буйвола и сказала: "Я тоже хочу стать буйволом!" Дулась, дулась и под конец лопнула. Ведь Бог-то кого лягушкой сделал, а кого буйволом. А лягушка чего учудила: захотела стать буйволом! Ну и лопнула!" Пусть каждый радуется тому, каким сделал его Творец. Как только человек использует данную ему благоприятную возможность уверовать в Бога и в будущую вечную жизнь, то есть, когда он постигнет глубочайший смысл жизни и, покаявшись, перестроит ее, так сразу же придут божественное утешение с Благодатью Божией, и Благодать изменит его, изгоняя и все его наследственные недостатки. Многие покаявшиеся грешники смиренно подъяли любо-честный подвиг, прияли Благодать, стали святыми, и сейчас мы с благоговением поклоняемся им и просим их молитв. А прежде они имели немало страстей, в том числе и наследственных. К примеру, преподобный Моисей Мурин. Будучи кровожаднейшим разбойником с наследственной злобой, он, едва лишь уверовал в Бога, сразу покаялся, стал подвизаться, все страсти его покинули, а Благодать Божия посетила. Он даже удостоился приятия пророческого дара, а чуткостью превзошел и самого Арсения Великого, который происходил из великосветского римского семейства, имел наследственные добродетели и обладал большой внешней ученостью.

- То есть, Геронда, в чем конкретно заключается смысл этой жизни?- В чем? В том, чтобы подготовить себя для нашего Отечества, для неба, для рая. Суть в том, чтобы человек уловил этот глубочайший смысл жизни, иже есть спасение души. Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт для жизни иной. Мы забываем о том, что всем нам предстоит уйти. Корней здесь мы не пустим. Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог призовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда. Когда Христос благословил пять хлебов и насытил столько тысяч людей, народ тут же сказал: "Царь бы из Него вышел что надо!" Съели пять хлебов и две рыбы и воодушевились. Однако Христос сказал им: «Не заботиться о сей пище, потому что здесь мы не останемся». В этой жизни каждый из нас подвергается испытаниям: соответствует ли он тому, чего требует Бог.

Затем приводился следующий пример: Вопрос:

Здравствуйте! Меня в последнее время мучает вопрос "В чём смысл жизни?", "Для чего человек живёт? "Мои мысли не дают мне жить. Я постоянно думаю. Я словно клубок противоречий. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. Заранее большое спасибо.

Людмила,19 лет.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

  О смысле  и назначении жизни человек задумывался с древности. У греков был миф о Сизифе, царе Эфира (Коринфа), который в подземном царстве в наказание за хитрость должен был вечно вкатывать на гору громадный камень: едва он достигал вершины, как невидимая сила устремляла камень вниз и снова начиналась та же бесцельная работа. Это – впечатляющий пример бессмысленности жизни. В 20-м столетии писатель и философ Альбер Камю применил этот образ к современному человеку, считая абсурд главной чертой его существования.

Большинство людей пытается жить иллюзиями и найти смысл в земной жизни. Но в мире конечных реалий найти его невозможно. Математики знают, что любое конечное число, деленное на бесконечность, является бесконечно малой величиной, т.е. предел ее равен нулю.  Поэтому так наивны попытки неверующих людей объяснить, в чем смысл их жизни. Одни уверяют, что они ценят жизнь с ее радостями, и этим вполне удовлетворены. Но ведь земная жизнь уходит, как вода в песок, и от радостей ничего не остается. А если через несколько десятилетий все исчезнет, может ли такая жизнь иметь смысл. Другие говорят, что видят свое назначение в том, чтобы делами своими оставить на земле след.

Великий математик и физик Блез Паскаль (1623 – 1662) за два года до смерти писал математику П.Ферма, что видит в математике не более, чем ремесло. Подлинную же цель человеческого существования, по его мнению, может открыть только истинная религия: «Чтобы сделать человека счастливым, она должна показать ему, что есть Бог, что мы обязаны любить Его, что наше истинное благо – пребывать в Нем и наше единственное несчастье – быть разлученным с Ним; что мы полны мрака, мешающего познать и любить Его, и что, таким образом, мы окончательно неправы, не исполняя своего долга любви к Богу.

В наш век все осталось по-прежнему. Люди, имеющие здоровое нравственное чувство, достигнув даже самых выдающихся результатов в творчестве, воспринять это как главную цель жизни не могут. Приведу пример. Академик Сергей Павлович Королёв (1906 – 1966), будучи генеральным руководителем нашей космической программы, не мог быть этим удовлетворен, а думал о спасении, т.е. видел смысл своей жизни за пределами земной жизни. В те годы, когда вера подвергалась гонениям, он находил возможность иметь духовника, ездить на богомолье в Пюхтицкий Успенский монастырь, проявлять щедрую благотворительность.

Не только наука, но и художественное творчество не может составлять смысл человеческой жизни. А.С.Пушкин, уже входивший в славу первого поэта России, написал в 1827 году Три ключа – стихотворение, в котором выразилось мучительное чувство душевной жажды:

В степи мирской, печальной и безбрежной,

Таинственно пробились три ключа:         

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,

Кипит, бежит, сверкая и журча.

Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской изгнанников поит.

Последний ключ – холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердца утолит.

  Душа 28-летнего поэта не находит полноты удовлетворения в радостях жизни, которая кипит, бежит, сверкая и журча.  Для поэта, который в это время только начинал постигать жизненную значимость и духовную красоту христианства, слаще всего была вода из холодного  ключа забвенья  скорбей, печалей, мирской суеты и попечений.

Мы подошли к ответу на поставленный вопрос.

Подлинный, а не иллюзорный, смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним – единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25). Вхождение это начинается еще на земле. И, действительно, получается такая коллизия, о которой сегодня говорили, которая идет еще от блаженного Августина: «Пока мы живы, смерти нет, а когда умрем, не будет жизни».

За разъяснением, что значит именно православное понимание смысла и цели жизни мы обратимся к Осипову Алексею Ильичу — русскому богослову, педагогу и публицисту, члену Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

В своей книге «Православное понимание смысла жизни» (издано в Киеве, 2001 году). Он пишет:

Проблема смысла жизни – это проблема искомого идеала или истины. Её пониманием определяется цель, направление и характер всей деятельности человека. Однако само решение вопроса, если говорить по существу, обусловлено личностной установкой человека: его свободой, его духовным и нравственным состоянием. На исторической арене три основные силы претендуют на решение этого вопроса: религия, философия и наука. В чём особенность православного понимания этого вопроса?

Оно видит смысл жизни в вечной жизни в Боге, именуемой иначе спасением. Это означает, во-первых, убеждение в том, что Бог есть, и что Он является не только источником бытия, но и самим бытием, в Котором лишь возможно благо бытия всего существующего, возможно полноценное постижение Истины и познание тварного мира в его существе. Во-вторых, – это предполагает понимание, что настоящая (земная) жизнь является не самодовлеющей ценностью, но необходимым условием, преходящей формой бытия личности для достижения ею совершенной жизни в Боге. Христианство предлагает человеку идеал, большего или равного которому не знала ни одна религия мира – чистая, бескорыстная любовь. Эта любовь, по образу Христа, является высшим состоянием блага (если использовать терминологию Платона), счастья (по терминологии мира), блаженства духовного человека, и одновременно средством истинного познания Бога и всего тварного бытия. Что этот идеал совершенной любви достижим реально, а не плод чьих-либо фантазий, об этом достаточно красноречиво говорит история Церкви, жизнь её святых.

Широко известное т. н. “пари Паскаля”. Действительно, признание Христа, не отнимая ничего полезного и разумного у человека в этой жизни, в то же время даёт ему полную надежду на благобытие в вечности, если Христос есть Бог и Спаситель. Напротив, отвержение Его как идеала и смысла жизни, ничем не обогащая земного существования человека, лишает его всего в вечности, если Бог есть. Следовательно отвергать христианский смысл жизни неразумно. Но в таком случае, почему же этот смысл отвергается? Оно отвергается из-за его полной противоположности целям и характеру жизни языческого мира. Для мира наслаждения, богатство и слава являются существом жизни, для христианства же – это страсти, неминуемо влекущие за собой страдания, разочарования и неизбежную телесную и духовную смерть. Для язычества смысл жизни – земные блага, для христианства же – блага духовные: любовь, мир души, радость, чистота совести, великодушие, то есть то, чем человек может владеть вечно.

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».

Затем учащимся предлагалось ответить на ряд вопросов (приложение 2), после чего учащиеся комментируют выбор своего ответа. Я даю свои комментарии (приложение 3)













































Заключение

Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.

Осуществление духовно-нравственного воспитания возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования. Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания учащихся.
































Приложение 1

Предлагавшиеся вопросы и варианты ответов для выбора:

  I. В чем Вы видите главный смысл человеческой жизни?

      1.Брать от жизни все.

      2.Создать семью и вырастить детей.

      3. Посвятить себя карьере.

      4. Стремиться к святости и духовному совершенству.

  II. Какой предполагаемый вариант начала семейной жизни Вас более все-го привлекает?

      1.Ранние браки крепче и дети в них здоровее.

      2.Сначала устроить карьеру.

      3.Хранить себя и дождаться единственного, Богом определенного..

      4.Как сложится.

  III. Кто должен быть главой семьи?

      1.Муж.

      2.Жена.

      3. Оба.

  IV. Главный критерий в выборе жениха?

      1.Богатый.

      2.Вырос в полной семье.

      3.Не пьет - не курит.

      4. Хочет иметь детей.

  V. Главный критерий в выборе невесты?

      1.Целомудрие.

      2.Опытная женщина.

      3.Верная.

      4.Будет хорошей матерью.

  VI. Допустима ли интимная близость до брака?

      1.Да.

      2.Нет.

  VII. Какую форму брачных отношений Вы считаете правильной?

      1.Венчанный брак.

      2.Законный.

      3.Гражданский.

  VIII. Желаемое кол-во детей

      1.1 ребенок.

      2.2 ребенка.

      3.3 и более детей.

      4.Сколько детей, сколько Бог даст.





















Приложение 2

Предлагавшиеся вопросы и варианты ответов для выбора:

I. Выберите синоним выражения «смысл жизни».

1. Осмысленность поступков.

2. Цель жизни.

3. Планирование жизни.

4. Наполненность жизни событиями.

II. Рождение и воспитание детей является благом для человека.

Тем не менее, в чем иллюзорность поиска смысла жизни в детях?

  1. В том, что они могут не оправдать наших надежд.

  2. В том, что они смертны, как и мы.

  3. В том, что жизнь всех людей равноценна.

III. Может ли прогресс человечества (материальный, технический, интеллектуальный) являться целью жизни?

  1. Да, так как последующим поколениям будет проще, комфортнее и интереснее жить.

  2. Нет, так как это не является абсолютной целью жизни.

IV. Жизнь может иметь смысл только с точки зрения:

  1. Прошлого, как суммарного опыта осмысливания жизни человечеством.

  2. Настоящего, так как смыслы могут меняться в тот или иной период жизни человека и общества.

  3. Вечности, как результата жизни.

V. Что может иметь значение для посмертной участи человека в вечности?

1. Качество и количество переваренной пищи.

2. Полученные удовольствия (эстетические, физиологические).

3. Величина накопленного к моменту смерти имущества и денежного капитала.

4. Достижения в науке и искусстве и т.п.

5. Эмоциональная и культурная развитость.

6. Иное.

VI. Что из перечисленного определяет жизнь (судьбу) человека? (под жизнью понимается поведение и духовное состояние человека, как он живет: радуется ли или печалится, любит земные удовольствия или ведет духовную брань, собирает сокровища земные или небесные, готовит ли себя к жизни вечной).

  1. Личная духовность человека.

  2. Генетическая наследственность.

  3. Тип нервной системы (тип темперамента).

  4. Общая наследственность (генетическая и духовная наследственность).



VII. Кто определяет истинный смысл человеческой жизни?

  1. Сам человек.

  2. Общество.

  3. Философы.

  4. Творец Мироздания.

























Приложение 3

Комментарии к вопросам:

Комментарий к 1 вопросу: (правильный ответ№1) Вопрос "о смысле жизни" волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нём, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и "дела" — в политику, борьбу партий и т. п., — но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных её предвестников — старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей земной жизни со всей иллюзорной значительностью её интересов — этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешённого, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни.
Этот вопрос — не "теоретический вопрос", не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен — и, собственно говоря, ещё гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду.

C.Л. Франк

Комментарий к вопросу 2 (правильный ответ №3) Cмешно было бы думать, что смысл жизни одних лиц состоит в том, чтобы служить средством для жизни других. Ведь нет никакой причины, которая могла бы придать столь сильную разницу людям, чтобы жизнь одних из них обращалась в абсолютно ценную цель, а жизнь других - лишь в средство для достижения этой цели.
Поэтому одно из двух: или в человеческой жизни вообще нет никакого смысла или же он зависит от такой цели, которая осуществляется вне жизни всего человеческого рода - прошлого, настоящего и будущего.

Комментарий к вопросу 3 (правильный ответ №2)

Комментарий к вопросу 4 (правильный ответ №3) Для жизни, так же, как и для всякой вещи, должно быть соблюдаемо общее логическое правило: цель, осмысливающая данную вещь, находится не в ней самой, а вне нее.
Например: цель, осмысливающая всякое научное исследование, находится не в нем самом, не в исследовании ради исследования, а в тех истинах, которые открываются этим исследованием. Цель, осмысливающая преподавание, находится не в нем самом, а вне его, в его результатах. Цель, осмысливающая любую работу, находится не в ней самой, а вне её, в её результатах. Они могут состоять или в каких-либо преобразованиях, производимых нами в вещах, или же просто в устранении скуки посредством этой работы; но как в том, так и в другом случае цель, осмысливающая нашу работу, находится не в ней самой, а вне нее.
Точно так же, если у любой части нашего организма - у глаза, уха и т.д. - есть смысл существования, то он зависит от такой цели, которая находится не в них, а вне них. Смысл существования глаза состоит в том, чтобы мы могли видеть, то есть в осуществлении такой цели, которая находится вне глаза. Совершенно также каждая постройка, каждая часть машины и т.д. осмысливаются через осуществление такой цели, которая лежит вне данной постройки или вне данной части машины.
Можно было бы привести сотни подобных примеров. Да незачем это делать: ведь та мысль, которая подтверждается ими, уже ясна и сама собой. Стоит только вникнуть в значение слова средство.
Средство есть то, что приводит к чему-нибудь другому, чем оно само; и это другое относительно него и называется его целью. Поэтому, если какая-нибудь вещь, в том числе и жизнь, служит или должна служить средством для какой-либо цели, то есть, если она имеет смысл, то эта цель находится не в ней, а вне нее.
Итак, одно из двух: или у человеческой жизни нет ровно никакого смысла, или же ее смысл состоит в ее назначении и действительной пригодности для осуществления такой цели, которая лежит за пределами человеческой жизни.

Комментарий к вопросу 5 (правильный ответ №6) Проблема смертности человеческого тела и является пробным камнем, проверкой всех религий, всех философий и всех наук: обанкрочивающиеся на проблеме тела неизбежно обанкрочиваются и на проблеме духа. Тот, кто победит смерть тела, кто даст и обеспечит бессмертность телу — это многожеланный Бог и Спаситель, это смысл жизни и мира, это радость и утешение человека и человечества.
преподобный Иустин Попович

Комментарий к вопросу 6 (правильный ответ № 1) У Адама и Евы не было никаких природных греховных предрасположенностей, но это не исключило их грехопадение в раю. И наоборот, греховность природы, с которой рождаются все люди на земле, не исключает возможности некоторым из них стать великими святыми. Данный пример показывает и одновременно с этим доказывает, что наследственность, с которой рождается человек, не определяет его дальнейшего состояния в целом.
Наследственность, воспитание, окружающая обстановка хотя и могут оказывать влияние на появление и развитие страстей, но Бог делает для нас возможным их преодоление, поскольку «... не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10: 13).Комментарий к вопросу 7 (правильный ответ №4)






Содержание


Введение.

Методическая разработка классного часа на тему «Православное понимание смысла и цели жизни».

Заключение

Приложения

Список использованной литературы
































Список использованной литературы

1. Осипов А.И. Основное богословие. Курс лекций для учащихся Московской духовной семинарии. Москва, 1994.

2. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., «Даниловский благовестник», 1997; Братство во имя св. Александра Невского, 1999; М., Сретенский монастырь, 2002, 2003, 2004; М., «Благо», 2003; СПб, «Сатис», 2007.

3. Осипов А.И. Православное понимание смысла жизни. Киев, 2001.

4. Осипов А.И. Посмертная жизнь души. «Даниловский благовестник», 2005; 4-е изд.: М., 2007.

5. Протоиер. Н. Иванов о смысле жизни. Богословские миниатюры. Фонд «христианская жизнь», 1998

6. Черненко В.И. О смысле жизни, вере и церкви, Московская патриархия, 2006, 144с.

7. Б.С. Братусь Смысл жизни

8. «Неизвестный» патриарх Кирилл, редактор –составитель А. Добросоцких, М: Даниловский благовестник, 2009 – 75с.

9. Протоиер. Г. Каледа «Домашняя церковь», М: Из-во Зачатьевского Монастыря, 1998 – 279с.

10. Протоиер. А. Уминский «Православное воспитание и современный мир», 2001

11. Митрополит Антоний (Блум) Сурожский «Пути христианской жизни. Беседы» К-М: ДУХ I ЛIТЕРА, 2004 – 275с.

11. Училище благочестия или примеры христианских добродетелей, выбранные из житий святых, С – Пб: Синодальная типография, 1903; репринтное издание М: Православное братство Св. Апостола Иоанна Богослова.