Рабочая программа по курсу : « Сказкотерапия»
для учащихся 2-х классов
( с опорой на программу Ю.С. Шиманович «Практика сказкотерапии»
под редакцией Н.А. Сакович)
Педагог-психолог: Деменчук И.В.
2016-2017 у.г.
Пояснительная записка
Все чаще педагоги и психологи используют термины «эмоциональная неадекватность», «эмоциональные нарушения». За этим стоят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обидчивость, чувство подавленности и одиночества и многое другое. Не только детям, но и взрослым часто не разобраться в своих эмоциях и чувствах.
Ребенка приводят к психологу для избавления от страхов, тиков, плохой успеваемости, замкнутости, «заторможенности» и для решения других проблем. Однако это лишь поверхностные симптомы другой проблемы – недостаточно сформированной Я-концепции.
Именно в этом случае эффективным психокоррекционным методом становится метод сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребенка в окружающий мир, для целостного развития личности ребенка.
Привлекательность сказкотерапии для психологов можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью:
Сказка информативна. Через анализ придуманной ребенком сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
Сказка экологична. Не анализируя реальную ситуацию, а, находясь в драматической реальности, как ребенок, так и психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск эмоционального срыва, возникает доверие ребенка к психокоррекционному процессу.
Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
Сказка наглядна. Обращаясь к сказкотерапии, психолог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности ребенка (рисунки, аппликации, поделки), психологический кукольный и драматический театр.
Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических сессиях ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, формирует свой социальный навык взаимодействия с людьми.
Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку новые способы и алгоритмы выхода из сложившихся ситуаций.
Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психологического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапии помогает ребенку справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие и устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствует интеллектуальному развитию.
Актуальность программы «Сказкотерапия».
Умственное развитие детей 6-10 летнего возраста характеризуется сформированным образным мышлением, которое позволяет ребенку создавать модели той действительности, с которой он имеет дело, грамотно выстраивать ее описание. Сказка в этом процессе может выступать знаковой системой, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность.
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяют сказка и игра.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка младшего школьного возраста:
Потребность в автономности. В каждой сказки герой самостоятельно, на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Значение программы для развития ребенка:
Результатом удовлетворения основных потребностей ребенка в процессе сказкотерапии становится формирование целого ряда качеств личности:
Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
Активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров по общению, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;
Социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
Мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявления доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
Когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.
Поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими людьми.
Сказка пробуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него проявляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Программа курса включает следующие основные направления:
Поскольку сказка многогранный материал, можно выделить несколько направлений сказкотерапии:
Аналитическое направление.
Служит для развития умственной сферы ребенка.
Суть этого направления – интерпретация сказок.
Цель метода – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией сюжета.
В основании метода заложена идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, информацию о том, как из поколения в поколение люди проходили сложные ситуации и выходили из них. Причем, информация об этом зашифрована не только в подтексте сказки, но и в сказочных образах.
Сказочная ситуация, которая задается детям, должна отвечать определенным требованиям:
Ситуация не должна иметь готового правильного ответа;
Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему (преодоление препятствий, оказание взаимопомощи, прогнозирование своих действий);
Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Анализ сказки и работа с заданной сказочной ситуацией позволяет решить следующие задачи:
Развитие творческого (креативного) мышления ребенка;
Совершенствование вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли);
Развитие фантазии и воображения;
Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;
Развитие эмпатии и умения слушать (т.к. в ходе анализа ребенок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).
Рассказывание сказок.
Рассказывание сказок как направление сказкотерапии, имеет свои особенности и формы.
Психокоррекционный смысл такого рассказывания заключается в том, что, зная смысл сказочных ситуаций и то, как они могут способствовать развитию ребенка, рассказчик может сознательно делать на этом акценты. У ребенка активизируются собственные бессознательные процессы, способствующие его личностному росту.
Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Психолог наблюдает за ходом рассказа и на основе увиденного проводит обсуждение.
Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
Групповое придумывание сказки.
Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Можно одушевить любой предмет или часть окружающей среды. Детям такой метод может быть особенно полезен, т.к. он помогает встать на место другого человека.
Таким образом, различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие задачи:
Выявление актуальной для ребенка проблематики, путем анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорок, интонационных акцентов, стиля и смысла изложения;
Развитие фантазии и воображения;
Развитие умения выражать свои мысли;
Развитие памяти и внимания;
Развитие способности слушать другого человека, следить за ходом его мыслей и умение пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования;
Сплоченность группы;
Развитие способности к децентрированию, умение встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.
Сочинение сказок.
Сочиненная ребенком сказка само по себе психотерапевтическое явление, потому что есть продукт творческого акта. Человек, сочиняя сказку, не только отражает в ней свою внутреннюю реальность, но и активирует свои бессознательные стремления, обеспечивая свое личностное развитие. Анализ сюжета такой сказки позволяет составить довольно полную картину личности человека.
Переписывание сказок.
Переписывание или дописывание сказок актуально, когда ребенку чем-то не нравиться сюжет, конец сказки, поворот событий. Это является отражением их проблематики и состояния.
Изготовление кукол и декораций.
Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает, просматривает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Не каждый ребенок обладает актерским мастерством, чтобы самому играть на сцене, поэтому в программе используется постановка сказок с помощью кукол.
Используется несколько вариантов кукол – куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы.
Изготовление кукол-марионеток:
Развивает мелкую моторику руки;
Развивает фантазию и образное мышление;
Развивает умение малыми средствами выражать характер;
Развивает способность чувствовать другого и происходящее вокруг;
Развивает способность к концентрации внимания.
Декорации еще более доступны в исполнении.
Куклы изготавливаются из бумаги и картона с использованием элементов раскрашивания и аппликации. Куклы для теневого театра используются для работы со страхами и изготавливаются из черного картона.
Постановка сказки с помощью кукол.
Оживляя куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие отражается на поведении куклы, т.е. получает обратную связь на свои действия. Это помогает ребенку самостоятельно корректировать свои действия.
Работа с куклой позволяет:
Совершенствовать мелкую моторику и координацию движений;
Нести ответственность за управление куклой;
Проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни не позволяет себе проявлять;
Осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями состояния куклы;
Научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
Развивает способность к концентрации внимания.
Цели программы:
Формирование Я-концепции ребенка.
Развитие творческого воображения, оригинальности мышления.
Стимулирование творческого самовыражения.
Стабилизация психических процессов, снятие напряжения.
Развитие уверенности в себе.
Отработка механизмов саморегуляции.
Сплочение детского коллектива.
Задачи программы:
Задачи программы соответствуют выдвинутым целям и конкретным методикам, использованным в реализации программы.
В курсе «Сказкотерапия» используются адаптированные варианты известных в практической психологии методик и технологий, предлагаемые детям в форме игровых занятий и творческих мастерских.
Согласно традиционной форме деления, все задачи можно разделить на:
Обучающие:
Формирование умений работать в режиме творческой мастерской – формулировать задачу, разрабатывать план действий, находить нестандартные решения поставленной задачи и др.
Формирование умений работы в режиме проблемного обучения.
Развивающие:
Развитие эмоционально-волевых свойств личности.
Развитие личностной сферы поведения.
Развитие познавательных процессов учащихся (мышления, внимания, памяти, воображения).
Развитие познавательной и личностной активности учащихся.
Воспитательные:
Формирование основополагающих качеств личности.
Формирование нравственных и моральных норм поведения.
Формирование чувства вкуса и стиля.
Формирование индивидуального стиля поведения и интеллектуальной деятельности учащихся. Расширение коммуникативных способностей детей.
Привлекательность метода сказкотерапии заключается в следующем:
Отсутствие в сказках дидактики и нравоучений.
Самое большее, что может присутствовать в сказке – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
Неопределенность места действия и главного героя.
«В некотором царстве, в некотором государстве…» Сказка дает понять, что такая история могла произойти где угодно. Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий происходящих в сказке.
Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена героев повторяются из сказки в сказку. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем.
Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.
В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется и ту же самую сказку может воспринять по-другому.
Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.
Четкое разделение добра и зла. Победа добра. Психологическая защищенность.
Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Оказывается, что все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать его более сильным и мудрым. Герой, совершивший плохой поступок, получит по заслугам. Формируется закон жизни – как ты относишься к Миру, так и он отнесется к тебе.
Наличие тайны и волшебства.
Итак, сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Проблемная ситуация, на решение которой направлена программа.
Проблемная ситуация видится в том, что в связи с изменением стратегических ориентиров развития российской системы образования возникла необходимость разработки и интеграции в образовательный процесс новых психолого-педагогических технологий, способствующих более качественному решению, стоящих перед системой образования задач. Программа нацелена, в первую очередь, на решение следующих задач:
развитие способности обучающегося к учению посредством развития его способности быть субъектом учебной деятельности;
формирование ключевых компетентностей, включающих в себя различные аналитические, рефлексивные и коммуникативные способности, а также умение и потребность их реализовать в сотрудничестве с другими;
создание условий для социализации и индивидуализации обучающихся, овладение ими социокультурными нормами профессиональной и коммуникативной деятельности и полифункциональностью их применения.
Для решения этих задач, как и других, должна произойти смена образовательных парадигм: от традиционного обучения к развивающему образованию. Обучающийся становится субъектом своего собственного развития, рассматривается как самоценная личность. Важным качеством педагога выступает умение организовать процесс саморазвития обучающегося и самого себя. Меняется идеология образования. Речь идёт о развитии глобального мышления и о воспитании гражданина, способного обеспечить устойчивое общественное и экономическое развитие как в масштабе совей страны, так и масштабе всей планеты.
Одной из важнейших черт развивающего образования является идея понимания развития как саморазвития, как активного созидательного процесса по раскрытию и развитию человеком своих потенциальных возможностей, осуществляемого ребенком в сотрудничестве со взрослым. Развивающее образование, в конечном итоге, должно помочь детям научиться развивать самих себя, стать творцами себя. (И.В.Вачков).
Саморазвитие предполагает развитие у человека способности к изменению самого себя, раскрытие и развитие им своих потенциальных возможностей.
Данная программа призвана помочь ребенку в постановке задач саморазвития и поиске средств их решения, подготавливать почву для того, чтобы процесс саморазвития состоялся, чтобы ребёнок стал субъектом собственного развития.
В основе программы для лежат авторские программы:
1. Ю.С. Шиманович, "Добро пожаловать в сказочный мир", программа развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста;
2. Т.В. Кунигель, "Мой друг - мультик";
3. Е.В. Белинской, "Я - единственный на планете", коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста, имеющих негативное самоотношение.
4.Н.А. Сакович «День за днём в стране Фантазия»
Программа "Сказкотерапия" для 2 класса включает в себя 36 часов (1 час в неделю) и состоит из 3 блоков.
Блок 1."Добро пожаловать в сказочный мир" решает следующие задачи:
1)развитие творческого воображения, оригинальности мышления;
2) стимулирование творческого самовыражения;
3) стабилизация психических процессов, снятие напряжения;
4) развитие уверенности в себе;
5) отработка механизмов саморегуляции;
6) сплочение детского коллектива. Занятия проводятся один раз в неделю.
Блок 2. "Мой друг мультик"
Как и сказка, специальным образом подобранные мультфильмы несут метафорическую нагрузку, доступную для осмысления детям данного возраста. Ребенку мало просто посмотреть мультфильм и пересказать сюжет. Необходимо быть рядом и помогать ему осмыслить увиденное, вместе искать и находить значение тех или иных поступков героев и полученных ими жизненных уроков. В этом случае мультфильм, сказка, кинофильм никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным создателем.
Занятия с детьми, проведенные совместно с родителями, дадут последним образец и еще одного вида взаимодействия и взаимопонимания, еще одну возможность весело, интересно, каждый раз по-новому общаться друг с другом.
В содержание мультфильма «упаковываются» учебные задания, которые подаются в форме игр, упражнений, этюдов.
Игры, задания, упражнения, этюды условно разделяются на несколько видов в соответствии с развиваемыми с помощью них сферами психики:
сенсорно-перцептивная сфера (ощущения и восприятия);
психомоторная сфера (мимики, моторики рук, общей координации движений);
эмоционально-волевая сфера;
произвольное внимание и память;
коммуникативные навыки;
мышление, воображение, речь;
знания об окружающем мире.
Блок 3. "Я - единственный на планете" решает следующие задачи:
создание доброжелательной атмосферы на занятиях;
знакомство с понятиями «жесты», «мимика», «интонация»;
развитие интереса к себе;
развитие вариативности мышления;
стимулирование творческого самовыражения;
углубление идентификации себя со своим именем;
формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
раскрытие своего «Я»;
формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение;
закрепление знаний об эмоциях;
развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств;
развитие интереса к самому себе;
повышение самооценки;
коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения;
развитие внимательности к партнеру, умения соблюдать общепринятые нормы в отношениях между людьми;
обращение внимания на проблему понимания человека человеком;
обучение детей способам отреагирования эмоций в конфликте;
формирование адекватных форм.
Календарно-тематический 2 класс
- 1
III
Блок 3. "Я - единственный на планете"
18
15.
Занятие 1. "Я - единственный на планете"
1
16-1.
Занятие 2. "Ассоциации"
2
18.
Занятие 3. "Наши имена - 1"
1
19.
Занятие 4. "Наши имена - 2"
1
20-21.
Занятие 5. "Волшебная страна чувств"
2
22-23.
Занятие 6. "Волшебные маски"
2
24-25.
Занятие 7. "Мальчик, который не умел играть"
2
26-27.
Занятие 8. "Слонёнок с шариками"
2
28-29.
Занятие 9. "Ссора"
2
30
Занятие 10. "Волшебники"
1
31.
Занятие 11. Путешествие начинается « Страна Фантазия» групповой коллаж
1
32.
Занятие 12. « Свет мой зеркальце скажи»
1
33.
Занятие 13. «Свет и тень»
1
34.
Занятие 14. «Навстречу везению»
1
35.
Занятие 13. "Сказочные задачки"
1
36.
Занятие 14. "До свиданья, сказка"
1
Итого 36 часа
6. Материально – техническое, учебно – методическое обеспечение
Занятия проводятся в классе с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, с учетом возрастных особенностей детей.
При реализации программы используются такие формы работы, как:
игры;
упражнения;
элементы сказкотерапии с импровизацией;
рисование;
беседы;
Техническое оснащение:
предметные игрушки;
доска;
магнитофон;
компьютор;
цветные мелки;
карандаши, фломастеры;
наборы цветной бумаги, картона;
альбом для рисования
пластилин
Оборудование класса
Учительский стол, стул.
Ученические столы, стулья.
Шкаф для хранения необходимых материалов для занятий.
Список использованной литературы.
1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.
2. Ермолаева М. Е. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
3. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1-11 классов: Программы, методические рекомендации, сборник упражнений. Сост. А. П. Ершова. М., 1990.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ. Речь, СПб, 2000.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.
8. Зинкевич Т.Д. Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоррекции. Смарт, СПб, 1996.
9. Короткова Л.Д. Сказка – для светлого ума закваска. Методические рекомендации для психокоррекционной работы. М., 2001.
10. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
11. Менделл Мюриэл. Сказочные головоломки, или проделки коварного джинна. М.: Аст-пресс, 1998.
12. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
13. Пезешкиян И. Торговец и попугай. М., 1992.
14. Погосова Н. Погружение в сказку. СПб.: Речь, 2000.
15. Практикум по арт-терапии Под ред. А. И. Копытина. СПб., 2000.
16. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1990.
17. Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969.
18. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. ЛГУ,1986.
19. Савкова 3. В. Техника звучащего слова. М., 1984.
20. Сакович Н. А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования. Мн., 2003.
21. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ. Речь, СПб, 2005.
22. Самоукина Н. В. Психология оптимизма. М., 2001.
23. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
24. Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб., 2002.
25. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М.: ACT, 2000.
26. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. М.: Генезис, 1998.
27. Франц М.Л. Психология сказки СПб,1998.
28. Цукерман Г. А. Психология саморазвития. М,, 1995.
29. Чернихович Е. Винни-Пух решает вслух. Гомель: ИПП СОЖ, 1995.
30. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2003.