Чувство собственной значимости в юношеском возрасте
В настоящее время в современной отечественной и зарубежной психологии феномен чувства собственной значимости не раскрыт в полной мере, а лишь косвенно даются ссылки не некоторые характеристики, похожие по содержанию. Авторами различных подходов в рамках гуманистической парадигмы проводились исследования различных феноменов, раскрывающих отношение человека к себе. Выделяются основные подходы: экзистенциально-аналитический подход А. Лэнгле, клиент-центрированная терапия К. Роджерса, экзистенциально-рефлексивный подход А.С. Шарова.
Понятие «Стремление к значимости» включает основное содержание таких понятий, как «стремление к превосходству», «самоутверждение», «притязание», «самореализация», «самоактуализация». С другой стороны, подчеркивает главную идею, а именно - стремление человека к самоценности. Стремление к личностной значимости включает в себя различные аспекты: стремление к самореализации, самосовершенствованию (значимость для себя); стремление к самовозвышению, превосходству (значимость для других) и стремление к самопознанию, осознанию собственной индивидуальности (значимость в себе).
ЧСЗ - один их глубинных [link] к решению конкретной задачи. При очень завышенном ЧСЗ человек иногда берется за слишком сложные задачи, которые он неспособен решить за достаточное время. Такой человек слишком увлечен своими идеями (вопросами, проблемами), и становится неадекватным в обычной жизни. Ему сложно переключаться между задачами.
В свое время С.Л.Рубинштейн высказал идею о структуре отношения человека к самому себе. «Дело не только в том, что мое отношение к себе опосредовано моим отношением к другому (формула К.Маркса о Петре и Павле), но и в том, что мое отношение к самому себе опосредовано отношением ко мне другого» [2].
Становление психологических механизмов регуляции деятельности человека происходит, прежде всего, в подростковом и юношеском возрастах. Характеризуя старший школьный возраст, как возраст стремления к самостоятельности и к самоутверждению, самовыражению своей индивидуальности, отечественные ученые (И.В. Дубровина, A.M.Матюшкин, Р.С. Овчарова, Л.А. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко, Е.Л. Яковлева) считают данный период наиболее благоприятным для формирования и совершенствования саморегуляции, стремления к значимости [4].
Потребность юности в самоопределении, в творческом самовыражении, в реализации собственной индивидуальности связана с выраженным стремлением к значимости собственной личности в различных ее проявлениях: значимость для других (стремление к престижу, славе, почету, уважению); значимость для себя (стремление к самореализации, к творчеству); значимость в себе (стремление к самосозиданию, самоценности, самосовершенствованию). Возрастающее стремление к личностной значимости, устойчивая система интересов, зрелость целей деятельности и установка на творческие способы их осуществления, интенсивное развитие рефлексии и волевых процессов, повышенная эмоциональность и самостоятельность определяют специфику проявления личностных особенностей в юношеском возрасте и непосредственно
влияют на становление, характер и направленность собственной значимости личности [1].
Таким образом, чувство собственной значимости - ощущение значимости своей персоны в окружающем мире, вызывающее соответствующий стереотип поведения. Своеобразная самооценка своих возможностей и своей пользы. Значимость здесь понимается, как свое местоположение в группе или социуме и соотнесение себя с другими. Чувство собственной значимости - один их глубинных мотиваторов социальной активности современного человека. Может проявляться, как желание что-либо решить, или сделать, причем, чем больше уровень значимости собственного Я, тем за большее хочется взяться. Чем выше уровень чувства собственной значимости, тем выше мотивация к решению конкретной задачи. При очень завышенном ЧСЗ человек иногда берется за слишком сложные задачи, которые он неспособен решить за достаточное время. Такой человек слишком увлечен своими идеями (вопросами, проблемами), и становится неадекватным в обычной жизни. Ему сложно переключаться между задачами. При заниженном ЧСЗ человек склонен быть излишне доверчивым как к людям, у которых ЧСЗ ярко выражены в невербальном проявлении, так и к различным верованиям и внешним источникам, особенно если они признаны кем-либо авторитетным, или широко распространены в его окружении.
Учитывая, что в психологии личности отсутствует прямое определение чувства собственной значимости, предлагается рассмотреть предложенные психологические подходы.
Эмоционально-ценностное отношение рассматривается многими отечественными психологами. По А.Н.Леонтьеву эмоционально-ценностное отношение личности к себе есть чувство, если последнее определять, как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций» [5].В.Н.Мясищев использовал категорию отношения как родовую по отношению к видам отношений – эмоциональному (привязанность, любовь, симпатия), моральному, этическому [5].
Проблемой формирования и развития человека в культуре занимается А.С. Шаров. Его подход наиболее полно отражает проблему стремления к значимости. В обозначенном подходе акцент сделан на «механизмах культуры», и задача психологии культуры - раскрыть эти механизмы. В этимологии слова «культура»выделяются два аспекта, которые присутствуют в современном языке: когда говорят о культурном человеке, лидере, авторитете, боге, творческой личности, престиже, культурном достоянии, шедеврах искусства и литературы; и когда говорят о культурной деятельности, т.е. о театре, литературе, обрядах и праздниках, играх и карнавалах. При анализе аспектов слова «культура» и ее феноменов автор теории приходит к выводу, что ключевым понятием, которое раскрывает и характеризует содержание культуры, выступает значимость, т.е. важность, ценность чего-либо или кого-либо и ее раскрытие в деятельности[3].
Действительно находясь в социуме, человек постоянно стремится к значимым сторонам его жизнедеятельности, т.е. к значимости. Значимость выражает взаимозависимость сущности и жизнедеятельности человека, мира и культуры, а, следовательно, требует постоянного подкрепления в динамично развивающейся среде себе подобных – стремления к значимости. Различая человека и мир, в котором он существует, нельзя их разрывать, человек находится в определенном отношении к миру, зависим от мира, пристрастен к нему. Находясь в зависимости от мира, человек ощущает значимость самого окружающего мира. Через значимость человек вплетен в контекст действительности, и она же в лице наличной культуры, осуществляет отбор и иерархию значимого для человека [1]. Каждая сфера деятельности несет в себе соответствующую ей систему меры значимости.
Вообще, понятие «значимость» - это акцент, выделяющий и обособляющий что-то в следствии взаимодействия с внешним миром. Полное определение значимости раскрыто в теории личности А.С. Шарова [2].
Значимость - это «о-граниченная» энергия, сквозное понятие, которое пронизывает всю ценностно-смысловую сферу человека, является единицей анализа психологической организации человека и характеризует в своем диалектическом развитии динамику зависимости человека от внешних и внутренних условий существования[2].
Наиболее точное описание феномена чувства собственной значимости мы находим в рефлексивно-регулятивном подходе А.С. Шарова. Автор теории проходит к выводу, что ключевым понятием, которое раскрывает и характеризует содержание культуры человека, выступает значимость, то есть важность, ценность чего-либо или кого, либо и ее раскрытие в деятельности.
Находясь в социуме, человек постоянно стремится к значимым сторонам его деятельности. Через значимость человек вплетен в контекст действительности, и она же в лице наличной культуры, осуществляет отбор и иерархию значимого для человека. Каждая сфера деятельности несет в себе соответствующую ей систему меры значения [2].
На основе исследований А.С. Шарова констатируется, что значимость, имеет в своей основе энергетическую составляющую, которая выступает как система напряжения или напряженная направленность.
Таким образом, значимость мира для человека возникает из его зависимости от внешнего окружения. Зависимость человека от мира подчеркивает неразрывность их взаимосвязи, то, что человек вплетен в мир и является одним из моментов его превращений. Значимость – это пристрастное отношение человека к миру, пристрастное взаимодействие с миром, которое предполагает, в зависимости от степени важности чего-то для жизнедеятельности человека сейчас или в будущем, дифференцирование и интегрирование отношений, их различие и иерархизацию. Дифференциация и интеграция – естественно эволюционный процесс с целью более эффективной регуляции взаимодействия человека с миром, адаптации к нему, что становится возможным, с одной стороны, через универсальную регуляцию (критериев, границ), а с другой – через расширение пространственно-временных границ отражения реального мира, а это возможно по средствам чувства собственной значимости.
Список литературы
Арестова, О.Н. Бабанин, Л.Н. Войскунский, А.Е. Мотивация пользователей Интернета; 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2008 г.). М.: Экопсицентр РОСС.
Бабаева, Ю.Д. Войскунский, А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, т. 19, N 1, 2005, с. 89-100.
Бабаева, Ю.Д. Войскунский, А.Е. Смыслова, О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск- Терра, 2000. – 117 с.
Бирюков, В. «Сеть и наркомания». Компьютерный еженедельник «Компьютерра» №16, 1998, стр.13-15.
Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.