ПРИЛОЖЕНИЕ 6
«Как продлить свой учительский век»
Цикл семинаров-практикумов для педагогов
Тема: «Слагаемые педагогического долголетия»
Цель: создание положительной мотивации к предстоящему циклу занятий
План:
Вступительное слово.
Слагаемые педагогического долголетия.
Притча «Пророк и длинные ложки»
Задание «Я - профессионал».
Результаты анкеты «Обучение, развитие и саморазвитие учителей».
Шуточный тест «О плохой погоде и нестиранных носках».
Рефлексия.
В многочисленных педагогических училищах, педагогических институтах и университетах получают образование будущие учителя и педагоги. Они получают хорошее, надежное, академическое образование в лучших традициях педагогики. Затем выпускники вышеобозначенных заведений приходят в школы и училища и начинают свою трудовую деятельность. Время от времени их работа отправляет своих работников на курсы переподготовки, на курсы повышения квалификации и на всякие другие разные умные курсы и занятия. Учителя-практики посещают многочисленные семинары и лекции в институте усовершенствования работников образования и других серьёзных организациях, где их учат многому. Жаль только, что их учат быть учителями, но не учат быть успешными учителями. Их учат быть добрыми и ответственными людьми, но не обучают быть людьми оптимистичными и счастливыми. К сожалению, нигде нашего учителя не учат работать не тяжелее, а умнее. А это так ему надо, ведь, как известно, наш учитель работает много и тяжело. Нигде не обучают более экономному и более разумному режиму учительского труда, не учат, как строить отношение со своими коллегами, не преподают здоровьесберегающих технологий и основ здорового образа жизни, так необходимых современной школе. Нет, увы, этому нас, учителей, никто не учит. Всему этому и многому другому нам приходится учиться самим. Именно поэтому мы начинаем занятие из цикла «Как продлить свой учительский век». И наше первое занятие пройдет под темой «Слагаемые педагогического долголетия». (Слайд 1)
Очень часто мы слышим, друг от друга, что мы устали от своей работы, от жизни, от себя. Давайте вместе подумаем и придумаем нехитрые способы, как можно стать успешным и оптимистичным учителем и, соответственно, счастливым человеком в нашей жизни.
Вопрос к участникам. От чего же зависит наше педагогическое долголетие? Предложите ваши варианты ответа на вопрос.
Слагаемые педагогического долголетия
Профессиональное долголетие педагога определяется тремя факторами: (Слайд 2)
собственным поведением и уровнем самооценки,
постоянным самообучением и способностью усваивать новую информацию, и наконец,
умением справляться со стрессогенными ситуациями.
Рассмотрим данные факторы подробнее.
Первое слагаемое – поведение самого педагога. (Слайд 3)
Мы сами играем активную роль в том, как складывается наше существование в настоящем и каким будет наше будущее.
Анализируя пройденный путь, достижения и провалы, человек обнаруживает, как много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы, и т.п. и хорошо, если кризисное состояние дает ему импульс к последующему совершенствованию, построению стратегии дальнейшей жизни. Под этим мы понимаем такой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых позволяет сделать жизнь человека наиболее эффективной. Это искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществления своего уникального смысла.
Мы прошли длинный путь, преодолели много препятствий, и прежде чем отправиться дальше, хотелось бы представить притчу, которая передается из уст в уста уже более тысячи лет.
Она взята из жизни и повторяется даже в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, когда мы рассматриваем противоборство человека с окружающим миром и противоречия между группами и народами.
«Пророк и длинные ложки»
(Восточная притча)
Один православный человек пришел к Илье–пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.
«Где ад и где рай?» - с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал.
Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют «аш». По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но им это не удалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.
С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».
Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались ещё в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутники видели в аду.
Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен гул только лёгкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»
Мораль сей притчи такова:
«Ад» –это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где живут – в раю или аду, - зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.
Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать.
Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.
Второе слагаемое – постоянное повышение квалификации (Слайд 4)
Вторым слагаемым педагогического долголетия мы назовем постоянное повышение квалификации педагогов, создание системы непрерывного образования. При этом помимо приобретения или усовершенствования профессиональных навыков у педагога активизируется восприятие себя. Появляется способность самостоятельно определять направления самосовершенствования, готовность к дальнейшему обучению, заинтересованность в немедленном применении изучаемого, желание привнести в учебный процесс свой практический опыт.
Успех образования педагогов-профессионалов во многом зависит от умения учиться самостоятельно.
Многим из нас свойственно стремление к самосовершенствованию. Так что же такое совершенство? Давайте назовем ассоциации со словом «Совершенство».
(Участники называют, например: идеал, образец, что-то неживое, застывшее, памятник, что-то прекрасное, но далёкое и др.)
(Слайд 5)
В толковом словаре Ожегова есть определение: совершенство – это «полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства)».
(Слайд 6)
Сейчас мы попробуем выполнить задание под названием «Я – профессионал»
Мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, пусть несовершенные, но ярко выраженные профессиональные качества. Каждый по очереди называет 1-3 присущих ему положительных качества на первую букву своего имени.
Услышали ли мы друг друга? Давайте вспомним, что сказал каждый участник.
(Участники повторяют высказывания коллег).
Первые черты совершенного педагога у нас уже есть, раскрываем тему дальше. Давайте посмотрим на себя глазами наших учеников. Для этого нам нужно разделиться на две подгруппы.
Первая подгруппа – это ученики начальной школы, вторая – старшеклассники.
Музыка. Медленно.
Сядьте удобнее, расслабьтесь, руки свободно лежат на коленях, почувствуйте опору под ногами, на стуле, закройте глаза, представьте себя ребенком в соответствующем возрасте. Какой бы вам хотелось видеть свою учительницу?
По окончании упражнения участники в течении 5 минут обсуждают свои мысли с коллегами. Затем каждая группа формулирует и записывает на листочках 4 качества идеального, с их точки зрения, педагога.
Примеры: 1 учительница- добрая, красивая, весёлая, справедливая;
2 учительница – профессионализм (знание предмета, доступность изложения), организованность, современность, строгость. (Слайд 7). Можно выбрать качества из предложенного списка.
На следующем этапе вы уже не дети, вы снова стали собой – взрослыми людьми, опытными педагогами. Сейчас вы объединитесь в одну группу и уже с вашей позиции предложите 4 качества совершенного педагога. Мы запишем их на доске.
(Примеры: справедливость, профессионализм, энергичность, чуткость).
Теперь мы с вами попробуем оценить себя по предложенным критериям. Самооценивание проводится анонимно, вы подписываете только шкалы на бланках. Уровень развития каждого выбранного вами качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самую низкую ступень развития, верхняя – наивысшую. На каждой линии чертой отметьте, как вы оцениваете у себя развитие этого качества, стороны вашей личности в настоящий момент. После этого крестиком отметьте, какой уровень развития этих качеств был бы для вас желательным.
(После выполнения этого этапа задания ведущий обращает внимание на местонахождения точек самооценки и уровня притязания.)
Теперь сделаем анализ выполненной работы. Если на ваших шкалах эти две точки совпадают или находятся близко друг от друга, то я вас поздравляю! Вам удалось приблизиться к вашему идеалу. Если же между ними есть расстояние – замечательно, вам есть к чему стремиться, это ваш потенциал, руководство к действию. И чем больше расхождение, тем интереснее задача!
Немного раньше в школе проводилось анкетирование «Обучение, развитие и саморазвитие учителей»
Целью анкетирования было выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию и саморазвитию учителей. В результате обработки анкет было выявлено следующие категории учителей. (Слайд 8)
1. учителя, способные к самообразованию 62 %
2. учителя с несложившимся саморазвитием 38 %
3. учителя с остановившимся саморазвитием отсутствуют.
Какие основные стимулирующие факторы саморазвития выделили учителя. На экране они расположены в порядке уменьшения значимости. (Слайд 9)
занятие самообразованием
интерес к работе
доверие
школьная методическая работа
пример и влияние коллег
Основные препятствующие факторы саморазвития (Слайд 10)
недостаток времени
ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства
собственная инерция
состояние здоровья
Третье слагаемое – социальные условия (Слайд 11)
Педагогическое долголетие зависит от множества стрессогенных факторов:
динамизма
нехватки времени
сложности педагогических ситуаций
ролевая неопределенность
социальные оценки
потребности в частых интенсивных контактах
взаимодействие с разными социальными группами
психологический климат семьи
Эти факторы способствуют понижению или повышению тонуса нервной системы педагога. Перенесенные им различного рода неприятности и огорчения ведут к преждевременному педагогическому старению.
(Слайд 12)
А давайте поговорим о плохой погоде и нестиранных носках!
Попробуем перенестись назад – во времена, когда все стирали руками и вывешивали бельё сушиться во дворе.
Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове? (Слайд 13)
«О нет, это вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»
«Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».
«Ну, хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».
«Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».
Выберите свой вариант ответа, который подходит вам больше всего.
Ключ
Это ситуация – прекрасный пример тех мелких стрессов, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни: ежедневная монотонная работа, плохая погода. Ваш ответ по поводу неудачного для стирки дня – это измеритель уровня стресса, который вы чувствуете в своей жизни.
(Слайд 14)
1. «О нет, это вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»
Уровень стресса: 80. вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьёзно повлияет на ваше здоровье.
(Слайд 15)
2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».
Уровень стресса: 50. вы не поддаётесь стрессу, вам удаётся сохранять позитивное видение, даже когда всё идет не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решать по мере их возникновения, и все будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.
(Слайд 16)
3. «Ну, хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».
Уровень стресса: 0. вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нем.
(Слайд 17)
4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».
Уровень стресса:100. Вы чувствуете такой огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, всё заканчивается тем, что проблем и стресса становится больше, чем прежде. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали всё, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрете, если наденете ту же самую пару носков ещё раз или купите новые.
Завершение
Релаксация «Заброшенный сад»
Это короткое погружение в мир фантазии поможет восстановить силы участников, уставших от напряженной работы.
Ведущий. Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вздохните и выдохните. Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечаете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь…
Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.
Вы начинаете наводить порядок в окружающей вас части сада.
Возможно, вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте всё, что, как вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок…
А когда вы устанете, и вам понадобится источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую вы уже привели в порядок, и сравните её с той, которой ваша рука еще не касалась. (3 минуты.)
А теперь скажите саду «до свидания» и со свежими силами возвращайтесь сюда.
Рефлексия
Что я сейчас чувствую? Какай опыт приобрели в ходе этого занятия?
Наше занятие завершается. Но ведь наш путь не завершен, мы-то с вами в движении. Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет придела! Я желаю вам успехов на вашем профессиональном и жизненном пути! (Слайд 19)
Уважаемые коллеги, не надо открывать новую главу с понедельника. Откройте новую главу прямо сейчас!
Тема: «Я строю свою работу
или работа строит меня»
Цель: помочь участникам задуматься о своей профессиональной деятельности; определиться с перспективами собственного профессионального развития.
Метод: развивающая ситуация
Не многие умы гибнут от износа,
по большей части они
ржавеют от неупотребления.
Н. Боуэви
Ход работы
Вряд ли кто станет спорить с тем, что работа в школе - многогранна, необъятна и энергозатратна.
Игра «Согласен, не согласен, может быть»
В разных сторонах помещения прикрепляются таблички с надписями: «Да», «Нет», «Не знаю». Ведущий предлагает участникам выразить свое отношение к той фразе, которую он сейчас произнесет, следующим образом: если участник согласен с произнесеннымым утверждением, он встает рядом с табличкой «Да», если не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю»
Далее участникам зачитываются высказывания, пословицы и поговорки, отражающие различные позиции людей в отношении жизни, дела, отношений с другими людьми. Каждый раз им необходимо выслушать утверждение и выразить свое отношение указанным выше способом. Ведущий может задать представителям любой из групп уточняющие вопросы. В зависимости от активности группы может быть предложено от 3 до 6 утверждений. Например:
Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней (Марк Аврелий)
Чтобы хорошо мыслить — надо хорошо жить (Евгений Богат)
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника (Владимир Даль)
Люди различаются на осуждающих и творящих (Николай Рерих)
Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать (Генри Форд)
Кто умеет, делает. Кто не умеет, учит (Бернард Шоу)
Давайте, обратим внимание на название нашего семинара «Я строю свою работу или работа строит меня». Своей формулировкой оно побуждает задуматься о своем отношении к работе, процессам, происходящим в школе в целом, и позиции педагога в отношении этих процессов.
2. Работа с карточками «Позиции педагога»
Набор карточек – каждый вытаскивает ту, которая ему попадется и высказывает свое мнение - «за» и «против» такой позиции. Говорит, подходит ли эта роль ему.
На доске выписываются ведущим все выбираемые позиции.
Позиции (примерный перечень):
«Критик»
«Собеседник»
«Сухарь»
«Ответственный»
«Уступчивый»
«Дружелюбный»
«Помощник»
«Демонстративный»
«Пассивный»
«Энтузиаст»
«Энергичный»
«Вспыльчивый»
«Нерешительный»
«Увлекающийся»
«Настойчивый»
«Жизнерадостный»
«Смелый»
«Терпеливый»
«Нервозный»
«Осторожный»
Количество позиций зависит от количества участников.
По окончании процедуры все участники на листочках записывают 2-3 самых близких ему позициях.
Подводим итоги. Такие у нас учителя. А какие дети?
3. Работа с незаконченными предложениями (Приложение)
Каждый по очереди вытаскивает карточку и заканчивает предложения, второй ведущий фиксирует на доске характеристики, которые дают учителя ученику – «трудному» и «идеальному». Составляем общую характеристику реального ученика.
Наши ученики, как правило, это …
Мой любимый ученик – это …
Трудный ученик тот, который …
Я бы не хотела работать с учащимся, который …
Я бы очень хотела работать с учениками, которые …
Наиболее часто встречающиеся позиции ученика начальной школы это …
Наиболее часто встречающиеся позиции ученика старшей школы это …
Я бы хотела видеть моих учеников…
4. Игра «Подарок»
Напишите, пожалуйста, на бумаге, 3 качества, за которые ценят, любят, уважают ученики учителя. Ведущие собирают записки и выдают каждому, перемешав их.
Нам хотелось сделать для Вас подарки, (они еще будут впереди). А сейчас мы сделаем их друг другу. Вручите, пожалуйста, написанные качества тому, кому они больше всего подходят из присутствующих.
Сегодня после рабочего дня пройдитесь домой пешком. А во время этой пешей прогулки понаблюдайте за другими людьми. Наблюдайте, анализируйте, задавайте себе многочисленные вопросы, ищите ответы.
Пример подобного наблюдения – размышления:
«Вот дворник метёт тротуар. Он постоянно находится на улице. Хотела ли я быть на его месте? А вот идет почтальон с газетами и письмами. Это для меня подходит? А вот водитель троллейбуса. Он весь день катается по городу. Я хочу такую работу? А вот менеджер магазина успокаивает скандального покупателя. Продавцы стоят в растерянности рядом. Они стоят за прилавком весь день. Я бы смогла? А вот идет милиционер. Он ходит по своему участку. Драки. Кражи. Угоны. Трудные подростки и неблагополучные семьи. А иногда, о ужас!, и трупы! Бр-р-р! Я хотела этим заниматься? А вот известный артист поёт на экране телевизора в магазинной витрине. Ему надо всё время скакать по сцене, изображая радость бытия, а также проводить многочасовые репетиции, повторяя и отрабатывая сто раз одно и то же, а ещё мотаться по всей стране, давая концерты. Но это – известный и популярный артист, а сколько таких совсем никому не знакомых всю жизнь пытаются пробиться в звезды?! Хотела ли я вот так скакать на сцене, изображая неподдельное счастье?» и так далее и тому подобное.
Существует выражение - «пусть каждый занимается своим делом». А мы уважаемые коллеги, будем учить детей.
Завершение семинара
Давайте вернемся к названию семинара «Я строю свою работу, или работа строит меня». Как теперь звучит для вас это название?
Наблюдайте и размышляйте, размышляйте и наблюдайте. И полюбите свою работу, в конце концов. Но если уж вам совсем невмоготу и ваша профессия никак не ложиться вам на душу, то меняйте её. Ищите что-то подходящее лично вам и попробуйте себя в этом. Зачем гробить себя и своих учеников?
Тема: «Я умею быть счастливым человеком»
(слайд 1)
Цель семинара: формирование у педагогов способности быть удовлетворенными жизнью.
План:
Вступительное слово.
Задание «Сложи фразу».
Задание «Жизненные цели».
Эксперимент.
Способы пережить огорчения.
Пословицы про счастье.
Разбор ситуаций.
Упражнение «День, наполненный счастьем»
Притча «Счастье»
Рефлексия
Эпиграф к занятию: (слайд 2)
Так уж устроена жизнь: мы делаем
простой выбор – быть счастливыми
или быть несчастными, но и то,
и другое требует одинаковых усилий!
Теун Марез
Ход семинара
Ведущий. Сегодня мы с вами попробуем разобраться, умеем ли мы быть счастливыми, почему важно быть счастливыми и для себя, и для других, имеет ли счастливый человек проблемы и так далее.
Задание «Сложите фразу» (слайд 3)
Всем участникам раздаются конверты с афоризмами «о счастье». Необходимо сложить фразу и ответить на вопросы.
Вопросы к участникам:
Согласны ли вы с изречением известных античных писателей, классиками разных веков?
Что вы думаете по поводу этих высказываний?
Вывод: Образ счастья крайне индивидуален и разнообразен, так что не стоит подражать великим.
Вывод: каждый понимает счастье по-своему, у каждого «своё» счастье.
Сегодня мы справляемся с огромным потоком информации и успеваем решить множество задач, мы необыкновенно продуктивны. Отчего же у многих возникает чувство неудовлетворения? Время по-прежнему ускользает сквозь пальцы, а попытки освоить науку таймменеджмента чаще всего заканчиваются неудачей. На самом деле продуктивность – отнюдь не критерий нашей удовлетворенности собой и жизнью. А уметь доводить дело до конца и успевать везде – совсем не одно и то же.
«Как организовать своё время и научиться достигать цели?» К этому я бы добавила: «…и быть при этом счастливым»?
Для гармоничных отношений со временем важны личные достижения. Каждый результативно прожитый день приносит ощущение счастья.
Достижением может быть даже такая мелочь, как вымытая гора посуды. Если на работе вы ведете длительный проект, не сулящий скорого завершения, спросите себя: что я могу сделать сегодня – и закончить? Месяц собираюсь купить люстру – сейчас поеду и куплю ее, наконец. И это уже результат.
Если тревога, страх чего-то не успеть все же остаются, стоит задать себе главный вопрос: а почему, зачем я это делаю? Совпадают ли мои сегодняшние цели с тем, во что я верю в жизни вообще?
Итак вы хотите большую машину и много денег. Давайте подумаем, как вы будете этого добиваться. Но никакая стратегия не принесет успеха, пока не прозвучит вопрос: а почему? Нужна ли тебе эта машина – на самом деле?
Самое простое – это тратить время на то, что действительно нужно. И первый важный шаг к этому – проводить какую-то часть дня наедине с самим собой, делать то, чего хочешь ты. Читать книжку, лежать в ванне – каждый из нас интуитивно чувствует, что нужно именно ему. Например, «мое» время – это час, когда никого нет дома, и я слоняюсь по комнате без видимой цели: здесь приберу, там передвину, потом присяду, подумаю, ещё похожу… я ничего конкретного не сделала, но мне так хорошо! Возникает ощущение баланса: ты поделился временем с окружающим миром – и оставил немного для себя. Мои исследования подтверждают: достигая этого баланса, мы чувствуем себя счастливее.
Задание «Жизненные цели» (музыкальный фон) (Слайд 4)
В течение 3 минут напишите ответ на вопрос: «Каковы мои жизненные цели?».
Внимательно прочти все написанное ранее, и выберите три самых главных и важных для вас цели.
Напротив каждой выбранной вами цели напишите ответ на вопрос: «Что я не делаю, чтобы достичь этой цели?».
Напишите имена людей, которые вас поддерживают.
Каковы их жизненные цели, применительно к вам?
Нарисуйте свои жизненные цели.
Напишите мини-сочинение «Жизнь – это…»
Счастье – это положительные эмоции. Чем чаще человек испытывает их, тем меньше нервного напряжения возникает в его организме, а значит, тем он здоровее. Известно, что больше всего долгожителей в горных селениях. Там встречаются старца, которым 100 и более лет. Что же так благотворно действует на людей? Ученые долго искали причину этого явления и пришли к выводу, что главное здесь – добросердечность, доброжелательное отношение к окружающим. Эти качества переходят из поколения в поколения, что и образует полезный «микроклимат».
Счастливый человек продлевает жизнь тем, кто с ним контактирует. Он умеет доставлять счастье другому: сказать добрые слова, поблагодарить, попытаться рассмешить, чтобы поднять настроение. Счастливый бережет счастье другого, поэтому он деликатен. На такого человека приятно смотреть, с ним приятно общаться. Своим видом он говорит: «Я счастлив; я спокоен; я уверен в себе; я знаю, чего я хочу; я люблю этот мир и желаю счастья людям…»
Эксперимент (Слайд 5)
Проведем маленький эксперимент (музыкальный фон). Сейчас мы будем моделировать себя. Для этого из бумаги мы создадим фигурку девочки (работа выполняется по образцу действия психолога)
Представьте, что это Вы. Вспомните все дискомфортные моменты, которые произошли с вами за последнее время: вам наговорили грубости, несправедливо с вами поступили, наступили в транспорте на ногу, не поздравили с юбилеем и т. д. каждое воспоминание сопровождается загибанием небольшой части фигурки.
А теперь будем разворачивать фигурку. И с каждым разворотом хвалить себя.
Когда вы развернете фигурку вы увидите четкие линии сгиба. Это раны в вашей душе. Вот она плата – за эмоциональное неблагополучие.
Вопрос к участникам: Означает ли это, что счастливый человек не испытывает отрицательных эмоций, никогда не раздражается, не переживает огорчений?
Вывод: быть счастливым не означает жить без проблем, быть свободным от несчастья. Это значит: считать их частью своей жизни и уметь переживать огорчения
Для того чтобы пережить огорчения, есть разные способы (слайд 6)
Сделать дыхательную гимнастику
Принять душ
Выпить стакан воды, сока, чашку чая
Попробовать отвлечься (поговорить по телефону с другом…)
Побоксировать подушку
Поплакаться (но не демонстрировать окружающим)
Выберите тот способ успокоения, который больше всего подходит для вас
На тему счастья и несчастья есть много пословиц. Вот некоторые из них (слайд 7):
Не родись красивом, а родись счастливым
Счастье не конь: хомут не наденешь
Счастливым быть – никому не досадить
Не было бы счастье, да несчастье помогло
Ни радости без печали, ни печали без радости
Бояться несчастья – и счастья не видать
Вывод: как бы ни было плохо, в этом обязательно есть что-то хорошее. В неприятном тоже может быть скрыта радость, неудача может стать залогом достижения, несчастье обладает своей счастливой стороной.
Разбор ситуаций (слайд 8)
Вспомните ситуации в вашей жизни, когда неудача стала причиной успеха. Переделайте фразы так, чтобы найти в неприятном тот момент, в которой уже заложено счастье:
В комнате прохладно, но зато…(так легче думается)
С утра не кончается дождь, но мне кажется это замечательным, потому что… (в такой день хорошо сочиняются стихи)
К докладу мне надо перечитать кипу книг, но это хорошо тем… (что я узнаю много нового)
Вывод: привычка быть счастливым позволяет человеку в значительной степени освободиться от господства внешних обстоятельств; внешними обстоятельствами мы управляем сами.
Упражнение «День, наполненный счастьем» (слайд 9)
Отыщите в сегодняшнем дне признаки счастья, которые вы прожили, но в суете дел, забот, может быть, не запомнили, а значит, не оценили.
Вывод: мы умеем быть счастливыми, когда думаем не о том, чего хотим, а о том, что имеем; нам есть за что благодарить судьбу.
Притча «Счастье» (слайд 10)
Бог слепил человека из глины, и осталось у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? – спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Давайте теперь ответим на вопрос, поставленный в начале занятия. Продолжите фразу: «Я умею быть счастливым человеком, потому что…» (слайд 11)
Завтра вы можете совсем по-другому ответить на вопрос, потому что посмотрите на всё с другой точки зрения. Главное, что мы поняли: «…мы способны достичь истинного удовольствия, лишь, когда со вниманием прислушиваемся к тому, что происходит внутри нас. Стараясь уловить, как именно мы «чувствуем свои чувства».
(слайд 12)
Поэтому завтрашний день объявляется День счастливых сюрпризов! (слайд 13)
Мини – гимн «Я – чудо!»
Рефлексия.
Счастье – это хорошее здоровье и плохая память. Альберт Швейцер
Счастье за деньги не купишь – вы только посмотрите на нынешние цены. НН
Человек занят тем, от чего он ожидает счастья, но самое большое его счастье в том, что он занят. Ален
Кто не может найти счастье в пути, не найдет его и в конце дороги. НН
Счастливой жизни нет, есть только счастливые дни. Анре Терье
Если вы больше чем один день чувствуете себя счастливым, значит, от вас что-то скрывают. Михаил Задорнов
Когда нас спрашивают о самом счастливом дне нашей жизни, мы отвечаем не сразу; но если речь идет о самых тяжелых минутах, нам не приходится рыться в памяти. Феликс Хвалибуг
Счастливые часов не наблюдают, а после жалуются, что счастье так коротко. Хенрик Ягодзинский
Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы. Оскар Уайльд
Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще. Оскар Уайльд
А может быть, счастье скрывается под каким-нибудь псевдонимом? Станислав Ежи Лец
Со счастьем дело обстоит так же, как с часами: чем проще механизм, тем реже он портится. Никола Шамфорт
Перечисляя то, что нам нужно для счастья, мы нередко забываем добавить себя. Лешек Кумор
Некоторым для счастья недостает только счастья. Станислав Ежи Лец
Люди могут быть счастливы лишь при условии, что они не считают счастье целью жизни. Джордж Оруэлл
Нас мучит не столько жажда счастья, сколько желание прослыть счастливцами. Франсуа Ларошфуко
То, что достаточно для нашего счастья, часто недостаточно для нашего удовольствия. Жак Деваль
Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая; но мы часто не замечаем её, уставившись взглядом в закрытую дверь. Хелен Келлер
Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми. Авраам Линкольн
Если хочешь быть счастливым, будь им. Кузьма Прутков
Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его. Джордж Бернард Шоу
Желание счастья в человеке столь велико, что он способен сделать несчастливыми множество человек. Тадеуш Гицгер
Трудно быть кузнецом своего счастья в чужой кузнице. Яцек Вейрох
Если бы счастье можно было бы купить, кто бы смог заплатить за него полную цену?
Тема: «Художник ВНУТРИ НАС»
Бетти Эдварде утверждает, что любой человек: менеджер, учитель, писатель, инженер, студент — способен разбудить в себе мощную силу творческого потенциала, если займётся рисованием. Для этого не требуется иметь особый талант художника, не надо обучаться графике или живописи много лет. Надо лишь рисовать так, как можете. Тогда вы приобретёте умение по-новому взглянуть на все точки приложения каждодневных забот и эффективно решать все проблемы.
Существует множество изложенных в письменной форме идей обучения творчеству. Но вы, наверное, со мной согласитесь, что одними только записанными словами зачастую невозможно достаточно точно описать творческий процесс и связанные с этим переживания.
Некоторые творческие люди утверждают, что истинное творчество требует, чтобы мы отошли от привычного режима мышления и попытались увидеть вещи по-иному, взглянув на мир с другой точки зрения. Другие творческие люди высказывают серьезное опасение, что вербальный язык может быть неподходящим для решения некоторых творческих задач и что слова порой даже мешают мышлению.
Вы будете удивлены обнаружив, как быстро и легко вы способны научиться рисовать.
В позабытой книге 1916 года два проницательных учителя рекомендовали проводить в начальных классах интенсивные уроки рисования как помощь в освоении других предметов. Эта книга являет собой яркое свидетельство того, что хорошее обучение имеет не меньшее значение, чем «талант».
Я полагаю, пришло время пересмотреть наши традиционные представления о творческом таланте — «скрытом» или каком-то ином. Почему мы предполагаем, что для рисования требуется некий редкий и особый «художественный» талант? Мы же не делаем такого предположения в отношении способностей иного рода — умения читать, писать, считать.
Что было бы, если бы мы поверили, что научиться читать, способны, лишь немногие счастливчики, обладающие врожденным, богоданным, генетическим даром? Что, если бы учителя считали, что наилучший способ научить ребенка читать — просто обеспечить его достаточным количеством текстов и потом просто ждать, что получится? Такой учитель, конечно же, не вмешивался бы в спонтанные попытки детей читать из опасения навредить «творчеству» при чтении. Если бы ребенок спросил: «Как это читается?», учитель отвечал бы: «Просто почувствуй себя свободным! Делай то, что приходит в голову. Используй свое воображение и просто наслаждайся процессом! Чтение должно приносить радость!» А потом учитель просто наблюдал бы, у кого из детей проявится «талант» к чтению — исходя из предпосылки, что учить навыку чтении не стоит и пытаться, потому, что если ребенок не «талантлив», то никакое учение ему не поможет.
Легко понять, что при такой ситуации из двадцати пяти детей в классе кое-как читать научились бы один, два, может быть, три человека. Их бы объявили «талантливыми» к чтению, и, без сомнения, кто-нибудь потом говорил бы: «Да, вы знаете, бабушка Саши тоже была сильна в чтении. Саша, вероятно, пошла в нее». Или: «О да, Борис хорошо читает. Вся их семья довольно грамотная, знаете ли. Это у них в генах, я полагаю». А тем временем остальные дети будут подрастать, говоря себе: «Я не умею читать. У меня нет к этому никакого таланта, и я уверен, что никогда не научусь читать».
Разумеется, родители очень бы возражали, если бы понятие таланта применялось как шлагбаум на пути к обучению чтению, так как оно используется в отношении обучения рисованию. Но по какой-то причине большинство людей, как родителей, так и учащихся, принимают вердикт «Нет таланта к рисованию» с достойным удивления смирением и даже удрученным согласием.
Мы постоянно ищем способы развить в себе творческие способности, какими бы ни были наш род занятий или сфера интересов. Но необходимо ли иметь богоданный талант, чтобы быть творческой личностью? Или этим творческим способностям можно выучиться?
Педагог Виктор Ловенфельд разделял со многими учеными убежденность в том, что творческие способности являются весьма распространенной человеческой чертой, зачастую существуя как потенциальные способности, ожидающие своего высвобождения, чтобы проявить вовне скрытые таланты. Он предупреждал педагогов: «Мы должны считать своим святым долгом раскрытие и развитие творческих способностей каждого человека, сколь бы тусклой ни казалась их искорка, и заботиться о том, чтобы эта искорка могла стать пламенем».
Научиться рисовать, способен каждый здравомыслящий человек — с той же вероятностью, что и научиться читать. Нужно лишь освоить основные навыки восприятия — особую наблюдательность, необходимую для рисования. Я утверждаю, что всякий человек способен в достаточной степени научиться видеть, чтобы рисовать с высокой степенью подобия то, что он видит в реальном мире. Развитие наблюдательности считается приоритетом детского сада, но не факт, что в детском саду были творческие воспитатели.
Жизнь отчетливо указывает на две категории людей - художников и мыслителей, между ними резкая разница.
Ученые проделали эксперимент, поочередно усыпляя то правое, то левое полушарие. Оказалось, что человек с отключенным правым полушарием, сохраняя рассудок, впадает в эйфорию: становится возбужденным, словоохотливым, сыплет шутками... Если такое произойдет с писателем, композитором или ученым, то они лишатся своих творческих способностей, будто растратив их на словесный поток. С отключенным левым полушарием они будут работать по-прежнему, но зато хорошее настроение покинет их, уступив место депрессии, мир предстанет в мрачных тонах. И только слаженная работа обоих полушарий дает возможность воспринимать мир полно и объективно. Не всегда эти два типа мышления - логический и художественный находятся в гармоничном единстве.
Мы знаем о том, что левое полушарие специализируется на вербальном, логическом, аналитическом мышлении.
Правая половина мозга функционирует в невербальном режиме, специализируясь на зрительной, пространственной, образной информации.
Чтобы узнать кто вы - Художник или мыслитель?
Свою принадлежность к художникам или мыслителям можно выявить по некоторым биологическим признакам. Проведем несложный эксперимент.
Перелетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки или правый? Запишите результат.
Возьмите в руки карандаш. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз, наведите кончик карандаша на предмет. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?
Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?
Теперь посмотрим, что у вас получилось.
Как учатся два полушария (слайд 11)
Левое полушарие любит конструктивность, постепенность, алгоритмы и логику. Оно извлекает пользу из конкретных примеров, ему хорошо подходит метод проб и ошибок; оно учится по правилам.
Правое полушарие, на конкретных правилах и примерах, не научишь. Оно не обладает внутренней моделью своих процессов отыскания решений, которую оно могло бы использовать в качестве образца. Ему необходимы богатые и ассоциативные образы, которые оно стремится воспринимать целостно.
Хорошим примером функционирования П-режима в обыденной жизни служит вождение автомобиля по автостраде. Езда по автостраде требует быстрой обработки мгновенно меняющейся зрительно-образной информации. Л-режим плохо подходит для такой задачи. Если бы при движении по автостраде руководил он, информация обрабатывалась бы линейным и вербальным образом примерно так: «Вот "Вася " приближается справа, делая примерно 90 километров в час, он догонит нас через 4,2 секунды; теперь слева приближается фургон на скорости приблизительно 100 километров в час, он поравняется с нами через...» и так далее. Ясно, что такая система слишком медлительна для условий езды по автостраде. В результате Л-режим (который редко сознается в своей неспособности) фактически говорит: «Мне не нравится водить машину. Это скучно. Пусть об этом позаботится старик «сам знаешь кто», — и отстраняется от работы.
Кроме того, во многих вопросах повседневной жизни два основных мозговых режима могут конкурировать и сотрудничать, работая над одной и той же информацией или задачей, причем каждое полушарие играет свою собственную роль. Это можно проиллюстрировать через аналогию: при шитье одна рука держит ткань, в то время как другая работает иголкой; при игре в теннис ноги несут игрока в нужную точку площадки, в то время как рука действует ракеткой. Так, в музыке, например, Л-режим читает ноты и поддерживает ритм, в то время как П-режим управляет тональностью, мелодией и выразительностью.
Вы учителя начальной школы ведете урок рисования. А все ли ваши ученики умеют рисовать? Ведь это самый легкий предмет по сравнению с остальными. Головоломка заключается - в теории работы полушарий. Бетти Эдварде предложила перевернутое рисование, как способ обмануть левое полушарие и активизировать правое. Ведь то, что перевернуто вверх ногами видится и рисуется легче, чем в нормальном положении.
Сегодня мы попробуем выполнить упражнения, развивающие навыки изобразительного искусства, но на самом деле у них иное предназначение. Эти упражнения открывающие дверь к процессу видения.
Теперь давайте попробуем выполнить рисунок, именно так как написано в предлагаемой инструкции. (Инструкция прилагается).
Когда вы перевернули свой законченный рисунок в нормальное положение, вы, наверное, были немало удивлены — и довольны — тем, как хорошо он получился! И кто-нибудь, глядя на ваш рисунок, несомненно, скажет. «Я и не знал, что ты такой талантливый!» А вы заметили, что, выполняя рисунок, вы видели линии и пространства как-то иначе? Но потом, перевернув рисунок, вы вдруг увидели формы и пространства привычным образом. Это значит, я думаю, что вы совершили переключение сознания.
Итак нарисованный вами портрет — это портрет друга Пабло Пикассо, русского живописца и оформителя Льва Бакста. Он был сделан в 1922 году, и хранится в одном из музеев города Парижа.
Чему нас могут научить эти сюрпризы? Главное тому, что, когда мы смотрим на перевернутые вещи, это позволяет нам «видеть иначе». Вещи видятся вне привычных взаимосвязей. Линия, которая является просто линией, которая интересна сама по себе, когда смотришь на нее в перевернутом виде, как будто исчезает, превращаясь в знакомую форму, когда смотришь на нее в обычном положении.
Повернемся к творчеству знакомых для нас позиции
Посмотрим, насколько вы наблюдательны?
1. Сосчитайте количество букв «ч»:
В четверг четвертого числа в четвертой четверти четвертого часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж — чрезвычайно чисто!
Общее количество букв «ч»:
На проблемы любые можно взглянуть и с другой точки зрения. Слайд 17.
Я предлагаю вам в течение 2 минут, разделившись на три команды (по рядам), подумать и предложить альтернативное использование предметов: кирпич, колготки, пластмассовые бутылки.
Слайд 19.
Эксперимент с девятью точками. Проведите четыре прямые линии через девять точек, не отрывая руки.
Подведем итоги: вы со мной согласитесь, что рисование не требует особых физических навыков.
Достаточно обычных двигательных способностей и координации руки и глаза — самой обычной, как я уже упоминала, способности продеть нитку в иголку или поймать мяч. Многие инвалиды демонстрируют, насколько мало навыки рисования зависят от обычных двигательных способностей. Человек может научиться рисовать, даже не имея возможности двигать руками, как это демонстрируют прекрасные рисунки, сделанные парализованными людьми, которые держали карандаш зубами, или людьми с ампутированными руками или кистями, которые рисовали, держа карандаш пальцами ноги или привязывая его к предплечью. Главное — уметь видеть. Навыки рисования (восприятия), как и речевые навыки, ценны, прежде всего, тем, что они улучшают мышления.
В своей простоте рисование является немым близнецом чтения.
И читать и рисовать можно с самого раннего детства до последнего дня жизни, если ещё видят глаза. И то и другое можно почти в любой обстановке, в любое время дня и ночи человеку любого возраста, обладающему минимумом физического и психического здоровья. Как и чтению, рисованию можно учиться дома, и в школе, и на открытом воздухе; оно не требует никакого мудреного оборудования,
И последний мой вам подарок такой: возьмите карандаш, которым вы рисовали, зажмите его двумя ладонями и покрутите его - это ещё один способ заставить своё правое полушарие заработать (для творческого решения повседневных проблем) - это на тот случай, когда на перевернутое рисование у вас нет времени.
Прежде чем начнете рисовать,прочтите, пожалуйста, все указания
1. Используйте для рисования карандаш — самый обычный. Держите под рукой резинку.
2. Используйте лист писчей бумаги или альбом для рисования.
3. Вы можете при копировании сохранить те же размеры, что и на рисунке, увеличить их или уменьшить — по своему желанию. Ваша копия, конечно же, тоже будет перевернутой, как и рисунок в книге.
4. Начинать рисовать можно с любой точки. Поскольку все части складываются воедино, нет никакой фиксированной последовательности — не то, что «первое — первым, второе — вторым». П-режим может начинать работу с любого места, перескакивать с места на место, если пожелает, и заканчивать там, где начал. Вы можете предпочесть начать с верхнего перевернутого изображения и продвигаться вниз; но в любом случае я рекомендую вам переходить от одной линии к соседней и от линии — к прилегающему пространству. Рисуя, проверяйте, где располагаются точки относительно друг друга, используя воображаемые вертикальные и горизонтальные линии (можно даже нанести эти линии непосредственно на бумагу или прикладывать карандаш).
5. Если вы и разговариваете с собой, то говорите только о соотношениях частей и о том, как части складываются друг с другом. Например, под каким углом эта линия наклонена к краю бумаги? Каков угол другой линии по сравнению с первой? Как далеко идет этот изгиб относительно ширины (скажем) верхнего края бумаги? Какова форма этого открытого пространства? Не нагнетайте обстановку, произнося про себя какие-либо негативные фразы (например, «Это будет трудно» или «Я никогда не был силен в рисовании»). Просто рисуйте, проверяя углы и изгибы относительно краев бумаги и размещая формы и пространства относительно друг друга.
6. Вы можете сравнивать положение различных точек на рисунке, проводя воображаемую линию (параллельно краю бумаги) от одной точки к другой. Это поможет вам размещать различные части относительно друг друга.
Части сойдутся друг с другом подобно причудливо изогнутым кусочкам картинки-загадки, и вы обнаружите, что вам интересно видеть, насколько логично все это сходится.
7. По возможности старайтесь обращать внимание на то, что происходит в вашем мозгу, пока вы выполняете перевернутый рисунок. Попытайтесь заметить состояние (или состояния) сознания. И самое главное, понаблюдайте за своей реакцией в тот момент, когда вы закончите рисунок и перевернете его в нормальное положение.
8. Найдите спокойное местечко, где вам никто не помешает рисовать. Вам понадобится на выполнение этого рисунка примерно двадцать минут. Кто-то рисует быстрее, кто-то медленнее. И нельзя сказать, что одно хуже другого.
А теперь начинайте рисовать.