Социально-исследовательский проект Моя деревня Зеникай

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Отдел образования администрации Альменевского района

МКОУ «Казёнская СОШ»












Социально-исследовательский проект:

«Моя деревня Зеникай»



Выполнили:

Мухамадеев Ринат Азатович

Галимова Анжела Гафурьяновна

Руководитель проекта:

Социальный педагог

Мухамадеева Резеда Кунакбаевна





с. Казенное 2016г.


Паспорт проекта


  1. Общие сведения о проекте


Тема проекта: «Моя деревня Зеникай»

Тип проекта: социально-исследовательский

Постановка проблемы проекта:

Актуальность: усиление чувств патриотизма и гражданственности у учащихся к своему государству через изучение своей малой родины.

Проблема исследования: отсутствие интереса у учащихся к истории своих истоков.

Цель проекта: исследование истории деревни Зеникай, ознакомление с социально-культурными взаимотношениями жителей деревни Зеникай, и проявления чувства патриотизма и гражданской идентичности  у учащихся как будущих граждан государства.

Задачи проекта:

-повышение социально-культурной активности обучающихся;

- создание условий для проявления интереса к исследованию истории «малой Родины»;

-создание благоприятных условий для развития личности учащихся и раскрытия их потенциальных способностей;

- активное участие в подготовке к празднованию 270-ти летия деревни Зеникай;

Участники проекта:

Организатор: Социальный педагог Мухамадеева Р.К.;

Состав проектной группы: Мухамадеев Ринат Азатович, Галимова Анжела Гафурьяновна

Привлекаемые специалисты: библиотекарь, учителя Казенской школы, жители деревни, родители.

Продолжительность проекта: 2 месяца

Место проведения: д.Зеникай, Альменевского района

Ресурсное обеспечение реализации проекта:

- информационные источники (в т.ч. Интернет-ресурсы);

- оборудование для съёмок: фотоаппарат;

- мультимедийный проектор, компьютер.

Список литературы 

  1. Курганские башкиры: историко- этнографические очерки. / под редакцией З.Г. Ураксина.Уфа: Гилем, 2002.-216 с.

  2. Материалы исследовательских работ учителя истории МКОУ «Казёнская СОШ»

  3. Воспоминания жителей деревни Зеникай.

Продукт проекта: презентация и защита проекта.

Педагогическим результатом проектной деятельности является сама деятельность.

Планируемые результаты:

Практические:

-накопление информации; информационное просвещение учащихся;

-обращение к жителям;

- презентация проекта.

Развивающие: в ходе работы над проектом его участники приобретают опыт социализации, коммуникации, познавательной деятельности;

расширяют кругозор.

Образовательные:

- получение новых знаний, умений;

- интеграция знаний и их практическое применение.

  1. Аннотация проекта

Проект расширит знания учащихся о своей деревне, поможет узнать больше о его истории, обратить внимание на красоту родной местности. В процессе работы над проектом детей закладываются основы познавательного интереса к изучению деревни, как окружающего их мира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения.

Завершающий этап проекта открытое мероприятие на РМО социальных педагогов, представление проекта.

  1. Этапы работы над проектом:


Проект «Моя деревня Зеникай» состоит из трёх этапов.

1 этап:

-Составить план-задание;

- Обсуждение плана;

- Подбор материала;

Вопросы:

История нашей деревни

- Изучение истории деревни.

-Подготовка и празднование 270 летия деревни

2 этап:

Дети собирали материал по истории деревни. Они беседовали со старожилами, использовали книги, Интернет – ресурсы, обращались в библиотеку, к учителю истории и к родителям.

Прошла обработка собранного материала. Были сделаны фотографии, приведён в порядок весь собранный материал.

3 этап: Ребята создали презентацию, где представили весь собранный материал по истории деревни Зеникай.

20 августа в ДК д.Зеникай состоялось мероприятие посвященное 270- летию деревни на котором присутствовали все жители деревни и гости.

История деревни Зеникай

Деревня Зеникай одна из старейших деревень Альменевского района. В данном населенном пункте в основном проживают башкиры.

Деревня Зеникай располагается в 3 км от административного центра села Казенное. В 40 км от районного центра. В живописном месте. С юго-востока деревню окружает лес, а с северо-запада небольшие болотца. В центре села находится сельский клуб, медицинский пункт и магазин. Ежедневно 12 учеников из Зеникая посещают Казёнскую школу.

С раннего детства мы слышали от нашего дедушки Мухамадеева Хариса Хафизовича красивую легенду о возникновении нашей деревни, ту легенду ему поведала его родственница Сулейманова Гульзифа Салаховна. Он говорил, что наша бабушка, его жена Магинур Хакимовна является одним из потомков основателей деревни дедушки Занайгабдина. Нам стало интересно, как же на самом деле возникла наша деревня Зеникай. Когда? Зачем? Почему?

В легенде говорилось так: «Жил богатый башкир по имени Зайнагабдин за Челябинском. Имел огромный табун лошадей. Однажды его лошади исчезли. Он долго искал их и нашел в нашем краю в степях между двух озёр Буретошкан и Бурекаскан. Угнал их домой. Затем вновь исчез табун. И вновь он нашел их в нашем краю. Когда они исчезли, в третий раз он нашел их в том же месте. Зайнагабдин решил, раз его лошади облюбовали эти места, то сам бог ему велит переселиться. И он поселился на данной территории. И произошло это в 1746 году…»

Мы решили выяснить правдивость существующей легенды, и обратились за помощью к учителю нашей школы Султановой Н.Х. Найля Хисамитдиновна предоставила, нам имеющийся у нее материал. Изучив и проанализировав имеющуюся литературу и проведя аналогию, мы пришли к выводу, что в легенде есть доля правды.

В 18 веке, а точнее в 1746 году поселился на территории ныне существующей деревни Зеникай башкир из Челябинской области Аргаяшского района, села Кулуево и звали его Зайнагабдин.

В 17-18 веке центральное правительство не признавало за инородцами право их собственности на землю, следовательно, Зайнагабдин получил царскую грамоту на владение земли, правительство отправило его на службу.

Служба Зайнагабдина заключалась в том, что бы снабжать лошадьми, подводами, командируемых правительством на различную службу, кормить предоставлять ночлег. Основным богатством были лошади и овцы.

С 1746 года и началась история деревни.

В 1746 году примерно было 3 двора. К 1833 году 14 дворов и 87 жителей. На начало 2000 года 46 дворов и 230 жителей. В 2016 году насчитывается 44 двора и примерно 150 жителей.

Похоронен Зайнагабдин со слов деда Мухамадеева Хариса возле деревни Кубылья, которой в настоящее время уже не существует.

В 19 веке и начале 20 века название деревни еще сохраняется, а в советские времена несколько меняется и становится Зеникай.

В настоящее время в деревне проживают в основном потомки Зайнагабдина, данное мы можем проследить на древе предоставленным Хасановым Файзуханом. У Зайнагабдина было 8 сыновей. Наиболее распространённая фамилия Хасановы. Интересно, что Хасановы произошли по двум веткам: одна ветвь идёт от внука Габдулрахима. У него родился сын Хасан. Другая ветвь идёт от правнука Габдуллы, который тоже назвал своего сына Хасан. Следующая распространённая фамилия Гафуровы. От внука Габдулгафура. Закировы от внука Закира. Хайсаровы от внука Хайсара. Сулеймановы от внука Сулеймана.

Таким образом, большинство жителей деревни Хасановы, Гафуровы, Закировы, Хайсаровы и Сулеймановы, являются родственниками и произошли от одного предка Зайнагабдина

Первым древо начал составлять со слов Хасанова Файзухана, сын Габдулгафура Саитгали Гафуров, после него продолжил его сын Мухамагали, которое в последующем было передано Хасанову Файзрахману Аскаровичу и в настоящее время находится у его сына Хасанова Файзухана.

Раньше со слов старожил деревни Зеникай улицы официальных названий не имели, а с 2008 года появились официальные наименования улиц: Центральная, Камышная и переулок Лесной.

Зная и помня историю своей малой родины мы сможем смело строить свое будущее. Ярким примером этого являются социально-культурные взаимотношения между жителями нашей деревни.

Здесь живут замечательные, трудолюбивые люди. С давних пор центром социально-культурной сферы нашей деревни является дом культуры, которым заведует Сулейманова Рахима Сафуановна. Она организовала кружки, как для взрослых, так и для детей. Нам очень нравится заниматься на кружке, мы и рисуем и учим стихи, поем песни. По мере возможности выезжаем на районные конкурсы. Старшее поколение организовали фольклорную группу «Ляйсан» танцуют и пою на родном башкирском языке. Кроме того можно вспомнить такие мероприятия проводимые совместно, как «Каргатуй», «Каз омахы» и др. Все жители деревни помнят и чтут традиции.

В этом году нашей деревне исполнилось 270 лет.

В честь столь знаменательной даты по инициативе заведующей сельским клубом на 20 августа было запланировано празднование 270-ти летия. Мы постарались принять активное участие в подготовке к столь знаменательному событию. Помогали украшать зал, приняли участие в концерте, рассказали стихи.

Таким образом, проведя исследование истории возникновения деревни, анализируя жизнь и быт жителей деревни Зеникай в настоящее время, можно с уверенностью сказать, что наша деревня будет жить и процветать еще долгие годы.

И в заключение хотелось бы вспомнить строки, прозвучавшие на празднике:

Люблю тебя в любое время года

Мое родимое башкирское село

И в теплый день, в любую не погоду,

С тобой всегда мне на душе светло.

Кивает мне знакомая береза

И ей в ответ я Хаумыгуз скажу

Как хорошо, как по башкирски просто

Жить в нашем светлом ласковом краю







При исследовании нами были использованы материалы учителей Казенской школы, в том числе учителя истории Султановой Н.Х. и учителя географии Шариповой Р.К., Материалы государственного архива Челябинской области. Воспоминания жителей деревни Зеникай.