Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Коменская средняя образовательная школа
Сборник игр:
«Адаптация»
Исполнитель:
социальный педагог
Орлович С. С.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………..6
1. Игры на знакомство………………………………………8
1.1. Снежный ком…………………………………………….8
1.2. Знакомство……………………………………………….8
1.3. Газетка…………………………………………………....9
1.4. Псевдоним………………………………………………..9
1.5.Распишись……………………………………………….10
1.6. Привет! …………………………………………………10
1.7. Два хлопка, два щелчка...……………………………11
1.8. Падающий лист………………………………………..11
1.9. Одеяло…………………………………………………...12
1.10. Солнце светит на того………………………………..12
2. Игры на общение………………………………………...13
2.1. Сказочный чайнворд………………………………….13
2.2. Ягодные сказки………………………………………..13
2.3. Скороговорки………………………………………….14
2.4. Правила хорошего тона………………………………14
2.5. Лес, озеро, болото………………………………………15
2.6. Земля, вода, воздух, огонь…………………………….16
2.7. Кличка…………..………………………………………16
2.8. Запрещённое движение…..……………………………17
2.9. Парные картинки……………………………………...17
2.10. Мемуары……………………………………………….18
3. Игры на развитие памяти………………………………19
3.1. Заметь и запомни………………………………………19
3.2. Геометрические фигуры………………………………19
3.3. Из каких материалов предметы в твоем портфеле.20
3.4. Кто, куда?............................................…………………20
3.5. Пишем под диктовку…………………………………..21
3.6. Угадай, что исчезло……………………………………21
3.7. Топ-хлоп…………………………………………………21
3.8.Фотоаппараты………………………………………….22
3.9. Кукловод………………………………………………..22
3.10. Сделай, как я! ……………….……………………….23
4. Игры на развитие внимания…………………………...25
4.1.Обезъянки……………………………………………….25
4.2. Очередь………………………………………………….26
4.3. Рисунок………………………………………………….26
4.4. Найди слова…………………………………………….26
4.5. Перепутанные лини..………………………………….27
4.6. Найди отличия…………….…………………………..27
4.7. Чтение с помехой………………………………………28
4.8. На стол! Под стол! Стучать!................………………28
4.9. Хлопай в ладоши……………………………………….29
4.10. Линии...………………………………………………...29
5. Игры на развитие мышления………………….……….30
5.1. Помоги карандашу…………………………………….30
5.2. Логическое домино…………………………………….30
5.3. Лучший счетчик………………………………………..31
5.4. Угадай-ка………………………………………………..31
5.5. Волшебные кляксы……………………………………32
5.6. Поиск аналогов…………………………………………32
5.7. Способы применения предмета……………………...33
5.8. Мостик……..…………………………………………....33
5.9. Сочини предложение………………………………….34
5.10. Угадай игрушку………………………………………35
6. Игры на развитие речи…………………………………36
6.1. Картинки-загадки……………………………………..36
6.2. Что за предмет…………………………………………36
6.3. Основные признаки…………………………………..37
6.4. Кто больше увидит и назовёт………………………...37
6.5. Сорока…………………………………………………..37
6.6. Назови как можно больше предметов………………40
6.7. Ну-ка, отгадай………………………………………….41
6.8. Противоположность…………………………………..42
6.9. Загадки…………………………………………………..43
6.10. Пословицы…………………………………………….43
7. Игры на снятие психо - эмоциональное напряжения.45
7.1. Круглый ушастик……………………………………...45
7.2. Ласковые лошадки…………………………………….45
7.3. Вьюнок………………………………………………….46
7.4. Петушки………………………………………………..46
7.5. Перематывания клубочков………………………….46
7.6. Разрушители…………………………………………..47
7.7. Секретики……………………………………………..47
7.8. Рваная бумага…………………………………………48
7.9. Месим тесто……………………………………………48
7.10. Пушистые рисунки………………………………….48
Список литературы……………………………………….50
Пояснительная записка
Игра – это сложное социально-психическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностных сферах. Дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.
Цель: развить у младшего школьника физическую, психическую и личностную сферы, сформировать познавательные процессы с помощью игровой деятельности
В целом игра рассматривается как: 1) особое отношение личности к окружающему миру; 2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; 3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); 4) особое содержание усвоения; 5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка; 6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и “детского общества”.
Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни: как правило, связанные с проявлением смелости, мужества и т.д.
Таким образом, можно сказать, что игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать большое место. Освоение же учебной деятельности (ведущей в этот возрастной период) идет достаточно медленно, и в наиболее полном, сложившемся виде она формируется лишь к концу обучения в начальной школе.
Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значение игры для детей школьного возраста. Задача педагога - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности - к учебной.
Игры на знакомство
«Снежный ком»
Играющие становятся в круг. Начинает один из игроков, называя своё имя, cледующий называет имя предыдущего, потом своё и т. д. (1-Аня, 2- Аня, Маша, 3- Аня, Маша, Петя)
«Знакомство»
Игра предназначена для того, чтобы быстро перезнакомить всех участников, если это необходимо. Кроме того, она развивает скорость реакции, память и вносит оживление в атмосферу в группе.
Реквизит: небольшой мяч (можно теннисный).
Число участников: 10 – 20.
В этой игре с помощью мячика мы пробуем познакомиться. Все встают в круг, один берёт мяч. По часовой стрелке, начиная с того, у кого сейчас в руках мяч, предают друг другу его, называя при этом чётко и громко свои имена. Игра заканчивается, когда всем становится ясно, что имена запомнены прочно.
«Газетка»
Группа стоит в кругу. Ведущий в центре, у него в руках свернутая «газетка». Hазывается имя кого-то из круга, и ведущий пытается его осалить газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро назвать кого-то еще, стоящего в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим. Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг, должен быстро назвать какое-нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он становится ведущим опять.
«Псевдоним»
Имя с псевдонимом (или девизом, качеством, характеристикой и т.п.). Все по кругу представляются двойным именем, затем участникам предлагается встать и поздороваться, двигаясь как угодно таким образом: подходя к кому-либо, протягивает руку – «Привет, тот-то!». «Тот» должен ответить, пожимая руку подошедшему: «Привет, тот-то!» (также можно хлопая в ладоши и т.п.). Потом все рассаживаются и рассказывают, у кого получилось со всеми поздороваться, у кого не совсем, что мешало, какие эмоции, какие имена понравились.
«Распишись»
Дайте каждому игроку карандаш и листок бумаги, где написаны все фамилии и имена детей. Затем каждый человек начинает обходить других, стараясь выяснить кто, есть кто. Игроки просят каждого назвать свое имя и фамилию и распиасться. Побеждает игрок, первым собравший полный список имен с правильными подписями.
«Привет!»
Все встают в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: «Привет!». Можно еще назвать свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.
«Два хлопка, два щелчка»
Участники стоят в кругу. Все вместе делают два хлопка, щелчок пальцами правой руки, щелчок пальцами левой руки, два хлопка и т. д. Желательно, чтобы начинал вожатый. Итак, при щелчке пальцами правой и левой руки ведущий произносит своё имя, затем два хлопка, после этого при щелчке пальцами правой руки произносит своё имя, а при щелчке пальцами левой руки – имя одного из участников. Тот игрок, чьё имя назвали, повторяет то же самое. Например: Оля, Оля, два хлопка, Оля, Игорь, Игорь, Игорь, два хлопка, Игорь, Света, и т. д. Кто не успел – тот » прошляпил».
«Падающий лист»
Играющие стоят в кругу лицом внутрь. Водящий, находящийся в центре круга, поднимает вверх руку с листом бумаги формата А4 и, назвав чье-нибудь имя, отпускает его. Задача того, кого назвали добежать до листка и поймать его, пока тот не приземлился на пол. Если попытка не удалась, прежний водящий остается и пытается передать листок снова, но другому игроку, иначе водящим становится тот, кто ловит листок.
Если игра проводится на старшем возрасте, то обычно каждый новый водящий еще и делит лист пополам, и так он постепенно уменьшается.
«Одеяло»
Участники делятся на две команды, располагаясь, друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. С каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал – забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая » перетянет» к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имён.
«Солнце светит на того…»
Все ребята сидят в кругу на стульчиках. Ведущий стоит в центре: «Солнце светит на того…». И называет какой – либо признак, который может объединять ребят, например: «Солнце светит на того, кто приехал в наш лагерь первый раз». Все ребята, кто приехал первый раз, должны встать со своих мест и пересесть на другой стульчик. Задача ведущего: занять место на стуле! Если вдруг, такой человек один, то он меняется местами с ведущим. Во время этой игры вожатый может узнать о ребятах много нового, а ребята друг о друге.
Игры на общение
"Сказочный чайнворд"
Чайнворд - это игра, в которой нужно придумывать слова, начинающиеся на ту букву, какой окончилось предыдущее слово. В предложенной игре нужно воспользоваться этим правилом и составлять фразы-чайнворды про героев сказок, но с одним условием: предложение должно состоять из пяти слов и начинаться с имени героя. Например, "Колобок":
ЛисА АккуратнО ОбошлА Арык.
"Ягодные сказки"
Можно придумывать сказки, которые объсняли бы явления из какой-либо области. Например:
Почему вишни растут парами?
Почему ежевика колючая?
Откуда у земляники крапинки?
"Скороговорки"
Очень трудно быстро произносить скороговорки, ещё сложнее самому придумать трудно произносимую фразу. Есть много скороговорок с именем Саша: "Шишкой Саша шапку сшиб", "Шла Саша по шоссе и сосала сушку", "Маляр Шурик мешал сурик". Участникам игры предлагается составить смешные скороговорки со своими или другими именами. Побеждает тот, кто составит самое труднопроизносимое предложение, или кто составит больше скороговорок и т.д.
"Правила хорошего тона"
С древности повелось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.
Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных местах, например:
- под кроватью,
- на вершине Эльбруса,
- в холодильнике,
- в избушке Бабы-Яги.
Можно предложить по написаным правилам угадать место.
“Лес, озеро, болото”
Играют десять и более человек. Ход игры. Начертить три круга достаточно большого диаметра (ограничить линиями три угла помещения), которые получают названия: «лес», «озеро», «болото». Игроки становятся на исходную позицию примерно на равном расстоянии от всех кругов. Водящий называет зверя, птицу, рыбу — обитателя леса, озера или болота и считает до пяти. За это время каждый из играющих становится в тот крут, который, по его мнению, соответствует месту обитания названного животного (например, если назван волк — в круг «лес», если щука — в круг «озеро», если лягушка — в любой круг, так как лягушки живут и в озере, и на болоте, и в лесу). Побеждают те, кто ни разу не ошибся. Условия. 1. Нельзя менять круг, в который прибежал. 2. Тот, кто не успел добежать до круга, получает штрафное очко.
“Земля, вода, воздух, огонь”
Играют семь и более человек. Инвентарь. Мяч. Ход игры. Дети становятся в круг, водящий с мячом — в центре. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков и говорит одно из трех слов — «земля», «вода», «воздух». Игрок должен поймать мяч и бросить обратно, назвав при слове «земля» какое-нибудь животное, при слове «вода» — рыбу, при слове «воздух» — птицу. Если игрок не знает, что назвать, он возвращает водящему мяч, сказав «огонь», и водящий сам должен произнести нужное название. Если водящий тоже не может сказать нужного названия, он занимает место «сгоревшего» игрока, а тот становится водящим. Условие. Названия зверей, рыб и птиц не должны повторяться.
“Кличка”
Играют три и более человек. Если детей много, можно разделить их на команды. Ход игры. Игроки становятся в одну линию. Выбирается тема, например «животные». По очереди дети называют животных и делают шаг вперед. Выигрывает тот игрок или команда, который последним вспомнит название животного. Условия. 1. Нельзя повторять названия, уже сказанные кем-то. 2. Нельзя называть детенышей уже упомянутых животных и варианты их названий, такие, как «бегемот» и «гиппопотам». 3. Игрок или команда, повторившая уже сказанное название, получает штрафное очко (игрок делает шаг назад).
“Запрещённое движение”
Взрослый показывает ребёнку движение и говорит, что надо повторять все движения кроме этого. Затем начинает показывать разные движения, а ребёнок повторяет все кроме одного.
"Парные картинки"
Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.
После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их. В целом происходят 4 смены ролей, соответственно четырем карточкам, имеющимся у каждого ребенка.
"Мемуары"
Мемуары обычно пишут люди, прожившие яркую и интересную жизнь.
Участникам игры предлагается написать мемуары от лица:
- старого прикроватного столика,
- старой платьевой вешалки,
- старой чайной чашки.
Мемуары должны быть небольшими и интересными, хорошо представленными.
Игры на развитие памяти
“Заметь и запомни”
Цель: Развить зрительную память, наблюдательность.
Инструкция: На столе выкладываются 7-10 различных предметов и прикрывают их, затем приоткрыв примерно на 10 секунд снова закрывают и предлагают ребенку перечислить. Потом приоткрыть те же предметы на 8-10 секунд и спросить в какой последовательности они лежат. Потом поменять местами какие-либо предметы и показать снова все предметы на 10 секунд и спросить у ребенка какие два предмета переложены. Так же попросить ребенка, не глядя больше на предметы сказать какого цвета каждый из них.
“Геометрические фигуры”
Цель: Развитие слуховой памяти.
Дается словесная инструкция для расположения предметов. Дети должны запомнить и расположить предметы по инструкции.
Предметы какого материала находятся в твоём портфеле?
Цель: Закрепить умение различать предметы по материалу, из которого они сделаны; развивать память.
Играющие получают жетоны разных цветов и уславливаются, что коричневый цвет означает дерево, серый - металл, белый – бумагу, красный – пластмассу. Рассматривая находящиеся в портфеле вещи, каждый должен отложить столько жетонов нужного цвета, сколько соответствующих ему предметов находится в портфеле каждого ученика.
“ Кто, куда?”
Цель: Развитие логической памяти.
Вы читаете ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признаком (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем просите назвать слова, которые он запомнил.
“Пишем под диктовку”
Цель: Развитие слуховой памяти.
Дети под диктовку начинают писать какие – либо правила. Потом учитель проверяет как они усвоили материал, который дети слушали и записывали.
“Угадай, что исчезло”
Цель: Развитие зрительной памяти.
Выложить перед малышом 3 – 4 игрушки. Попросите его посмотреть, а потом отвернуться. Убрать или добавить одну игрушку и попросить ребёнка угадать, что исчезло или появилось. Постепенно количество игрушек увеличивать. В 6-ти – 7-ми летнем возрасте ребёнок должен легко запоминать до 10 предметов.
“Топ-хлоп”
Цель: Развитие слуховой памяти.
Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.
Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.
“Фотоаппараты”
Цель: Развитие зрительной памяти.
1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.
2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.
“Кукловод”
Цель: Развитие двигательной памяти.
Вариант 1. Взрослый - "кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.
Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек - "кукловод", другой - "кукла".
Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
«Сделай, как я!»
Цель: Развитие зрительной памяти.
Оборудование: спички.
Играть можно взрослому с ребенком, а можно научить детей, чтобы они играли парами. Каждому игроку выдается по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну - две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем игроки меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
Примечание: в принципе, использовать можно не только спички, но и счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши, руки и т.д.
Игры на развитие внимания
“Обезьянки”
Цель: Развитие точного внимания, координации движений.
Оборудование: кирпичики (кубики) одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), можно использовать счетные палочки, спички и т.д.
Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).
“Очередь”
Цель: Развитие точного внимания.
Взять карточки-картинки, или какие-нибудь предметы и посадить их вместе с ребёнком в очередь, например к зубному врачу, парикмахеру и так далее.
Попросить ребёнка отвернуться и кого-то убрать, спросить ребёнка: «Кто убежал из очереди?». Снова попросить ребёнка отвернуться, поменять карточки местами и спросить: «Кто перепутал очередь?». Перевернуть карточки и спросить: «Где сидит бабочка? Где сидит Слоник?» и так далее.
“Рисунок”
Цель: Развитие точного внимания.
Детям предлагается какой-либо графический образец и дается задание точно воспроизвести его.
“Найди слова”
Цель: Развитие сосредоточенного внимание.
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать, спрятавшиеся в нем, слово.
Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
“Перепутанные линии”
Цель: Развитие сосредоточенности и концентрации внимания.
Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями.
“Найди отличие”
Цель: Развитие сосредоточенного внимания по средствам сравнения двух предметов.
Задание такого типа требует умение выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операций сравнения. Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числам деталей.
“Чтение с помехой”
Цель: Развитие распределенного внимания.
Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтение дети также ищут ответы на вопросы.
«На стол! Под стол! Стучать!»
Цель: Развитие слухового внимания.
Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.
“ Хлопай в ладоши”
Цель: Развитие сосредоточенности и концентрации внимания.
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.
“Линии”
Цель: Развитие сосредоточенности и концентрации внимания.
Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями.
Игры на развитие мышления
“Помоги карандашу”
Цель: Развитие творческого мышления.
Карандаш задумался, как ему лучше нарисовать картину. Дети помогают Карандашу, они составляют рассказ, используя слова: Коля, собачка, утка, речка, удочка, цыплята.
“Логическое домино”
Цель: Развить логическое мышление.
Имеется набор фигур разного цвета и размера. Играют двое. У каждого игрока есть полный набор фигур. Первый ученик кладет на стол фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отличающиеся от нее только одним каким-либо свойством: формой, цветом или величиной.
Например, если первый положил на стол большой красный треугольник, то второй может приложить к нему малый красный круг или любого цвета треугольник и т.д. Но если второй ученик ответит ходом, приложив к первой фигуре вторую, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более, чем одним свойством, то ответный ход неправильный, и у ученика отнимается эта фигура. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур. Учитель проходит по рядам и руководит игрой.
“Лучший счетчик”
Цель: Развить логическое мышление.
Учитель на магнитной доске по секторам размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочередно, он предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру.
“Угадай-ка”
Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел и развитие логического мышление.
Детям предлагается отгадать число, если оно:
- находится между числами 6 и 8;
- на 1 больше 5 и на 1 меньше 7;
- мои соседи- числа 7 и 9, в каком домики живу я?
"Волшебные кляксы"
Цель: Развитие творческого мышления.
Для начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
“Поиск аналогов”
Цель: Развитие творческого мышления.
Называется какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам. В данном случае, например, могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и другие. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
“Способы применения предмета”
Цель: Развивает способность концентрировать мышление.
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, "книга". Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и так далее. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
"Мостик между словами"
Цель: Развитие мыслительных ассоциативных связей.
Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.
Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.
"Сочини предложение"
Цель: Развитие творческого мышления.
Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
Примечания:
Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.
"Угадай игрушку"
Цель: Развитие восприятия, наблюдательности и мышления.
Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т.д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят "Правильно!" или "Неправильно!".
Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать "загадку". Если ответ неправильный, показать "загадку" предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.
Игры на развитие речи
"Картинки-загадки"
Цель: Развитие речи.
Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
«Что за предмет?»
Цель: Учить называть предмет и его описывать.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»
“ Основные признаки”
Цель: Формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
“Кто больше увидит и назовёт”
Цель: Учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
“Сорока”
Цель: Соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.
Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.
Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла
(Воспитатель раскладывает предметы)
Далее происходит диалог между детьми и сорокой:
Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам мыльце
Сорока:
Не дам, не отдам
Возьму ваше мыльце
Отдам моему сорочонку умыться.
Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам иголку!
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.
Дети:
Сорока, сорока,
Отдай нам очки
Сорока:
Не дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.
Дети:
Сорока, сорока.
Отдай нам звоночек.
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.
Воспитатель:
Ты, сорока, не спеши
Ты у деток попроси.
Все тебя они поймут.
Всё что надо подадут.
Воспитатель:
Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)
Воспитатель:
Дети, что для этого нужно сороке?
(Дети называют и приносят все предметы)
Сорока благодарит и улетает.
“Назови как можно больше предметов”
Цель: Упражнять детей в чётком произношении слов.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.
"Ну-ка, отгадай!"
Цель: Развитие речи
Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать только "да" или "нет".
Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос ребенок из второй подгруппы: "Оно живое?" Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: "Да". Затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: "Я его видел?" Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: "Да" и т. д.
После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.
Примечания:
Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: "Оно живое (или мертвое)?"; "Оно находится в доме?"; "Оно находится на улице?"; "Это животное?"; "Это - человек?" и т. п.
Если в течение 8-10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали.
Ребятам из первой подгруппы рекомендуется загадывать известные всем предметы.
"Противоположность"
Цель: Развитие речи.
Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце -это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т.д.
Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.
" Загадки"
Цель: Развитие логической речи.
Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т.д.
Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.
"Пословицы"
Цель: Развитие речи.
Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны дать свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди. Например, пословицу "Тише едешь - дальше будешь" дети интерпретируют так: "Надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь", "Это значит - нельзя спешить".
А иногда объяснение одной пословицы представляет собой другую: "Семь раз отмерь, один отрежь".
Пословицы:
"Дело мастера боится".
"Всякий мастер на свой лад".
"На все руки мастер".
"Портной испортит - утюг загладит".
"Картошка поспела - берись за дело".
"Без труда и в саду нет плода".
"Каков уход, таков и плод".
"Больше дела - меньше слов".
"Всякий человек у дела познается".
"Горе есть - горюй, дело есть - работай".
"Без дисциплины жить - добру не быть".
"Заработанный хлеб сладок".
"У кого сноровка, тот и действует ловко".
"Без начала нет конца".
"Без порядка толка нет".
"Без работы пряников не купишь".
"Глаза боятся - руки делают".
"Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".
"Без труда нет добра".
"Труд - лучшее лекарство".
"Терпение и труд все перетрут".
"Будешь книги читать - будешь все знать".
"Дом без книги, что без окон".
"Хлеб питает тело, а книга питает разум".
"Где ученье - там уменье".
"Ученье и труд вместе живут".
"Ученье - свет, а неученье - тьма".
"Почитай учителя, как родителя".
Игры на снятие психо - эмоционального напряжения
«Круглый ушастик»
Наклеить на стене (щите) круг с ушами. Дети, которых кто-то обидел, разозлил, могут побросать мяч в ушастика, представляя своего обидчика. Таким образом снимается негативное состояние.
«Ласковые ладошки»
Дети стоят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди стоящего ребенка по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь). Это упражнение снимает напряжение, расслабляет.
«Вьюнок»
Упражнение выполняется в парах. Один из детей, легко перебирая пальчиками рук, «поднимается» по спине другого ребенка снизу вверх (вьюнок растет, тянется вверх).
Упражнение снимает напряжение, успокаивает ребенка.
Примечание: перед выполнением этого и предыдущего упражнений необходимо обратить внимание детей на то, как надо гладить, как прикасаться пальчиками (показать, как именно это надо делать).
«Петушки»
Дети выталкивают друг друга в круг диаметром 60–70 см, прыгая на одной ноге, заложив руки за спину (старшие дети), дети помладше могут прыгать на двух ногах, также заложив руки за спину. При выполнении этого упражнения для создания доброжелательного фона можно привлекать спокойных детей.
«Перематывание клубочков»
Два клубочка разного цвета диаметром примерно 5 см, закрепленных так, чтобы нитки не разматывались, соединены между собой толстой ниткой пряжи длиной 1–1,5 м. Ребенок перематывает нитку с одного клубочка на другой.
Можно иметь несколько таких наборов: наматываемая нить может быть разного цвета, длины и толщины.
Упражнение прекрасно снимает напряжение и развивает мелкую моторику.
«Разрушители»
Вместе с детьми собрать крепость (башню, стену) из картонных кубиков (кубиками могут быть склеенные и покрашенные коробочки из-под продуктов, парфюмерии). Потом дети разрушают эту крепость, бросая в нее мячи. Упражнение выполняют до тех пор, пока есть желание строить и разрушать.
«Секркты»
Сшить небольшие мешочки (примерно 10 ґ 15 см) одной расцветки. Насыпать в них различную крупу (набивать не туго) — манку, рис, горох, фасоль, гречку и т.п. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же такое находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.
«Рваная бумага»
Дети разрывают на мелкие кусочки бумагу (старые газеты, другую ненужную бумагу), складывают все это в большую кучу. Потом можно этой бумагой посыпать друг друга, подбрасывать ее вверх. Предварительно нужно договориться с детьми, что после разбрасывания все вместе будем собирать кусочки бумаги и мыть руки.
«Тесто»
Манипуляции с тестом отлично снимают психоэмоциональное напряжение, развивают моторику. Дети просто мнут его в руках, месят, по желанию могут лепить из него различные фигурки. Дети могут играть с тестом в уголке уединения, вдвоем или поодиночке.
Рецепт приготовления теста: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан подкрашенной пищевым красителем воды, 2 столовые ложки растительного масла. Такое тесто можно долгое время хранить в холодильнике в полиэтиленовом пакете. Если оно подсохнет, нужно добавить немного воды и хорошо его размять.
«Пушистые рисунки»
Кусок искусственного меха (не очень короткого и густого) наклеить на плотную основу — картон, фанеру. Ребенок пальцем рисует различные предметы на меху. Это упражнение успокаивает ребенка, снимает напряжение.
Список литературы:
Карпова Е.В. Дидактические игры / Е.В. Карпова.- Ярославль: “Академия развития”, 1997.- 240с.
Интернет-ресурсы (Яндекс, Рамблер)