Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Творческий проект
«Мозаика»
Выполнил:
ученик 8 «В» класса
Шаповалов Дмитрий
Руководитель:
учитель технологии
Родионычева И.И.
г. Кстово.
2013 уч. год.
Содержание:
Содержание………………………………………………………………. 2
Обоснование возникшей проблемы и потребности …………………… 3
Схема обдумывания………………………………………………………. 4
Требования к изделию …………………………………………………… 4
Выявление основных параметров и ограничений………………………. 5
Теоретические сведения…………………………………………………. 5
История и современность……………………………………………… 5
Банк идей……………………………………………………...………… 6-7
Эскизная проработка базового варианта………………………………… 8
Дизайн-спецификация……………………………………………………. 8
Выбор материала. Особенности работы ………………………………. 9
Критерии выбора. Последовательность изготовления…………………. 10
Технологическая карта………………………………………………… 10-12
Обоснование используемых технологий, инструментов и оборудования 12
Экологическое обоснование……………………………………………… 12
Правила безопасности во время работы……………………………… 13-14
Экономические расчёты…………………………………………………14-16
Реклама……………………………………………………………………... 17
Экспертиза изделия. Самооценка. Подведение итога…………………… 18
Литература………………………………………………………………… 18
Приложение……………………………………………………………….19-21
2
Обоснование возникшей проблемы и потребности
Рассуждение.
В настоящие время дерево пользуется большим спросом: древесные материалы используются в строительстве, в изготовление различных декоративных изделий, а также во многом другом.
Множество раз я пробовал свои силы в изготовлении различных изделий. А вот сейчас меня заинтересовали картины из дерева в технике деревянной мозаики. К тому же скоро новогодние праздники и можно решить проблему с некоторыми подарками близким людям. Так как подарок, сделанный своими руками - это самый приятный подарок.
В домашнем гараже оборудована мастерская. За долгие годы работы там скопилось много кусочков из ДВП, МДФ, фанеры, досок. Мне очень захотелось сделать новое, ранее ещё не изготавливаемое изделие в качестве подарка на Новый год папе. Я решил изготовить красивую сильную и выносливую птицу-орла. Оснащение мастерской позволяет выполнить этот проект, данная работа не опасна. В процессе выполнения работы происходит знакомство с новой технологией изготовления художественных изделий из древесных материалов. Изготовив изделие в технике деревянной мозаики, можно внести личный вклад в оформление квартиры, сделав приятный подарок своим отцу.
При выполнении работы требуется соблюдать точность и аккуратность.
Задачи проекта
Разработать и изготовить изделие (из материалов, имеющихся в мастерской), которое должно сочетать как красоту, так и смысловое сочетание с простой технологией. Изделие должно быть подобрано и скомпоновано по форме, стилю, оригинальности и практичности.
Главное в этом проекте то, что изделие можно сделать самостоятельно. При выборе данного проекта были учтены следующие моменты:
-в процессе изготовления этой работы используются приобретённые знания, умения и навыки в области математики, биологии, химии и технологи;
-изготовление деревянной мозаики способствует закреплению ранее изученного материала таких тем, как: «Виды пиломатериалов», «Разметка», «Выпиливание лобзиком», «Декоративная отделка изделий», «Работа с электроинструментами».
3
Схема обдумывания.
Требования к изготовлению изделия.
Выявление основных параметров и ограничений.
Изделие должно отвечать следующим требованиям:
Изделие должно быть выполнено аккуратно.
Изделие должно быть красивым.
Изделие должно быть прочным.
Краткие теоретические сведения.
Свою работу я решил изготовить из обрезок МДФ и ДСП которые имелись в домашней мастерской.
МДФ (древесноволокнистые плиты средней плотности) (MDF)-это плита, которая делается из очень мелких древесных опилок (практически из древесной пыли. Плюсы: МДФ -экологически чистый материал. МДФ достаточно мягкий и поддается самой тонкой обработке. МДФ обладает всеми достоинствами дерева, но стоит намного дешевле, да и служит дольше. МДФ имеет однородную структуру и легко обрабатывается. МДФ используют в изготовлении фасадов с элементами резьбы, поэтому идеален для фрезеровки полостей различной глубины, криволинейных отверстий и прочих криволинейных форм.
Технологичность этих плит позволяет получать детали конструкций с достаточно большой точностью и с минимальными допусками. Однородная, гладкая поверхность плит МДФ позволяет применять все методы лакокрасочных покрытий и тонкого ламинирования .
Древесно-стружечная плита (сокращенно ДСП) изготавливается из отходов древесного производства, опилок, стружки, измельченных обрезков. Эти отходы смешиваются с клеем, прессуются и просушиваются. Грани могут покрываться специальным высокопрочным пластиковым ламинирующим слоем. Получается ламинированная древесно-стружечная плита (ЛДСП). Ламинирование обеспечивает хороший внешний вид, высокие потребительские качества и повышает физико-механические свойства. Ламинированная ДСтП не требует дальнейшей отделки и широко применяется для производства мебели.
Вещества, выделяемые ДСП, мягко говоря, не полезны для здоровья. Окраска и ламинирование снижают эмиссию вредных веществ. Современная ДСП должна отвечает экологическим стандартам, предусматривающим жесткие ограничения на эмиссию вредных летучих веществ.
История и современность.
Мозаикой называют изображение или орнамент, выполненные из отдельных, очень плотно подогнанных друг к другу кусочков. Деревянная мозаика – это инкрустация по дереву или интарсия. При выполнении интарсии деревянные пластинки разного цвета и текстуры врезаются в деревянную же поверхность, что позволяет получить сложное фигурное изображение.
5
Считается, что интарсия зародилась еще в Древнем Египте, где древесину впервые стали применять для инкрустации наряду с более «благородными» материалами. Но пика своего расцвета интарсия достигла в Италии в эпоху Возрождения, где орнаменты делались из клена, самшита, падуба, железного дерева, кизила. В этой технике чаще всего украшали церковную мебель и утварь.
Особенности интарсии: при интарсии отдельные деревянные пластинки, составляющие узор, плотно пригоняют по кромкам, склеивают и вкладывают в массив украшаемого предмета, где режущим инструментом заранее выбирают углубления, равные толщине набора. Лицевую сторону пластинок тщательно сглаживают и полируют. Нижнюю поверхность оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой. При интарсии в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия.
С течением времени техника выполнения деревянной мозаики значительно упростилась.
В современных западных клубах любителей деревянной мозаики применяют следующий приём: кусочки, составляющие картину, наклеиваются обычно на фанерную или деревянную основу, предварительно оконтуренную по внешним границам всего изображения. То есть фоновая поверхность, как правило, отсутствует.
Именно эту технику я м выбрал.
Банк идей.
Изучив теоретический материал, историю появления и развития вопроса, было принято решение выполнить птицу в интарсии. В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов:
1. Изготовить дятла.
[pic]
6
2.Изготовить натюрморт с птицей.
[pic]
3.Изготовить орла.
[pic]
Рассмотрев три представленных варианта, изучив их особенности, потребность в материалах и инструментах было принято решение: изготовить изделие «Орёл».
7
Эскизная проработка базового варианта
[pic]
Эскиз изделия увеличиваем с помощью сканера и распечатываем на принтере. Затем с помощью копировальной бумаги переносим на МДФ и основу.
Дизайн - спецификация
8
Выбор материала.
Мы живём в XXI веке и сейчас такое большое обилие различных материалов, что при их выборе можно растеряться.
Для изготовления орла я выбрал обрезки МДФ по той причине, что обрезки-бросовый материал в нашей мастерской. Я много читал, что мозаику можно сделать из кусков дерева различных пород. А можно ли мозаику выполнить из МДФ? Свойства этого материала во многом совпадают со свойствами древесины: экологически чистый материал. МДФ достаточно мягкий и поддается самой тонкой обработке, имеет однородную структуру и легко обрабатывается. И если раньше МДФ никогда не применяли в мозаике, то я-буду первым.
Для изготовления орла я взял несколько подходящих по размерам кусочков. В качестве основы я использовал стенку от разобранного шифоньера (тоже БУ). Стенка сделана из ламинированного ДСП. Этот материал очень доступный. При сборке я склеивал все детали клеем «Столяр» на основе ПВА, так как он тоже очень доступный, и при склеивании этим клеем на ДСП и МДФ не остаётся никаких следов, а на высыхание его требуется всего несколько минут. Для конечной обработки своего изделия я использовал морилку и масляный лак, так как он при высыхании очень блестит, а при вскрытии изделия нитро лаком время сушки уменьшается, но зато нет такого блеска как от масляного лака. И ещё что не мало важно, МДФ, ДСП мне не пришлось покупать, они есть у нас в мастерской. Так что обошлось без материальных затрат.
Особенности работы лобзиком.
Особенности работы лобзиком:
-разрабатывать, воплощать задуманный рисунок на дереве;
-вносить элементы новизны;
-изучать свойства используемых материалов и применять их в новых изделиях;
-украшать выпиленным орнаментом можно различные изделия; мебель, шкатулки, книжные полки, рамки для зеркал, вазы, хлебницы, и многое другое.
Работа лобзиком не требует больших материальных затрат, специальной мастерской. Выпиливать можно в любом помещении. По простоте и легкости исполнения выпиливание лобзиком является одним из наиболее доступных ремесел.
Условия, при которых готовое изделие будет радовать глаз и душу: уделять внимание подготовке к выпиливанию:
-обязательно учиться подгонять и собирать изделие;
- готовое изделие, кроме всего прочего, тщательно отделывать.
9
Критерии выбора данного изделия.
Основными критериями, на которые обязан опираться каждый, кто собирается изготавливать то или иное изделие, являются:
Последовательность изготовления деревянной мозаики.
1. Выполнить подготовительный рисунок в величину будущего произведения.
2. На подготовленную поверхность МДФ и ДСП рисунок перевести с помощью копирки.
3. По намеченному контуру на плоской поверхности форму выпилить с помощью лобзика.
4. Шлифовать детали изделия.
5.Покрыть морилкой нужные участки МДФ.
6. Сборка изделия из деталей с помощью столярного клея.
7. Лакирование деталей.
8.Лакирование всего изделия.
Технологическая карта.
Обоснование используемых технологий, инструментов и оборудования. При обработке МДФ и ДСП я использовал полностью ручные технологии, так как они самые доступные и дают качественный результат. Я копировал детали на куски МДФ и ДСП с помощью копировальной бумаги. При копировании я прикладывал лист с чертежами деталей на МДФ, подкладывал копировальную бумагу, и всё это прикалывал кнопками. Кнопками я прикалывал для того, чтобы при копировании не сдвинулись чертежи, и чтобы качественнее перекопировался шаблон. Затем я отпиливал при помощи электролобзика ту часть заготовки, на которой были перекопированы шаблоны. После этого я устанавливал на своё рабочее место столик для выпиливания, и выпиливал по контуру каждую деталь ручным лобзиком. Если некоторые детали выпиливались тяжело то я использовал электролобзик, но так как пилка электролобзика толще и шире чем у ручного, то соединяемые детали имеют большой зазор что сказывается на качестве сборки изделия. Внутренние контуры я выпиливал ручным лобзиком. После всей этой технологии я производил подгон деталей и предварительную сборку. Затем как предварительная сборка была завершена, я начинал придавать форму деталям при помощи наждачной бумаги, а потом все детали приклеивал на основу. После склеивания производилось лакирование изделия. За счёт выполнения всех этих технологий получается наиболее лучший результат.
Экологическая оценка проекта.
Для изготовления своего изделия я использовал материал –МДФ и ламинированное ДСП.МДФ -экологически чистый материал. МДФ обладает всеми достоинствами дерева, но стоит намного дешевле, да и служит дольше. Однородная, гладкая поверхность плит МДФ позволяет применять все методы лакокрасочных покрытий и тонкого ламинирования. ДСП часто покрывают специальным высокопрочным пластиковым ламинирующим слоем. Получается ламинированная древесно-стружечная плита (ЛДСП). Вещества, выделяемые ДСП, мягко говоря, не полезны для здоровья. Окраска и ламинирование снижают эмиссию вредных веществ. Современная ДСП должна отвечает экологическим стандартам. Только при лакировании изделия слегка выделяется специфический запах лака, который тоже не наносит вреда людям и окружающей среде. Лакирование выполняется при проветриваемом помещении.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
Техника безопасности при работе с ручным инструментом.
Перед началом работы нужно:
1. Проверить своё рабочее место, чтобы на нём не находилось лишних или не нужных инструментов.
2. Убедиться в закрепления столика.
3. Проверить исправность лобзика, если какая-нибудь неисправность обнаружена, то нужно сообщить учителю.
4. Убедиться в правильности закрепления пилочки в лобзике.
Во время работы:
5. Запрещается отвлекаться от работы.
6. Запрещается сдувать у опилки.
7. Запрещается оставлять лобзик на краю рабочего места.
8. При выпиливании электролобзиком вести лобзик плавно прижимая к древесине.
9.. Запрещается пользоваться инструментом не по назначению.
10. Работу с электроинструментом проводить под контролем учителя или взрослого.
После окончания работы нужно:
12. Сложить инструмент.
13. Убрать рабочее место, и вынести мусор.
Техника безопасности при ручной обработке древесины.
До начала работы
Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет или косынку. При этом следует тщательно подбирать волосы и заправлять концы косынки).
Проверить наличие инвентаря (сиденье, щетка-сметка, совок), исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).
Разложи на верстаке инструменты индивидуального пользования в строгом порядке, установленном учителем. На верстаке не должно быть ничего лишнего.
Во время работы
Надежно закрепи обрабатываемый материал (МДФ) в зажимах верстака.
Пользуйся инструментом только по назначению, исправным, хорошо налаженным и наточенным.
13
Технологические операции (пиление, обтесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполняй на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры и подкладные доски.
Не допускай захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращай учителю инструмент общего пользования.
Не отвлекайся во время работы, следи за правильными приемами работы.
Приготовление и разогревание клея производи под постоянным наблюдением в изолированном от мастерской и хорошо вентилируемом помещении.
Пользование открытым огнем, а также электроразогревателями в деревообрабатывающей мастерской категорически запрещается.
Во избежание травмирования необходимо:
применять направитель для опоры полотна инструмента при запиливании;
в случае порчи инструмента во время работы немедленно заменять его.
После окончания работы
Проверь состояние инструментов и положи их в том порядке, как установлено учителем.
Убери свое рабочее место, пользуясь сметкой. Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается.
На верстаке проверь наличие и состояние клиньев, а зажимные коробки (задняя, передняя) завинти до установленного зазора (не более 2-5 мм).
Приведи себя в порядок.
Техника безопасности при работе с ручным электроинструментом.
При работе с электроинструментом обязаны соблюдать правила по Т.Б.
1 Привести в порядок спецодежду, заправить блузу в брюки, надеть нарукавники, волосы тщательно убрать под головной убор, не носить свободной одежды с широкими рукавами, шарфов и т.п.
2. Освободить рабочее место от деталей, инструмента и приспособлений, ненужных при выполнении порученной работы.
3. Работу выполнять в защитных очках.
4. При получении электроинструмента произвести тщательный осмотр, обратив особое внимание на изоляцию токоведущих проводов
5. Остерегаться навертывания на инструмент спецодежды.
6. При обработке деталей на шлифмашинке, держать пальцы рук подальше от шлифовальной шкурки.
7. Не допускать сильного нагрева электроинструмента; делать перерывы в работе и производить пуск электроинструмента на некоторое время вхолостую.
8. При переноске электроинструмента держать его за корпус, а не за шланг провода или режущий инструмент. Не допускать ударов по аппарату молотком, ключами и т.п. предметами или бросать его (аппарат необходимо класть осторожно).
9. При перерывах в работе электроинструмент не прижимать к себе и не класть на колени, а откладывать в сторону.
14
10.При отлучке с рабочего места, хотя бы даже кратковременно, выключить вилку электроинструмента из розетки.
11. Произвести уборку рабочего места, чистку инструмента и приспособлений, защитные средства и инструмент сдать в кладовую. Обо всех замеченных неисправностях инструмента сообщить учителю.
12. Все машины и механизмы нужно отключить от электросети, очистить от грязи и пыли.
14 Лицо и руки нужно тщательно вымыть теплой водой с мылом.
Экономическое обоснование.
Себестоимость изделия рассчитывается по формуле:
Си = С1 + С2 + Ао,
где
С1 – стоимость материалов и оборудования, руб.
С2 – стоимость электроэнергии, затраченной во время изготовления изделия, руб.
Ао – амортизация оборудования, руб.
МДФ и ЛДСП– бесплатно.
С1 – стоимость материалов и оборудования, руб.
С1= стоимость лака+ стоимость морилки+ стоимость клея.
Стоимость 1 л. лака составляет 102 руб.
Я потратил 1/3 бутылки, значит, себестоимость лака -34 руб.
Стоимость морилки-98руб. за 1 литр.
Я потратил 1/4 часть бутылки, значит, себестоимость морилки-24,5 руб.
Стоимость клея 40 г. составляет 30 руб.
Я потратил 20 г., значит, себестоимость клея составляет 15руб.
С1=34руб.+24,5+15руб. =73,5руб.
Ао – амортизация оборудования, руб.
Ао=Ао лобзик+Ао электролобзик +Ао кисть.
Амортизация лобзика:
Ао=Лобзик 100руб. - Срок экспл.2 года.
Ао лобзик=100руб/24месяца =4, 1руб.-за 1 месяц;
15
1 месяц-720 часов. Я работал 3 часа.
Аолобзик= (4,1руб.х3 ):720=0,017руб.
Амортизация электролобзика:
Электролобзик- 2500руб. срок эксплуатации 3года.
Ао электролобзика =2500руб.:36= 69,44руб.- за 1 месяц; я работал 2 часа.
Ао электролобзика =(69,44х2):720=0,192руб.
Амортизация кисть:
Кисть 12руб. - срок эксплуатации 1 месяц.
Ао кисть=12р.:1м.=12р.-за 1 месяц. Я работал 0,5 часа
Ао кисть=(12х0,5):720=0,008руб.
Ао=Ао лобзик+Ао электролобзик +Ао кисть.
Ао=0,017руб+0,192руб.+ 0,008руб.=0,217руб.
С2 – стоимость электроэнергии, затраченной во время изготовления изделия, руб
Электроэнергия, затраченная электролобзиком .
2,72 руб за 1кВт/ч(из квитанции за оплату электричества)
Я работал 2 часа.
2,72х2=5,44руб.
С2=5,44руб.
Себестоимость изделия рассчитывается по формуле:
Си = С1 + С2 + Ао,
Си=73,5+0,275руб.+5,44 руб.=79,215 руб.
Мое изделие вышло по стоимости 79руб.26коп.
16
Рекламный блок.
Дорогие друзья!
Приближаются новогодние праздники!
Если Вы еще не решили, что подарить своим друзьям и близким,
воспользуйтесь удивительной техникой «Интарсия» и
своими руками приготовьте незабываемые подарки.
Идеи любые :от деревянной подковы(год лошади) до портрета.
У Вас получится!
Дерзайте!
[pic]
17
Экспертиза изделия.
Изделие, которые я сделал в качестве проекта, по-моему мнению получилось удачным. Я изготовил его за быстрое время, и это всё потому, что мне нравится заниматься творчеством, мастерить поделки из древесины, металла. Благодаря этому моя проектная работа получилась удачная, и изделия прошли испытания по всем параметрам: по внешнему виду и отделке, по прочности, а главное, что они понравились всем, кто их видел. Я изготавливал орла из МДФ с использованием лака. При изготовлении я использовал ручную и механическую обработку.
Самооценка
При изготовлении разными людьми многие изделия приобретают новые формы, наполняются новым смыслом. Вот, например, «Орёл» в моих руках стал совершенно необычным. На изготовление изделия потребовалось около 6 часов.
Подведение итога.
В представленном проекте я освоил азы техники изготовления деревянной мозаики, которая в дальнейшем будет мною совершенствоваться. Кроме того, я освоил приёмы и закрепил навыки работы с электрическими инструментами, приобрёл знания по проектированию, расширил знания о свойствах пиломатериалах.
Положительные стороны:
• Вещь сделана своими руками
• Приобретение знаний по проектированию и технике интарсии
• Минимум затрат
• Приобщение к искусству
• Все технические операции доступны.
Литература
1.Григорьев М. А. Материаловедение для столяров и плотников. - М.: Высшая школа, 1985.
2.Кулебакин Г. И. Рисунок и основы композиции. - М.: Высшая школа, 1988.
3.Черепахина А. Н. История художественной обработки изделий из древесины. - М.: Высшая школа, 1987.
4. [link]
21