ТЕХНОЛОГИЯ 7 класс (ДЕВОЧКИ)
Раздел: «Конструирование и моделирование швейных изделий»
Тема урока: «Силуэт и стиль в одежде. Национальный костюм.Требования, предъявляемые к одежде»
Разработал: учитель технологии ГБОУ СОШ №371 Московского района
Санкт-Петербурга – Брюнина Любовь Николаевна
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
2. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы начнем изучать новый раздел «Конструирование и моделирование швейного изделия». Запишите тему урока: «Силуэт и стиль в одежде. Национальная одежда. Требования, предъявляемые к одежде».
3. Сообщение целей урока
–Мы сегодня узнаем, что такое силуэт и познакомимся с его видами, узнаем о стиле в одежде. Познакомимся с тем, какие факторы влияли на формирование национального костюма, узнаем какие изделия относятся к плечевой группе, а также познакомимся с требованиями, которые предъявляются к лёгкому женскому платью. Полученные знания будем использовать при выполнении практической работы.
4. Сообщение нового материала
Все швейные изделия можно разделить на две группы. Одна группа-это одежда, которая крепится на линии талии ( самой узкой части туловища) и она называется поясная . Вторая группа одежды крепится на линии плеч и называется плечевая .Назовите- какая одежда относится к данным группам? (дети называют)
Слово «платье» имеет несколько значений:
1. Это вид женской одежды, верх и низ которой (блуза и юбка) составляют одно целое.
2. Одежда, которую носят поверх белья. (Это вся одежда, кроме обуви и головных уборов).
Плечевая одежда берёт своё начало от первобытных плащей-шкур. Через тысячелетия она изменилась, например, в мужские и женские костюмы греков, представляющих собой несколько кусков ткани, которые не сшивались, а искусно драпировались на фигуре человека. Костюм состоял из двух частей: нижней рубашки – хитона, и верхней – гимантия, более длинный назывался – пеплос.
Одежда египтян была облегающей фигуру.
А на Руси первые сведения об одежде относятся к VIII-XII столетиям. Женщины носили длинные холщовые рубахи – сорочины – широкого прямого покроя, подпоясанные по бёдрам и расшитые по краям. (доклад ученицы – «История русского национального костюма».С тех времён многое изменилось, сейчас существует большое разнообразие изделий плечевой группы. Назовите знакомые вам (Учитель читает определения – загадки, ученики отвечают):
- Разновидность платья, но без рукавов, иногда на бретелях обычно без воротника. (ученики -Сарафан)
- Домашняя одежда, иногда удлинённая, почти до пят, с разрезом или застёжкой от верха донизу. (ученики - Халат)
- Женская одежда, покрывающая только верхнюю часть туловища. (ученики - Блузка)
- Одежда с проймами, без рукавов, различной длины. (ученики - Жилет)
- Женская одежда, состоящая из лифа и юбки, объединённых в одно целое. (ученики - Платье)
2. Силуэт в одежде
Силуэт (фр.) – внешние очертания фигуры в одежде на слегка удаленном расстоянии. Это плоскостное, контурное изображение объёмных форм одежды.
– Для более точной характеристики силуэта, его сравнивают с геометрическими фигурами (прямоугольник, треугольник, трапеция, овал (или сфера)). Именно в силуэте отражается направление моды. С изменением моды меняется силуэт.
Прямой – одежда прямого силуэта хорошо подходит практически для всех фигур, для всех возрастов. Может быть узкой, вытянутой или широкой.
Трапеция – расширение происходит от линии плеча или проймы. Расширение может быть спокойным или более значительным. Хорошо будет смотреться на стройной фигуре.
Треугольный – зрительное расширение книзу или наоборот в плечах создаёт впечатление треугольника и лучше выглядит на фигурах высоких, худощавых.
Овальный (сфера) – предлагается модой редко и долго не удерживается, т.к. противоречит естественным пропорциям телосложения, выглядит неустойчивым.
Приталенный – создают расширенные линии плеча и низа изделия и зауженная талия, можно уподобить двум встречным трапециям или треугольникам.
Меняется мода, меняется силуэт. При всём многообразии одежды, можно выделить 4 силуэта, которые на протяжении последних десятилетий всегда в моде:
прямой
трапеция
приталенный
полуприлегающий
3. Понятие о стиле
Стиль наиболее ярко проявляется: в одежде, в архитектуре, в мебели.
– Кроме силуэта, в одежде нам важно и то, к какому стилю она относится.
Различают 3 основных стиля:
Классический(иначе – строгий, деловой, элегантный)
Вещи, которые мало подвержены изменениям моды: костюм – пара или тройка, платье с рукавами, костюм с прямой юбкой или юбкой в складку, брюки, жилет, рубашка.
Спортивный (это не обязательно одежда для занятий спортом) – удобная для движения, приемлема для работы и активного отдыха (куртки, юбки, блузки, комбинезоны, джинсы).
Романтический –область фантазий, поисков. Одежда нарядная, экстравагантная, подчёркивающая женственность и обаяние. Используются элементы исторического, фольклорного костюма, различные виды отделок: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Ткани: воздушные, блестящие, бархатные.
В вашем гардеробе может быть одежда разных стилей, но выбор одежды должен соответствовать её назначению.
4. Требования, предъявляемые к одежде:
В 6 классе вы узнали, что создавая одежду, следует исходить из определённых требований к ней гигиенических, эксплуатационных, эстетических и экономических.
Давайте вспомним, что они означают.
Гигиенические: (отвечают ученики) -одежда должна быть лёгкой, мягкой, удобной.
Эксплуатационные: (ученики)- одежда должна быть прочной, износоустойчивой, легко стираться, чиститься.
Эстетические: (ученики) - одежда должная быть красивой, модной, учитывать индивидуальные особенности телосложения и возраст человека.
Экономические: (ученики) - одежда должная быть недорогой и доступной.
5. Беседа о профессиях, швейного производства.
Скажите, дети, люди каких специальностей участвуют в создании одежды?- учащиеся дают ответ:
– В процессе изготовления одежды участвуют люди различных профессий:
художник-модельер,
модельер-конструктор,
технолог швейного производства,
швея,
Учитель дополняет их ответ:
- закройщик,
- комплектовщик.
- утюжельщик.
– Кто из художников-модельеров вам известен? (Рассказ о Вячеславе Зайцеве и Валентине Юдашкине – конспект подготовили ученики).
Кутюрье – мастер по изготовлению одежды высшего мирового класса.(В.Зайцев и В.Юдашкин)
– В чём суть работы художника-модельера? (Придумывает новые модели одежды и воплощает их в эскизах.)
- В чем суть работы модельера-конструктора? (Разрабатывает выкройки моделей по эскизам художников-модельеров).
-В чем суть работы технолога швейного производства? ( Составление технологической последовательности сборки швейного изделия, составление технологической карты и плана раскроя, т.е. эффективной раскладки выкройки на ткани).
- В чем суть работы закройщика? (настил, раскладка выкройки на ткань согласно плана раскладки, раскрой)
- В чем суть работы комплектовщика? ( комплектование деталей кроя по размерам).
- В чем суть работы швеи? (Пооперационное изготовление швейного изделия по технологическим картам).
6. Закрепление изученного материала лабораторно-практической работой.
Одной группе девочек придумать одежду спортивного стиля, сделать эскиз, определить тип силуэта.
Второй группе девочек придумать и выполнить эскиз одежды классического стиля и определить тип силуэта.
7. Анализ выполнения самостоятельной работы.
Оцениваем работы девочек. Отмечаем лучшие.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Урок окончен, спасибо. До свидания.