В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей школы, а, следовательно, и нас учителей.
Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Школа выполняет заказ общества и государства. ФГОСы дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. В стандартах предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.
Современное образование должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личностном опыте ребенка.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».
Что же такое творчество?
Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.
Творчество – это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.
Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.
Способности – индивидуально–психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.
Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность своей работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении, положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта). Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
Что это значит развивать творческие способности?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании.
2. Технология реализации идеи в собственном опыте.
Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
При организации внеурочной деятельности я ставлю перед собой следующую цель: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижение им духовно-нравственных и культурных ценностей.
Основными задачами при организации внеурочной деятельности являются:
усиление педагогического влияния на жизнь учащегося в свободное время;
организация досуговой деятельности;
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей;
оказание помощи в поисках «себя»;
создание условий для индивидуального развития в избранной сфере;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом;
воспитание культуры досуговой деятельности.
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. В процессе занятий по вырезанию из бумаги, конструированию, аппликации, вышиванию, вязанию, выпиливанию, лепке, росписи и т.д. заложен высокий воспитательный потенциал. На занятиях раскрываются духовные ценности изделий народных мастеров. В процессе занятий формируется эстетический вкус учащихся, у них развиваются трудовые умения и навыки. Занятия по внеурочной деятельности позволяют приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведёт в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом в свободное от работы время.
Я перед собой ставлю задачу: заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.
Ещё К.Э.Циолковский приоткрыл завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины известные многим, затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Это и есть путь становления творческих способностей. Моя обязанность помочь ребёнку встать на этот путь.
В своей работе использую общедидактические принципы:
- научность;
- систематичность;
- последовательность;
- доступность;
- наглядность;
- активность;
- индивидуальный подход;
- от простого к сложному.
Наряду с принципами использую и методы:
- словесно-наглядные;
- наглядно-практические;
- практические;
Стараюсь целенаправленно выявлять склонности детей, предлагаю им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Я позволяю ребятам самим выбирать и предлагать для выполнения изделия. Здесь я выступаю в роли помощника. А ученик – экспериментирует, вносит новшества, создает неповторимое изделие.
Индивидуальный труд учащихся во время занятия заключается в том, что под общим моим руководством ребята самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания.
Для успешного выполнения намеченных целей я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей.
Индивидуальные художественные особенности понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнять задание учителя. Ребёнок проявляет свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами. Каждый ребёнок стремиться быть непохожим на других. Поэтому моей задачей является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.
Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям учащихся.
На занятиях соблюдаю следующие принципы:
- добровольность выбора содержания занятия, с учетом склонностей детей;
- опора на самостоятельную творческую инициативу детей;
- знакомлю с новыми видами творчества.
Основное внимание на занятиях уделяю:
- формированию практических умений и навыков;
- выполнению элементов для украшения изделия;
- правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия;
- развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.
Информацию на занятиях сообщаю небольшими порциями. Вновь полученные знания сразу закрепляем практическими умениями. Повторение знаний и совершенствование умений осуществляем на разнообразных изделиях.
Начинаем всегда с простых по конструкции и небольших по объёму работы изделий так, чтобы дети могли быстрее увидеть результат своего труда. Стараемся работать так, чтобы в каждом новом изделии ребята могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку.
Поэтому я нахожусь в постоянном творческом поиске, фантазирую, включаю в работу что-то новое.
Занятия по вышивке и вязанию строятся по схеме уроков трудового обучения. Но есть и отличия. Необходимость охраны зрения и связанное с этим ограничение времени, затрачиваемого на непосредственную работу вышивкой или вязанием.
Построение занятия:
- В начале занятия беседа.
- объяснение последовательности выполнения работы
- практическая часть – не даю готовое решение задачи занятия (выбор материала, технологии изготовления).
Примерная структура занятия:
Организационная часть(2-3мин.)
Объявление темы.
Организация рабочего места.
Теоретическая часть(10-18мин.)
Беседа или рассказ (3-5мин.).
Анализ изделия(3-5мин.).
Показ приёмов работы, используемых для изготовления изделия (3-5мин.), при объяснении новых технологических приемов может потребоваться больше времени.
Физминутка.
Практическая часть (23-33 мин.)
Работа по графическим схемам (10-15мин.)
Физминутка или гимнастика для глаз.
Практическая часть. Продолжение (10-15мин.)
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше.
Оценивание работы: ребёнку следует показать положительные стороны его деятельности, а затем уже указать на недочёты, подсказывая способы их устранения.
Уборка рабочих мест (1-2 мин.)
Занятия не только вооружают умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия.
Дети неистощимы на выдумки. В результате – каждая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Внеурочные занятия ценны и тем, что способствуют развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносят ему большое удовлетворение при выполнении изделия. Деятельность ребёнка в кружке помогает ему стать:
- инициативным;
- последовательным;
- усидчивым;
- доводить начатое дело до конца;
- самостоятельно решать поставленные задачи.
Закрепив ряд трудовых навыков и умений, освоив процесс подготовки и выполнения изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься различными видами трудовой деятельности. Всё это подготовит к жизни, труду независимо от того станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.
В процессе творческой работы ребёнок открывает для себя понятия: линия, цвет, форма, ритм. Это происходит на уровне подсознания без заучивания законов и правил.
С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Работа в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На своих занятиях я стараюсь пробуждать творческое начало, учить трудиться, помогаю ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.
Творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Это развивает волю, укрепляет внимание и память, воспитывает нравственно-волевые качества, совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно, так как это стимулирует развитие мышления ребёнка.
Чтобы ребёнок представлял, что он делает и какой результат получится, я стараюсь направлять его практические действия. Но помню, что направлять – не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и способов передачи своих чувств, ощущений, переживаний. Организуя деятельность, помню, что ребёнку трудно доводить начатое до конца. Для этого создаю положительную мотивацию:
- Хочу сделать!
- Могу сделать!
- Я - сделал!
Для стимулирования творческой деятельности важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он будет стремиться делать всё лучше и лучше, может посмотреть на работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество.
7